Кто такой человек?

В современном обществе люди воспринимаются как абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Семья 
1 Павел Тихомиров 
82
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Речь идёт не о научном или словарном определении. Определения вторичны, первично отношение. Определения создаются, когда (или если) в культуре возникает потребность оперировать отношением как суждением. А она не всегда возникает. Кроме того, суждение может отличаться от отношения: люди часто говорят, что считают правильным, а относятся… как получается.

Из всех отношений отношение к человеку, пожалуй, самое важное. Во-первых, оно неизбежно. Общество состоит из людей, культура — это семантическая среда, в которую погружены люди. Не может быть общества или культуры, в которых отношение к человеку никак не представлено.

Во-вторых, именно отношение к человеку определяет состояние общества. То, что мы можем сказать об обществе, — это характеристики, описывающие взаимодействие с человеком. И тут есть двусторонняя зависимость: то, как происходит это взаимодействие, обусловлено принятым отношением к человеку, и наоборот — отношение к человеку формируется практикой взаимодействия.

Восприятие человека всё время меняется. Каждое общество в каждый свой исторический период воспринимает человека по-разному. И, опять-таки, зависимость тут двусторонняя — справедливо и обратное: вступление в новый исторический период происходит в силу изменения отношения к человеку.

Всё это, конечно, проще изучать на «холодном» материале: чужих обществах, уже отошедших в историю периодах. Но гораздо полезнее попытаться нащупать пульс происходящего здесь и сейчас, непосредственно в текущем моменте. Это помогает сориентироваться и понять, чего следует ожидать.

Кто есть человек в обществе, в котором мы живём? Актуальное восприятие человека можно вывести практически из любого документа эпохи. Но триггером, ставшим причиной данного очерка, выступил Приказ Роскомнадзора №58 от 30 марта 2025 года. Он предусматривает основания для блокировки интернет-ресурсов, связанных с пропагандой чайлдфри. 

Вот как в приложении к приказу излагаются критерии. Основаниями для блокировки ресурса могут быть:

«3.9. Наличие информации, направленной на убеждение адресата в необходимости отказа от деторождения.

3.10. Наличие информации, оправдывающей отказ от деторождения, способной сформировать положительное отношение к отказу от деторождения.

3.11. Наличие информации о преимуществе отказа от деторождения над рождением детей, а также обосновывающей преимущество отказа от деторождения над рождением детей.

3.12. Наличие информации, направленной на формирование искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения.

3.13. Наличие информации, направленной на формирование отрицательного образа беременности, материнства, отцовства.

3.14. Наличие информации, направленной на формирование положительного отношения к бездетности, способной сформировать желание отказаться от деторождения».

Итак, перед нами гипотетический портрет опасного ресурса, формирующий отрицательный образ деторождения и положительный — бездетности. Если данный ресурс опасен (потому его и следует заблокировать), то, следовательно, он является источником неких социальных страхов. Общество (в лице Роскомнадзора) боится, что такой ресурс способен влиять на человека (попавшего на страницы с опасным содержанием) недолжным образом. Таким образом мы можем получить слепок того, как сегодня у нас воспринимается человек.

Человек в этой модели — совершенный реципиент. Он чрезвычайно внушаем. Содержание его сознания формируется путем заимствования из внешней среды. Причём процесс заимствования, в общем-то, неуправляем. На что человек набрёл, то им и воспринято. 

Если бы было по-другому, имело бы смысл делать упор на воспитание, убеждение; нашлось бы место общественной дискуссии. Но этого не требуется: слишком сложный путь, а человек в нынешней системе предельно прост. Его поведение обусловлено поступающей информацией; прервав поток нежелательной информации, можно получить правильное поведение.

У человека не должно сложиться какого-то мнения (в данном случае — по поводу чайлдфри), достаточно того, что до него просто не будет доходить аргументация сторонников бездетности. Он не должен выработать собственную контраргументацию, не должен сопоставить доводы «за» и «против». Видимо, предполагается, что он на это не способен или сделает это неправильным образом. 

От человека не ожидается, что он будет рассуждать и придёт к каким-то выводам. Рассуждение вообще не приветствуется. В модель не закладывается использование разума при формировании нужного поведения. На это, в частности, указывает индифферентность подхода к истинности или ложности информации, доходящей до человека. Только в одном из перечисленных выше пунктов есть отсылка к отступлению сторонников бездетности от истины. Когда активисты чайлдфри говорят о равноценности для общества родительства и бездетности, это определяется как искажение. В остальных случаях истинность или ложность суждений не имеет значения. Например, тривиальное суждение, что рождение ребёнка увеличивает расходы семьи, может быть расценено как обоснование «преимущества отказа от деторождения» и стать причиной для карательных действий.

Неправильность в данной системе вовсе не означает ложности. Нет задачи разоблачить ложь чайлдфри, надо просто выдавить соответствующий комплекс взглядов из общественного сознания. Это делается не через рациональное обсуждение, а путем запрета и преследования. Предполагается, что человеком управляет страх, а не разум. И не совесть. 

Истина в культуре традиционно коррелирует с добром, а ложь — со злом. Через эту связь работает механизм внутренней этики. Мы видим ложь и так распознаём зло. Но к внутренней этике человека больше нет доверия, она должна быть заменена внешней этикой. Человеку говорят, что есть добро, а что зло, и он должен этим руководствоваться.

Человека нельзя оставлять одного, его обязательно следует включить в общий контур, который сертифицирован надлежащим образом. Посмотрите, например, как из-под действия карательных мер выводится информация о бездетности, связанная с воздержанием по религиозным основаниям. На основании упомянутого приказа Роскомнадзора блокировка не может применена «в отношении информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения, если такая информация основана на внутренних установлениях централизованных религиозных организаций или религиозных организаций, входящих в их структуру». То есть человек не может просто сослаться на свои убеждения. Призвать к половому воздержанию и сохранению девственности может лишь тот, кто является членом централизованной религиозной организации. И не сам по себе, а только в соответствии с внутренними установлениями такой структуры. Человек сам по себе неблагонадежен. 

Людьми надлежит управлять. Их следует вести. Им надо подсказывать, что им следует думать. С ними не нужно дискутировать, их независимое мнение ничего не значит. Люди — абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль. Таково доминирующее представление о человеке сегодня.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Парадигма развития
Либо мы сумеем перестроить привычки мышления, заплатив за это малой кровью, либо цивилизацию ждёт катастрофа
08.04.2025
Почему нас так волнует социальное устройство?
Ответственность и право — две стороны одной медали
02.04.2025
Хорошее и лучшее
Одна из причин, почему нововведения встречаются в штыки — они повышают риски
26.03.2025
Почтовый голубь отлетался
Комментарий к решению государственной почты Дании прекратить доставку писем
18.03.2025
Разница между традиционной и кредитной экономиками
Это совершенно две разные системы, формирующие принципиально различные общества
24.01.2025
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Семья
«Брак становится всё более символичным явлением»
ВЦИОМ констатировал изменение модели семьи в российском обществе
13.05.2025
«Непомерная и громадная»?
О седьмой заповеди и тайне счастливого брака
10.05.2025
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Инфантилизм современного общества связан с современной массовой культурой и с дебилизацией населения посредством гаджетов, Интернета
08.05.2025
«Нам нужно в пять раз увеличить число многодетных семей»
Однако стимулировать граждан к деторождению исключительно при помощи пособий не удастся
07.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Спецоперация «Мигранты»
Новый комментарий от Калужанин
13.05.2025 10:56
Прощай, наша замечательная и добрая Нина…
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.05.2025 04:27
Отсутствие профессионализма
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:26
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Александр Уфаев
13.05.2025 03:13
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.05.2025 01:41
Царицын нельзя Сталинград!
Новый комментарий от Nicola
12.05.2025 22:04
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Русский Иван
12.05.2025 20:57