Нам не нужен «Новый Патриарх»

Александр Тимофеев и Павел Тихомиров о голливудских фильмах «Молодой Папа», «Новый Папа», «Два Папы»

Русская цивилизация и Ватикан 
0
6396
Время на чтение 11 минут

В последнее время Голливуд проявляет повышенный интерес к Ватикану и к папству. За несколько лет выпущено несколько фильмов, в том числе в виде сериалов, посвященных католицизму, как то: «Молодой Папа», «Новый Папа», «Два Папы», «В центре внимания» и др.

О природе интереса голливудских кинодеятелей к Ватикану рассуждают заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров.

Александр Тимофеев: Характерно, что российское кино, напротив, не проявляет никакого интереса к Русской Православной Церкви. Даже «Левиафан», захваленный либералами, имеет весьма отдалённое отношение к жизни Церкви и по сути является карикатурой, представляющей собой плод невежественного и злобного разума.

Приходилось слышать два объяснения. Первое — благородное. Согласно ему, игнорирование нашим кино религиозной жизни и жизни Церкви в частности есть проявление т.н. культуры молчания, свойственной русскому миросозерцанию. Многие проявления русской жизни носят сокровенный характер, отсюда особенность русской исповеди, которая разительно отличается от латинской исповеди, фактически превратившейся в искусную технологию по выбиванию из человека потаённых мыслей. Эту особенность католицизма в своё время обстоятельно проанализировал Мишель Фуко. Русские умеют молчать, им чужды многие западные практики пустословного разглагольствования и праздного интереса к сакральному и интимному. А жизнь Русской Православной Церкви — прежде всего опыт молитвы и покаяния, а не администрирование и отношения господства и подчинения.

Отсутствие вышеназванного интереса объясняют и иными причинами. Мол, русскому кинозрителю религиозная жизнь, тем более, жизнь Церкви безразлична. Деятели кино не создают глубоких религиозных фильмов не потому, что не могут, а потому что нет соответствующего спроса. Налицо действие пресловутого закона спроса-предложения: нет спроса — нет и предложения.

Высказывается и третья точка зрения. Российские кинодеятели разучились создавать такие фильмы. «Левиафан», «Поп», «Раскол» и т.д. и т.п. — предел их возможностей.

Какое объяснение ближе к истине?

Павел Тихомиров: Во-первых, не нужно забывать, что кино существует сейчас по законам рынка. Проблема финансирования. Приведу фрагмент переписки с человеком, близким к «кухне», с которым мы обсуждали вопиющую бездарность продукции т.н. «доброго кино»:

«Никто не рискнёт дать денег на фильм с нешаблонной заявкой, потому что не будет гарантии "возврата средств" (часто повторяющийся термин). В этом смысле топорный социальный ролик в разы выгоднее, - им можно отчитаться. Т.о. любой чиновник сегодня в своих решениях исходит из вопроса "возврата средств", либо "оправданного освоения средств".

Других критериев нет.

Поэтому, когда заходит вопрос о неких программах "культурного влияния", или, особенно, "пропаганды ценностей", первое, о чём он подумает, это о возврате (оправданном освоении) средств.

Причем, это не зависит от уровня интеллекта чиновника, который, теоретически, может где-нибудь оказаться и умным, и даже со вкусом (гипотетически), но сама система продиктует ему эти вопросы.

И тогда максимум, но что он сможет раскошелиться, это ТВ-формат. А там уже есть сложившиеся известные форматы, и ни один телевизионщик не допустит ничего неформатного.

Либо на фестивали "доброго кино". Так рождается "Юшка". Быстро, дёшево и для широкого зрителя. Хотя даже "Юшка" делался на народном финансировании, а не на государственном, но по той же логике».

(«Юшка» - это такая студенческая короткометражка, снятая по известному рассказу Платонова).

Вторая проблема – проблема вкуса. Доводилось общаться с чиновниками разного уровня, искренне считающими себя православными и культурными людьми. Ну, тут, как говорится, «о вкусах не спорят».

Третья проблема – автоцензура. С одной стороны, мы видим христоборчество, которое проявляется не только в клевете, но, подчас, в банальном невежестве; с другой, люди, искренне верующие, полагают, что «как б чего не вышло», «как бы не ввести людей в искушение».

Приведу характерный пример.

Некоторое количество времени мне довелось заниматься изучением культурной и общественно-политической среды Югославского Королевства. (Тема межвоенной Европы у нас не особенно изучена, а зря). В результате появилась книга «Белые пятна на сербском Кресте», которую мой друг Ранко Гойкович перевёл на сербский язык и издал.Я принёс русскую рукопись в одно крупное московское издательство, где работали мои хорошие знакомые, и предложил опубликовать.

Ответ меня просто сразил наповал: «Знаешь, брат, нужно убрать острые места, добавить чудес, акафист или канон святителю Николаю, - и получится отличная книга!»

Я тогда ничего не стал говорить. Впервые в жизни не стал ни спорить, ни чего-то доказывать.Потому что единственной ценностью рукописи были как раз «острые места», которые старательно обходят авторы многочисленных предисловий. А тут предложено выбросить именно их.

Думаю, что в кино происходит нечто подобное.

Подведу итог сказанному.

Сейчас получить деньги на кино можно 3 способами:

1. Чисто коммерческим, тут всё понятно.

2. Госфинансирование на некий пропагандистский продукт.

3. Финансирование от либеральной оппозиции на некий антигосударственный культурный продукт.

Получается так, что получить финансирование на реальный фильм о проблемах духовной жизни не представляется возможным. Коммерсантам это не нужно от слова вообще. Госчиновники захотят чудес и акафистов, ибо это как бы духоносно. А оппозиции Церковь может быть интересна только в качестве союзника по борьбе с системой (как это было в перестройку).

А книги есть хорошие, для сценаристов проблем быть не должно.

А.Т.: Но «Молодой Папа» оказался популярным, коммерчески успешным проектом. Почему? Ведь он не разоблачительский, вроде фильмов «В центре внимания» и «Левиафана», в нём много богословских рассуждений и т.д. Чем ты объясняешь успех этого сериала?

П.Т.: Я не специалист по сериалам, но мне кажется, что люди тянутся к чему-то высокоэстетичному. Устали уже как от гламура, так и от антигламура. Хочется просто красивой картинки, спокойных умных разговоров, демонстрации «высоких отношений». Интерьеры в фильме безукоризненны. Операторская работа прекрасна. Ну, наверное, этого оказалось достаточно, чтобы понравиться публике. Публике, далёкой от католической церкви.

А.Т.: Если я правильно понял, ты связываешь успех «Молодого Папы» исключительно с художественными достоинствами фильма, а не с тем, что западному кинозрителю интересна религиозная жизнь?

П.Т.: Мне трудно назвать «религиозной жизнью» то, что показано в сериале. Экран заполнен людьми, которые рассуждают о Христе, но христиан там немного. Каков бы ни был процент лицемеров в среде высшего духовенства любой конфессии, какими бы ни были еретики-латиняне иезуитами и «юридистами», всё-таки они – христиане. А в сериале действуют просто представители некой политической партии, доктрина которой базируется на религиозной идеологии.

А.Т.: А как на экране показать христианскую жизнь? Ведь подлинная внутренняя жизнь, настоящий духовный опыт сокровенен. Как его вообще можно показать, сделать зрелищным? Ведь даже фильм «Излечить страх» о непростой и, казалось бы, потенциально кинематографичной жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) оказался скучным и приторно-назидательным. Удивительно, но нашим кинематографистам не удалось переработать столь богатый биографический материал так, чтобы в итоге получилось захватывающее зрелище.

Может, подлинная духовная жизнь в принципе не поддаётся художественному воплощению? Может, выражаясь в произведении искусства, она неизбежно превращается в карикатуру на саму себя?

П.Т.: Можно показать, если очень аккуратно. И если сам режиссёр – человек верующий. Для начала, не нужно упражняться в «срыве шаблона». В демонстрации вещей невозможных. Я говорю не о невероятных вещах, а о невозможных. Помнишь, у Льюиса были рассуждения на эту тему: «Человек может поверить в невероятное. Но никогда не поверит в невозможное».

Невозможно поверить в то, что некто похлопывал английскую королеву по плечу. Как невозможно поверить в то, что некий человек может молиться с сигареткой в руках. Это не значит, что человек не может пытаться молиться во время курения, но невозможно курить во время молитвы.

Вот, привёл анекдот, который озвучивал кардинал Бергольо из кинофильма «Два Папы». Кстати, в этом фильме собственно духовные сцены показаны достаточно убедительно. Я имею ввиду исповедь – где «пропадает» звук и мы не узнаём тайны. Кроме того, меня впечатлил эпизод, когда после возгласа, аналогичного нашему «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», бывшие враги заключили друг друга в братские объятия.

Можно показать и духовные вещи. Если сам человек, делающий кино, хоть какой-то опыт имеет соответствующий, и если у этого человека есть чувство вкуса и чувство меры.

А.Т.: Если в целом оценивать «Молодого Папу» и «Двух Пап», то ты, как я понимаю, больше склоняешься к мнению, что в этих фильмах показана не духовная жизнь, а скорее нарциссические рассуждения людей, не имеющих религиозного и молитвенного опыта? Другими словами, это фильмы не о христианах, а о людях, играющих в «образцовых христиан»?

П.Т.: Нет. «Два Папы» — это фильм о христианах, там много серьёзных вещей проговаривается обоими собеседниками. Снято с любовью к Церкви. Первую половину фильма я смотрел затаив дыхание. И кардинал Бергольо (будущий папа Франциск), и папа Бенедикт XVI-й в процессе жёсткой полемики проговаривают много вполне православных вещей.

Например, кардинал высказал буквально следующее:

«Таинство Причастия – это не награда для добродетельных, а пища для страждущих».

«Грех – это рана, а не пятно. Его нужно исцелить. Одного прощения мало».

Вроде бы «обновленчество»? А по сути ведь святоотеческое осмысление.

Да и папа Ратцингер тоже показан не такой уж карикатурой. Кто поспорит с таким высказыванием:

«Церковь, что венчается с веком нынешним, овдовеет в будущем».

Или вот фрагмент диалога:

Папа: «Но если не провести грань…»

Кардинал: «…Или не построить стену!»

Папа: «Но дом строят из стен».

В общем, пред тем, как смотреть «Двух Пап», я полагал, что там будут показывать некие прения между схоластиком и так сказать «харизматиком» в духе дискуссий между почитателями Фомы Аквинского и Франциска Ассизского. Дискуссий, которые были обыденностью в католической церкви до «Второго собора».

Но в фильме показана дискуссия умного консерватора с умным реформатором.

Концовка, конечно, пропагандистская, это было ясно с самого начала, что такая будет концовка, но в целом фильм, на мой взгляд, стоящий.

А вот сериал, конечно, просто убийство времени.

Тем более, что он настолько рафинирован, прямо как «Доктор Живаго». Всё развивается строго по схемам. И уже после «первого сна молодого папы» ясно, к чему был снят весь этот сериал. Показать, что каким бы ни был католический князь церкви консервативным, он всё равно должен будет примириться со всем тем, что составляет в совокупности дух мира сего.

А.Т.: Когда в прокат вышел «Молодой Папа», в православной среде возникла довольна интересная дискуссия. Спорщики задавались вопросом, а возможно ли создать подобный сериал о Русской Православной Церкви.

В частности, протодиакон Андрей Кураев тогда заявил, что «в нынешних политических и цензурных условиях невозможно снять похожий сериал о РПЦ»: «Это расколдовывание закулисы. Народ должен видеть епископа только выплывающим в кадильном облаке из глубины алтаря. Это некий небожитель, который только и делает, что молится за всех бабушек по всем деревням своей епархии. Идеал православного епископа в народе — это хворый молитвенник. Ему больно, тяжело, он старше всех прихожан, но, преодолевая свою боль, он заботится о них. Видеть в нем хотя бы менеджера, не говоря уже о чем-то больше, недопустимо».

«Когда я говорю, - продолжает блогер, - что было бы неплохо снять такой же [фильм] про нашу церковную жизнь, то исхожу из того, что наше общественное мнение во многом все еще носит розовые очки, когда глядит на Церковь. И толика трезвости ему совсем не помешала бы. А в западном мире католическая церковь уже несколько столетий подвергается постоянным нападкам со стороны прессы, поэтому такой сериал там воспринимается иначе».

Как ты считаешь, можно ли сделать такой сериал о Русской Церкви, например под названием «Новый Патриарх»? В фильме можно было бы показать последний год правления Патриарха Алексия II, его кончину и слухи о том, что он был убит, затем — выборы нового Патриарха, опять же многочисленные слухи о том, что выборы нечестные и т. д. и т.п., и в заключение первый год правления Патриарха Кирилла. Материал крайне насыщенный и любопытный.

Но нужен ли нам такой фильм? Способны ли наши кинематографисты создать сериал, не уступающий по качеству соррентиновским «Папам»?

П.Т.: Конечно же, нет. К чему? Позволю себе привести анекдотичный случай из своей жизни. Моя лучшая половина нередко подвергает меня остракизму из-за того, что я слушаю музыку. Нет-нет, не Deep Purple, и даже не «Время вперёд» Свиридова. Нечто, совершенно успокоительное, типа «Бранденбургских концертов» или «Хорошо темперированного клавира» Баха. Но она задаёт простой, но очень важный вопрос: «Ты становишься лучше после этого? Тебе становится легче теперь бороться с приступами раздражительности и уныния, а также прочими проявлениями страстей? Или труднее? Если произведение искусства не приносит человеку конкретной духовной пользы, то оно приносит ему вред!»

Вот так, прямо в духе мусульманского шейха, приказавшего сжечь Александрийскую библиотеку под предлогом того, что «всё, чего нет в Коране, может принести только вред!»

А ведь по сути она права.

Ну, какую пользу принесёт детектив о епископах православных?

Неужели о.протодиакон настолько далёк от народа, что не понимает последствий такого рода «снятия розовых очков»?

Хотим снять «розовые очки» — давайте экранизируем произведения великого нашего романиста Дмитрия Балашова. Там есть всё – и святость, и интриги, и изрядный заряд исторической гумилёвщины, небесполезный для идеологов, заинтересованных в формировании российской политической нации на основе русской православной культуры.

А призывать к выносу сора из избы могут только люди, которые несут в себе обиду, жаждут сатисфакции. Какое уж тут «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».

Если не будет этого духа, то будет дух совершенно противоположный.

И что, кто-то в здравом уме будет потворствовать садомазохизму?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» заставил вспомнить о конце света
23.01.2025
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
О тайном замысле создателей сериала «Плевако»
20.12.2024
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» заставил вспомнить о конце света
23.01.2025
Энергия заблуждения
Три беседы с профессором Браунского университета Владимиром Гольштейном об американской культуре, американской попсе и американских «вокистах»
18.01.2025
Линия фронта
Воспоминания бывшего руководителя городской организации «Русского Движения Украины»
14.01.2025
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Русская цивилизация и Ватикан
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новогоднее Послание 2025
30.12.2024
Не бойся, малое стадо!
Размышления грека о преступных действиях патриарха Варфоломея
19.12.2024
Признание Ватиканом «ПЦУ» не может не радовать
Папа Римский нанёс сокрушительный удар по филокатоликам внутри Русской Церкви
17.12.2024
«Культура есть замена богообщения»
Русский человек преодолевает культуру, возвращаясь к самому Творцу
16.12.2024
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Что стоит за предложением папе Римскому перейти на Юлианскую Пасхалию
16.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Агафон
23.01.2025 01:24
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Агафон
23.01.2025 01:13
Когда власть остановит вакханалию мигрантов?
Новый комментарий от prot
22.01.2025 19:43
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 18:30
Оккупация начинается с музыки
Новый комментарий от Дмитриев
22.01.2025 17:27
Непотопляемый из Израиля
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2025 16:46