Совсем недавно мы радовались, когда Президент страны встречался с членами Архиерейского Собора. Когда сразу после торжественной церемонии вступления в должность Главы государства Предстоятель Русской Церкви служил молебен в Успенском соборе Кремля и благословлял Национального лидера на несение нелёгкого державного креста. Когда высшие чиновники не только посещали праздничные богослужения, но и причащались Святых Христовых Таин. Совсем недавно почти официально шли разговоры о том, что церковно-государственные отношения являются важнейшей скрепой жизни общества. А некоторые чрезмерно восторженные церковные публицисты даже утверждали, что вот-вот и будет установлена в полном объёме чаемая православными людьми симфония властей. Либералы скрипели челюстями, но единственное, что им оставалось - в бессильной злобе стебаться над самим понятием «скрепы», да раздувать скандалы с оступившимися священнослужителями.
Это было совсем недавно... Но вот пришёл коронавирус. И на наших глазах рушится одно из достижений путинской стабильности - партнёрские отношения Церкви и Государства. Разрушается одна из важнейших скреп современной России.
Началась Страстная седмица, впереди Пасха, - время, когда православные привыкли часто бывать в храме, участвуя в богослужениях, важнейших во всём цикле ежегодных служб. Многие - ежедневно. Большинство - в Великий Четверг, Великую Пятницу и на Пасху. Ну и, разумеется, в Великую субботу не только верующие, но и захожане устремляются в храмы для освящения пасхальных яиц, куличей и прочей снеди. Духовенство многие годы убеждало народ, как важно бывать в храме в эти дни. Как важно причаститься Святых Христовых Таин в Великий Четверг, когда Сам Господь учредил Таинство Евхаристии.
На ночных пасхальных богослужениях в последние годы обязательно участвовали первые лица государства, а в регионах губернаторы, многие чиновники и политики.
Но пришёл коронавирус, и зашаталось церковно-государственное партнёрство... Более того, в некоторых регионах мы наблюдаем скрытое, а кое-где и открытое противостояние светских и церковных властей.
Молчит Президент России Владимир Путин. Старательно обходит церковную проблематику глава правительства Михаил Мишустин, которого некоторые политологи даже записывали в мифическое православное «Дивеевское братство».
Вопрос церковных богослужений и празднования Пасхи отдан на откуп губернаторам. Некоторые наиболее недальновидные из них лично издают указы о запрете посещения храмов.
Большинство же предусмотрительно уходит от принятия непопулярного решения, придётся ведь избираться и поддержка православных понадобится... Поэтому чаще всего избирается такая стыдливая форма запрета, когда решение принимают не сами губернаторы, а санитарные врачи, которым избираться никуда не нужно. Так произошло в Москве, Смоленске, Липецке, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Кемерове и других регионах. Теперь, в эпоху коронавируса, санитарные врачи и эпидемиологи у нас главные по церковно-государственной части. Причём, в некоторых регионах эти самые санитарные врачи ведут себя бесцеремонно и даже грубо. Так, санитарный врач Липецкой области некий Бондарев даже не удосужился должным образом обратиться к митрополиту Липецком и Задонскому Арсению в своём предписании, просто указывает мирское имя владыки. Как будто вернулись советские времена, когда не было Ваших Высокопреосвященств, а были Владимиры Ивановичи и Николаи Петровичи.
В некоторых местах, правда, появились совместные заявления глав губернаторов и митрополитов, кое-где даже записанные в согласии с модой на видео, что некоторые острословы уже обозвали (тоже согласно моде) флешмобом. В пустом храме глава митрополии и глава региона обращаются к верующим, что ходить на Пасху в храм не нужно, что всё, де, организуем онлайн, молитесь, мол, дома. Так в Красноярском крае и Ростовской области (в крае - 131 заболевший, 0 умерших, в области - 98 заболевших, 0 умерших) митрополиты Пантелеимон и Меркурий вместе с губернаторами призвали смотреть трансляцию Пасхальных богослужений по телевизору.
Дальше всех зашёл в переводе всего и вся в онлайн митрополит Иларион (Алфеев), который предложил даже принимать исповедь по телефону или скайпу, что вызвало смущение в среде верующих. Некоторых особенно возмутило обращение владыки к историческому примеру с Тверским губернатором Николаем фон Бюнтингом в феврале 1917 года, когда он исповедался по телефону будущему митрополиту Вениамину (Федченкову). Возмутило, поскольку владыка Иларион тут не договаривал, что Николай Георгиевич исповедовался по телефону, когда у здания бушевала разъярённая толпа, вскоре растерзавшая губернатора, поэтому он после исповеди по телефону причастился своею безвинно пролитою кровью. Разве нынешняя ситуация похожа на ту?!
Любопытно, что некоторыми необновленческими богословами под эпидемию уже подводится своеобразная база, эдакое «богословие коронавируса». Так ведущий телеграмм-канала с дурашливым названием «Православие и зомби» пишет: «Все удивляются, почему католики так быстро согласились на ограничительные меры в связи с пандемией, а православные с таким трудом принимают их. Вчера обсуждали это с моим другом священником и богословом Владимиром Шмалием, и он сказал: реакция на коронавирус лишний раз доказывает, что в православии нет социальной этики, в отличие от католиков, у которых она хорошо развита». Вот так! Согласие католиков на закрытие храмов, отказ от богослужения - не результат обмирщения Католической церкви, не свидетельство маловерия, а напротив, показатель их высокой моральности! А ведь протоиерей Владимир Шмалий ни много, ни мало - секретарь Синодальной Библейско-Богословской комиссии, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры!
Кстати, ведущий т/г «Православие и зомби» дальше ударяется в псевдобогословские размышлизмы и приходит к выводу: «Когда речь заходит об ограничении участия в таинствах или закрытии храмов, первая реакция православных – аскетическая: "это искушение". У них не возникает даже мысли о благе ближнего, общины и тем более – всего общества. Их борьба против ограничений вплоть до готовности мученически умереть с аскетической точки зрения похвальна, но совершенно аморальна». Вот так: позиция православных совершенно аморальна! А значит: ату их.
Между прочим, тот же прот. Владимир Шмалий написал на своей страничке в ФБ, что «процент заразившихся среди священнослужителей в 8,3 раза больше, чем в среднем по Москве». Он подсчитал: «доля заразившихся в Москве от общего числа населения составляет - 0,053%; доля заразившихся священнослужителей, от общего числа клириков - 0,44%». К чему эти лукавые исчисления, если известно, что заразившихся коронавирусом священнослужителей (с подтверждённым диагнозом, а не с подозрениями) всего несколько человек? Причём, неизвестно, где они «подцепили» болезнь. Понятно, к чему эти идейки, чтобы внушить мысль, что храмы - опасное место, где шансов заразиться куда больше (ведь заразившихся в 8 раз больше!), а значит церкви надо закрыть, как и сделали «высокоморальные католики».
В Вологде, где заражённых коронавирусом 50 человек и 0 умерших, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и губернатор Олег Кувшинников приняли некое промежуточное решение. Обещают трансляцию, призывают не ходить на службу, но если у кого-то всё-таки возникнет «острая необходимость посетить храм», то это можно будет сделать, но соблюдая санитарно-гигиенические нормы. Что ж, в нынешних условиях и это - большое дело.
Но есть и регионы, где светские и церковные власти заняли здравую и взвешенную позицию. Тверской губернатор Игорь Руденя распорядился до Пасхи в храмы народ пускать (в Тверской области 75 заразившихся и 0 умерших). Не слышно о запретах посещать храмы для народа в Белгородской, Орловской, Тульской, Воронежской и других русских областях. В Новосибирске (там выявлено 36 заболевших и 0 умерших). Губернатор области Андрей Травников и митрополит Новосибирский и Бердский Никодим призвали, разумеется, соблюдать санитарно-гигиенические нормы, но заявили, что «никаких препятствий для посещения чиниться не будет». Что тут началось?! Появилась какая-то инициативная группа, которая начала собирать подписи против губернатора, который, де, подвергает их драгоценное здоровье опасности.
Мы уже наблюдаем, как некоторые СМИ выступают в роли откровенных провокаторов против Церкви и верующих. Так владивостокское интернет-издание «Примамедиа» опубликовало материал, заголовок которого говорит сам за себя: «Богослужения по случаю Вербного воскресенья собрали в храме Владивостока десятки верующих. Подавляющее большинство прихожан отстояли службу без средств защиты от инфекции и не соблюдали социальную дистанцию». А чтобы их совсем точно поняли даже самые несмышлёные чиновники в конце статьи приморские журналисты уже поднимаются на уровень полноценного доноса светской власти на церковную: «Напомним, в соответствии с постановлением губернатора Приморского края на основании указа президента РФ, в регионе введен режим полной самоизоляции, в соответствии с которым гражданам разрешен выход на улицу только в случае крайней необходимости».
В некоторых регионах церковные власти вступили в прямую конфронтацию со светскими властями.
Так архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим поднимает проблему прямо-таки на апокалиптический уровень. На своей странице в «ВКонтакте» владыка написал: «Сегодня, 11 апреля, роспотребнадзор РК выдал распоряжение. Православная общественность готовит на него судебные иски и начинает правовое противодействие антиконституционному намерению закрыть городские и сельские храмы от прихожан до 30 апреля. Органами будет осуществляться контроль непосещения церквей верующими с регулярным патрулированием подходов к ним наружными отрядами. Епархиальное управление просит прихожан Сыктывкарской епархии сообщать обо всех случаях задержания или наложения штрафа за посещение храмов епархии. Юридический отдел будет внимательно рассматривать все ваши обращения. Благодарим за содействие... Есть пророчество, когда пасху справят в неправильное время, взойдёт Антихрист. Закрывать храмы и прекращать причастие нельзя ни под какими предлогами. Благословение всем храмам исцелять колокольным звоном. Наши предки в России так делали. Истинно название - коронавирус возможно не случайно, а связано с коронацией и возведением на престол антихриста. Похоже на то, что изберут единого мирового правителя, Он и будет АНТИХРИСТ. Уже в ООН звучал призыв о избрании , единого мирового правителя. Вот вам и земные цари дадут ему власть, скорее всего скоро так и будет. Апостол Павел говорит что он сядет в Храме Божием».
Чем завершится ситуация, пока не понятно. В Коми выявлено около 305 заболевших, трое из них умерли. Губернатор там новый, только недавно назначен.
Ещё одним центром открытого противостояния церковной и светской власти стал Екатеринбург (в области 93 случая заражения и 0 умерших). 9 апреля губернатор области Евгений Куйвашев подписал областной закон о самоизоляции. На следующий день митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выпустил циркулярное письмо, в котором предполагаемые штрафы названы «незаконными», а епархиальным архиереям митрополии предложено оперативно сообщать в всех случаях наложения штрафов на клириков и мирян, следующих на богослужение, в канцелярию митрополии.
Следом близкая к митрополии директор музея святости, исповедничества и мученичества ХХ века Екатеринбургской епархии Оксана Иванова разместила в Фейсбуке пост, в котором назвала Куйвашева «коварным и злопамятным врагом Церкви». Она предположила, что глава региона планирует запустить через СМИ фейк о заражённом коронавирусом священнике и использовать этот повод для закрытия храмов на Пасху. «Если этот сценарий пойдет в работу, нам не останется ничего другого, как требовать отставки губернатора за раздувание конфликта с верующими», - написала Иванова. Свой пост она удалила, но 12 апреля к Ивановой пришла полиция. Составлен протокол по ст. 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации», согласно которому ей грозит штраф до 2,5 тысячи рублей.
Внимание журналистов привлекло и другое заявление Оксаны Ивановой, которую тут же привёл скандально известный телеграмм-канал «Церквач»: «Я неоднократно говорила и писала, что Екатеринбург становится духовным центром России, но ощутимой и очевидной конкретикой образ наполняется только сейчас, прямо на глазах. Москва волей главного санитарного врача столицы (а реально, конечно, более высоким решением) исчезла как соборная реальность и даже непонятно насколько. СПб, похоже, тоже. Религиозным центром, имеющим федеральный потенциал, остаётся, пожалуй, только Екатеринбург. Который пока держится. И отступать некуда». И пошли разговоры, что всё это митрополит Кирилл делает потому, что метит на место Патриарха и проч. и проч. К сожалению, за фейки по поводу Церкви у нас нет статьи в законодательстве...
Однако, вскоре и тут вмешался санитарный врач, который становится сейчас универсальным инструментом разговора власти с Церковью. 13 апреля санврач области Козловских предписал не допускать до 30 апреля проведение массовых мероприятий, к которым относятся «религиозные массовые обряды и церемонии любых конфессий». Что это значит? Вообще будут закрыты храмы на Пасху в Екатеринбурге? Какое количество участников делает «обряд и церемонию» массовой?
Неоднократно приходилось слышать от православных людей вменяемых и ответственных: мы, конечно, понимаем, что болезнь есть, что от этой заразы умирают люди, что всё это не выдумка, как утверждают некоторые сектантски настроенные люди, но почему Власть общается с Церковь, с нами, законопослушными православными гражданами, через посредство санитарных врачей?! Почему руководители Государства не удосужились напрямую обратиться к православным верующим в преддверии великого христианского праздника?! Неужели люди во власти не понимают, что после коронавируса жизнь продолжится. Как они собираются вернуть себе доверие православных граждан, если сейчас общаются с ними таким образом?!
Такое впечатление, что кто-то сознательно вбивает клин в отношения Церкви и Государства. А ведь согласие этих двух главных делателей русской истории всегда было залогом стабильности общества. Вспомните нашу историю, господа чиновники, революции и всякие социальные потрясения в России всегда происходили, когда возникала трещина в отношениях Церкви и Государства. А вовсе не тогда, когда бедные не хотели, а богатые не могли.
Некоторые чрезмерно оптимистически настроенные верующие ждали, что Государство, напротив, как и в прежние времена, обратится к православным верующим, к духовенству, к Церкви с просьбой усилить молитвы. Что государство предложит использовать весь арсенал традиционных церковных средств в борьбе против моровой язвы XXI века - начиная с регулярного колокольного звона в городах и весях и заканчивая усилением поста и общей молитвой.
Увы, секулярный характер нашего государства проявился во всей красе, отделение Церкви от Государства дало себя знать. Чиновники, видимо, сразу подумали: а что скажут мусульмане и иудеи? А особенно: что скажут пещерные безбожники? Они же начнут сразу вопить, насмехаться, издеваться. Мол, вместо того, чтобы выпускать маски и всех изолировать, власть призывает молиться. Средние века. В итоге даже благонамеренные чиновники сразу превратились в «тайных христиан».
Впрочем, нет худа без добра. Впервые за многие не то чтобы годы и десятилетия, но даже и столетия в Страстную Седмицу закрыты все увеселительные заведения - не только рестораны, бары и ночные клубы, но даже кинотеатры и театры. Такого не было даже в царской России, по крайней мере за последние 300 лет её бытия. И вот на тебе в 2020 году нет плясок и веселья на Страстной...
Но коронавирус всё-таки закончится. Нам всем придётся возвращаться к мирной жизни. Какими будут отношения Церкви и Государства после коронавируса? Удастся ли восстановить утраченное доверие? Вопросы, вопросы...
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
3. Предлагаю исследовать этот вопрос
2. о тревогах
1. Дуэт есть, а симфонии нет