Сегодня «Балканский Клуб РНЛ» обсуждает конфликт между частью оппозиции и Святейшим Патриархом Сербским Иринеем. Кроме того, нельзя было пройти и мимо давления, которое представители власти Сербии пытаются оказать на нашего постоянного автора, известного православного апологета Владимира Димитриевича. Помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Тихомиров обсудил складывающуюся ситуацию с публицистом, издателем, председателем «Русского Собрания в Сербии», генеральным секретарем «Общесербского славянского движения» Ранко Гойковичем и председателем наблюдательного Совета Всероссийской организации «Россия Православная» Михаилом Ивановым.
Михаил Михайлович Иванов: Сербские оппозиционные политики продолжают работать с полем протестного электората. Теперь их мишенью стал Патриарх Ириней. В качестве информационного повода стало высказывание Патриарха на мемориальном мероприятии в Нише 24 марта, которое было посвящено 20-летию начала НАТОвских бомбардировок. В числе прочего в своем выступлении его Святейшество отметил, как мы помним, буквально следующее: «То, что происходит на улицах, не к добру. Это дает силу нашим врагам. Они могут навредить своему народу и своей стране». При этом Патриарх сделал важную оговорку: «Я верю, что те, кто на улицах, принести вред на самом деле не хотят. Но есть и другие — те, кто на самом деле хочет».
Ранко Гойкович: В этой связи необходимо подробно остановиться на заявлении, которое его Святейшество сделал для газеты «Политика»:
«Усиление этого внешнего давления должно привести к укреплению единства народа и государства в защите суверенных прав и целостности государства. Это единство не должно нарушаться внутренними спорами. Социальные проблемы и неудовлетворенность, которые присутствуют в некоторых слоях общества, не должны расколоть существо народа, особенно с учетом того, что в это самое время создаётся ещё одна албанская армия, [не должны приводить] к предотвращению снабжения сербских учреждений, больниц, школ и т.д. на Косове и Метохии.
С большим беспокойством следил за недавними демонстрациями на улицах Баня-Луки.
Те, кто не желает добра для Республики Сербской и сербского народа, были тогда удовлетворены. Я не вижу в подстрекательстве к таким протестам в Белграде и по всей Сербии никакой пользы народу.
Может быть, кто-то не видит или не хочет этого видеть, но все эти процессы связаны. Государство и органы государственной власти обязаны больше заниматься созданием демократической атмосферы, мира и сотрудничества в обществе, решать проблемы всех классов, особенно тех, кто своим высшим образованием и знаниями должен становиться для всех примером для подражания».
Павел Вячеславович Тихомиров: И вот-то началось.
Р.Г.: Да, после того как прозвучало это заявление, на Патриарха в СМИ обрушилась целая лавина осуждения. Патриарха преподносят в качестве адвоката Вучича и его режима. Причём тон комментариев был совершенно развязным…
М.И.: Однако, давайте взглянем на вещи трезво, без политической ангажированности.
Патриарх совершенно справедливо обращает внимание на то, что усиление внешнего давления должно привести к укреплению единства народа и государства, а не наоборот. И что в складывающейся ситуации градус накала внутренних споров стоило бы приглушить.
Он указывает на причины, которые совершенно очевидны всем, чьи глаза не затуманены некой эйфорией пребывания в «харизме обличения».
Р.Г.: Патриарх выразил озабоченность по поводу недавних демонстраций в Баня-Луке. И как же не выразить озабоченности, когда даже ежу понятно, что эти демонстрации были проведены антисербскими разведывательными службами Запада с целью уничтожить Республику Сербскую как государство сербского народа. И Патриарх это подчеркивает словами о том, что демонстрациями довольны как раз, те, кто не хочет добра сербскому народу и Республике Сербской.
Затем он переходит к демонстрациям в Сербии, отмечая, что он «не видит в подстрекательстве к таким протестам в Белграде и по всей Сербии никакой пользы народу», добавив, что между этими протестами есть некоторая связь.
Я не буду вдаваться в подробности: существует ли взаимосвязь между протестами в Баня-Луке и в Белграде; как именно осуществляется прямая логистическая поддержка протестов разведывательными службами (что применительно к ситуации в Баня-Луке совершенно очевидно). Но, как вы можете видеть, Его Святейшество выражается очень сдержанно, он не нападает прямо на всех тех, кто вышел на протесты, но высказался лишь в том смысле, что он видит – какую пользу могут эти протесты принести народу Сербии.
И, наконец, Патриарх высказывается критически в адрес представителей власти, напоминая о том, что они обязаны «больше участвовать в создании демократической атмосферы, мира и сотрудничества в решении проблем всех слоев общества».
Таким образом, если мы пытаемся рассуждать трезво и не поддаваться ослеплению политическими страстями, то должны признать, что заявление Патриарха является совершенно разумным и сбалансированным.
Не хотелось бы выглядеть тем, кто пишет дифирамбы представителям власти, тем более, что в десятках своих статей озвучивал более чем серьёзные претензии по отношению к этим представителям. Кстати, именно по милости актуальной власти был ликвидирован прекрасный русско-сербский ресурс, на котором я работал около 8 лет в качестве автора и переводчика.
П.Т.: Речь идёт о сербской редакции «Фонда Стратегической Культуры».
Р.Г.: Так что я уже почти полтора года нахожусь без работы непосредственно «благодаря» представителям этой власти.
Однако я не готов поддержать выход на улицу в таком формате и вместе с теми людьми, которые этим протестом верховодят. Поддерживаю добрые приятельские отношения и лично знаю многих людей из движения «Двери» и не могу не сказать, что в недавнем прошлом они очень много сделали для развития православно-патриотического духа в Сербии.
Я убеждён в том, что им не место рядом с представителями прозападной части оппозиции, и, тем более, - рядом с артистами, которые не могут отказать себе в сомнительном удовольствии высказываться в адрес Патриарха в совершенно недопустимом тоне.
Поэтому как бы критически я ни относился к представителям нынешнего государственного управления Сербии, я не могу позволить себе роскошь совместного шествия как с хулящим Патриарха актёром Сергеем Трифуновичем, так и с актёром Браниславом Леличем, которого многие помнят по его поведению во время протестов против Милошевича. Он тогда позволил себе в буквальном смысле слова освистать Патриарха Павла, когда его Святейшество призывал к миру и трезвомыслию.
М.И.: Как и сейчас призывает к этому Патриарх Ириней.
П.Т.: Как представители сербской патриотической интеллигенции смотрят на всё происходящее?
Р.Г.: Подавляющее большинство представителей сербской национальной интеллигенции не желает легитимизировать своим участием этот способ протеста. Одним из редких исключений стал мой друг Владимир Димитриевич, превосходный интеллектуал, которого как раз сейчас пытаются осудить за его нелицеприятные высказывания в адрес представителей части нашего общества, обладающих специфическими пороками.
П.Т.: Может быть, представители государственного управления просто мстят ему за то, что он принял другую сторону?
Р.Г.: Влад не переходил ни на какую на другую сторону, он всегда старался быть на той стороне, которая со Христом.
Я и теперь стараюсь использовать всякую возможность для публичной защиты Димитриевича, в том числе и на «Русской Народной Линии» высказывался по поводу недопустимости лишения православных христиан возможности озвучивать святоотеческое отношение к тем или иным явлениям человеческой жизни.
Но, всё же, хочу ещё раз повторить: Великий Пост нам дан не для того, чтобы становиться временными попутчиками для тех сил, которые – в конечном итоге – не приведут к такому положению вещей, которое пошло бы во благо народу Сербии.
П.Т.: Но ведь среди протестующих
очень много прекрасных одушевлённых патриотизмом людей, у которых, несомненно, есть
много причин быть недовольными этой властью?
Р.Г.: Но из-за молодости и
неопытности многие не осознают, что точно так же было и во время демонстраций
против Милошевича.
Мы помним Октябрь 2000-го.
К сожалению, исторический опыт учит нас, что
результаты чьей-то уличной борьбы никогда не используются теми, кто вышел на
протесты, движимый праведными и самыми чистыми побуждениями.
Что толку было от белогвардейского «плача на реках
вавилонских», когда красные захватили Россию?
Нужно было
оставаться трезвыми в феврале 1917-го.
Что толку от
сетований тысяч и тысяч сербских патриотов о том, что те, кто пришёл на смену
Милошевичу, оказались хуже его в сто раз.
Стреляли в Милошевича, а попали в Сербию.
П.Т.: Тем не менее, касаясь темы давления на известного за пределами Сербии православного апологета Владимира Димитриевича, хочется верить, что у представителей государственного управления хватит мудрости остановить ретивых защитников прав сексуального меньшинства.
Ибо в таком случае представители большинства могут усвоить простую и недвусмысленную вещь: «Что там будет после Вучича, пока что нам не известно. Однако же, все видят, как актуальный режим ведёт себя с человеком, который уже четверть века является одним из олицетворений сербской православной патриотической мысли».