Как сообщалось, вчера, в День работника культуры, Президент России Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции встречу с лауреатами премий Президента молодым деятелям культуры и премий Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2019–2020 годы.
В частности, Глава государства предложил поговорить о том, «в каких формах и какими средствами отечественные литература, изобразительное искусство, музыка, театр могут передать детям, подросткам истинные ценности, которые во все времена воплощала российская культура: гуманизм, нравственность, справедливость».
«Что необходимо, - продолжил Президент, - чтобы уже состоявшиеся, авторитетные деятели культуры принимали более активное участие в становлении молодых поколений, новых поколений, в том числе в развитии природного дара юных талантов – будущих звёзд просвещения и искусства, формирования у них высокого эстетического вкуса и глубокой содержательности».
Заявление Владимира Путина комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» известный русский поэт, лауреат Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Юрьевич Куняев:
Либеральная часть российского культурного слоя давно уже отказалась от великих советско-русских традиций 20-х, 30-х и особенно 40-х послевоенных годов. Когда всё это переваривается с оглядкой на интернет-болото, то едва ли у нас появятся большие достижения в области культуры для детей.
Я помню, что в нашем детстве (а моё детство прошло в конце 30-х - начале 40-х годов) книг для детей было огромное количество. У нас было специальное издательство «Детская литература». Увы, оно исчезло во время «перестройки». Издательство снабжало всех наших читающих детей, мальчиков и девочек, которые читали, порой с родителями, великие произведения мировой культуры.
Помню, что уже в 8 лет я прочитал великий гомеровский эпос о взятии Трои, который стал моей настольной книгой. Или русские народные сказки, которые мне рассказывала моя бабушка, подтверждались народными сказками издательства «Детская литература». Роман Жюля Верна о будущем человечества я прочитал в 12-13 лет по совету сельского библиотекаря в эвакуации, где шла наша жизнь в глубине костромских лесов. Сейчас ничего этого нет.
Когда сегодня я хожу на ВДНХ на книжные ярмарки, то не вижу тех книг, на которых воспитывалось поколение, отстоявшее наше государство и победившее «коричневую чуму». Там мы не увидим никаких аксаковых и аленьких цветочков. Сказки Пушкина для детей — это великая классика, целебная вода, духовное питьё для наших детей! К сожалению, я не вижу, чтобы нынешние издательства отдельно издавали пушкинские сказки.
В своё время Александр Сергеевич Пушкин написал своей няне Арине Родионовне о том, с какой благодарностью он в зрелом возрасте вспоминал её рассказы. Великий поэт поблагодарил свою, уже ушедшую из жизни няню, за духовное воспитание, которое ему — дворянину, потомку древнего российского рода, дала эта простая неграмотная крепостная женщина. Вот о чём я думаю, когда идёт речь о том, что для детей нужна особая литература.
Существует ли взаимодействие мэтров детской литературы с начинающими писателями? Но я таких мэтров не знаю. Жаль, что Владимир Путин не назвал их, тогда я бы немножко просветился и понял, кого он имеет в виду. На мой взгляд, эта толковая по мысли фраза не подтверждается состоянием дел нашей культурной жизни и книжного рынка. Государство не способствует этому.
В первую очередь государству нужно обратить внимание на театр. У нас 620 государственных театров, которые снабжаются государственными деньгами. Только какие спектакли они ставят после этого, нам показала история с театром Серебренникова. А он такой не один, таких режиссеров, которые ведают нашими театрами во многих областных городах, много.
На наших глазах погубили МХАТ им. Горького Татьяны Дорониной, который один из немногих соблюдал и развивал традиции русской драматургии и русской театральной жизни. Теперь там устроили шоу-бизнес с подмостками, где выступает кто хочет. Видимо, за деньги. Это самое разнообразное и самое нецеленаправленное использование великого театра, который разделился в 90-е годы. Одна часть осталась в Камергерском переулке, а другая часть перешла на Цветной бульвар. Татьяна Доронина отстаивала последние 20 лет традиции великого русского театра. С тех пор, как убрали Татьяну Доронину, пламя свечи погасло...
1. Как не потерять наших детей в интернет-болоте?