Почему нас так волнует социальное устройство?

Ответственность и право — две стороны одной медали

1 ОСт 
165
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Почему нас так волнует социальное устройство? Мы считаем важным, как организовано общество. Значительная часть наших сил и внимания посвящены обсуждению социальных порядков. Неправильное общество обличается, по поводу того, что считать правильным, ведутся споры, легко доходящие до оскорблений. В чем причина этой никак нет проходящей социальной озабоченности?

Казалось бы, XX-й век, когда на алтаре социального было положено столько человеческих жертв, должен был нас научить хотя бы тому, что пролитие крови и пестование ненависти во имя социальной идеи не способны принести благо, но — нет.  И сегодня многие готовы, хотя бы на словах, строить социальную правду на костях — преимущественно на чужих.

Социальное устройство — это кумир, божок; всякий божок по своей природе — квазисубъект, то есть нечто, сущностно не способное быть субъектом, но наделяемое людьми чертами, сопоставимыми с характеристиками свободной и деятельной человеческой личности. Зачем же мы пытаемся вложить подобие души в нами же создаваемую механическую систему? Единственный возможный ответ — чтобы делегировать ответственность.

Человек уже достаточно долгое время одержим идеей эмансипации прав. Можно понять борьбу за эмансипацию, то есть личностный суверенитет — когда личность принимает на себя ответственность за свою судьбу, за всё, что она выбирает по ходу жизни. Можно понять борьбу за права: ситуация, когда права одних обеспечиваются за счет ущемления прав других, внутренне порочна. Но эмансипация прав — это нечто другое. Речь об освобождении права от ответственности.

Ответственность и право — две стороны одной медали. Если на тебе больше ответственности, то ты решаешь более серьёзные вопросы, а значит, твоё решение обладает большей силой — ты больше можешь. Этот более широкий горизонт возможностей и есть твои права. Любое право, таким образом, подразумевает определённую меру ответственности.

Это, конечно, не очень комфортно. Ответственность мешает наслаждаться теми возможностями, которые дают тебе права. Более того, правильно выстроенный баланс и состоит в том, чтобы иметь такую ответственность, которая бы лишала тебя удовольствия от обладания данными правами. Если право становится обеспечением удовольствия, значит, баланс нарушен.

Но человек несовершенен, и одно из проявлений этого несовершенства — желание иметь и получать. И чем больше у человека прав, тем больше у него возможностей нарушить баланс в свою пользу. Мы смотрим на тех, кому это несомненно удалось, и хотим того же. В публичном пространстве разлито общее стремление иметь побольше прав и поменьше ответственности. Как этого достичь? Крепко усвоенный, хотя и негласный ответ: с помощью социальной системы.

Помощь, ожидаемая от социального устройства, может быть двоякой, и политическая позиция человека определяется тем, какого рода помощи он чает. Он может видеть в социальной системе инструмент для увеличения своих прав (увеличение доли прав размывает ответственность) — это либеральная позиция. Но баланс можно сдвинуть и по-другому: не увеличивая права, а уменьшая ответственность. Человек может рассчитывать, что социальная система переложит с него ответственность. Куда? Распространённый ответ — на государство. Поэтому такая позиция обычно называется «государственнической». Другое название подобного подхода — патернализм (от слова «патер» — «отец»). Люди представляют собой подобие детей, нуждающихся в пригляде. Им необходимо отеческое попечение; вся ответственность при этом возлагается на отца, ибо какой с детей спрос?

В этом есть своего рода изюминка: в рассуждения о необходимости опеки в этой модели пускаются сами дети — теория патернализма разрабатывается вовсе не государственными учреждениями, это инициатива снизу. Люди, далекие от теории, формулируют ещё проще: государство должно. Оно должно и то, и это, — вроде бы, потому, что может, но первичный импульс другой — тогда не будем должны мы. Пусть у нас останется минимум прав, но зато практически совсем не будет ответственности.

Именно поэтому так высока заинтересованность в «правильном» социальном устройстве. Каждый на свой лад думает, что может решить проблему своей ответственности раз и навсегда, оставшись с явным профицитом прав, что сделает жизнь более удовлетворительной (более наполненной удовольствиями) и, в конечном счете — более счастливой. Это давний архетип культуры: беззаботность как синоним счастья, его можно найти в сказках самых разных народов. Наши современные споры о том, как должно быть устроено общество, — это борьба за сказочное будущее, но понятая и ведущаяся всерьёз.

Христианское отношение к реальности падшего мира исключает веру в его сказочное изменение. Ситуация, когда у человека минимизирована ответственность, с христианской точки зрения духовно опасна. Человек лично отвечает перед Богом, и эту ответственность с него никто и ни при каких обстоятельствах снять не может. Из этой фундаментальной ответственности вырастают и все другие. Христианин по определению — крайне ответственное существо, и вследствие этого обладает высшей степенью свободы (мере ответственности соответствует мера прав): ничто земное не имеет над ним власти.

Эти качества христианского отношения к бытию не зависят от социальной системы. При любом социальном устройстве христианин должен поступать одинаково, стараясь жить по заповедям и по совести, а не по принятому здесь и сейчас социальному канону. И при достаточном количестве верных христиан при любой социальной системе жизнь будет становиться лучше. А при отсутствии критического количества христиан жизнь при любой социальной системе будет ужасной.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

"Люди, далекие от теории, формулируют ещё проще: государство должно"///

Именно так. Люди простые - просто и формулируют. Чтобы жить, ты ДОЛЖЕН дышать. Чтобы поесть, ты должен жевать. Чтобы посмотреть на что-либо - ты ДОЛЖЕН посмотреть).
Рабочий / 02.04.2025, 12:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Цивилизация лжи
Знать правду — допускается, жить по ней — нет
30.05.2025
Эпоха информации
Информация – новая категория бытия, адаптация к которой ещё не закончилась
20.05.2025
Кто такой человек?
В современном обществе люди воспринимаются как абсолютный пассив, которым могут воспользоваться деструктивные элементы, стоит лишь ослабить контроль
13.05.2025
Парадигма развития
Либо мы сумеем перестроить привычки мышления, заплатив за это малой кровью, либо цивилизацию ждёт катастрофа
08.04.2025
Хорошее и лучшее
Одна из причин, почему нововведения встречаются в штыки — они повышают риски
26.03.2025
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Женихи перевелись?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
03.06.2025 09:31
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
03.06.2025 09:21
«Недопустимы панические оценки случившегося»
Новый комментарий от Наблюдатель
03.06.2025 09:07
Ну, приматы – что возьмёшь!
Новый комментарий от Александр Т
03.06.2025 09:06
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от учитель
03.06.2025 07:25
Уход Державной
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.06.2025 23:03