На наших глазах мировое сообщество разделилось на тех, кто «за» традиционные ценности и тех, кто за «свободу» от них. По сути это два разнонаправленных процесса – строительство традиционного общества и его разрушение.
Вопрос: возможно ли в этих двух процессах выбрать некую среднюю, неподвижную точку и там обосноваться? Например, «гражданский брак». Не тот гражданский брак, что без венчания, но по паспорту, а тот, что по закону именуется «сожительством». Это примерно одинаково далеко и от ЛГБТ* союзов с их Q+, и от патриархальных семей с их «домостроем». Тех, кому комфортна подобная «золотая середина», кто считает в принципе возможной такую балансировку, прошу отложить в сторону этот материал. Он вам будет неинтересен.
В прошлой работе мы рассматривали условия создания патриархальной семьи, описанные в одной из законоположительных книг Божественного Откровения. Напомним, основной была мысль, что в вопросе выбора супругов необходимо отсечение воли человеческой в пользу поиска воли Бога.
Здесь же речь пойдёт о двух грехах, против признания которых ополчился весь современный мир, желая, чтобы все, даже церковные люди, перестали вообще считать их грехами. О прямых запретах, установленных Творцом. Об указанных причинах этих запретов. О последствиях их нарушений.
Особо отметим, что запреты, о которых пойдёт речь, имеют силу законов и уже потому нарушение их несёт неотвратимые последствия вне зависимости от того, знают и верят в них люди или нет. Следовательно, многим точно не понравится. Поэтому постараемся по максимуму опираться на Божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание). Иные рассуждения попробуем свести к минимуму.
Запрет на плотские отношения вне брака. Подобные отношения - это либо блуд, либо прелюбодеяние. Блуд (он же любодеяние), это когда соединяются неженатый мужчина и незамужняя женщина. Это смертный грех, т.е. необратимый по своим последствиям. Прелюбодеяние, т.е. усугубление смертного греха любодеяния в превосходную степень – это нарушение хотя бы одним ещё и супружеской верности.
Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения… потому что Господь – мститель за все это… Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1Фес.4:3-7).
Наблюдайте, … чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца… (Евр.12:15-16).
Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1Кор.7:2).
Не прелюбодействуй. (Исх.20:14).
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. (Мф.5:27).
Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка (Лев.20:10).
Оба этих греха повреждают, разрушают или делают невозможным брак. Повреждают, изменяют плоть и всё будущее потомство.
Какого рода эти изменения? Известен установленный Творцом закон, непреложный от Адама и Евы, о том, что совокупляющиеся становятся одной плотью: …и будут два одна плоть (Быт. 2:24); …и будут двое одна плоть. Тайна сия велика (Еф. 5:31-32); …и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть… (Мф. 19:5).
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. (1Кор.6:16).
«Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются одним» (свт. Иоанн Златоуст (†407), Гомилия 18 на 1-е послание к Коринфянам).
«…совокупление с блудницею или грех любодеяния не есть нечто временное и внешнее, а представляет собою настоящее соединение двух лиц в одно тело… «Может быть - как бы говорит Апостол - любодеи и не хотят входить с блудницею в такое тесное соединение, но тем не менее они входят в таковое, потому что сила Божественного определения действует и там, где не желают его применения: половое общение ведет людей к теснейшему общению природы и делает из двух тел − одно»» (А.П. Лопухин (†1904), Толковая Библия)
Как видно из приведённых цитат, совокупляющиеся буквально изменяются плотью. Как, в какой степени, от нас сокрыто. Но известно, что женская плоть изменяется иначе, нежели мужская. Это следует, например, из осуждения сохранения брака с изменившей женой (Притч. 18:23). И из древнего закона левирата: ребенок (в Септуагинте переведено «τὸ παιδίον» – «ребенок»), родившийся у вдовы и родственника её мужа, считается ребенком умершего (Втор. 25:5-10, Руф. 4:1-14). К этому утверждению еще вернемся, а пока о других запретах.
Запрет на принятие священного сана не сохранившему девство до вступления в брак. Священником может стать только «муж одной жены»:
Диакон должен быть муж одной жены… (1Тим.3:12).
…по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены… (Тит.1:6).
Запрет на принятие священного сана взявшему в жены не девственницу:
…вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену (Лев. 21:14).
Из этой цитаты следует, что утрата девства до брака вообще по любой причине, является неизгладимым повреждением.
Запрет на развод.
Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк. 10:9).
Запрет на брак после развода.
…кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10:10-12).
Запрет на брак с разведенными.
…Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19:9).
…Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:32)
Из последних цитат видно, что Господь делает исключение и разрешает разводится именно и только с неверной женой. Более того, как указывалось выше, Господь не только разрешает развод с прелюбодеицей, но даже осуждает продолжение брачных отношений с таковой:
Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив (Притч. 18:23).
Вернемся вновь к утверждению о том, что от половой близости женская плоть изменяется иначе нежели мужская. Священное Предание о повреждении потомства внебрачными связями женщин:
Повелел изгонять одну только блудную или прелюбодейную, по причине смешения потомства и неопределенного положения долженствующего родиться; всякая другая вина допускает врачевание, одна только эта не допускает никакого (Эти слова можно относить и к девице). (Евфимий Зигабен (†1118), Толкование на Евангелие от Матфея).
Хотя закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейцею, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейцу отлучает потому, что она повреждает род. (свт. Григорий Богослов, †389, Слова (изд. 1912 г.), Слово 37)
Какими конкретно могут быть последствия этих повреждений? Вот, что говорит Творец о детях прелюбодеев и блудников:
Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода. (Прем.3:16-19).
А плодородное множество нечестивых не принесет пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позеленеют в ветвях, но, не имея твердости, поколеблются от ветра и порывом ветров искоренятся; некрепкие ветви переломятся, и плод их будет бесполезен, незрел для пищи и ни к чему не годен; ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их. (Прем.4:3-6).
И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их (Ос. 2:4-5).
Это не единственные грехи родителей, которые напрямую влияют на их потомство. Аборты, противоестественные соития и прочие половые неистовства - отдельный разговор. Здесь же, и только справедливости ради, нужно упомянуть о грехах до крещения. Действительно, мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». Но из прощения грехов, совершенных до крещения, никак не следует восстановление крещением поврежденной плоти.
Повторный брак – допусти́м, в качестве снисхождения к человеческой немощи для молодых вдовиц: Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию (1Тим. 5:14); Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7:2–3); Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1Кор. 7:39).
Однако, Апостол Павел, разрешая замужество вдовам, добавляет: Но она блаженнее, если останется так… (1Кор. 7:40).
Кроме того, подобное снисхождение допустимо только для овдовевших мирян, но совершенно невозможно в отношении к священству. Поскольку священник призван быть примером максимального исполнения закона для своих пасомых, вдовствующим священнослужителям под страхом извержения из сана запрещается жениться вновь. Чтобы подчеркнуть, что Церковь лишь снисходит к немощи, но отнюдь не поощряет повторных браков мирян, священнику запрещено присутствовать на трапезе в честь таких браков: Пресвитеру не пиршествовать на браке двоеженца, потому что двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который чрез участие в пиршестве одобрял бы таковые браки. (7 правило Неокесарийского Собора).
Третий и последующие браки: Русская Православная Церковь… не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства). (Основы социальной концепции РПЦ гл. Х, п. 2).
В Правилах Святых Отцов Православной Церкви указано, что третий брак – это уже и не брак вовсе:
… нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом. Посему и Господь самаряныне, пременившей пять мужей, глаголет: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин. 4:18), показуя тем яко преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицатися именами мужа или жены (4 Правило Василия Великого).
«А как же теперь быть? – спросит современный человек – я не знал, мне никто, ничего подобного не говорил…».
Беда всё это. И то беда, что одни не говорят. И то беда, что другие, не зная, грешат. Остаются возможность покаяния, надежда на милость Бога и труды по принесению плодов достойных покаяния (Мф.3:8). Еще важно не дать повторится в детях тому, чего нельзя будет исправить.
По сему, поднятую тему завершу обращением к молодым людям, девицам и их родителям. Пожалейте себя, своих детей, своих будущих детей и внуков. Помните сами и научите тех, кого должны научить: за всё придется платить. И не только «там», но уже здесь и очень скоро. То, что совершено́ по молодости, по глупости, по незнанию, по гордости, по тому, что «сейчас все так живут», по большому счету, ничего не меняет. За всё это расплачиваться придётся до конца жизни. А если не раскаяться – то и в вечности.
Отцы, берегите своих сыновей. Научайте их избегать ситуаций, где может возникнуть искушение. Учите их подобно премудрому Соломону:
«И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; […] Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему […] Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как пес – на цепь, и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее. Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Притч. 7:10-27).
Сохраняйте жен ваших и дочерей в целомудрии и чистоте. Обращайтесь с ними благоразумно «как с немощнейшими сосудами» (1Пет. 3:7). Любите их, оказывайте честь, а когда необходимо, применяйте власть данную вам Богом. Помните, как много зависит именно от женской нравственной чистоты:
«Блаженны та страна и тот народ, что имеют женщин чистой нравственности. Такая страна всегда будет сильной, процветающей и счастливой. Напротив, несчастны та страна и тот народ, где женщины забыли о своей роли и своем предназначении и живут, попирая христианскую мораль и нравственность. Такая страна и такой народ скоро ослабеют и придут в упадок» (свт. Гавриил Кокидзе (†1896), проповеди).
Со страхом Божиим стройте и управляйте свои малые Церкви, и благословит вас за то Господь, и утешит: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля» (Пс. 127:1-6).
«Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток» (Притч. 13:16).
Возьмите на себя всю, вверенную вам Творцом, полноту ответственности за свои семьи и стройте свои малые Церкви «славными, не имеющими пятен, или пороков» (см. Еф. 5:27).
«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8).
Сергей Иванович Халин, публицист, товарищ атамана хуторского казачьего общества «Русское», Ярославская область
ЛГБТ* - террористическая и экстремистская организация, запрещённая в России