I. Наши современники достаточно легко относятся к созданию семьи, терпимо относятся к разводам, и также легко – к созданию новых семей и новых разводов. Время такое. Все так живут. По крайней мере, они – те, кто именно так идет по жизни – в этом уверены. Собственно, а что не так? Полюбили люди друг друга – поженились. Иссякло чувство – развелись. А как иначе? Жизнь с нелюбимым человеком – это не жизнь, это мука.
Немного о понятиях брака и семьи. Брак, согласно Конституции, это «союз мужчины и женщины». В Энциклопедии определение шире: «это союз мужчины и женщины с целью создания семьи, порождающий взаимные права и обязанности супругов. Брак – признаваемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной; один из древнейших социальных институтов…». Кроме того, брак – это одно из таинств Церкви. На этих определениях остановимся, т.к. всё остальные «союзы мужчин и женщин» в традициях народов нашей страны осуждаются.
Цель брака – создание семьи. А какую цель нужно достигнуть в семье: обладать предметом своего вожделения, или, посредством «удачной партии», решить свои финансовые и иные вопросы, или всю оставшуюся жизнь положить на служение своей семье?
Первые две цели рассматривать не будем по простой причине – они не про семью. А вот если целью является «всю жизнь служить семье», – согласимся и добавим, что человек при этом вполне может быть счастлив. В качестве подтверждения, предложу несколько тезисов-аксиом, здравый смысл которых предлагаю проверить самостоятельно: 1) Настоящее счастье, в прикладном его значении, даёт только семья. Ни власть, ни деньги не утешат, если в семье беда. И наоборот, счастье в семье сгладит любую проблему; 2) Семья – вот то, что должен построить человек. Он не полон без того, с кем должен быть одной плотью; 3) Правильное устроение семьи раскрыто нам Создателем, и знание это хранится в Церкви.
Хочешь жить по-своему – ты в своем праве. Хочешь быть счастлив – возьми иго Его, ибо иго Его благо и бремя Его легко есть (см.Мф. 11:30).
Если знание о браке и семье хранится в Церкви, то для начала посмотрим, что говорит по этому поводу наше священство. Поскольку целью данного труда является только рассмотрение условий заключения брака, то забиваю в поисковик вопрос, вызывающий споры: «вступать ли в брак без любви?» Цитирую подряд со страниц православных изданий, обезличено и только суть:
- иерей Е.: Наши с Вами предки сто, двести, триста и более лет назад зачастую даже не знали друг друга до брака, потому что все решали их родители. Уж какая тут влюбленность… Мне кажется, трезвый расчет плюс молитва важнее, хотя и личная симпатия тоже нужна, конечно.
- протоиерей М.: …без чувств не стоит заключать брак… Нет, я считаю, что должны быть чувства обязательно, вопрос в том, что одна сама по себе влюбленность не может быть основанием для брака.
- протоиерей Д: Делать рациональный выбор – это плохо…. Женитьба и замужество – это самый важный шаг, который делает человек в своей жизни. Здесь весь состав человека должен участвовать. Супругу(а) нужно выбирать и по сердцу, и по уму. Этот выбор должен радовать и душу, и глаз. Всё должно подходить: и чтобы из одного круга, и чтобы одного воспитания и так далее. А иначе всё рассыплется рано или поздно <...> Раньше супруга выбирали родители. И это было хорошо, при условии, что они не зациклены на деньгах.
- иеромонах М: Брак без чувства. Под чувством понимается здесь чувство вполне понятное – чувство желания, чувство единения со своим супругом или супругой. Я убеждён, что брачная жизнь без чувств – это большой грех. Другой вопрос: если это грех, то, наверное, надо разводиться? А вот это уже нонсенс. <...> Если брак имеет такой дефект, то убивать брак – аналогично отсечению головы в случае мигрени. Ни в коем случае, дорогие мои. А что тогда? Брак нужно лечить точно так же, как головную боль. Обращайтесь за помощью к знающим психологам, врачам или священникам.
- протоиерей В.: Конечно, вставать на брачный путь по одному только уму или расчёту невозможно. Здесь есть некая тайна. Тайна любви. Господь даёт её, как благословение на брак… Совершенная любовь бывает тогда, когда есть совершенная вера и совершенный христианский опыт. Конечно, нельзя требовать от молодых людей такого совершенства.
- протоиерей Д.: Правильней было бы спросить – нужно ли? И вот на этот вопрос Вам и предстоит самой ответить. Нужно это Вам или нет? Хотите ли Вы этого или нет? По сути ведь именно Ваше хотение в итоге определит развитие событий.
протоиерей М.Д.: Так что брак – это всегда риск. Брак – это всегда большой труд. Поэтому надежда на то, что «большая» любовь поможет всё преодолеть или, наоборот, очень сильно помешает семейной жизни, не даёт никаких гарантий. Здесь нужен труд, взаимная помощь, доверие друг другу, терпение и, конечно, помощь Божья, которая даётся в Таинстве Венчания.
- иерей Г.: Если мы будем пытаться собственными усилиями искать себе спутника жизни, это всегда риск. Чем же все-таки руководствоваться в таком поиске? В первую очередь, создающие семью люди не должны страдать различными комплексами, примитивным желанием самоутвердиться, а являться зрелыми личностями. Брак будет успешным, если оба человека исповедуют схожие ценности. <...> Конечно, говорить о наличии каких-то схем, правил, установок совершенно неправильно. Их нет, и не может быть. Наша жизнь определяется Промыслом Божиим и смыслом жизни.
Как видим, некоторая шаткость позиций присутствует. И по расчету – плохо, но совсем без него нельзя. И по влюбленности – плохо, но совсем без чувств нельзя. И нет на этот счёт никаких «схем, правил, установок». Почему священники учат не от Св. Писания и не от святых отцов (от Св. Предания)? Возможно, создание семьи – это такой незначительный вопрос, что о нем ничего нет в Св. Писании? Или ответы есть, но они двусмысленны и спорны? По счастью, это не так. Впрочем, приглашаю проверить это вместе.
Первая семья, как известно, это Адам и Ева. Господь по Своей воле создал человека и из его ребра соответствующую ему жену (Быт. 2:18,22). Ни Адам, ни Ева решения о создании этой семьи не принимали и супругов себе не выбирали. Хотя, казалось бы, что стоило Всемогущему сразу создать много людей – пусть себе выбирают хоть «по сердцу», хоть «по уму». Нет. Господь создал только двоих, причем из единой плоти. И еще до вкушения запретного плода Адам заповедал своим потомкам: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24).
Затем было грехопадение и изгнание из Рая, время на умножение человечества и его окончательного растления (Быт.6:12), и как результат – гибель первого мира. Это великое развращение людей до степени, когда «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5) случилось не на ровном месте, оно было только следствием. Первой причиной, и это особенно важно для нашей темы, было нарушение закона брака (Быт. 6:1-7). То же, вслед за Моисеем, отмечает и свт. Филарет Дроздов (Записки на книгу Бытия, I, 107):
- «Первою причиною несчастия первого мира полагает Моисей неправильные супружества…».
Запомним и вернемся к этому позже.
По окончании Великого Потопа, начиная с сыновей праведного Ноя, человечество снова начало умножатся. И вот, наконец, стало возможным рождение среди людей человека с теми качествами, при наличии которых, Бог в третий раз (после Адама и Ноя), смог заключить с человеком завет (Быт.15:18). И уже на примере избранного Божия Авраама – отца всех верующих, Св. Писание дает нам подробный пример того, как правильно должен заключаться брак: Бытие глава 24. Это общее место Св. Писания для всех традиционных религий. Очень коротко об условиях его заключения:
1. Отец (Авраам) принимает решение женить сына (Исаака).
2. Невеста (Ревекка) не должна быть из другого народа (Быт. 24:4).
3. Не муж должен следовать за женой, но жена за мужем. Если нет достойной невесты, то и браку не быть (Быт.24:6-8).
4. Испрашивается у Бога милость указать на невесту, да так указать, чтобы не осталось сомнений (Быт.24:12-14).
5. Господь указывает невесту (Быт. 24:15-21).
Далее описано само сватовство (Быт. 24:22-58), которое проходит в лучших традициях дипломатии. Так, после подарков невесте (Быт.24:22), исследуется её родословие (Быт. 24:23), далее идет привлечение повышенного внимания к своему делу (Быт. 24:33), затем посланник указывает на почтенность и даже величие пославшего его господина. Указывается на богатство и достаток семьи жениха (Быт. 24:35). На состоятельность самого жениха (Быт. 24:36). Подробно описываются поставленные господином условия к выбору невесты, что свидетельствует о богобоязненной мудрости его (Быт. 24:37-40). В том числе и условия, при которых брак невозможен (Быт. 24:41). И главное, очень подробно описывается путь к этому сватовству, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что избрание это не от людей, но от Бога (Быт. 24:42-48).
6. Испрашивается согласие родственников невесты и, отвечая, они свидетельствуют, что действительно избрание это от Бога (Быт.24:50). «Рассказ твой, говорят они, показывает, что все это произошло смотрением Божиим; итак, не думай, чтобы мы стали противиться воле Божией: этого с нашей стороны и быть не может» (свт. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия. Беседа 48).
7. Наконец, испрашивается согласие невесты (Быт. 24:57-58).
8. Благословение невесты (Быт. 24:60).
Еще раз обращаю ваше внимание на важные подробности: отец принимает решение, организует женитьбу сына и поиск невесты в своем народе. Не родители, не жених и не невеста выбирают «по сердцу и уму», – но Сам Бог избирает жениху невесту, а невесте – жениха. Очень важна роль родителей невесты. От них требуется свидетельство, что это выбор не от человеков, но от Бога. Саму невесту обязательно спрашивают – пойдет ли замуж. У неё, как и у её родителей, есть право отказаться. В согласии же, первое что нужно отметить – это свидетельство о воле Божией. Второе – это принятие воли Творца. Третье – родительское благословение: «ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания». (Сир. 3:9).
Сравните этот брак с браками, ставшими причиной гибели первого мира: увидели женщин чужих и красивых «и брали их себе в жены, какую кто избрал». (Быт. 6:2) Иными словами, потомки Сифа брали себе жен по своему «сердцу»: от вожделения плоти, и это ровно то, что мы ранее определили, как «не про семью». И по своему «уму» – сознательно беря в жены женщин из другого народа, к тому же проклятого Богом народа.
«Какую сам избрал – на той и женись, на какой хочешь. Свобода. <…> В первый раз через женщин каинитяне применили свой главный рычаг, который они будут подсовывать под всякую революцию: “свобода бесстыжая”» (Е.А. Авдеенко, «Бытие 6. Перед потопом», ч.2).
Нам неизвестно, что предписывал закон вступающим в брак в допотопные времена, но, судя по указанным нарушениям, эти предписания не отличались от описанных выше ветхозаветных. И поскольку Христос пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить (Мф. 5:17), смею утверждать, что и теперь главное в нем неизменно. Институт брака, однажды установленный Богом в раю, и теперь неизменен так же, как и Установивший его «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). Разрушение этого института и раньше, и теперь ведет к тяжким последствиям, далеко выходящим за границы нечестивых «союзов мужчин и женщин».
II. Семья – это малая Церковь и Церковь – это семья. Так же верно называть «семьёй семей» государство. Таинство Брака, таинство Священства, Венчание и таинство Миропомазания на Царство – явления разных уровней, но одного свойства. Все основные условия заключения брака вполне прослеживаются и в избирании священника, и в избирании Царя.
Так первым условием к служению в Церкви священнику указывается то, что он «должен быть человеком избранным» (см. Известие Учительное). Избирает священника Бог из ставленников, соборно выдвигаемых конкретной церковной общиной (Деян. 1:15-26). Само таинство Священства начинается с обращения к Приходу «Повелите». Как у Ревекки, у Церкви спрашивают согласия. Как и старшим семьи, Лавану и Вафуилу, предлагается клиру и епископу: «повелите, повели». Со священника снимается обручальное кольцо, в знак обручения его с духовной семьей – Приходом. К слову, безместные хиротонии вообще запрещены (IV Вс. 6).
Также, как жениха невесте, пастыря Церкви – Царя народу избирает Бог: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17:14-15).
По той же схеме и с теми же условиями. Как в случае избирания пастыря – экклесия, так при избирании Царя – ойкумена объявляет о своем желании и выдвигает ставленников. Но снова и снова повторим: избирает Царя исключительно и только – Сам Бог. Как в браке испрашивается согласие невесты, так при избирании Царя взыскивается воля народа. Как и в браке, Царь должен быть из этого же народа. Подобно браку происходит Венчание на Царство.
III. Как быть с теми браками, которые мы совершаем сами – по своим «сердцу и уму» выбираем лучший вариант, вместо единственно верного? Красивое «ребро», но чужое? Также, как и тому, кто из-за нарушения техники безопасности потерял конечность – так и жить или вовсе без неё, или свыкаться с протезом.
Нарушающих закон брака Бог не сочетает: «Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа соединяется жена с мужем (Притч 19:14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетает каждого вступающего в брак, так как мы видим, что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу». (свт. Иоанн Златоуст, Беседа на Послание к Римлянам). И ни каким таинством СВОЙ выбор не сделать выбором Божьим. Перефразируя святителя Николая (Велемировича) скажем: «без подвига веры от человека, не получить от Бога дар любви». Сами, так сами. Человек, как известно, сам «кузнечик своего счастья».
На этом можно было бы и закончить. Но слишком начетническими и неприменимыми к современной жизни выглядят выводы. Это не так. И примеры можно привести, но это уже будет другой формат. Об этом даже фильм есть «Спас под Березами» (глава 4, «Дима»). Мне же прошу поверить на слово: счастливых людей, которые отказались от своего выбора в пользу Божьего не мало. И даже не в первом поколении.
Сергей Иванович Халин, публицист, товарищ атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область
33.
За одно то, что автор не молчит о семейных отношениях, о построении семьи - за одно это ему низкий поклон.
Считаю направление мыслей автора абсолютно верным. Давно пора пересмотреть современный способ создания семей. Как минимум, об этом стоит задуматься родителям. И особенно - родителям мальчишек. Мальчишки и далее мужчины сегодня наиболее пострадавшие от современных извращённых нравов, норм, привычек и культуры что этапа знакомства, что и самой семейной жизни.
Отцам нужно как можно более активно участвовать в женитьбе сыновей. Ясно, что делать это надо не как слоны в посудной лавке. Нужно соотносить желания с действительностью, учитывать личные особенности: собственные, сыновьи, учитывать (и активно формировать на этапе воспитания) взаимоотношения со своими детьми, и так далее. Но сама идея - идея о том, что родителям стоит серьёзным образом участвовать в женитьбе и замужестве детей - эта идея вне всякого сомнения верна. Другое дело, что, повторюсь, делать это нужно с умом, настолько насколько позволяет действительность.
32.
«Вступать ли в брак без любви?»
///////////////////
Без привлечения «традиционных ценностей» доходчиво-внятно в состоянии кто из нынешних церковнослужителей объяснить ИМЕННО с ПОЗИЦИИ ДУХОВНОЙ зачем вообще человеку вступать в брак?
А то вот уже товарищи атаманов «взялись» за богословие… в обоснование «своей» «правоты» и… возможно – «интересов» «поучаствовать» в выборе «суженых»?
"Вон", кажется протоиерей Андрей Ткачев "объяснил" как "править дело" - коль, что не так - едва ль "не об колено" и... то будет по любви - и кто возразит, что в определенных ситуациях это может быть не так - не по "правилам-канонам"?
31.
«Вступать ли в брак без любви?»
//////////////////
«Стерпится-слюбится…»? (из народной мудрости)
30.
29. Ответ на 28, РомКа:
28. Ответ на 5, Сергей иванович:
Можете и здесь написать. Из статьи следует, что Вам удалось уподобиться Исааку. Стоило бы об этом сказать подробнее.Нет мне не довелось уподобится Исааку. Родители рано ушли из жизни. Поэтому просил у Бога лично. И да, Он указал на невесту так, что ни каких сомнений не осталось. Мною решение о женитьбе было принято в первые 10 минут знакомства. Через неполных 1,5 месяца была свадьба.
А вот старший сын сподобился. Это отдельная история, куда как круче моей. Спасибо, что поделились! Статья интересная. Сам порой задаюсь вопросом - а как найти невесту сыну в большом городе (хотя нам рано в силу возраста об этом думать на практике)? Хотел бы знать подробности Ваши, но тут лички нет, поэтому ладно...))
Но вот вопрос - Вы были знакомы с супругой всего 1,5 месяца? По общему правилу - вроде как маловато. Не боялись?) И ещё - Вы до встречи с ней молились ли об обретении подходящей невесты или хотя бы задумывались? Правда, интересно.
27. кем положено?
26. Ответ на 25, Русский Иван:
25. Сергей иванович
24.
«Но снова и снова повторим: избирает Царя исключительно и только – Сам Бог. Как в браке испрашивается согласие невесты, так при избирании Царя взыскивается воля народа.»
////////////////////////
Зачем Всевидящему Богу "какая-то" «воля народа» - «на кой ляд» эти т.н. «выборные компании» со страстями-издержками-соблазнами-обставами? Что, недостаточно ПЕРСТА указующего с Облака в кандидата?
«Вон», приключилась как-то, насколько припоминается, кажется с небезызвестным философом А. С. Ципко история, когда его еще в юности, несшего в город тяжелую поклажу, с облака визуально образом поддерживал Боженька – до самых, скажем так врат – черты градской? Кстати, на одной из встреч с Ципко из аудитории напомнили ему про случай в надежде получить комментарий по прошествии стольких лет, но… - и у Горбачева ведь служил -получается, осенял, что ли Бог чрез Ципко генсека, "кинувшего", КПСС – так, что ли – поди разберись-ответь-проинтерпретируй теперь?
Вот так и в «горнице» - собрать кандидатов во управителя – и… воззвав к Творцу «ждать» указующего ответа – ну, как у автора публикации получилось с невестой? Пожалуй, «покруче» будет выборов Папы Римского?