Почему нас так волнует социальное устройство?

Ответственность и право — две стороны одной медали

0
3
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Почему нас так волнует социальное устройство? Мы считаем важным, как организовано общество. Значительная часть наших сил и внимания посвящены обсуждению социальных порядков. Неправильное общество обличается, по поводу того, что считать правильным, ведутся споры, легко доходящие до оскорблений. В чем причина этой никак нет проходящей социальной озабоченности?

Казалось бы, XX-й век, когда на алтаре социального было положено столько человеческих жертв, должен был нас научить хотя бы тому, что пролитие крови и пестование ненависти во имя социальной идеи не способны принести благо, но — нет.  И сегодня многие готовы, хотя бы на словах, строить социальную правду на костях — преимущественно на чужих.

Социальное устройство — это кумир, божок; всякий божок по своей природе — квазисубъект, то есть нечто, сущностно не способное быть субъектом, но наделяемое людьми чертами, сопоставимыми с характеристиками свободной и деятельной человеческой личности. Зачем же мы пытаемся вложить подобие души в нами же создаваемую механическую систему? Единственный возможный ответ — чтобы делегировать ответственность.

Человек уже достаточно долгое время одержим идеей эмансипации прав. Можно понять борьбу за эмансипацию, то есть личностный суверенитет — когда личность принимает на себя ответственность за свою судьбу, за всё, что она выбирает по ходу жизни. Можно понять борьбу за права: ситуация, когда права одних обеспечиваются за счет ущемления прав других, внутренне порочна. Но эмансипация прав — это нечто другое. Речь об освобождении права от ответственности.

Ответственность и право — две стороны одной медали. Если на тебе больше ответственности, то ты решаешь более серьёзные вопросы, а значит, твоё решение обладает большей силой — ты больше можешь. Этот более широкий горизонт возможностей и есть твои права. Любое право, таким образом, подразумевает определённую меру ответственности.

Это, конечно, не очень комфортно. Ответственность мешает наслаждаться теми возможностями, которые дают тебе права. Более того, правильно выстроенный баланс и состоит в том, чтобы иметь такую ответственность, которая бы лишала тебя удовольствия от обладания данными правами. Если право становится обеспечением удовольствия, значит, баланс нарушен.

Но человек несовершенен, и одно из проявлений этого несовершенства — желание иметь и получать. И чем больше у человека прав, тем больше у него возможностей нарушить баланс в свою пользу. Мы смотрим на тех, кому это несомненно удалось, и хотим того же. В публичном пространстве разлито общее стремление иметь побольше прав и поменьше ответственности. Как этого достичь? Крепко усвоенный, хотя и негласный ответ: с помощью социальной системы.

Помощь, ожидаемая от социального устройства, может быть двоякой, и политическая позиция человека определяется тем, какого рода помощи он чает. Он может видеть в социальной системе инструмент для увеличения своих прав (увеличение доли прав размывает ответственность) — это либеральная позиция. Но баланс можно сдвинуть и по-другому: не увеличивая права, а уменьшая ответственность. Человек может рассчитывать, что социальная система переложит с него ответственность. Куда? Распространённый ответ — на государство. Поэтому такая позиция обычно называется «государственнической». Другое название подобного подхода — патернализм (от слова «патер» — «отец»). Люди представляют собой подобие детей, нуждающихся в пригляде. Им необходимо отеческое попечение; вся ответственность при этом возлагается на отца, ибо какой с детей спрос?

В этом есть своего рода изюминка: в рассуждения о необходимости опеки в этой модели пускаются сами дети — теория патернализма разрабатывается вовсе не государственными учреждениями, это инициатива снизу. Люди, далекие от теории, формулируют ещё проще: государство должно. Оно должно и то, и это, — вроде бы, потому, что может, но первичный импульс другой — тогда не будем должны мы. Пусть у нас останется минимум прав, но зато практически совсем не будет ответственности.

Именно поэтому так высока заинтересованность в «правильном» социальном устройстве. Каждый на свой лад думает, что может решить проблему своей ответственности раз и навсегда, оставшись с явным профицитом прав, что сделает жизнь более удовлетворительной (более наполненной удовольствиями) и, в конечном счете — более счастливой. Это давний архетип культуры: беззаботность как синоним счастья, его можно найти в сказках самых разных народов. Наши современные споры о том, как должно быть устроено общество, — это борьба за сказочное будущее, но понятая и ведущаяся всерьёз.

Христианское отношение к реальности падшего мира исключает веру в его сказочное изменение. Ситуация, когда у человека минимизирована ответственность, с христианской точки зрения духовно опасна. Человек лично отвечает перед Богом, и эту ответственность с него никто и ни при каких обстоятельствах снять не может. Из этой фундаментальной ответственности вырастают и все другие. Христианин по определению — крайне ответственное существо, и вследствие этого обладает высшей степенью свободы (мере ответственности соответствует мера прав): ничто земное не имеет над ним власти.

Эти качества христианского отношения к бытию не зависят от социальной системы. При любом социальном устройстве христианин должен поступать одинаково, стараясь жить по заповедям и по совести, а не по принятому здесь и сейчас социальному канону. И при достаточном количестве верных христиан при любой социальной системе жизнь будет становиться лучше. А при отсутствии критического количества христиан жизнь при любой социальной системе будет ужасной.

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Хорошее и лучшее
Одна из причин, почему нововведения встречаются в штыки — они повышают риски
26.03.2025
Почтовый голубь отлетался
Комментарий к решению государственной почты Дании прекратить доставку писем
18.03.2025
Разница между традиционной и кредитной экономиками
Это совершенно две разные системы, формирующие принципиально различные общества
24.01.2025
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
О постороннем этническом вмешательстве в ход истории на примерах Петра I и Екатерины II
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.04.2025 07:25
Современный кинематограф для детей в отсутствии идеологии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.04.2025 06:12
Подоляка vs Соловьёв
Новый комментарий от Русский танкист
02.04.2025 06:07
Попса подпортила шоу
Новый комментарий от Павел Тихомиров
02.04.2025 03:22
Полынь и звёзды
Новый комментарий от Агафон
02.04.2025 01:16
Монархия как средство от смуты
Новый комментарий от Константин В.
01.04.2025 22:46