«Бог терпел и нам велел» - эту краткую поговорку мне приходилось слышать много раз ещё в раннем детстве от бабушек своих, рождённых в позапрошлом веке, в предпоследний и последний год царствования Александра II. Однако, смысл этой и многих других поговорок в полной мере дошёл до меня только в начале девяностых годов прошлого столетия. Поделюсь. Действительность современной жизни, общение с людьми убеждают меня в том, что подлинное значение важнейших, насущных истин понимается большинством весьма поверхностно и, что опаснее, превратно. Эту статью я посвящаю памяти моего старшего брата во Христе Владимира Николаевича Осипова, заместителем которого в «Союзе Христианское Возрождение» я имел честь быть в течение четверти века. Не сомневаюсь в том, что почитатели «Русской Народной Линии» хорошо знают и помнят этого славного православного патриота, всей своей жизнью доказавшего подлинную, горячую верность Русскому Делу. Такие личности, к числу которых принадлежал Владимир Николаевич, вызывают особое почтение и доверие к себе именно за их несгибаемую веру и верность. Не все современные патриоты заслуживают такой чести.
В этой связи, уместно привести слова замечательного человека, в полной мере принадлежавшего к таким же верным людям, слова, преставившегося ко Господу в начале нынешнего года, Юрия Петровича Власова. В начале девяностых показали короткое интервью с ним - молодая журналистка с нескрываемой радостью, видимо рассчитывая на солидарность с его стороны, спросила: «Что Вас больше всего радует и удивляет в происходящих в нашей стране событиях?» Юрий Петрович, к нескрываемому огорчению «интервьюерши», посоветовал с радостью повременить, а насчёт удивления ответил, что лично его более всего удивляет (цитирую дословно) «огромное количество внезапно прозревших людей».
На земном пути мне посчастливилось не только узнать о многих замечательных современниках, достойных братской любви, почтения и уважения, но и приватно познакомиться с некоторыми из них. Всех таких перечислять не буду, но некоторых из числа претерпевших за правду Божию, за убеждения свои, страдания, я называю здесь. В узилищах томились вместе с уголовниками и страдали: общественный деятель, учёный, писатель-публицист Владимир Николаевич Осипов, православный священник, автор многих замечательных книг о. Димитрий (Дудко), полковник ГРУ (в отставке) Владимир Васильевич Квачков (они друг с другом знакомы были лично). За общественную деятельность по сфабрикованным уголовным делам лишаются свободы и продолжают подвергаться судебному преследованию многие русские патриоты (ярким примером тому служит недавний приговор Платонову и Ерчаку, судебное преследование игумена Сергия /Романова/), ведь закардонных «правозащитников», как у оппозиционеров из «пятой колонны», у русских патриотов не имеется. А всех убитых только в XXI веке православных священников и монахов столь много, что я навскидку» и не вспомню всех – это иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим из Оптиной пустыни, иерей Даниил (Сысоев), да простят меня неназванные (в особые субботы я поминаю их, пользуясь личным «Помянником»).
Все они терпели гонения властей, но при этом стояли в истине Божией, боролись, каждый по мере своих сил, и хорошо знали, ради чего терпят, ибо такие христианские добродетели, как смирение, терпение, послушание – ничего общего не имеют с раболепством, трусливой покорностью и культурной отсталостью, приписываемых русоненавистниками всех мастей нашему великому народу-Богоносцу. «Нашего брата» на центральные телевиденье и радио не приглашают (да и не допускают, без публичных объяснений причин). А ведь нам не только есть, что сказать полезного, но мы и можем об этом сказать. Даже такие известные и эрудированные лица, как С. Глазьев, В. Катасонов, Ю. Болдырев, О. Четверикова и многие другие (кстати, и мне-неизвестному тоже есть, что сказать, да видать «не вышел рылом» для тех у кого есть право «пущать или не пущать») практически отстранены от большой трибуны. Слава Богу, что ещё существуют «РНЛ», «Русский Вестник», региональные патриотические газеты, но количество читающих людей продолжает сокращаться.
Во вражеские СМИ, содержащиеся на зарубежный капитал (такие, как «Эхо Москвы», «Дождь», «Новая газета», и т.п.), я не стал бы обращаться, даже если бы туда позвали. Во-первых, по причине того, что их аудитория состоит из людей с повреждённым сознанием, безсовестных и даже одержимых нечистой силой, а, во-вторых, для того, чтобы право использования их трибуны людьми противоположных взглядов, не было выдано ими за свои мнимые объективность и независимость.
За время своей общественной деятельности Владимир Николаевич успел сделать очень многое для подлинного возрождения русского самосознания и государственности. И даже, если не наступят в дольнем мiре такие времена, когда наше Отечество земное обретёт, хотя бы на короткое время, соответствующее её мессианской роли, общественно-государственное устройство, даже и в этом случае всё совершённое во славу России, почившими в Бозе, митрополитом Иоанном (Снычёвым), соратниками Владимира Николаевича: Вячеславом Михайловичем Клыковым, Ильёй Сергеевичем Глазуновым, отцом Димитрием (Дудко), Сергеем Антоновичем Шатохиным, Ильёй Михайловичем Числовым (да простит мне Бог, кого я здесь не упомянул), а также и многими, ныне здравствующими его соратниками, всё совершённое будет непременно учтено на неотвратимом Страшном Судище Христовом.
Незадолго до земной кончины Владимира Николаевича я признался ему, что без него не буду принимать участия ни в каких партиях, движениях, «фронтах», и т.п. общественных организациях, кроме Союза Русского Народа, возрождённого В.М. Клыковым (только с Дубровинским уставом!). И он, и я в этот Союз вступили сразу, но с кончиной Вячеслава Михайловича, к сожалению большому, СРН практически бездействует, но даже его номинальное существование, на мой взгляд, имеет значение. Все организации русских патриотов действовали худо-бедно, пока их возглавляли депутаты (например, С. Бабурин, Н.Павлов), но сейчас мы лишены даже последнего помещения в столице – Фонда славянской письменности и культуры (на Б. Черниговском), аренда помещений стоит немалых денег, которых у нас нет.
На заявки СХВ о проведении крестных ходов, молитвенных стояний и народных собраний в удобных местах города, в последние годы мы получали от Московских властей лживые ответы о том, что на указанные нами площадки, якобы, раньше нас уже подали аналогичные заявки другие организации (мы не ленились каждый раз на месте удостоверяться в том, что это была ложь). Московская власть (в лице некоего Олейника) откровенно издевательски предлагала нам собраться в парке «Сокольники», в зелёном массиве, чтобы никто из посторонних не мог видеть и слышать собравшихся. Заступников за нас в настоящее время не находится, а с теми, кто в последние годы бузит на Болотной площади нам не по пути. Футбольным болельщикам, любителям рока, «байкерам» и прочим подобным «тусовщикам» – властями открыт «зелёный свет», а «православным маргиналам» предложено держать свои «фиги в карманах» и не «петюкать».
Конечно, можно и нужно надеяться, что во властных структурах РФ когда-нибудь появятся подобные люди, какими во время пребывания Христа, облечённого в человеческую плоть, были Его тайные ученики, члены Синедриона – Иосиф и Никодим. Но даже, если и не найдутся подобные им, то и среди нынешних могут оказаться те, кто уже осознаёт и скоро осознает, что даже для продления их собственного благоденствия в этом мiре (т.е. объективно для «отсрочки» Светопреставления), необходимо добровольно пожертвовать кое-чем, а чем именно – известно давно, но об этом отдельно.
С Владимиром Николаевичем мы находились в благодатном единомыслии, основанным на единоверии. По многим вопросам мы были полностью солидарны и, прежде всего, в отношении общественно-государственного устройства. Поэтому, наверное, самой большой радостью для нас в последние годы было прославление Русской Православной Церковью царя-искупителя Николая II, его семьи и многих новомученников. Православное самодержавие для нас оставалось неизменным идеалом, но при этом мы были также единодушны и в том, что нынешнее общество ещё не готово к его восстановлению, а декоративная монархия России совершенно не подходит. Что касается организации народного хозяйства, способного в должной мере обезпечить России подлинный государственный суверенитет, то частичная и даже полная автаркия по нашему мнению могут быть реально целесообразны уже в наши дни. Разделяли мы с Владимиром Николаевичем и оценку поправок в Конституцию РФ. Коротко она такова: не поправки нужны, а новый Основной Закон, но наши конкретные предложения, к сожалению, продолжают оставаться невостребованными. Я полагаю важным напомнить здесь об этом, в особенности тем, для кого представляют ценность и политические взгляды В.Н. Осипова.
К наиболее смертельным опасностям современного мiра, мы также единодушно, относили его масштабное осатанение, выражающееся в целенаправленном уничтожении традиционной семьи, в отказе от бинарного кода человеческого общества, в пропаганде содомии и многих мерзостей. С тем, что мегаполисы и, в т.ч. Москва представляют собой смертельную опасность для сотен миллионов людей, что столица наша перенаселена сверх меры, Владимир Николаевич тоже соглашался, но главное мы с ним не сомневались в том, что иной столицы в России быть не может. Насколько хорош пример Германа Стерлигова (о котором мне известно только из СМИ), как и каким образом, когда и куда стоит переселяться православным людям, поговорить с ним я, к сожалению, не успел. Мне давно довелось убедиться лично в том, что для нашей страны возрождение деревень с современной инфраструктурой стало являться одной из самых насущных задач, по меньшей мере ещё со времён брежневского застоя. Именно русская деревенская община была наилучшим хранителем национальных традиций. Дело в том, что в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века я, работая в Госкомтруде РСФСР, был свидетелем целенаправленного уничтожения русских деревень под предлогом их «безперспективности».
В те годы срытые враги любой России (в т.ч. советской) типа «заславских», «зайончковских» и др. подобных учёных-вредителей кропали диссертации по теме «оздоровления» сельского хозяйства. Как мог, я старался отражать в своих отчётах по результатам командировок в «глубинку» реальную обстановку, но справки большей частью тогда уже писались для проформы. В конце 80-х – начале 90-х годов немалую лепту в разрушение сельского хозяйства РСФСР внёс один из видных «ельциноидов» – «асфальтовый фермер» Черниченко. Увы, и посейчас в госпрограммах не сформулированы многие насущные задачи.
Нувориши, прозванные олигархами, их «отмороженные» отпрыски-«мажоры и прочие «гламурщики», конечно же уверены в том, что «нищеброды» осуждают их только от зависти. Действительно, среди осуждающих немало тайных завистников (кстати, те и другие «одним миром мазаны», только и те, и другие не знают об этом пока), однако, в отношении «всех» малообезпеченных слоёв населения представители самозваной элиты очень сильно заблуждаются. Сам Христос, имея власть творить чудеса и, будучи совершеннейшим образцом всех, возможных людям, добродетелей, и безсребренничеством в том числе, конечно, как хорошо известно, не имел никакой собственности и вместе со Своими учениками-апостолами жил исключительно подаянием, предоставляя людям возможность узреть и услышать живого Бога, оказать Ему приют в своих домах (даже дотронуться до Него).
О пагубности стяжательства людьми благ материальных Христос высказывался предельно ясно, неоднократно и недвусмысленно, и цитировать эти изречения я полагаю здесь излишним, а вот слова Его самого верного (до Голгофы) ученика – евангелиста и апостола Иоанна Богослова о том, что «всякая собственность есть кража», я привожу, поскольку их до сих пор приписывают социал-демократу Прудону. Собственники, не стыдящиеся своих сверхдоходов, не желающие признавать свою ответственность перед обществом, идут путём погибели, независимо от своих желаний и от того, сознают они это или нет. Есть замечательнейшая, наиполезнейшая книга иеромонаха Евфимия (Саморукова) «ДВА ПУТИ» - путь благодатный и безблагодатный (М., 2012). Сознаю, что призывы обращаться к Священному Писанию и трудам святых отцов на РНЛ будут выглядеть как попытки «ломления в открытую дверь», но удерживаться совсем от советов прочесть душеполезные наставления наших современников я, всё-таки, не стану. Мысли невольно «растекаются по древу», так что вернусь к центральной теме об «отсрочке Светопреставления и о том, что означают слова «терпеть по-Божески».
Слово «Апокалипсис» можно услышать ежедневно и много раз по разным поводам и походя. А ведь это грозное слово означает ничто иное как окончательное и безповоротное завершение истории дольнего мiра, конец всему и всем, и неизбежность Второго Славного Пришествия Христова, и Страшного Суда для каждого, оставшегося на «этом» Свете, равно как и для каждого, пребывающего на «том», короче, слово это означает НЕИЗБЕЖНОСТЬ! Поэтому для здравого ума должно быть очевидно и безспорно, что тема подготовки к встрече с неизбежностью является прерогативой (т.е. исключительным правом) священнослужителей. Но, несмотря на непреложность этой истины, как и очевидность компетенции на её объяснение, СМИ мiровые и многие Российские тиражируют ахинею, предпочитая предоставлять трибуну эзотерикам-оккультистам, уфологам, учёным эволюционистам, кому угодно, но только не тем, кого Господь благословил на это.
«Тема Апокалипсических времён всегда тревожила умы религиозных людей, но было сказано святыми, что узнать и установить наступление того времени и его загадочные тайны смогут только те, кто будет жить в те последние страшные времена», – это слова иеромонаха Евфимия из вышеупомянутой книги (с.481). Поэтому было бы ошибкой с моей стороны, хотя бы очень коротко, не коснуться частной темы о взаимопроникновении областей веры и знания, о возможности (и необходимости в определённых случаях) их гармоничного взаимодействия. Вера, как «знание наперёд» необходима человеку. Жить нормально, полноценно, счастливо без веры и доверия невозможно! А неверие по сути означает веру «наизнанку» или, говоря иначе, веру в «не». Не зря же приснопамятный отец Димитрий (Дудко) много раз повторял, что атеизм может быть своеобразным «чёрным ходом» к вере в Бога.
Ложная и лицемерная вера опаснее неверия (примером служит сравнение молитв фарисея и мытаря). Опасна и слепая вера, т.е. вера фанатичная, ибо она проводник злых богопротивных сил (также яркими примерами этому являются ассасины, вахабиты, салафиты и представители многих других «тоталитарных» сект). Выбор веры нашим земным отечеством, нашим народом состоялся (и был «оформлен юридически») в конце X века, при равноапостольном Великом князе Владимире, а выбор государственного устройства – в XV веке, во время правления Великого князя Ивана III (фактически уже царя). Именно тогда Москва и стала «Третьим Римом» и будет таковым до скончания времён!
Вразумлять обезумевших «пиндосов» (соответственно и спорить с ними) уже давно безполезно. Пусть они строят бункеры на нашей планете и космические корабли, чтобы переселиться на Марс, или ещё куда-нибудь, но когда в популярных телепрограммах, при обсуждении темы Апокалипсиса, слышишь ссылки (Прокопенко или Чапман, например) не на Откровение Иоанна Богослова, не на другие фундаментальные источники по эсхатологии, а на Стива Хокинга, на Нострадамуса, Блаватскую, Вангу и подобных им лжепророков, кроме удивления вперемежку с возмущением, православный человек вряд ли что то иное может испытать.
Умственные и другие способности люди получают от Бога, а знание, как давно известно, дело наживное. Только вот нажить полезные человеку знания становится с каждым годом всё труднее и труднее. Для обретения полезных знаний необходим такой универсальный «инструмент» как логика. Логика тоже бывает разной – и не только «мужской» и «женской». Главное в логике – это идейный фундамент, на котором она базируется. Так что, если идеи ложные, ущербные и, тем паче, ублюдочные (моя статья об идеях публиковалась на РНЛ), то и логика будет соответствующая. От одного из своих друзей (ныне покойного), учившегося в школе в послевоенные годы (когда ещё мальчики с девочками распределялись по разным классам) в числе предметов была логика, научавшая с молодых лет умению думать самостоятельно. Людей, умеющих мыслить логически труднее оболванить. Предмет «логика» был отменён в советской школе при Хрущёве. А заграницей в учебных заведениях для «своих» логике и многому другому, чего не должен знать «электорат», учить продолжают. Вера и знания комплиментарны, но только вера истинная и, основанное на ней в сочетании с неискажённым знанием, мiровоззрение, позволяют идти спасительным путём!
Апостол Павел в своём послании к евреям сказал «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11: 1). Так что будем веровать именно так, как учили святые отцы.
В поисках ответа на, становящийся всё более актуальным, вопрос об «отсрочке» Светопреставления, помимо Нового Завета, я обращался к толкованиям святых отцов не только прошедших времён, но и наших духоносных современников. Одним из таких был православный потомственный священник (уже упомянутый здесь) о. Даниил (Сысоев), застреленный в своём храме мусульманским фанатиком. Привожу здесь короткие выдержки из его книги «Толкование на Апокалипсис» (М., 2011). «Мы привыкли просить о том, чтобы отдалить конец мiра, а на Небесах мученики молятся об обратном – чтобы он наконец-то наступил, чтобы справедливость восторжествовала на Земле и была отмолена кровь невинных праведников» (с.111). В названной книге много ценнейших мыслей, но выберу ещё только несколько коротких. «… тому, кто хочет спокойной, безмятежной жизни в Церкви делать нечего. Церковь Божия – это отряд контрреволюционеров, сражающихся на стороне Бога, восстающих против диавола» (с.163). «В Библейском смысле мудрость – это Богопознание, без которого человек в этом мiре не поймёт ничего» (с.243). Само собою истинно мудры и весьма проникновенны слова об этом же евангелистов: Луки «что высоко у людей, то мерзость перед Богом (16: 15). «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (21: 17). «Терпением вашим спасайте души ваши» (21: 19); Иоанна - «Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей (2: 15) и ещё немало других подтверждений этих мыслей содержится в апостольских посланиях.
Терпение… Я повторю, что смысл слова этого необычайно важно понимать. Ради чего терпеть? Когда терпение, как и настоящая любовь, бывает жертвенной, Богоугодной? В этой связи, напомню одну мудрую поговорку: «Трудней всего на этом Свете молиться Богу и ухаживать за больным». Конечно, понять это легче тем, кому уже приходилось это делать.
Насколько мне известно, в уголовной среде принято называть обывателей, живущих на свою зарплату, «терпилами» и это укладывается в мiровоззрение данной категории общества. Но, как уже здесь было сказано, христианское терпение совсем иное, ибо христиане хорошо понимают ЧТО именно надо терпеть и ДЛЯ ЧЕГО. Подлинный смысл Божиего обетования: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое: претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10: 22; Ин. 18: 21; Откр. 2: 10) понятен только обретшим истинную веру. Бывают ситуации, когда терпеть приходиться из-за своего безсилия, но и в этих случаях у людей на вооружении остаётся, хотя бы самая короткая молитва: Господи, помилуй!
Существует немало расхожих выражений, претендующих на глубину, но по смыслу откровенно глупых. К их числу относится и такое, мол «надо жить, а не выживать». Глупость его заключается в том, что значение оно имеет лишь в тех случаях, когда твёрдо знаешь ради чего живёшь, ради чего выживаешь и ради чего готов пожертвовать своей жизнью! Очень важно и полезно помнить также (и не только для своего душевного и умственного утешения) о том, что на Божием неподкупном Суде спрошено будет с каждого, пропорционально тому, что было дано ему «свыше», но также и для сугубо практической пользы, ибо не только действия, но и бездействия (воздержание) могут быть Богоугодны. Жить и терпеть надо по-Божески!
Если статья эта будет прочитана хоть малым количеством людей, автор её, как всегда, будет признателен не только за одобрение, но ещё более, за обоснованные возражения. А кто прав из нас окажется может показать только жизнь, пока она длится, а время без жизни (т.е. само по себе) продолжится, конечно, может (как одно из трёх категорий бытия), но без продолжения разумной жизни «показать» что-либо не сможет – некому будет. Не «классовая борьба», не «информационные», «гибридные» и прочие войны определяют судьбу человечества, а «духовная брань», сопровождающая всю его историю, от самого начала – до самого конца. Святой благоверный великий князь Александр Невский, как хорошо известно, монголо-татарских захватчиков вынужденно терпел, а латинян, как непримиримых духовных врагов, терпеть не стал.
Пример святых для нас наука. Завершу словами, которыми любил завершать свои выступления приснопамятный Владимир Николаевич Осипов: МЫ РУССКИЕ – С НАМИ БОГ!
Андрей Александрович Коренев, православный мiрянин, советник РФ I класса на пенсии, зампредседателя Союза «Христианское Возрождение»
1. Вы сами разрешили, Ув. Автор...