От редакции: Три наших постоянных автора решили порассуждать об отношении современного православного человека к коронавирусу, вакцинации и всем связанным с этим страхам, проблемам, недоумениям. Вэб-мастер РНЛ Сергей Житинский, помощник главного редактора Павел Тихомиров и публицист Андрей Карпов отвечают на самые злободневные вопросы, которые волнуют сегодня всех верующих.
- Искусственно или натурально происхождение коронавируса?
Сергей Житинский: Большинство думают, что искусственно, но, в принципе, это не имеет определяющего значения, так как в любом случае – это попущение Божие на род человеческий, который христианам надо пережить в соответствии с Его Волей.
Павел Тихомиров: С духовной точки зрения, несомненно, особой разницы для нас нет. Ибо и волос не падёт с головы без попущения Божия. Но вопрос этот, всё-таки, важен. Ведь люди разделились на «прививочников» и «антиваксеров» во многом из-за того, что пируэты информационной кампании, освещавшей пандемию, изобиловали недомолвками, а подчас и «переобуваниями» «прямо в полёте». Это лишь усугубило недоверие ко всей теме и выразилось в том, что люди укоренились в своём скепсисе.
Андрей Карпов: Вопрос о происхождении всех будоражит лишь потому, что из него следует вопрос об ответственности. Если вирус имеет искусственную природу, значит, есть тот, кто виноват в происшедшем. Предполагается, что с виноватого потом можно будет спросить. Ожидание этого «спроса» наполняет многие публикации в интернете. Но если мы говорим о том, что ничего в мире не происходит без духовной причины, и что нынешняя пандемия тоже такую причину имеет, и смысл её – во вразумлении людей, то поиск виноватого становится перекладыванием ответственности – с нас на того, кто «пустил» вирус. Попав под пандемию, мы должны вспомнить о Боге и о том, каково наше собственное духовное состояние. А обнаружение виновного позволило бы закрыть тему и снять с себя ответственность за происходящее. Может быть, поэтому Господь и не даёт нам ясности в этом вопросе.
- Как относиться к разным источникам информации, рассказывающим про коронавирус?
С.Ж.: С недоверием, так как мы не знаем истинной его природы. Информация может быть управляемой и специально даваться для каких-то неведомых нам целей.
П.Т.: Выше я уже высказался о том, что как раз специфика информационной кампании и стала одной из причин широкого распространения «ковид-диссидентства». Я имею в виду не отрицание существования вируса, а скепсис к официальным глашатаям. Ну, кстати, и сами «ваксеры» признают, что стремительный рост т.н. «антиваксеров» – это как раз следствие ошибок, допущенных политтехнологами с самого начала.
А.К.: Воздерживаться от суждений было бы правильно, но возможно ли это? Поскольку ситуация с вирусом касается всех, то неизбежно у каждого будет своё собственное мнение. Какие-то новости или – шире – «пакеты» (порции) информации будут с этим мнением совпадать, а какие-то противоречить. Тут важно понимать, что само по себе совпадение не означает правильности, а противоречие – ошибочности. Надо быть готовым к коррекции собственных представлений. Потихоньку будет накапливаться всё больше информации, будет расти и объективно достоверная её часть. Но и мифов, а также информационных манипуляций уже накоплено немало. Пока тема пандемии не закрыта и является горячей, окончательно разделить ложь, заблуждения и правду, думается, не получится, поэтому стоит ограничивать категоричность своих суждений.
- Как относиться к властям, навязывающим определённые модели поведения и ограничительные меры?
С.Ж.: Не как к врагам, исполняющим чью-то злую волю, но как к людям, которые не понимают, что происходит, но облечены ответственностью за происходящее. Они пытаются снизить смертность, с одной стороны, и недовольство населения ограничениями – с другой. Так что им приходится нелегко. С нашей стороны не должно быть никакого к ним осуждения. Мы должны по возможности исполнять их предписания, если они не противоречат заповедям и нашему ощущению промысла Божия, и всё время помня о том, что «кесарево – кесарю», а «Богово – Богу».
П.Т.: Вопрос очень важный, поскольку, к примеру, Анатолий Дмитриевич уже неоднократно обращал внимание на то, что переход православных «антиваксеров» в стан диссидентов как бы придаёт условным «навальнятам» некоторую патриотическую респектабельность. Я не соглашусь с такой постановкой вопроса. Ведь такое мнение основывается на ошибочном допущении, что вот раньше – до пандемии – патриоты были двумя руками за наших высших государственных управленцев, а истерия с прививками толкнула этих патриотов в лагерь антидержавников. И что чуть ли не «антиваксеры» «разрушили крымский консенсус». Крымский консенсус разрушили не православные патриоты, скептически относящиеся к некоторым действиям, совершаемым нашим руководством, а те, кто разбазарил тот потенциал, который получен был в 2014 году. Но главное не это. Главное – это то, что значительная часть православных патриотов всегда более чем осторожно относилась к представителям высшего управления. И не нужно в этом видеть некую такую «интеллигентскую фигу в кармане». Откуда взяться доверию? Только лишь из-за того, что прекратил телевизор откровенно глумиться над священными для верующего и гражданина вещами? Этого недостаточно для того, чтобы поверить, будто там, наверху, находятся люди, искренне воспринимающие свою госслужбу в качестве служения. Это не значит того, что скептики станут поддерживать условного «навального», поддерживать какие-то явно анархические, а то и антиконституционные деяния. Нет. Будем молиться за власть предержащих в целом и за Президента в частности. Будем делать своё дело. Но это не значит, что станем уши под лапшу подставлять.
А.К.: Власть мыслит в своих категориях, живёт в своей системе координат, которая практически никак не соотносится с православным мировосприятием. Поэтому, наверное, не стоит удивляться странным (на взгляд православного человека) решениям власти. Она иначе не может. Тут важно постараться не усугублять собственные грехи. Пожалуй, во все периоды существования нашего государства определённые действия власти шли вразрез с идеальной моделью православного поведения. Нашим предкам приходилось использовать и житейскую смекалку, и самую настоящую мудрость, а порою и духовную стойкость, отгораживаясь от избыточного властного рвения («бюрократического восторга»). Почему наша судьба в этом отношении должна быть иной? Сложные (в том числе и в духовном плане) времена выпадали на долю всякого поколения. Вот сейчас мы с нашими современниками переживаем как раз такой период.
- Прививаться или нет?
С.Ж.: Думаю, что можно делать и то, и другое, в зависимости от того, что вы считаете большим приближением к промыслу Божию. Некоторые могут считать, что естественный иммунитет, приобретённый после перенесённой болезни – больше соответствует Божией воле. Другие – что вакцины создавались также не без Его ведома и направлены на то, чтобы предохранить человечество от ненужных потерь. Каждый христианин выбирает свою точку зрения и не осуждает противоположную.
П.Т.: Конечно, тут каждый сам решает. Не будучи специалистом в теме, озвучивать публично мотивацию своего отношения не стану. Но могу сказать, что у нас в школе проводили опрос – практически никто из родителей не согласен вакцинировать своего ребёнка.
А.К.: Прививаться или нет – вопрос медицинский, а не духовный. Прививка сама по себе не может отлучить человека от Христа, даже наши грехи, сколь великими они ни были, не могут быть препятствием, если мы за них не держимся. Поэтому с точки зрения духовного здоровья вопрос о вакцинации ничтожен. А своим физическим здоровьем каждый распоряжается самостоятельно. Можно лишь порекомендовать не принимать решения, исходя из общих оснований. Каждый человек – это отдельная ситуация, поэтому стоит взвешивать все «за» и «против», пропустив их через специфику именно вашего организма.
- Как понять промысл Божий в отношении коронавируса?
С.Ж.: Так же, как и всегда мы пытаемся понять Его волю – стараемся жить по заповедям, творим сердечные храмовую и келейную молитвы, вопрошаем Его о происходящем.
П.Т.: Как любая напасть – заставляет нас хоть иногда молиться от всей души, а не просто сотворять положенные молитвенные правила.
А.К.: В личном плане коронавирус должен стать стимулом нашего движения ко Христу. Если мы изменились, стали серьёзнее относиться к некоторым вещам – в нашей ли жизни, в социальном ли пространстве, нас окружающем, то, значит, происходящее пошло нам на пользу. О смысле пандемии в историческом масштабе мы можем на земле так и не узнать – просто не хватит личного времени. Но когда перейдём к вечности, всё, конечно, станет известно.
- Как относиться к протиранию лжицы во время причастия Святых Тайн?
С.Ж.: Протирка спиртом не может изменить Тело и Кровь Христовы. С другой стороны, принятие Тайн может остановить любой вирус и действие лекарств. Так, всем известно, что подшитые алкоголики могут спокойно причащаться, без риска реакции химических веществ на пресуществленное в Кровь Христову вино. Так и нам не следует бояться заражения, если лжица не протирается.
П.Т.: Слава Богу, у нас такое случается только в исключительных случаях. Не хотелось бы, чтобы слова мои воспринялись в качестве осуждения, но, полагаю, что вот эти гигиенические операции свидетельствуют о том, что теми, кто согласился на протирания, Таинство Таинств воспринимается… мягко говоря не очень духовно. Ну, впрочем, тому, кому приходится принимать такие решения, не позавидуешь…
А.К.: Благодатность Таинства от этого не страдает. Этим можно утешиться. Можно поплакать – данная практика сугубо и явно подчёркивает наше недостоинство (с какой стороны на это не посмотри), поэтому Бог примет наше сокрушение, глядишь, что-то и изменится. А можно найти храм, где такого не практикуют.
- Как относиться к истерии в СМИ и в общественном мнении, вдохновляемом ими, по поводу коронавируса?
С.Ж.: Как к искушению века сего. Раньше Господь посылал эпидемии по грехам человеческим. Не было так много лекарств и телевизоров. Люди каялись и выздоравливали или умирали. Боязнь смерти и преувеличение ценности временной жизни в мiре является одним из проявлений современной повсеместно исповедуемой идеологии человекобожия, которую нам не следует принимать, но которую многие из нас всё равно подсознательно впитывают, так как мы живём в информационном поле этого мiра. В связи с этим, своё ощущение Промысла Божия (которое у разных людей может быть ближе или дальше от Истины) в отношении себя и своих близких христиане могут ставить во главу угла, не пытаясь никого наставить на свой путь, который может быть верен для них, но ошибочным для других.
П.Т.: Я давно уже принял решение по вопросу, и поэтому никак не реагирую на те материалы, которые присылают мои единомышленники со всех концов света и вплоть до наших провинциальных батюшек, изо всех сил пытающихся кого-то в чём-то переубедить. Все уже давно определились, и нагнетание только вредит, поскольку создаётся нездоровая атмосфера.
А.К.: Коронавирус – далеко не самое страшное, что происходило, происходит и будет происходить с человечеством. Рано или поздно мы увидим нечто, что напугает нас ещё больше. Поэтому стоит постоянно себе напоминать, что православному подобает бояться только Бога, а прочие страхи производятся бесами, чтобы мы за повседневным испугом потеряли тот подлинный страх.
Христианин не боится коронавируса, так как все происходящее с ним – в руках Божиих. В том числе и смерть.
17. маленькая, но зато достоверная статистика
16. Ответ на 15, Бармалей:
Тепрь медицина у нас стала зависимой от политических решений власти. Это очевидно.
15. Ответ на 12, Павел Тихомиров:
Ну, кстати, и сами «ваксеры» признают, что стремительный рост т.н. «антиваксеров» – это как раз следствие ошибок, допущенных политтехнологами с самого начала..
Как можно сравнивать вакцинацию с полит технологией? По вашему выходит, что медицина - это политика или политика - это медицина.
14. 9, 10...
13. Ответ на 12, Павел Тихомиров:
Аборт нельзя делать девушке.
Аборт можно делать только женщине. Молодой ли, в возрасте ли, но женщине.Я люблю и ценю русский язык. И я хорошо понимаю, что Вы хотите сказать. Но в данном случае я стремился не уклоняться от текста того произведения, о котором (в рамках оффтопа я высказался. Вот цитата из книги: "На правой ноге умершей девушки была дешевая узкая цепочка из накладного золота ... с маленькой пластинкой, на которой выгравировано: «Toujours Charles»" Это про ту, которая "еще несколько часов назад была надеждой, дыханием, болью и трепещущей жизнью" а теперь её тело лежало на белом столе. А потом описывается история её подруги, также забеременевшей, пошедшей к той же акушерке, к которой послала подругу, также в результате "доигравшейся" до перитонита, но чуть ранее попавшей на операционной стол, и подруге спасли жизнь, но она навсегда лишилась возможности иметь детей. И "из своего уродства" (цитирую Ремарка) решившая извлечь прибыль - так "маленькая модистка" переквалифицировалась в проститутки. Это чтобы закончить иллюстрации о моральном уродстве.
12. Ответ на 11, потомок тамбовского сапожника:
ув. Александр, давайте уже начнём любить Русский язык.
Аборт нельзя делать девушке.
Аборт можно делать только женщине. Молодой ли, в возрасте ли, но женщине.
Православно верующие люди, говоря об этом детоубийстве, всегда внимание обращают именно на духовно-душевную составляющую. А не на то, что после "чистки" будут некие неблагоприятные последствия для здоровья организма.
11. прошу прощения у редакции за оффтоп
10. Ответ на 7, allan:
9. Ответ на 7, allan:
8.