На земном пути мне посчастливилось не только узнать о многих замечательных современниках, достойных братской любви, почтения и уважения, но и приватно познакомиться с некоторыми из них. Всех таких перечислять не буду, но некоторых из числа претерпевших за правду Божию, за убеждения свои, страдания, я называю здесь. В узилищах томились вместе с уголовниками и страдали: общественный деятель, ученый, писатель-публицист Владимир Николаевич Осипов; православный священник, автор многих замечательных книг о. Димитрий (Дудко); полковник ГРУ (в отставке) Владимир Васильевич Квачков (они друг с другом знакомы были лично).
За время своей общественной деятельности Владимир Николаевич успел сделать очень многое для подлинного возрождения русского самосознания и государственности. И если не наступят в дольнем мире такие времена, когда наше Отечество земное обретет хотя бы на короткое время соответствующее ее мессианской роли общественно-государственное устройство, даже и в этом случае все совершенное во славу России почившими в Бозе митрополитом Иоанном (Снычёвым), соратниками Владимира Николаевича – Вячеславом Михайловичем Клыковым, Ильей Сергеевичем Глазуновым, отцом Димитрием (Дудко), Сергеем Антоновичем Шатохиным, Ильей Михайловичем Числовым (да простит мне Бог, кого я здесь не упомянул), а также и многими, ныне здравствующими его соратниками, будет непременно учтено на неотвратимом Страшном Судище Христовом.
Незадолго до земной кончины Владимира Николаевича я признался ему, что без него не буду принимать участия ни в каких партиях, движениях, «фронтах» и т. п. общественных организациях, кроме Союза Русского народа (СРН), возрожденного В.М. Клыковым (только с Дубровинским уставом!). И он, и я в этот Союз вступили сразу, но с кончиной Вячеслава Михайловича, к сожалению большому, СРН практически бездействует, но даже его номинальное существование, на мой взгляд, имеет значение. Все организации русских патриотов действовали худо-бедно, пока их возглавляли депутаты (например, С. Бабурин, Н. Павлов), но сейчас мы лишены даже последнего помещения в столице – Фонда славянской письменности и культуры (в Б. Черниговском пер.), аренда помещений стоит немалых денег, которых у нас нет.
На заявки Союза «Христианское Возрождение» о проведении крестных ходов, молитвенных стояний и народных собраний в удобных местах города в последние годы мы получали от московских властей лживые ответы, что на указанные нами площадки якобы раньше нас уже подали аналогичные заявки другие организации. (Мы не ленились, чтобы каждый раз на месте удостовериться, что это была ложь. – А.К.). Московская власть (в лице некоего Олейника) откровенно издевательски предлагала нам собраться в парке «Сокольники», в зеленом массиве, чтобы никто из посторонних не мог видеть и слышать собравшихся. Заступников за нас в настоящее время не находится, а с теми, кто в последние годы бузит на Болотной площади, нам не по пути. Футбольным болельщикам, любителям рока, «байкерам» и прочим подобным «тусовщикам» – властями открыт «зеленый свет», а «православным маргиналам» предложено держать свои «фиги в карманах» и не «петюкать».
С Владимиром Николаевичем мы находились в благодатном единомыслии, основанным на единоверии. По многим вопросам мы были полностью солидарны, и прежде всего в отношении общественно-государственного устройства. Поэтому, наверное, самой большой радостью для нас в последние годы было прославление Русской Православной Церковью Царя-искупителя Николая II, его семьи и многих новомучеников. Православное самодержавие для нас оставалось неизменным идеалом, но при этом мы были также единодушны и в том, что нынешнее общество еще не готово к его восстановлению, а декоративная монархия России совершенно не подходит. Что касается организации народного хозяйства, способного в должной мере обеспечить России подлинный государственный суверенитет, то частичная и даже полная автаркия, по нашему мнению, могут быть реально целесообразны уже в наши дни. Разделяли мы с Владимиром Николаевичем и оценку поправок в Конституцию РФ. Коротко она такова: не поправки нужны, а новый Основной Закон, но наши конкретные предложения, к сожалению, продолжают оставаться невостребованными. Я полагаю важным напомнить здесь об этом, в особенности тем, для кого представляют ценность и политические взгляды В.Н. Осипова.
В те годы скрытые враги любой России (в том числе советской) типа «заславских», «зайончковских» и других подобных ученых-вредителей кропали диссертации по теме «оздоровления» сельского хозяйства. Как мог, я старался отражать в своих отчетах по результатам командировок в «глубинку» реальную обстановку, но справки большей частью тогда уже писались для проформы. В конце 80-х – начале 90-х годов немалую лепту в разрушение сельского хозяйства РСФСР внес один из видных «ельциноидов» – «асфальтовый фермер» Черниченко. Увы, и посейчас в госпрограммах не сформулированы многие насущные задачи.
Нувориши, прозванные олигархами, их «отмороженные» отпрыски-«мажоры» и прочие «гламурщики» конечно же уверены в том, что «нищеброды» осуждают их только от зависти. Действительно, среди осуждающих немало тайных завистников (кстати, и те и другие «одним миром мазаны», только и те, и другие не знают об этом пока), однако в отношении «всех» малообеспеченных слоев населения представители самозваной элиты очень сильно заблуждаются. Сам Христос, имея власть творить чудеса и, будучи совершеннейшим образцом всех возможных людям добродетелей, и бессребреничеством в том числе, конечно, как хорошо известно, не имел никакой собственности и вместе со Своими учениками-апостолами жил исключительно подаянием, предоставляя людям возможность узреть и услышать живого Бога, оказать Ему приют в своих домах (даже дотронуться до Него).
О пагубности стяжательства людьми благ материальных Христос высказывался предельно ясно, неоднократно и недвусмысленно, и цитировать эти изречения я полагаю здесь излишним, а вот слова Его самого верного (до Голгофы) ученика – евангелиста и апостола Иоанна Богослова, о том, что «всякая собственность есть кража», я привожу, поскольку их до сих пор приписывают социал-демократу Прудону. Собственники, не стыдящиеся своих сверхдоходов, не желающие признавать свою ответственность перед обществом, идут путем погибели независимо от своих желаний и от того, сознают они это или нет. Есть замечательнейшая, наиполезнейшая книга иеромонаха Евфимия (Саморукова) «Два пути» – путь благодатный и безблагодатный (М., 2012). Сознаю, что призывы обращаться к Священному Писанию и трудам святых отцов на РНЛ будут выглядеть как попытки «ломления в открытую дверь», но удерживаться совсем от советов прочесть душеполезные наставления наших современников я все-таки не стану. Мысли невольно «растекаются по древу», так что вернусь к центральной теме об «отсрочке Светопреставления и о том, что означают слова «терпеть по-Божески».
Пример святых для нас – наука. Завершу словами, которыми любил завершать свои выступления приснопамятный Владимир Николаевич Осипов: «Мы – русские! С нами Бог!»
Андрей КОРЕНЕВ, зампредседателя Союза «Христианское Возрождение»