В четверг, 10 июня, папа Римский Франциск принял на частной аудиенции в Ватикане общину Папской региональной семинарии имени Пия XI из итальянской области Марке, сообщают «Новости Ватикана».
Обращаясь к студентам и руководителям, глава Ватикана отметил, что «мир жаждет священников, способных донести благость Господа тем, кто пережил грех и неудачи; священников, знающих толк в человечности; пастырей, готовых разделить радости и труды своих братьев; людей, восприимчивых к крикам страдающих. Черпайте человечность Иисуса из Евангелия и Пресвятых Даров, ищите её в жизни святых и многочисленных подвижников милосердия; размышляйте о подлинном примере тех, кто передал веру вам, о ваших бабушках и дедушках, о ваших родителях. Читайте писателей, умевших заглянуть в человеческую душу, например, Достоевского, который посреди горестных событий земной скорби сумел раскрыть красоту спасающей любви».
Путь подготовки в семинарии, отметил он, должен приближать студентов к другим людям, очищать их отношения от внутренней фальши, готовить к самоотверженному служению самым бедным и нуждающимся. Семинаристы призваны углублять свою духовность, избегать проявлений любого клерикализма, заступаться за весь мир в доверительном диалоге с Богом и молитве, воплощать в учёбе глубокую мудрость Евангелия: таков вызов миссии, которая их ожидает и требует компетентности и подготовки, подчеркнул понтифик.
Призыв понтифика читать Достоевского прокомментировал в интервью «Русской народной линии» научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Должен сказать, что об этой довольно серьезной теме невозможно говорить без улыбки. Так и представляется, как Римский папа по ночам читает Достоевского. А как иначе, ведь днём он, наверняка, занят.
Призыв папы прозвучал неожиданно и парадоксально: хорошо известно, что Достоевский потратил немало сил и строк, обличая католицизм.
В романе «Идиот» устами одного из героев писатель утверждал: «Католичество — всё равно что вера нехристианская! Нехристианская вера, во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма. Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, уверяю вас! Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus!».
Не менее явственно он обличал главную идею католической эклезиологии – учение о верховном главенстве папы: «Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низкую земную власть».
Естественно, искаженному католицизмом образу Христа, писатель противопоставлял Православие: «Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними, и пусть не говорят у нас, что проповедь их изящна...»
Безусловно, в своем пламенном обличении Достоевский обращался не только к России, но и к западной аудитории. И логично, что на эти реплики должна была рано или поздно последовать реакция католицизма. Однако в соответствии с католическим учением, на все вызовы первым реагирует папа – именно он определяет официальную позицию, задает тон, поэтому все ждали его реакции. И вот она, наконец, последовала – спустя полтора века, в год двухсотлетия Достоевского, в виде наставления будущим пастырям - обращаться к творчеству русского писателя.
Такая реакция понтифика может быть понята одним образом: Фёдор Михайлович, Вы были правы. Иначе слова папы Римского не истолковать. Если он призывает будущих католических священников читать Достоевского, он, по сути, констатирует, что католичество нуждается в Достоевском, косвенно, признает правоту русского писателя в том, что в католичестве действительно произошли существенные изменения образа Христа.
Возникает вопрос: не боится ли папа такими призывами смутить и потерять своих священников и паству? Думается, что католичество за свою историю пережило столько потрясений, что они уже ничего не боятся – даже признать правоту Достоевского. Достаточно вспомнить II Ватиканский собор в середине ХХ века, ставший революцией внутри Римского католицизма. Поэтому от признания правоты Достоевского – хуже не будет. Сегодня Достоевский для католиков как вакцина, способная спасти от катастрофических последствий духовной болезни.
В своих суждениях о католичестве Фёдор Михайлович в очередной раз явил свой пророческий дар, неоднократно являвшийся со страниц его романов. В очередной раз — в этот раз благодаря Римскому папе - мы убедились, что Достоевский – наш русский писатель-пророк. Только пророк может говорить с такой силой мысли и глубиной прозрения.
Как великий пророк, он высветил актуальные проблемы как Запада, так и России. Безбожие и атеизм страшны, но ещё страшнее и губительнее – искажение образа Христа. Переписывать Евангелие (как это сделал, к примеру, Л.Н.Толстой) – всё равно, что подменять образ Спасителя Его извечным противником.
В романе Достоевского «Братья Карамазовы» устами старца Зосимы писатель подчеркивает, что главная миссия России – сохранить неповрежденный образ Христа: «От сих кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение Земли Русской! Ибо воистину приготовлены в тишине «на день и час, и месяц и год». Образ Христов хранят пока в уединении своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды Божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, и, когда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет». Столкновение и спор России и Запада, по сути, идёт вокруг только одного вопроса — хранение Лика и Образа Христа.
В год 200-летия Достоевского продолжился его диалог с католичеством. На мысли писателя последовала реплика главы Римского престола. Повторю, призыв папы Римского к чтению Достоевского звучит однозначно как признание правоты Фёдора Михайловича. Думаю, что даже сам Достоевского со всей своей прозорливостью не предполагал, что пройдёт полтора века, и папа Римский будет призывать будущих католических священников читать его романы.
Считаю, что этот призыв папы Римского – прекрасный и неожиданный подарок к двухсотлетию писателя.
Эти заявления Римского понтифика являются признанием универсального значения творчества Достоевского для всего человечества. Идеал «всечеловека», о котором говорил писатель в своей знаменитой Пушкинской речи, как видим, воплотил сам Достоевский.
Об этом же говорят и два памятника писателю, открытые в этом юбилейном году в День России в разных концах планеты Земля: в небольшом русском городке Переславль-Залесском (на площади перед Святыми вратами древней Никольской обители) и в центре столицы Кипра - Никосии. Особенность этих памятников состоит в том, что Достоевский никогда не бывал в этих города и его творчество никак с ними не связано. Это совершенно новый уровень восприятия наследия писателя, когда памятники ему ставят не с целью мемориализации мест, связанных с ним, а с целью свидетельствовать значимость его духовного наследия для человечества. Это значит, что можно и нужно увековечивать образ писателя на всяком месте, где люди думают о Боге.
Может быть, не за горами время, когда Римский папа откроет в Риме и памятник Феодору Достоевскому.