Речь идёт не о научном или словарном определении. Определения вторичны, первично отношение. Определения создаются, когда (или если) в культуре возникает потребность оперировать отношением как суждением. А она не всегда возникает. Кроме того, суждение может отличаться от отношения: люди часто говорят, что считают правильным, а относятся… как получается.
Из всех отношений отношение к человеку, пожалуй, самое важное. Во-первых, оно неизбежно. Общество состоит из людей, культура — это семантическая среда, в которую погружены люди. Не может быть общества или культуры, в которых отношение к человеку никак не представлено.
Во-вторых, именно отношение к человеку определяет состояние общества. То, что мы можем сказать об обществе, — это характеристики, описывающие взаимодействие с человеком. И тут есть двусторонняя зависимость: то, как происходит это взаимодействие, обусловлено принятым отношением к человеку, и наоборот — отношение к человеку формируется практикой взаимодействия.
Восприятие человека всё время меняется. Каждое общество в каждый свой исторический период воспринимает человека по-разному. И, опять-таки, зависимость тут двусторонняя — справедливо и обратное: вступление в новый исторический период происходит в силу изменения отношения к человеку.
Всё это, конечно, проще изучать на «холодном» материале: чужих обществах, уже отошедших в историю периодах. Но гораздо полезнее попытаться нащупать пульс происходящего здесь и сейчас, непосредственно в текущем моменте. Это помогает сориентироваться и понять, чего следует ожидать.
Кто есть человек в обществе, в котором мы живём? Актуальное восприятие человека можно вывести практически из любого документа эпохи. Но триггером, ставшим причиной данного очерка, выступил Приказ Роскомнадзора №58 от 30 марта 2025 года. Он предусматривает основания для блокировки интернет-ресурсов, связанных с пропагандой чайлдфри.
Вот как в приложении к приказу излагаются критерии. Основаниями для блокировки ресурса могут быть:
«3.9. Наличие информации, направленной на убеждение адресата в необходимости отказа от деторождения.
3.10. Наличие информации, оправдывающей отказ от деторождения, способной сформировать положительное отношение к отказу от деторождения.
3.11. Наличие информации о преимуществе отказа от деторождения над рождением детей, а также обосновывающей преимущество отказа от деторождения над рождением детей.
3.12. Наличие информации, направленной на формирование искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения.
3.13. Наличие информации, направленной на формирование отрицательного образа беременности, материнства, отцовства.
3.14. Наличие информации, направленной на формирование положительного отношения к бездетности, способной сформировать желание отказаться от деторождения».
Итак, перед нами гипотетический портрет опасного ресурса, формирующий отрицательный образ деторождения и положительный — бездетности. Если данный ресурс опасен (потому его и следует заблокировать), то, следовательно, он является источником неких социальных страхов. Общество (в лице Роскомнадзора) боится, что такой ресурс способен влиять на человека (попавшего на страницы с опасным содержанием) недолжным образом. Таким образом мы можем получить слепок того, как сегодня у нас воспринимается человек.
Человек в этой модели — совершенный реципиент. Он чрезвычайно внушаем. Содержание его сознания формируется путем заимствования из внешней среды. Причём процесс заимствования, в общем-то, неуправляем. На что человек набрёл, то им и воспринято.
Если бы было по-другому, имело бы смысл делать упор на воспитание, убеждение; нашлось бы место общественной дискуссии. Но этого не требуется: слишком сложный путь, а человек в нынешней системе предельно прост. Его поведение обусловлено поступающей информацией; прервав поток нежелательной информации, можно получить правильное поведение.
У человека не должно сложиться какого-то мнения (в данном случае — по поводу чайлдфри), достаточно того, что до него просто не будет доходить аргументация сторонников бездетности. Он не должен выработать собственную контраргументацию, не должен сопоставить доводы «за» и «против». Видимо, предполагается, что он на это не способен или сделает это неправильным образом.
От человека не ожидается, что он будет рассуждать и придёт к каким-то выводам. Рассуждение вообще не приветствуется. В модель не закладывается использование разума при формировании нужного поведения. На это, в частности, указывает индифферентность подхода к истинности или ложности информации, доходящей до человека. Только в одном из перечисленных выше пунктов есть отсылка к отступлению сторонников бездетности от истины. Когда активисты чайлдфри говорят о равноценности для общества родительства и бездетности, это определяется как искажение. В остальных случаях истинность или ложность суждений не имеет значения. Например, тривиальное суждение, что рождение ребёнка увеличивает расходы семьи, может быть расценено как обоснование «преимущества отказа от деторождения» и стать причиной для карательных действий.
Неправильность в данной системе вовсе не означает ложности. Нет задачи разоблачить ложь чайлдфри, надо просто выдавить соответствующий комплекс взглядов из общественного сознания. Это делается не через рациональное обсуждение, а путем запрета и преследования. Предполагается, что человеком управляет страх, а не разум. И не совесть.
Истина в культуре традиционно коррелирует с добром, а ложь — со злом. Через эту связь работает механизм внутренней этики. Мы видим ложь и так распознаём зло. Но к внутренней этике человека больше нет доверия, она должна быть заменена внешней этикой. Человеку говорят, что есть добро, а что зло, и он должен этим руководствоваться.
Человека нельзя оставлять одного, его обязательно следует включить в общий контур, который сертифицирован надлежащим образом. Посмотрите, например, как из-под действия карательных мер выводится информация о бездетности, связанная с воздержанием по религиозным основаниям. На основании упомянутого приказа Роскомнадзора блокировка не может применена «в отношении информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения, если такая информация основана на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру». То есть человек не может просто сослаться на свои убеждения. Призвать к половому воздержанию и сохранению девственности может лишь тот, кто является членом централизованной религиозной организации. И не сам по себе, а только в соответствии с внутренними установлениями такой структуры. Человек сам по себе неблагонадежен.
Людьми надлежит управлять. Их следует вести. Им надо подсказывать, что им следует думать. С ними не нужно дискутировать, их независимое мнение ничего не значит. Люди — абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль. Таково доминирующее представление о человеке сегодня.
Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
8. Ответ на 7, ОСт:
7. Ответ на 4, Андрей Карпов:
6. "Истина сделает вас свободными"/Ин.8.32/
5. Ответ на 1, ОСт:
Данная цитата (Пс.17, ст.27) практически повсеместно приводится именно в представленном выше смысле. Между тем, перевод П.А..Юнгерова, отталкивавшегося не от Вульгаты, а от "греко-славянского текста Псалтири" (переводу LXX), преподносит совсем другой смысл:
-С праведным Ты поступишь праведно, и с мужем невинным по невинности его,
-С избранным будешь (поступать), как с избранным, а лукавого ниспровергнешь
Т.е. речь не о влиянии окружения на человека, а о Божьем воздаянии в соответствии с человеческим поведением. Из свв. отцов такой точки зрения придерживались
свт. Афанасий Великий, блж. Феодорит Кирский, бОльшая часть иных признанных в Церкви толкователей. Похоже, только свт. Игнатий (Брянчанинов) высказался иначе ("Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость...") да Евфимий Зигабен.
4. Ответ на 1, ОСт:
Ограничение ментального влияния тоже необходимо, ещё Давид говорил: "И со строптивым развратишися" и призывал не ходить на совет нечестивых. Да, Давид призывал это делать сознательно и добровольно, но пророк Илия, например, убил мечом несколько сот пророков Иезавелиных не оставив их соблазнять народ и не надеясь, что народ сам разумно откажется от них.
А уж подверженность людей ментальным инфекциям в ХХ веке расцвела пышным цветом, это всё у нас на виду.Да-да, именно так и строится отношение к человеку в нашем современном обществе. И мечом надо пригрозить и ментальное влияние взять под контроль. Ваш комментарий — хорошая иллюстрация к тексту.
3.
- Там же, где и я!
Вы кто?
- Человек.»
РНЛ:
«Кто такой человек?»
///////////////////////////
«Венец творения»… изрядно поврежденный… со всеми «вытекающими» с… «обоих сторон»?
2.
Применение карательных мер подразумевает также, что людям, семьям нет необходимости помогать. Не надо их обеспечивать жильём, например. А если кто-то выскажет мнение, что отсутствие жилья препятствует рождению детей, можно и его привлечь к ответственности.
1. Иже возглаголет и речет: се, сие ново есть: уже бысть в вецех, бывших прежде нас
Ограничение ментального влияния тоже необходимо, ещё Давид говорил: "И со строптивым развратишися" и призывал не ходить на совет нечестивых. Да, Давид призывал это делать сознательно и добровольно, но пророк Илия, например, убил мечом несколько сот пророков Иезавелиных не оставив их соблазнять народ и не надеясь, что народ сам разумно откажется от них.
А уж подверженность людей ментальным инфекциям в ХХ веке расцвела пышным цветом, это всё у нас на виду.