Общественный Экспертный совет по утверждению традиционных ценностей, воспитанию гармоничной личности, здоровой семьи и солидарного общества Федерального Народного Совета, Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка, общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России»» при поддержке Федерального агентства по делам национальностей с 22 по 29 июня 2025 года провели Мастер-класс Школы «Учитель-патриот» на тему: «Развитие русского языка в условиях функционирования русско-украинского двуязычия» для учителей русского языка в Луганске, Донецке и Мелитополе на базе Институтов развития образования и Мелитопольского мультимедийного исторического парка, сообщает сайт Федерального Народного Совета.
Особую значимость мероприятию придаёт тот факт, что часть освобожденных территорий находятся в сфере русско-украинского двуязычия (т.н. «суржика») и нуждаются в укреплении позиций литературного русского языка на фоне активных пропагандистских усилий со стороны нынешнего правящего режима Украины и других противников Российской цивилизации.
На основании специфической языковой ситуации к участию в данном мероприятии были приглашены школьные учителя русского языка, филологи, преподаватели русского языка и литературы вузов, общественные активисты, работники СМИ в количестве не менее 30 человек в каждом из заявленных субъектов Российской Федерации.
Целью данного мероприятия было развитие профессиональных компетенций школьных учителей, обеспечивающих качественное преподавание русского языка, интеграцию социокультурного солидарного общества и укрепление государственного суверенитета России, опираясь на традиционные российские цивилизационные ценности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809.
Спикерами Мастер-класса выступили:
Артеменко Ольга Ивановна, председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, член Комиссии по вопросам образования и исторического просвещения Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, член-корреспондент РАЕН (геополитика), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации;
Иксанова Лидия Геннадьевна, учитель русского и марийского языка и литературы, заслуженный работник образования Республики Марий Эл, член жюри Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского языка, кандидат педагогических наук;
Фролова Лариса Львовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 им. И.В. Курчатова», г. Симферополь, Республика Крым, отличник народного образования Украины, заслуженный учитель Республики Крым, старший эксперт по проверке открытой части ЕГЭ, итогового сочинения, член жюри Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка (приняла участие дистанционно).
Открытие мастер-класса начиналось с Гимна России и минуты молчания в память о тех, кто отдал жизнь за свободу и суверенитет Российской Федерации и существование самой российской цивилизации.
С приветствиями в Луганске выступили Бахмут Елена Анатольевна, начальник общего образования Министерства образования и науки ЛНР, и Киреева Юлия Николаевна, начальник отдела общего и кадетского образования Министерства образования и науки ЛНР; в Донецке участников мероприятия поздравил заместитель Министра образования и науки ДНР Пестряков Виталий Викторович и старший лейтенант Вооруженных сил России, участник СВО Щеглов Михаил Юрьевич. Он отметил, что учитель русского языка и литературы в России – это не профессия и труд, а это миссия и служение. Одной из главных задач на новых территориях является воспитание у детей надлежащей культурной идентичности, выстроенной на российских духовно-нравственных ценностях. Но это, подчеркнул он, должна быть методичная и системная работа.
На территории нашей страны усилиями многих поколений сформирована Русская (Российская) Цивилизация – уникальное явление мировой истории, которое на других территориях и с другими людьми было бы в принципе невозможно. Русская Цивилизация, историческим и геополитическим ядром которой является Триединая Русь – Великороссия, Малороссия и Белороссия – и имеющая в основе менталитет и характер русского человека, благожелательно вмещает и взаимодействует со всеми народами, желающими жить в России и обустраивать её всё прекраснее для будущих поколений. Михаил Юрьевич Щеглов пожелал всем участникам на этом пути успехов и побед, а Школе – продуктивной работы.
В Мелитополе состоялась встреча с Министром образования и науки Запорожской области Александром Михайловичем Калягиным.
В Мастер-классе приняли участие 68 человек в Луганске, 30 человек в Донецке и 52 человека в Мелитополе.
Участники Мастер-класса обсудили опыт реализации школьной языковой политики постсоветского периода. Отметив плюсы и минусы различных периодов реализации государственной языковой политики, отметили специфику образовательной практики и реальных ситуаций в школьном языковом образовании Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской области. Познакомились с текстами, содержащими углубленную лингво-культурологическую составляющую российских духовно-нравственных ценностей, с упражнениями и заданиями к ним.
Активно и с большим интересом обсудили представленный Л. Л. Фроловой материал: «Использование сравнительно-типологического анализа русского и украинского языков. Схемы и алгоритмы на уроках русского языка».
Л. Г. Иксанова рассказала о повышении качества преподавания русского языка в условиях русско-украинского двуязычия через раскрытие лингво-культурологической составляющей используемого материала с целью духовно-нравственного воспитания обучающихся.
В качестве раздаточного материала школьные учителя русского языка Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской области получили подарочный набор Школы «Учитель патриот», включавший и научно-методическую литературу:
«Хочу знать русский язык». Пособие в помощь учителю для работы с детьми, не владеющими и слабо владеющими русским языком, включающее методические рекомендации для образовательных организаций дополнительного образования.
«Учимся и живем в России»: практическое пособие для учителей начального общего образования.
«Русский язык в условиях русско-украинского двуязычия». Практическое пособие для учителей участников Всероссийской школы «Учитель-патриот».
«Русский язык в статусе родного».
Всем участникам Мастер-класса были вручены сертификаты.
По согласованию с общественностью и органами управления образованием были вручены медали Ассоциации учителей родного, в том числе русского языка «За вклад в сохранение и развитие родного, в том числе русского языка».
Медалью награждены:
В Луганске: Кусов Иван Сергеевич, министр образования и науки ЛНР, Гонтарева Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа №24 им. Героя Советского Союза И.В. Туркенича», член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержке русского языка и языков народов Российской Федерации;
В Донецке: Пестряков Виталий Викторович, заместитель министра образования и науки ДНР, Соловьева Людмила Егоровна, учитель русского языка и литературы ГБУ ОО «СОШ №2 им. Героя Советского Союза Ю.М. Двужильного» городского округа Донецк;
В Мелитополе: Воронина Нина Петровна, учитель русского языка и литературы, руководитель ГБУ ОО «СОШ №5 им. пионера-героя Великой Отечественной войны Володи Дубинина» г. Мелитополь, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержке русского языка и языков народов Российской Федерации, Выгонная Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБУ ОО ЗО «СОШ №15 им. графа Е.Ф. Комаровского», г. Мелитополь.
Работа Школы «Учитель-патриот» в Донбассе и Новороссии будет продолжена.