Патриарх Варфоломей пытается перетянуть Сербскую Церковь на свою сторону, пообещав не вмешиваться в разрешение македонского раскола
Патриарх Варфоломей считает, что решение проблемы церковного раскола в Македонии - это компетенция Сербской Православной Церкви, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на греческое агентство церковных новостей «Ромфеа».
Со ссылкой на македонские СМИ оно информирует, что в Константинополе ответили на письмо из непризнанной Македонской церкви, в котором содержится просьба наделить ее статусом автокефальной. Между тем, как пишут СМИ, патриарх Варфоломей заявил, что «данный регион не входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, но находится под юрисдикцией Сербской Православной Церкви».
Как видим, патриарх Варфоломей совершил совершенно недвусмысленный жест, который можно истолковать в числе прочего и в качестве попытки «перетянуть на свою сторону патриарха Иринея».
Помня, что Сербский Патриарх является одним из самых последовательных сторонников Московской Патриархии в споре с Константинополем по украинскому вопросу, мы обратились к нашим постоянным собеседникам в виртуальном «Балканском клубе» с просьбой высказаться по существу вопроса.
В беседе принимали участие: председатель «Русского Собрания в Сербии» Ранко Гойкович, сербский профессор Зоран Чворович, помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров, председатель Наблюдательного Совета ООД «Россия Православная» Михаил Михайлович Иванов.
Ранко Гойкович: Это заявление патриарха-отступника Варфоломея представляет собою чисто иезуитский трюк. Ясно, что речь идёт о попытке, во-первых, вбить клин между СПЦ и РПЦ; а во-вторых, спровоцировать раскол в СПЦ: поскольку в Сербской Церкви есть епископы, настроенные проконстантинопольски.
Павел Тихомиров: О ком идёт речь?
Ранко Гойкович: Я уже писал о епископе Григорие, бывшем Герцеговинском, который на злосчастном соборе на Крите выступил с речью, в которой возвеличивал римокатоликов и протестантов и, при этом, критиковал православных за упорство в неприятии экуменизма.
Михаил Иванов: Такое мировоззрение является нормой в СПЦ или пока ещё исключением?
Ранко Гойкович: Подавляющее большинство верующих и епископов осуждает разбой п.Варфоломея. Однако, не стоит забывать и того, что ОВЦС МП потратил на экуменическую деятельность несравненно больше времени и сил, нежели на нормализацию внутриправославных отношений.
Если бы силы и средства тратились на другое, несомненно, позиция РПЦ в украинском конфликте выглядела бы значительно крепче.
Остаётся уповать на то, что из всего этого будут извлечены уроки и подобные ошибки в будущем не повторятся.
Зоран Чворович: Информация о том, что патриарх Варфоломей отказал раскольнической МПЦ в даровании томоса об автокефалии - тем самым подтвердив тот факт, что именно Сербская Церковь является Церковью-матерью для Македонской, является элементом войны, которую ведут вашингтонские и брюссельские структуры против РПЦ, Русского народа и Российской государственности.
Это заявление - по-видимому - должно усилить позицию той части епископата СПЦ, которая опасается того, что стояние в жёсткой промосковской позиции будет стоить разрывом общения с Константинопольским патриархатом.
Фанар пытается воспрепятствовать формированию блока церквей, которые намерены защищать канонический порядок, а также осудить Константинопольского патриарха в «ереси восточного папизма».
Павел Тихомиров: Если, конечно, Сербкая церковь не хочет стать жертвой того, «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде»...
Михаил Иванов: г-н Чворович, Константинопольский патриарх Варфоломей пытается разыграть македонскую карту, дабы внести сумятицу в епископский корпус Сербской Церкви. Теоретически: что может сделать Белград на македонском направлении?
Павел Тихомиров: Скажем проще: почему бы Сербскому патриархату не издать томос о канонической автокефалии МПЦ? Куда уже тянуть?
Зоран Чворович: Для того чтобы говорить о македонском церковном вопросе, необходимо разобраться с контекстом.
В бывшей югославской республике Македонии сейчас происходит процесс разрушения македонской идентичности и формирования некой политической нации, которая на самом деле никак не сможет впоследствии сопротивляться албанской экспансии.
Т.е. если сербы и греки заинтересованы в том, чтобы македонцы как православный народ не были просто аннигилированы вначале гражданским обезличиванием, а потом уже албанским экспансионизмом, то мы должны быть заинтересованы в том, чтобы македонский народ состоялся. И чтобы фундаментом этого народа стала Македонская церковь, а не некие неоязыческие басни специалистов по фолк-хистори.
Павел Тихомиров: Но ведь Белградский Патриархат сам загнал себя в Прокрустово ложе - с одной стороны, после учреждения Охридской Архиепископии уже речь не идёт о признании МПЦ, а с другой стороны, - ведь Охридская архиепископия является проводником политики Фанара в регионе?
Михаил Иванов: С одной стороны, Сербская Церковь пытается решить македонский церковный вопрос посредством клира Автономной Охридской Архиепископии, а с другой стороны - тот самый клир находится под сильным влиянием Константинопольского патриархата, который совсем не заинтересован в том, чтобы македонский церковный вопрос был решён Сербской Церковью - как Церковью-матерью.
Как тут быть?
Зоран Чворович: Да, действительно, в такой ситуации недовольство македонского клира и народа направляется в русло сербофобии, и закулисные мастера целенаправленно работают на удаление двух родственных народов, расчищая сцену для представителей Фанара и Ватикана.
Но объявлением томоса об автокефальности МПЦ Сербская Церковь и сербский народ предстали бы как единственный истинный друг македонского народа - в тот самый момент, когда этот народ столкнулся с перспективой неминуемой утраты идентичности.
Таким образом, Сербская Церковь и сербская национальная политика вышли бы из навязанной оборонительной позиции, в которую сербы попали вследствие принятия агрессивной хорватской стратегии отождествления Черногорского вопроса с Македонским вопросом.
Павел Тихомиров: Т.е. необходимо чётко проговорить вещи, очевидные всем занимающимся балканистикой. Македонцы сформировались в отдельный народ, македонская церковь состоялась, в то время как народ Черногории - это ветвь сербского народа, а т.н. «автокефальная церковь Черногории» - это просто поддерживаемая правительством Подгорицы политическая структура наподобие неканонической «Турецкой Православной Церкви».
Зоран Чворович: Изданием канонически обоснованного томоса об автокефалии Македонской Православной Церкви Сербская Патриархия нанесла бы серьёзный удар по стратегии Фанара.
И лишь оборонительная позиция Сербской и Русской Церквей позволяет Фанару вести себя таким образом, каким представители НАТО-Патриархата и ведут себя в настоящее время.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
29. Ответ на 27., М.Яблоков:
У России только два союзника: ее армия и флот.
Вот с этим я никогда не спорила. И не собираюсь.28. Ответ на 27., Иоанна:
Я вас, конечно, понимаю... но я не за болгар... У России только два союзника: ее армия и флот.
27. Ответ на 23., М.Яблоков:
О. Александр, но если это не этнофилетизм, то что тогда такое вообще этнофилетизм? Я имею в виду Украину, разумеется.Пожалуйста, по-русски.Отче, вы издеваетесь? Зачем?
Михаил, только, если будете объяснять, не заводитись сильно на тему болгарской схизмы 1872 года - там совсем "другой коленкор". Лучше - про элинофилетизм и мегали идею:)26. Ответ на 25., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Отче, вы издеваетесь? Зачем?Нет же!
Тогда я Вас не понял.25. Ответ на 23., М.Яблоков:
Отче, вы издеваетесь? Зачем?
Нет же!24. Ответ на 13., Павел Тихомиров:
Дорогая Иоанна, но ведь беда в том, что сербы считают македонцев оболгаренными южными сербами, а болгары - осербленными западными болгарами.Какие сейчас варианты развития событий?
Да, именно поэтому, если не ошибаюсь, Тито позволил им стать македонцами (с придуманными эллинскими корнями), и все тогда успокоились. Временно. Дорогой Павел, правильное развитие событий, что касается расколов, всегда один - покаяние. А они тычутся туда-сюда и ищут "заднюю дверь". То к БПЦ просились в дочери, потом - к Варфоломею, причем, через премьера Заева (по примеру Порошенко). За 50 лет нельзя было найти выхода? Болгары не требуют от них признания общих корней, вообще ничего не требует. Проглотили все - и договор с Грецией, и знаковое для болгар место подписания этого договора - Преспанское озеро. И даже "Северную Македонию" проглотили, хотя это - аж до болгарского Благоевграда. Кто кого переиграет? Думаю, что последние события происходят потому, что люди заигрались. В том числе и в Церкви. Потому что мы плохие христиане. Нельзя переиграть Бога. Но почему-то многие именно это пытаются сделать. Найти "заднюю дверь" - вроде того случая со змеиной рекомендацией съесть плод и сразу стать, как боги. Хотя я прекрасно понимаю о чем пишете Вы и наши братья-сербы. Понимаю, потому что знаю какую угрозу представляет албанизация Македонии и ощущаю запах гари от старта проекта "Западные Балканы".23. Ответ на 22., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
О. Александр, но если это не этнофилетизм, то что тогда такое вообще этнофилетизм? Я имею в виду Украину, разумеется.Пожалуйста, по-русски.
Отче, вы издеваетесь? Зачем?22. Ответ на 19., М.Яблоков:
О. Александр, но если это не этнофилетизм, то что тогда такое вообще этнофилетизм? Я имею в виду Украину, разумеется.
Пожалуйста, по-русски.21. Ответ на 18., Lucia:
"Судить вселенского патриарха может только Вселенский собор»" какой прекрасный повод собраться!
Всеправославный собор. Вселенский Собор созывается только Православным Императором! Но судить Константинопольского патриарха может еще Архиерейский собор Константинопольской Церкви.20. Ответ на 17., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
О. Александр, но если это не этнофилетизм, то что тогда такое вообще этнофилетизм? Я имею в виду Украину, разумеется.