Пределов правового беспредела в современной Литве, кажется, не существует. Только несколько штрихов по русофобской вакханалии в Литве последних двух лет.
Вильнюсский окружной суд 27 марта 2019 года огласил приговор 67 гражданам России «за преступления», которые они не совершали на территории Литовской Республики. И всё же литовский суд не смог доказать главного, ради чего, собственно, было затеяно это действо. Хотели доказать, что советские военнослужащие, выполняя приказы военно-политического руководства СССР, пресекая действия литовских нацистов из «Саюдиса», виновны в гибели кого-либо из гражданских лиц в Вильнюсе ночью 13 января 1991 года. Житель Калининграда Юрий Мель (полковник запаса Советской армии) был приговорен тогда к 7 годам. Позже Юрий Мель заявлял, что его жизнь в литовской тюрьме подвергается реальной опасности. По этому же «приговору» тогда заочно были приговорены к 12 годам тюрьмы командир спецподразделения «Альфа» Михаил Головатов, к 10 годам – бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов.
К сожалению, совсем нечасто вспоминают, что в литовских застенках находится гражданин России Константин Никулин (Михайлов), невинно осуждённый еще 13 лет назад за так и не доказанную причастность к убийству таможенников и полицейских Литвы в ночь на 30 июля 1991 года.
В Литве продолжается изуверская расправа над Альгирдасом Палецкисом. В декабре 2018 года власти Литвы, литовские «прокуроры» потрясли сообщением о своём «успехе», ими были задержаны по обвинению в шпионаже в пользу России и находятся под стражей (в застенках) Альгирдас Палецкис и Валерий Иванов. Палецкиса пытались в буквальном смысле ломать в застенках. В апреле 2020 года из-за абсурдности обвинений его удалось вызволить из тюрьмы, перевести его в режим «домашнего ареста». Но вакханалия продолжается. Иванову-Виленскому обвинение в «шпионстве» потом заменили на «незаконное хранение огнестрельного оружия» (сломанный и абсолютно не пригодный для стрельбы сигнальный револьвер). Не мытьем, так катаньем. Об этом «деле» рассказывал сам Валерий Васильевич. «Я, как человек, повседневно всецело занимающийся вопросами истории, философии и культуры, для нынешних литовских властей представляю опасность, но оспорить меня на поприще моей интеллектуальной деятельности они не способны», – констатировал В.В. Иванов. А я лишь повторю: Валерий Васильевич Иванов-Виленский, действительно, русский агент. Но не спецслужб. Он – председатель литовского Союза русских литераторов и художников «РАРОГ», носитель и выразитель культуры Пушкина, Достоевского, Толстого, Шолохова, Распутина. Вот его настоящее оружие. За это и судят.
Также в Литве продолжается уголовное преследование в отношении гражданина России Виктора Орлова, руководителя мемориальной поисковой группы «Забытые солдаты» за отстаивание памяти погибших русских героев на территории Литвы. Власти фактически запретили ему искать и перезахоранивать останки бойцов Красной армии. Дело на Орлова заводили в том числе и за то, что на могилах найденных и перезахороненных поисковиками семерых советских бойцов были изображены звезды.
Более двух лет продолжается травля русского политика-антифашиста из Клайпеды Вячеслава Титова. Летом 2018 года Титов, будучи депутатом горсобрания Клайпеды, возмутился желанием местных властей увековечить память командира послевоенных «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса и повесить мемориальную табличку в его честь.
Всё перечисленное не является исчерпывающим списком русофобской истерии в Литве.
И последний пример беспредела по отношению к Юрию Мелю. 12 марта 2021 г. истекает срок нахождения под стражей в литовской тюрьме российского гражданина Юрия Меля. Но генеральная прокуратура Литвы сделала заявление о продлении срока тюремного заключения Ю. Меля на двадцать дней, чтобы дождаться решения суда по ее Апелляции в отношении действующего приговора. Прокуратура запросила в своей Апелляции продления тюремного заключения Ю. Меля на срок в 10 лет. Подобного рода действия не вмещаются вообще ни в какие рамки. Что хотят, то и творят! Пока не уморят до смерти – не успокоятся.
В заявлении Европейского союза политрепрессированных (ЕСПР) говорится: «12 марта 2021 г. истекает срок нахождения под стражей в литовской тюрьме российского гражданина Юрия Меля. Юрий Мель был арестован литовскими властями в марте 2014 г. при въезде в республику и обвинен в том, что за 23 года до этого, в январе 1991 г. участвовал в освобождении Вильнюсской телебашни от посторонних лиц. В то время он служил лейтенантом в танковых частях и выполнял приказы советского командования. Произвел три выстрела холостыми зарядами из танка, осуществлял маневры и светил фарами в глаза собравшимся возле телебашни. Это было расценено, как заговор с целью свержения законной власти в республике, хотя на тот момент Литва юридически была составной частью СССР, а Мель действовал законно, в соответствии с воинской обязанностью защищать территориальную целостность своей страны. Тем не менее Юрий Мель был осужден литовским судом на семь лет тюремного заключения. Генеральная прокуратура Литвы сделала заявление о продлении срока тюремного заключения Ю. Меля на двадцать дней, чтобы дождаться решения суда по ее Апелляции в отношении действующего приговора. Прокуратура запросила в своей Апелляции продления тюремного заключения Ю. Меля на срок в 10 лет. Без суда, согласно 25 статьи Конституции Литвы и исходящих от неё правовых актов никто не может быть задержан без суда на срок свыше 48 часов…».
Европейский союз политически репрессированных направил это заявление в правозащитные организации России, комитет Госдумы по делам соотечественников, ряд российских и международных организаций.
Выполняя приказ своего военного руководства, советские военнослужащие никого не убили и не ранили, как это явствует из следственных документов генеральной прокуратуры СССР по обстоятельствам тех трагических событий в Вильнюсе. 27 томов с документами работы советских следователей были на основании Соглашения от 26 сентября 1991 года переданы генеральной прокуратуре Литвы с обязательством совместного расследования произошедшего. Фактически это соглашение стало документом предательства советских патриотов своей великой страны и выдачи их в лапы литовских нацистов, тех самых, отцы которых уничтожили в начале Великой Отечественной войны более 200 тысяч евреев и иных административных работников Советской Литвы и 25 тысяч своих сограждан после окончания войны.
Литовская сторона грубо нарушила свои обязательства и начала в одностороннем порядке преследовать всех тех, кто со стороны защитников интересов СССР в Литве осуществлял противодействие литовским национал-сепаратистам из Саюдиса. Именно по списку советских военнослужащих из этих следственных материалов и был задержан Юрий Мель, а также привлечены и все другие 64 бывших советских граждан. Все они были абсолютно безосновательно осуждены 27 марта 2019 года на длительные сроки заключения.
Сегодня Юрий Мель оставлен в тюрьме ещё на 20 дней, без предъявления ему каких-либо новых обвинений, тем самым ещё раз продемонстрировано, что данное дело по событиям 13 января 1991 года в Вильнюсе не имеет никакой юридической основы, но является чистым политическим заказом тех сил на Западе, которые стремятся дискредитировать Россию и её граждан.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель