Сегодня Балканский Клуб Русской Народной Линии продолжает обсуждение проблемы утраты влияния России на Балканах. Предыдущая часть обсуждения представляла собою беседу эксперта по Сербии, помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Вячеславовича Тихомирова, председателя наблюдательного Совета Всероссийской организации «Россия Православная» Михаила Михайловича Иванова с постоянным автором «Русской Народной Линии» профессором Зораном Милошевичем.
Сегодня к беседе подключилась директор Центра Геостратегических исследований Драгана Трифкович.
Михаил Иванов: Госпожа Трифкович, беседуя с профессором Милошевичем, мы пришли к выводу, что для того, чтобы от слов перейти к делу, необходимо разработать механизм реализации неких гуманитарных проектов.
Какие, на Ваш взгляд, существуют сложности на этом поприще?
Драгана Трифкович: Несмотря на то, что в последнее время довольно часто происходили встречи чиновников наших стран и было подписано множество соглашений, главная проблема заключается в том, что эти соглашения так и остаются на бумаге.
В основном, никаких серьёзных действий для реализации подписанных соглашений не предпринималось.
Например, в сфере образования Россия предоставляет стипендии сербским студентам, но обычно они даже не получают информацию об этом, поэтому эти возможности в среднем используется примерно на 10%.
Российские и сербские ВУЗы имеют соглашения о сотрудничестве, но, опять же, реализация не достигнута или очень мала в пределах всё тех же процентов.
Павел Тихомиров: А почему информация о предоставляемых возможностях остаётся «в зоне умолчания»?
Д.Т.: Причина в том, что сотрудничество с Россией фактически происходит в рамках, установленных Западом. В течение десятилетий западные державы контролировали Балканы и все происходящие там процессы. Это создает серьёзный барьер между пророссийски настроенным большинством населению и представителями структурам управления.
П.Т.: Как же можно решить эту проблему?
Д.Т.: Эту проблему можно решить именно народной дипломатией и созданием новых форм сотрудничества в этом направлении. Классическая дипломатия обычно сдержанна и жёстко формализована.
Я думаю, что в новых условиях Россия готова всё упростить, как это было с Белоруссией.
М.И.: Что Вы имеете в данном случае в виду?
Д.Т.: С моей точки зрения, Россия не обязана идти на экономические уступки другим или оказывать политическую поддержку той державе, которая будет демонстрировать дистанцирование от России.
При этом Россия не позволяет другой стороне манипулировать пророссийскими настроениями и не позволяет использовать ее и злоупотреблять ею.
М.И.: А как можно воспрепятствовать манипуляциям?
Д.Т.: Усилением информационного присутствия.
Если мы говорим о Сербии, молодые люди интересуются русскими темами, но часто не имеют возможности быть информированными должным образом. России необходимо постоянно присутствовать в публичном пространстве посредством организации различных дискуссий, круглых столов и рекламных акций. Причём необходимо вовлекать в эти мероприятия именно молодежь.
Сегодня из российских СМИ в Сербии присутствует только «Спутник», который, впрочем, ничем не отличается от других СМИ, контролируемых сербскими властями.
Это приводит к тому, что сербы видят такую картинку, изображающую Россию, какую рисуют им те политтехнологи, которые контролируют СМИ. Это всё совершенно очевидные вещи.
Происходит цензура даже заявлений российских чиновников, если они не подходят для сербских властей. Особенно это касается темы Крыма.
П.Т.: Итак, России необходимо активнее участвовать в событиях на Балканах. Для этого следует быть более открытыми для работы с гражданами через организации, относящиеся к «третьему сектору».
Это понятно. Без «третьего сектора» и «четвёртой власти» говорить о влиянии просто бессмысленно. Остаётся лишь упование на прагматизм представителей высшего государственного управления…
1. Картина маслом...