«Все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены»

Епископ Тихон (Шевкунов) раскритиковал фильм «Матильда», однако его запрет считает «абсолютно тупиковым и неверным путем»

Как сообщалось, православная общественность выступила против клеветнического фильма Алексея Учителя «Матильда. 

Скандальную художественную картину, порочащую Царя-мученика Николая, прокомментировал в интервью «Российской газете» член президентского Совета по культуре и искусству епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

Владыка отметил, что «художник свободен выбирать любой исторический сюжет. Неблагодарное занятие обсуждать еще не вышедший фильм». 

Он считает, что немудрено, что уже сегодня из-за него ломают копья: «Фильм выходит на экраны в начале весны 2017 года, ровно в столетнюю годовщину февральского переворота 1917-го. Отсюда и особый интерес. Наступающий год неумолимо поставит нас перед необходимостью осмысления грандиозной цивилизационной катастрофы, произошедшей в России сто лет назад. Совершившиеся тогда события решительным образом отразились на жизни практически всех людей, живших в Российской Империи, в Советском Союзе, повлияли на судьбы всего мира. Ученые, политики, религиозные и общественные деятели будут искать ответы на множество вопросов, связанных с этой датой. Та же задача встанет и перед искусством. Театр, живопись, музыка - все они будут призваны внести свой вклад в художественное, образное осмысление причин и последствий русской трагедии. Не останется, как мы видим сегодня, в стороне и кинематограф. В столь символическую годовщину российское киноискусство будет представлено фильмом "Матильда", единственным, во всяком случае из анонсированных игровых, на эту тему. Дата премьеры выбрана заранее и, конечно же, не случайно - март 2017 года: ровно столетие переворота и отречения Николая II». 

«Готовясь к нашей встрече, я просмотрел материалы дискуссии. Вот что говорит сам режиссер фильма Алексей Учитель: "Обсуждают и делают какие-то заявления и пишут в прокуратуру на то, что ничего и никто не видел, ни одного кадра. Поэтому когда люди что-то пытаются высказать, они должны иметь предмет разговора, а его не существует". Но на самом деле это не так, - уверен епископ. - Несколько месяцев назад создателями "Матильды" был выставлен в интернет трейлер фильма, и любой желающий может легко увидеть не просто "один кадр", а просмотреть несколько отрывков из самых ключевых сцен будущего фильма. Так что предмет для разговора вполне имеется. Имеется и другой важнейший предмет по этой теме - реальная история взаимоотношений Цесаревича Николая Александровича и Матильды Кшесинской». 

Владыка полагает, что об этой истории могут поведать письма и дневниковые записи, воспоминания, отчеты фискальных служб. «Наследник и Матильда Кшесинская познакомились в 1890 году на выпуске балетного училища, - напомнил он. - Ему было чуть больше двадцати, ей 18. Девушка влюбляется в Цесаревича, а он готов увлечься ею, хотя бы чтобы развеять печаль от категорического отказа отца: Император Александр III запретил наследнику и думать о женитьбе на юной немецкой принцессе Аликс, которую Николай полюбил, когда она год назад гостила в России. Вначале знакомство Цесаревича и Кшесинской продолжается мимолетно: они встречаются то на улице, то в театре. Потом Николай уплывает в долгое кругосветное путешествие, а вернувшись, встречается с Матильдой, и их чувства вспыхивают вновь. Николай называл их "самыми светлыми" страницами своей юности. Но уже к 1893 году эти отношения становятся более спокойными, они встречаются все реже. А когда девушка, на которой на самом деле мечтал жениться наследник, дармштадтская принцесса Алиса, согласилась на брак, а Император Александр III все же дал на него согласие, Николай искренне рассказал об этом Матильде. В 1894 году все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены. Навсегда. Хотя он по-прежнему относился к Кшесинской очень тепло. Они остались друзьями, и ни одна из сторон не делала трагедии из расставания. Договорились, что она будет называть его и на "ты", и Ники. Он всячески помогал ей, но они никогда больше не встречались наедине. Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: "Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?" Любовь последнего русского Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. Вот, собственно, и вся история». 

«Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как "Главный исторический блокбастер года". Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? – недоумевает владыка. - Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен "любовного треугольника", в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем Императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это - авторское видение? Нет - клевета на реальных людей». 

«Но и это еще не все. Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот "тонкий" намек на будущие потрясения? Зачем заставлять Александра III произносить совершенно бредовую, особенно в его устах, сентенцию о том, что он единственный из Романовых, который не жил с балеринами? На кого рассчитан выплывающий на экран слоган трейлера: "Любовь, изменившая Россию"? На полных идиотов? Зачем, кому они хотят заморочить голову еще одним шедевральным слоганом: "Тайна дома Романовых"? Какая еще тайна? Об отношениях наследника и Кшесинской знал весь светский Петербург. Столетие крушения династии надо непременно встречать душераздирающей голливудской мелодрамой? И тут кстати любовный треугольник с откровенными сценами? При том, что немалая часть наших зрителей будет воспринимать фильм, выпущенный в год столетия революционных потрясений, как реальную историю России. А главное, чего невозможно уразуметь: неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры. Или все же правы те, кто говорит: ничего личного, просто бизнес. Не хочется так думать», - признался владыка. 

«Фильм не вышел, и любые возражения против него легко сдержать напоминанием устыжающей фразы: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Но разве трейлер как авторская аннотация фильма не может насторожить любого человека, знакомого с русской историей? – вопрошает епископ Тихон. - Я уж не говорю о том, насколько это настораживает православных людей, для которых Николай II и его Семья - святые мученики». 

«Да, - продолжил владыка, - он прославлен за тот путь, который прошел, начиная с 1917 года. А это был крестный путь - с пятью детьми, женой и с несколькими близкими. Именно за его мужественное исповедничество, за то, каким христианином он оставался в последние полтора года жизни, его прославили в Церкви».
 
Отвечая на вопрос, будет ли Церковь требовать запрета фильма, он отметил, что «это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде - вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам». 

Наместник Сретенского монастыря подчеркнул, что у художника нет права на умышленное искажение: «В историческом романе "вымысел не есть обман", убеждал еще Окуджава. В художественном произведении об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет выходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории - это либо обман, либо пропаганда». 

«Весь вопрос во вкусе и в таланте, - уверен он. - Конечно, можно взять исторические персонажи и заставить их делать все, что автору заблагорассудится. Кутузов в экранизации "Войны и мира" может сдать не только Москву, но и Санкт-Петербург. А Пугачев в фильме по "Капитанской дочке" сделаться любовником Екатерины. Только к искусству это не имеет отношения. Либо называется особым жанром - фэнтези. Тогда фильм надо так и обозначать». 

Владыка рассказал, что у него состоялся разговор с Алексеем Учителем, в котором он изложил свое видение ситуации. Режиссер ответил, что трейлер и даже сценарий - это еще не фильм. В этом смысле он прав. 

«Режиссер передал мне сценарий для чтения, но я пообещал ему воздержаться от комментариев сценария», - сказал владыка. 

Говоря о ранее вышедших клеветнических фильмах о Царе и Ксешинской, он заметил, что «псевдодокументальные поделки не имеют большого влияния на умы и души людей, к ним не привлечено столько внимания. Другое дело большой художественный сериал». 

«Фильм рассчитан не только на отечественного зрителя, но и на международный прокат, - считает владыка. - Он делался по общемировым, глобалистическим, голливудским "законам жанра". Думаю, что с чисто зрелищной точки зрения это будет эффектная, помпезная картина».

«Николай II как никто другой на протяжении ста последних лет был дискредитирован и оболган, - уверен епископ Тихон. - Люди на бытовом уровне к этому привыкли. И подспудно готовы принять новый фильм про совершенно ничтожного, развратного, изменяющего своему слову, не знающего чести и верности последнего Царя. Но все это опять в старую корзину - странное государство, странный народ, странные цари. Жаль». 

«Неблагодарное дело обсуждать еще не вышедшей фильм, - считает он. - Я не понаслышке знаю, что такое делать кино. Это огромный труд множества людей, и в первую очередь режиссера. И тем более обидно, когда в основу замысла изначально ложится сюжет, который иначе как исторической безвкусицей назвать нельзя».

Говоря о сложившейся ситуации в искусстве в последнее время, владыка отметил: «Активисты оскорблены. Режиссеры возмущены. Пресса предупреждает общество о новых фактах вмешательства Русской Православной Церкви в сферу свободы творчества. Прогрессивное общество негодует. На президентском Cовете по культуре и искусству поднимают вопрос цензуры... Просто драма какая-то. Посильнее "Фауста" Гете. Так и хочется сказать: занавес!»
 
«Все это известные факты. Но повсюду раздается лишь одно: РПЦ требует снять спектакль и добивается своего, - недоумевает епископ Тихон. - Недавно один священник из Армавира, вспомнив о редактуре Василия Жуковского пушкинской сказки о Балде, где поп был заменен на купца, издал в армавирской типографии брошюрку с купцом и без попа тиражом в четыре тысячи экземпляров. И тут же в десятках СМИ, в том числе центральных, появились заголовки: "РПЦ редактирует Пушкина!". И несмотря на то, что глава издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент также через все информагентства заявил, что в данном случае это личная инициатива отдельного священника и что классику менять и редактировать нельзя даже с самыми благими целями, журналистские утверждения о том, что Церковь дошла до полного маразма, так что и Пушкина переиначивает, радостно пестрят и доселе. Вот такая у нас многосерийная драма. Очевидно, что ее авторам она весьма нравится. Находятся и восторженные зрители. Так что без сомнения - продолжение следует. Но мы к этому давно привыкли, так что, как говорится, флаг в руки! Что же касается фильма, то уверен, скорее всего отдельные лица и группы, в том числе и православные, будут требовать его запрета. Сразу скажу: мы с уважением и пониманием относимся к их позиции. И будем призывать ее учитывать. Но, еще раз повторюсь, считаю путь запретов тупиковым. Дело Церкви запрещать и разрешать, когда это необходимо, в духовном мире. Но не в светском. В том числе ни в театральном, ни в кинематографическом. Но это не значит, что мы не будем открыто высказывать свои убеждения». 
 
В частности, в разговоре с владыкой была затронута тема кощунственного спектакля «Тангейзер». Наместник Сретенского монастыря напомнил, что помимо протеста общественности было также возбуждено уголовное дело по иску Новосибирской митрополии о новаторской вариации на тему Вагнера. 

«В постановке, сколько бы некоторые театральные критики ни морочили нам головы, единственной "художественной находкой", целью и центром внимания было кощунство над образом Христа, - уверен владыка. - Состоялись общественные слушания, затем Новосибирская митрополия подала в суд в полном соответствии с законом. И суд этот проиграла». 

Епископ Тихон считает, что запрет «Тангейзера» следует оценивать как тяжелое, неприятное и беспрецедентное решение министерства культуры, принятое в контексте разразившийся позднее кровавой трагедии Шарли Эбдо. «Как показала жизнь, это решение оказалось правильной и необходимой профилактикой от безответственных и крайне опасных, особенно в условиях нашей многонациональной и полирелигиозной страны, публичных экспериментов-провокаций, которые кому-то угодно называть творчеством», - заключил наместник Сретенского монастыря.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Тихон (Шевкунов):
«Антихрист рядом?»: О Конце времен,
либералах, Сталине и пророчествах старца Иоанна
27.05.2020
Божественная литургия
в праздник святителя и Чудотворца Николая. Печоры
22.05.2020
Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе.
Человек, которому Господь открыл всё
18.05.2020
Все статьи автора
"Суд в Новосибирске над кощунниками, извратившими оперу «Тангейзер»"
Театр абсурда
Общественный совет при Комитете Государственной Думы по культуре маразматичен по своей сути
01.02.2019
Эстетика веры
Продюсер Эдуард Бояков о важности диалога Церкви и художников
01.03.2018
Они и мы
Лунгины-тангейзеры были недавно более сильны, чем сегодня переучившийся Учитель
10.10.2017
Мединский сдал «Тангейзера», но не отдаст «Матильду»?
Режиссер Николай Бурляев о вредоносной деятельности Фонда кино и игнорировании министром позиции Общественного совета при Министерстве культуры РФ
20.09.2017
«Монстросибирск» встречает «Матильду»
Кто и как формирует культурный имидж столицы Сибири
22.08.2017
Все статьи темы
"Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя"
«Сидор», «матильда» и музыка
Предновогодняя фантазия
30.12.2019
«Грубейшее оскорбление религиозных чувств»
Сайт Международного фонда славянской письменности и культуры опубликовал заявление по поводу фильма «Карамора»
18.12.2019
Что случилось с Поклонской?
О странных метаморфозах политика, до недавнего времени имевшей репутацию православного патриотического деятеля
27.11.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Конструктивное мышление или реконструкция несбыточного?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-06 03:48
«Многие живут по принципу "после нас – хоть потоп"»
Новый комментарий от Валерий Медведь
2020-06-06 02:55
Не ожидал
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-06-06 02:55
Убить Бога – 3
Новый комментарий от Константин В.
2020-06-06 00:40
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-05 20:56
Зачем русофоб на букву «Г»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-05 20:36