Коронавирус не только получил медицинское толкование вирусологами, но и привлёк внимание конспирологов. Ряд публицистов, сомневаясь в естественном происхождении этой напасти, пытаются доказать, что коронавирус — лишь средство, а цели у его создателей совсем не связаны с этим вирусом. Среди множества предполагаемых целей чаще остальных называется построение т. н. электронного концлагеря.
О конспирологах и конспирологической версии происхождения нынешнего коронавируса рассуждают — заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.
Александр Тимофеев: Конспирология обладает одним серьёзным достоинством и одним серьёзным недостатком. Достоинством является обещание раскрыть тайный заговор всемирного масштаба. Такая цель не может не вдохновлять. Недостаток же заключён в бездоказательности конспирологических версиях. Приходилось иметь дело с конспирологами. Как правило, они строят свои теории на догадках и фантазиях. Не могу вспомнить ни одного случая, когда бы конспирологическая версия подтверждалась фактами и неопровержимыми доказательствами. Как считаешь, конспирология — это наша национальная забава? Пустые фантазирования?
Павел Тихомиров: Я не считаю, что конспирология – это какая-то там глупость и бессистемное фантазирование. Это – разновидность целостного мировоззрения.
Что такое мировоззрение? Это – система верований о структуре и функционировании общества, которая построена на некотором наборе утверждений, принимаемых на веру, и которая включает в себя описание механизмов регулирования процессов, имеющих объяснение в соответствующем контексте. Естественно, такое мировоззрение включает в себя и эсхатологическое осмысление происходящего: кто мы такие и к чему, в конечном итоге, должны прийти.
Просто у нас сложилась такая ситуация, когда марксистско-ленинская мифология, точнее, не марксистско-ленинская, а марксистско-дарвинистско-фрейдистская мифология считается чем-то «само собой разумеющимся», а любой иной способ осмысления происходящего почитается в качестве «конспирологии», забавой «городских сумасшедших».
Согласно мифологии верующих в Прогресс… Впрочем, не буду озвучивать того, что и так все прекрасно знают.
Просто предлагаю не обзывать альтернативные «прогрессистскому», «марксистско-дарвинистско-фрейдистскому» мифу способы осмысления всякими обидными словами, и тут же записывать такие способы осмысления в заведомые глупости, которые, при этом нередко лукаво встраиваются в один смысловой ряд с какими-нибудь явно сфабрикованными провокаторами схемами осмысления, типа «мифа о рептилоидах» или мифа о «протоколах».
Это – первое.
Второе: что значит: отсутствуют неопровержимые доказательства?
Есть азы пропаганды, которые наш брат, работник агитации, хорошо знает: «контекст формирует интерпретацию». Берём один и тот же набор фактов и встраиваем их в различные контексты – и получаем разные интерпретации.
Ко многим вещам люди приходят умозрительно, открывая нечто «на кончике пера», реконструируя ситуацию.
Вот из меня, к примеру, сербы из круга нашего друга Ранко Гойковича делают героя. Якобы я первым заявил о существовании «жёлтого дома», т.е. о факте существования «чёрных трансплантологов» на Косове. Но на самом деле я никаких журналистских расследований не проводил. И не мог. За пределы охраняемой итальянцами территории можно было выбираться только в составе конвоев, самостоятельно мне доводилось выбираться несколько раз всего лишь, перед этим прилично набираясь «наркомовскими» для храбрости.
А дело-то вот в чём.
В самом конце 90-х на эту тему много писал Юрий Воробьевский, а мои приятельницы по рок-н-роллу, воцерковившиеся как раз в то время, даже сняли какой-то артхаусный фильм про торговлю органами. Так что я был в теме изначально. А сербы не были тогда, в конце 90-х в этой теме. Вот и получилось, что моя конспирология – даже при отсутствии явных доказательств – сработала, когда никак не сходились концы с концами – не было у албанцев ни материала на обмены, ни на выкупы, и сами тела пропавших из гетто сербов обнаруживались полностью обезображенными.
Так что наличие контекста – вещь весьма полезная.
Гораздо хуже, когда человек… Впрочем, воспользуюсь словами великого Фрэнсиса Бэкона: «…поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии».
Так и тут. Поверхностно мыслящему человеку («читателю газет/ глотателю пустот» в классификации Марины Цветаевой) всё ясно и понятно, а человек, ищущий негазетной интерпретации, целостности, будет искать контексты.
А.Т.: Конспирологи дают различные ответы на два важных вопроса: кто создал коронавирус и зачем он создан? У тебя есть ответы на эти вопросы.
П.Т.: На первый вопрос у меня ответа, разумеется, нет. А вот на второй вопрос можно попробовать ответить. Исходя из логики здравого смысла.
Как бы мы ни похихикивали над безумной Грэтой, но ведь они, эти эко-активисты, всё верно говорят: «Человечество находится на грани экологической катастрофы».
По доброй воле никто не собирается ограничивать потребление, следовательно, неуклонно растёт количество мусора. Мусор растёт отчасти вследствие того, что для того, чтобы производство не останавливалось, необходимо стимулировать спрос. Чтобы потребление оставалось на должном уровне, потребитель должен постоянно сталкиваться с необходимостью потреблять.
Этого можно добиться ровно двумя способами: постоянно взвинчивать интерес к модным новинкам, а также изготавливать заведомо малодобротные вещи. Производить то, что гарантированно после краткого срока эксплуатации превратится в мусор. Будет выброшено на свалку, и вместо чего будет куплен аналогичный товар.
Остановить это производство полумусора, грозящего превратить в токсичную свалку всю планету, можно ровно одним способом: свернуть рынок. Вернуться к плановому хозяйству, когда производитель добротного товара будет получать гарантированную заработную плату, и производится будет ровно такое количество товара, которое обеспечит разумное потребление.
Поэтому я убеждён в том, что будущее планеты – социализм.
Не уверен, правда, что это так уж замечательно.
Игорь Ростиславович Шафаревич предупреждал о том, что последний общественный строй перед всеобщей катастрофой будет социалистическим. К сожалению, в патриотической среде принято считать, что великий русский мыслитель в своих рассуждениях был мотивирован одним лишь банальным антикоммунизмом.
Между тем, всё совершенно логично и не входит в противоречие с эсхатологическими воззрениями, традиционными для православной мысли.
Будущий управляющий орган будет распределять пайки по карточной системе. И, боюсь, мы очень близки к этому. Достаточно довести до логического конца всю эту эпопею с ОРВИ, и скоро есть будет нечего.
Мы вот вспоминали на днях американский фантастический боевичок «Глаза тьмы», где фигурировало бактериологическое оружие, вирус «Ухань-400», а я бы хотел обратить внимание на фантастическую повесть Алексея Николаевича Толстого «Союз пяти». Там как раз обращается внимание на то, что необходимым условием обладания всепланетной властью является нагнетание и постоянное поддерживание состояния панического страха. Но у А.Н. Толстого в повести люди, в конце концов, устали бояться и начался разгул анархии. Это привело к тому, что власть «Союза пяти» моментально рухнула. Не помогли никакие полки чернокожих гвардейцев, ранее беспощадно каравшие бледнолицых обывателей глобального государства.
Некоторые конспирологи сегодня говорят о том, что те, кто сфабриковал этот кризис и сгенерировал всемирную кампанию страха и паники, якобы, не учли именно этого момента. Того, что население устанет бояться.
Ну, видимо, когда люди устанут бояться, и начнётся «пир во время чумы», вот тогда-то и выпустят настоящую чуму, а не этот грипп.
Так или иначе, но цель, которую, по всей вероятности, поставили перед собой персоны, озабоченные проблемами глобального выживания и недопущения эко-катастрофы, заключается в возможно полном разрушении хозяйственного потенциала планеты с целью переведения выжившей части населения планеты на голодный паёк.
Ради благих, разумеется, целей. Точнее, целей, понимаемых в качестве благих.
По-моему, всё совершенно логично.
Ну, а за всем этим, разумеется, находится уже собственно мистический план осмысления, но в данный момент мы же пытаемся рассуждать, именно оперируя категориями так сказать здравого смысла и обычной логики.
Да, хочу в качестве ещё одной иллюстрации привести такой способ осмысления, который, кстати, наиболее рационально объясняет эпопею с «вирусом». Существует конспирологическая версия, согласно которой истерия с «вирусом» - это просто маскировка, дымовая завеса, скрывающая реальный механизм обрушения экономики.
Нужно же будет общественности – сотням миллионов безработных по всему миру показать виновника всех бед - пандемию. «Экономика рухнула из-за гадского вируса». В реальности же всё ровно наоборот. Экономика, видимо, стала рушиться в последние годы. Вероятно, можно было ещё протянуть некоторое время. Но потом всё равно всё бы рухнуло. Вот и выбрали путь контролируемого обрушения.
А.Т.: В заключение хотел бы обсудить с тобой одну конспирологическую версию, весьма популярную в православно-патриотической среде. Ряд публицистов убеждены, что коронавирус призван ускорить построение т. н. электронного концлагеря.
Эта версия правдоподобна, но не убедительна.
Во-первых, построение электронного лагеря уже идёт и не первый год.
Во-вторых, появление электронного концлагеря — историческая неизбежность. Этот процесс может быть остановлен только, если произойдёт хотя бы одно из двух ниже указанных событий.
Либо все люди должны стать безгрешными, дабы утратить непреодолимую страсть к слежке за своим ближним, либо должен произойти катаклизм, в результате которого выживут только дураки, не способные к творчеству. Но такие события маловероятны. Научно-технический прогресс не обратить вспять, а человеческая природа, как мы знаем из Священного Писания, здесь, на Земле, так и останется повреждённой.
Поэтому электронный концлагерь будет построен, рано или поздно. Я считаю его абсолютным злом, увы, неизбежным. Коронавирус, конечно, может ускорить этот процесс. Но вряд ли именно он сыграет главную роль в электронном закабалении человечества, хотя его влияние на религиозную жизнь оказалось неожиданным. Оно, несомненно, нуждается в изучении. Уж больно последствия этого вируса напоминают раннехристианские гонения, правда, в изменённом, осовремененном виде.
Безусловно, коронавирус — очень удобный инструмент, учитывая, что другой инструмент — ядерное оружие — неконструктивно разрушителен и носит неизбирательный характер. Кстати, эта мысль замечательно обыграна в фильме «"V" значит Вендетта», приобретшем в наши дни особую актуальность.
А тебя убеждает версия предотвратителей электронного концлагеря?
П.Т.: Обычно, говоря об «электронном концлагере», акцент делается на контроле за нашими передвижениями и осуществляемыми нами банковскими транзакциями.
Всё это делается уже давно, и теперь просто в рамках несколько, мягко говоря, повышенного ажиотажа, связанного с действиями эпидемиологов, ускоряется доведение до некой стадии законченности.
Т.е. сама эта акция как раз и нужна была для того, чтобы провести генеральную репетицию, о чём уже у нас писали неоднократно трезвомыслящие люди.
Голодных бунтов не будет, да, собственно говоря, никаких протестов не будет, поскольку сейчас 99% населения верит в реальность того, что показывают по телевизору. А показывают там не только кино про заразившихся, но и агрессивно «суггестируют» то, что каждый может быть как зараженным, так и заразным. Это добьёт остатки солидарности, превратив человеческую популяцию в скопище перепуганных эгоистов.
Была в самом начале эпопеи надежда на то, что часть государств мирового сообщества проявят суверенитет, т.е. не включатся в эту эпопею, но нет.
Потом была слабая надежда на то, что часть людей, всё-таки, станут частью «виртуальной Ниневии».
Этого тоже, судя по всему, не произошло.
Ну, а раз так, то, скорее всего, произойдёт именно то, что и должно произойти на предпоследнем этапе человеческой истории.
Впрочем, пока дышу, надеюсь. Быть может, Господь отрезвит Своих чад.
2. ЭК - это не самоцель, а средство
1. Первый Конспиролог!