В предыдущей статье мы постарались ответить на вопрос – почему придумывать идеологию не надо. Отчасти коснулись темы устроения семьи и того, как этот же принцип реализуется в устроении Церкви и государства. Было дано библейское обоснование обязательности перехода от теократии к царской власти – как идеальной модели организации общества в Божественном замысле. Указано на принципиальную невозможность теократии в государстве, где, в том числе, проживают иноверные и инославные народы. Также были указаны существующие повреждения в устройстве основных наших институций. Было отмечено, что именно наше Русское Государство, даже и теперь, с серьезными отклонениями от идеальной модели, избрано и сохраняется Богом библейским Катехоном (Удерживающим) – Третьи Римом – до скончания века.
Спустя год тема получила своё неожиданное и, вместе с тем, долгожданное отражение и даже развитие в государственных документах, что, безусловно, радует.
Из указа президента РФ от 9 ноября 2022 года №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Здесь четко и недвусмысленно объявлено, что сохранение и укрепление традиционных, в т.ч. семейных ценностей, является государственной политикой и вопросом обеспечения национальной безопасности. Определено, что́ является этими ценностями. Традиционные ценности - это исторические нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, идентичность, культуру и духовность. Традиционные семейные ценности - это институт брака (союза мужчины и женщины), преемственность поколений и забота о старшем поколении. Установлен приоритет духовного над материальным. Указано, что христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию (п.1-6).
Более того, в документе целью государственной политики указано формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей (п.23 «в»). Иными словами, наше государство прямо объявило себя одним из центров формулирования традиционных духовно-нравственных ценностей и их защиты (см. Третий Рим – Катехон) от экспансии западного «Содома». Очень хотелось бы предположить, что имеются ввиду как минимум ценности библейские, а еще лучше если бы сразу и прямо – Православные. Но пока об этом не говорится. Видимо из-за желания оставить возможность формирования идеологии, объединяющей две антагонистичных системы, о которых ниже.
Так, п. 5 Общих положений Указа гласит: К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Всё хорошо, но по одному пункту не могу не возразить (прошу отметить это возражение, т.к. ниже по тексту мы еще будем к нему возвращаться). Жизнь, права и свободы человека, как высшая ценность – да, это из идеологии гуманизма, где мир «человекоцентричен», т.е. в самом академическом понятии гуманизма – в центре стои́т человек, его права и свободы – и вроде как всё правильно. Но уже в относительном развитии гуманизма, в центре стои́т не некий абстрактный человек, но падший человек. Именно и только падший человек. Неоспоримый пример этого закономерного (и потому неизбежного) развития, мы все – верующие и не верующие - наблюдаем в западном обществе. Все их свободы (либерализм) на практике оказываются свободами для греха и потому в высшем развитии идеологии гуманизма в центре стоит уже враг рода человеческого. Без вариантов. И это тоже мы уже видим.
Вывод однозначный: нельзя совместить гуманитарное – человекоцентричное – общество с нашим Богоцентричным. Наша свобода, как свобода в любом богоцентричном обществе, это свобода от греха. Что называется, почувствуйте разницу. Именно поэтому, гуманизм согласуется с установкой о приоритете духовного над материальным, только если под духовным, имеется ввиду дух разрушитель, а не Дух Созидатель. В обществе, где жизнь и права человека высшая ценность (т.е. частное выше общественного) – патриотизму, т.е. служению Отечеству (даже до смерти) – места нет. Эти понятия взаимоисключающие. Вплести западные гедонистические, гуманитарные, либеральные, т.н. «общечеловеческие», а по сути – сатанинские, ценности в наши традиционные сотериологические, богоцентричные, библейские, христианские, православные – невозможно.
И мы с вами знаем почему: «один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:12-13); «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25); «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор. 6:14-18).
Да. Не всякая историческая память подлежит преемственности в поколениях, некоторую память необходимо оставить только к назиданию этих поколений.
Но или у составителей этого документа такого понимания нет, или, что более вероятно, это сознательный компромисс из-за противодействия, возникшего при принятии документа, о котором говорил А.И. Бастрыкин: «Я знаю, что этот документ пробивал себе путь с большим трудом. С большим трудом! Было много противников принятия этого указа президента».
Возвращаемся к теме семьи, как принципа, и идём дальше по следующим документам. Так, признанием простой истины, что все общественные институты имеют главным принципом устройства семью, совершенно неожиданно стали, выступление президента 22 февраля 2023 года в Лужниках на митинге-концерте «Слава защитникам Отечества» и принятая Концепция внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 года. Судите сами.
Из выступления президента в Лужниках: «Мы встречаемся с вами в преддверии Дня защитника Отечества. В этом словосочетании, в этих словах есть что-то мощное, огромное, я бы так сказал – мистическое и святое. Недаром одна из самых известных молитв начинается со слов "Отче наш"».
«Отечество» происходит от «Отче наш» – простая мысль, не всем очевидная (но не руководителю страны) из Св. Писания: «Преклоняю колена ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. 3:14-15).
Дальше – больше: «Отче наш – отче – отец, и в этом есть что-то очень близкое каждому человеку. Мы ведь говорим тоже и "Родина-мать". Речь идёт о семье, речь идёт о чём-то огромном, мощном и в то же время близком сердцу каждого человека: это и́ Родина, и́ семья. А по большому счёту и Родина – это семья: в нашем сердце это одно и то же».
Президент проводит прямую логическую связь: и все мы, и наши семьи – ДЕТИ в огромной мощной, мистической и святой семье, именуемой Отечеством, где Родина – МАТЬ, Бог – ОТЕЦ.
Из Концепции внешней политики Российской Федерации от 31 марта 2023 года. В разделе «Формирование справедливого и устойчивого мироустройства» сказано: «Россия стремится к формированию системы международных отношений с опорой на единый для всех мировых традиционных религий и светских этических систем духовно-нравственный ориентир» (п.18.7).
Как известно, мировых религий всего три: иудаизм, христианство, магометанство (в хронологии их появления). Философское учение буддизма, строго говоря, религией не является из-за отсутствия Бога, как личности. Единым духовно-нравственным ориентиром для всех трех мировых религий является Ветхий Завет. В нашем Отечестве, как отмечалось, особая роль принадлежит Православию, следовательно, ориентиры эти у нас шире – они не только ветхозаветные, но и библейские, Православные.
Остаётся нерасшифрованным понятие «светские этические системы». Здесь нам поможет п.19.9, где сказано, что Россия намерена уделять приоритетное внимание «консолидации международных усилий, направленных на обеспечение уважения и защиты универсальных и традиционных духовно-нравственных ценностей (в том числе этических норм, общих для всех мировых религий), нейтрализацию попыток навязывания псевдогуманистических и иных неолиберальных идеологических установок, приводящих к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов».
Коль скоро собираемся бороться с «псевдогуманизмом» и «неолиберализмом», то соответственно «либерализм» и «гуманизм» подлежат защите и в приоритете «светских этических систем» остаются всё те же т.н. «общечеловеческие» ценности, а по сути – сатанинские (см. возражение выше). Пригрев змеёныша, вы однажды неминуемо обнаружите на груди змею. Думаю, поторопился Константин Малофеев, озаглавивший свой пост в честь подписания президентом указа словами «конец Содома». Это сейчас не о том, что «всё пропало». Видимо нельзя было всё и сразу, поэтому пока общая динамика в нашу пользу – не страшно. Не станем критиковать за то, что «сделано не всё» или «не так», а посмотрим на то, что́ уже сделано. Посмотрим, и увидим повод благодарить того, кто действительно «как раб на галерах». Его и его команду. И Того, Кто ему и нам сейчас помогает более, чем заслуживаем. Если вдуматься, то сделано очень многое – и в масштабе нашей страны, и в мировом масштабе. С точки зрения действий Катехона – и во вселенском масштабе тоже. Кроме того, не будем забывать, что благодарность – это рука, протянутая за следующей милостью.
Далее: «главенствующая роль суверенных государств при принятии международных решений» (п.18.9).
Из этих утверждений явно виден следующий принцип: участвовать в обсуждении норм международного права могут все не поражённые в этом праве государства, но формировать это право и принуждать к его соблюдению – главенствовать, могут (фактически, а не по названию только) суверенные государства, или иначе – государства, способные нанести неприемлемый ущерб всякому посягающему на их суверенитет. Очевидно, это опять будут государства победители в текущей войне.
Ответственное лидерство ведущих государств (п.18.8). Ответственное лидерство – принцип тоже весьма напоминающий семью, где младшие, находятся в послушании у старших, при этом старшие ответственно заботятся о младших. Только уже в планетарном масштабе. Блюсти интересы тех, за кого вы в ответе – это опять те самые «право власти и право мнения» (К.С. Аксаков: «Правительству – неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая; народу – полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству – право действия – и, следовательно, закона; народу – право мнения – и, следовательно, слова. Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство»).
Но какая мотивация у сильнейших государств планеты ответственно заботится о слабых и к тому же абсолютно чужих слабых? И перед кем, в этом случае, может быть эта ответственность, если не перед Богом? Может быть, перед «гуманизмом»? Последнее оставим без комментариев. Вернёмся к первому и проговорим ту же мысль иначе: без декларации в основополагающих государственных документах служения Богу, как цели государства-лидера, к ответственному лидерству у него нет никакой мотивации и, следовательно, морального права на принятие международных решений.
Сергей Иванович Халин, публицист, товарищ атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область
27. Ответ на 17, Сергей иванович:
Такими темпами, с такими подходами и методами, ещё столетиями идти к следованию Россией её сакральным ценностям, национальным интересами. Вместо проявления воли, организованности и ответственности перед Россией.
Недавно, А.Д.Степнов пригласил меня в группу ТГ канала, созданную, если я правильно помню, для формулирования идеологии. Пустословие в ней мне напомнило сразу две басни Ивана Андреевича - "Квартет" и "Лебедь, щука и рак". Кроме того, поразило гиперактивное невежество, которое сразу забивает любой конструктив. Видимо потому образованные люди в группе молчат. Так вот, уважаемый Андрей Витальевич, мои банальности - неумелая попытка помочь преодолеть невежество тем, кто способен слышать, рассуждать, дискутировать. Мне очень важно, чтобы хотя бы малая часть патриотической общественности договорилась между собой о хотя бы первом шаге - согласовали цель, согласовали одно понимание цели. Надеюсь вы согласитесь, что без этого идти просто некуда. Наверное это топтание на месте. Но повторюсь, без согласования одинакового понимания цели идти некуда, да и не с кем. Уважаемый Сергей Иванович!
Простите, если не понял Ваших мотивов в статье.
Со сказанным сейчас в Вашем комментарии абсолютно согласен. )) Даже не расшифровываю, Вы всё понимаете.
Божией помощи Вам и общине!
26. Ответ на 24, Алекс:
25. Ответ на 21, Алекс:
Знаете, почему сразу видно, что вы "учитель" ЛИПОВЫЙ? - Любое высшее образование начинается с обучения работы с источниками. Ваша УМОЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ идеология кому то помогла ? Царской семье помогла ? Кому может помочь ? Сильно то не напрягайтесь , все одно все курам насмех. Не для того ГОСПОДЬ человеку разум дал , чтобы цитаты с Ветхого Завета зубрить.
24. Ответ на 23, учитель:
23. Ответ на 18, Сергей:
Например, возьмите богослужебные книги Православной Церкви (в том числе Русской) от любого века - и убедитесь, насколько они полны текстами из ветхозаветных книг.
Посмотрите, сколько цитат из Ветхого Завета в новозаветном Священном Писании (Евангелии и Посланиях Апостолов) - и посмотрите, что к ним относятся как к непререкаемым священным текстам.
Но боюсь, что Вас это не убедит - коли Вы так упорно транслируете собственные фантазии о православной вере, которые противоречат её азам.СПАСИТЕЛЬ 5 хлебами и 2 рыбами накормил 5 тыс. человек. Где ГОСПОДЬ , а где вы с вашей догматикой и цитатами. Еще какуе то идеологию умозаключительную создают.
22. Ответ на 20, Сергей:
А христианская церковная догматика - это словесное выражение истины.
Противореча этому, Вы скажете хулу на христианство. К сожалению, у Вас подобное бывало, но очень прошу Вас остеречься.Все ваши потуги только для того , чтобы опять пришел султан Мехмед. Так уже идет. Поможет догматика ? Тогда нет , никак не помогла.
21. Ответ на 19, учитель:
Знаете, почему сразу видно, что вы "учитель" ЛИПОВЫЙ? - Любое высшее образование начинается с обучения работы с источниками.
20. Ответ на 19, учитель:
А христианская церковная догматика - это словесное выражение истины.
Противореча этому, Вы скажете хулу на христианство. К сожалению, у Вас подобное бывало, но очень прошу Вас остеречься.
19. Ответ на 17, Сергей иванович:
18. Ответ на 2, учитель:
Например, возьмите богослужебные книги Православной Церкви (в том числе Русской) от любого века - и убедитесь, насколько они полны текстами из ветхозаветных книг.
Посмотрите, сколько цитат из Ветхого Завета в новозаветном Священном Писании (Евангелии и Посланиях Апостолов) - и посмотрите, что к ним относятся как к непререкаемым священным текстам.
Но боюсь, что Вас это не убедит - коли Вы так упорно транслируете собственные фантазии о православной вере, которые противоречат её азам.