Ещё неделю назад имя Чарли Кирка было практически неизвестно в России. Он ворвался в наше информационное пространство как взрыв сверхновой, породив волну негодования и восхищения. Одни увидели в нём воплощение неприемлемых ценностей и отреагировали с нескрываемой ненавистью и возмущением: «Как американец (американец!) может быть таким?!»
Другие с изумлением и болью, что его уже больше нет среди живых, открыли для себя неожиданного единомышленника. Смерть, без сомнения, стала и главной проповедью, и вершиной служения Чарльза Кирка. Она же высветила его законченный образ, полный веры, решимости и христианской любви, опровергая клевету тех, которые читают Евангелие с закрытыми глазами души и не понимают, что убежденное отстаивание евангельской правды и есть любовь в действии.
Убийца и все стоявшие за ним бессильны поставить точку в бытии человека, верующего во Христа. А в миллионах сердец его единомышленников и друзей мученическая смерть Чарли вдохнула новую, многократно умноженную жизнь для служения их целям, мыслям, убеждениям.
В эпоху постправды, релятивизма и воинствующего либерализма, когда реальность конструируется СМИ и социальными сетями, а конформизм стал нормой, истина тонет в море политкорректности. Чарли Кирк осмелился идти против течения. Он не признавал полутонов, компромиссов и сделок с совестью. Ему было плевать на то, что модно, что принято, что диктует толпа. Он позволял себе небывалую в наше время роскошь — называть вещи своими именами, даже если это означало, что за таким царственным выбором без всяких сомнений неизбежно придет череда расплат, вплоть до самых страшных.
Что особенно восхищает в фигуре Чарли Кирка — это его готовность идти со словом о Царствии Небесном, о традиционных ценностях, о консервативных принципах в самые, казалось бы, неподходящие места, обитатели которых в большинстве своём и слышать ничего подобного не желают! Он выбрал «миссионерское поле», быть может, самое важное, но, как мы убедились, отнюдь не безопасное, примерно такое же, как проповедь где-нибудь в племени людоедов. Студенческие кампусы, молодежная среда поколений Z и Y. Но Чарли Кирк и среди этих, столь по-христиански любимых им молодых и агрессивных индивидуумов, в каждом из которых видел образ и подобие Божие, не боялся показаться «белой вороной», не боялся идти против течения, не боялся говорить правду — и именно так, как он её понимал, пусть это сплошь и рядом вызывало гнев и неприятие.
Пример Чарли — урок для нас.
Вот, что пишет о нем Джордан Петерсон:
«Чарли возник из ниоткуда 10 лет назад и создал самую влиятельную в мире организацию молодых консерваторов. Причём сделал он это с нуля. Он сделал это, посещая университеты практически в одиночку, расставляя карточные столы, предлагая дискутировать и обсуждать все вопросы, которые не обсуждались и не дискутировались в этих местах, созданных именно для этой цели, создавая консервативные клубы в кампусах по всем Соединенным Штатам, создавая низовые организации, учась вести дебаты, несмотря на то, что сам он не учился в колледже».
Нельзя недооценивать великий труд множества российских миссионеров за последние десятилетия. Но не открою тайны, если напомню, что у нас совсем ещё не изжита вековая хроническая немощь — тяга к подражанию Западу, в крайностях своих переходящая в нечто противоположное проповеди. Некоторые православные миссионеры, движимые, безусловно, самыми благими намерениями, насмотревшись на западных модернистских проповедников, пытаются понравиться всем и, подстраиваясь под вкусы молодёжи, размениваются на пошловатые шутки и игривые «миссионерские приёмчики».
Пример и поразительные успехи Чарли Кирка, который, казалось бы, пришел из той же западной культуры, но использовал совершенно иные подходы, заставляет нас задуматься о том, что является по-настоящему действенным в миссии. У Чарли хватало ума и такта уважать интеллект своих молодых собеседников, говорить с ними серьёзно, на равных, не опускаясь до клоунады.
Чарли Кирк говорил в первую очередь то, во что верил. Его искренняя страсть, принципиальность и убежденность заражали молодёжь, заставляли её думать. Именно за это его полюбили и возненавидели, и равнодушным он не оставил никого.
Жизнь и смерть Чарли Кирка, дело его жизни не могут не вызывать глубочайшего уважения. Ведь его противостояние отступлению — тому, что наш православный старец отец Иоанн (Крестьянкин) называл «шествием разрушителя», — несмотря на конфессиональную разницу, оказалось удивительно созвучным для многих из нас.
Чарли Кирк. От первого лица:
О Христе, Библии и христианской вере.
«Иисус победил смерть, чтобы ты мог жить».
«— Как бы вы хотели, чтобы вас запомнили?
— Я хочу, чтобы меня запомнили за стойкость в вере. Это самое главное. Самое главное — это моя вера».
«Величайшие умы истории были заворожены Писанием... Исаак Ньютон писал о библейских пророчествах больше, чем о физике. В Писании есть что-то интеллектуальное, что действительно расширяет ваши границы. И именно это, на мой взгляд, так прекрасно в нашей вере: она доступна каждому, но при этом бесконечно полезна для исследования».
«Библия не актуальна — она опережает время».
О браке, семье и абортах.
«Семья изменит вашу жизнь к лучшему, поэтому женитесь и заводите детей. Вы не пожалеете»[vi].
Совет молодым мужчинам: «Найдите женщину, женитесь на ней, обеспечивайте её, заводите больше детей, чем можете себе позволить».
«Брак — это не просто важный этап в жизни, это призвание. Бог не сказал: "Ждите, пока не почувствуете себя готовым". Он сказал: "Нехорошо человеку быть одному". Женитесь молодыми. Плодитесь и размножайтесь».
«Муж должен делать всё возможное, чтобы не заставлять свою жену работать».
«Мы допускаем убийство полутора миллионов младенцев в год под предлогом охраны репродуктивного здоровья женщин. Мы позволяем, чтобы младенцев забирали и выбрасывали каждый год, просто говоря, что они не люди… Вы используете расчеловечивающий язык, говоря: "О, это эмбрион". — Нет, это — ребёнок, созданный по образу и подобию Божьему, заслуживающий защиты. Никогда не следует оправдывать массовое убийство людей под предлогом того, что они нежеланны. Именно так мы и получили Освенцим, именно так мы получили величайший ужас двадцатого века».
О своем призвании, свободе и консерватизме.
«Если вы устраните меня, другие поднимутся и заговорят громче».
«Нужно попытаться направить людей к конкретным целям, к возвращению в Церковь, к вере, к браку, к рождению детей. Именно такой консерватизм я представляю и пытаюсь нарисовать картину добродетели, чтобы вдохновлять людей, а не только злиться».
«Меня гораздо больше интересует то, чего хочет от меня Бог, чем то, чего я хочу от Бога. Бог хочет, чтобы моя жизнь была посвящена борьбе за истину».
«Мудрость слушает».
«Пробуйте свои слова на вкус, прежде чем их выплевывать».
«Если вы во что-то верите, вам нужно иметь смелость бороться за эти идеи, а не убегать от них или пытаться их заглушить».
«Когда прекращаются разговоры, когда люди становятся бессловесными, начинается насилие. Поэтому, если вы делаете что-то сегодня, делайте это со страстью, с убеждением. Защищайте своих друзей, отстаивайте свои убеждения и говорите громко, даже если ваш голос дрожит. Ваши слова имеют смысл, ваши ценности имеют цель. Никогда не забывайте об этом».
«Пост — недооценённая технология христианской Церкви. Христос, Господь наш, постился».
Интервью с православным священником Джоном Стриклендом Чарли Кирк завершил, сказав, что сделал много пометок и что с нетерпением ждет посещения церкви отца Джона.
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Впервые опубликовано на сайте Православие.ru.
29. Ответ на 28, Константин В.:
Читал, конечно. Когда ещё первое издание вышло.
Что сказать? Очень странно такое нетрадиционное "православие", когда "несвятые" издаются громадными тиражами, а древние патерики днём с огнём не сыщешь.
Странно - древние патерики есть в моей домашней библиотеке. Хотя интернет - магазинами не пользовался. Только книжной лавкой на центральном городском рынке.28. Ответ на 21, Vladislav:
Читал, конечно. Когда ещё первое издание вышло.
Что сказать? Очень странно такое нетрадиционное "православие", когда "несвятые" издаются громадными тиражами, а древние патерики днём с огнём не сыщешь.
27.
«Если вы во что-то верите, вам нужно иметь смелость бороться за эти идеи, а не убегать от них или пытаться их заглушить».
//////////////////
Ну, а коли в итоге выяснится, что это "что-то" - заблуждение и "борьбой" за "идею" ее адепт в действительности ввел человеков в соблазн?
Иное звучит хлестко-привлекательно, а начни разбираться… С "перестроечными" "идеями" вон как "хлестали" чрез края, а… выхлестали себя так, что шансов подняться едва ли осталось?
26.
Радоваться, мол, надо, не хмуриться?
"Интересно", отчего это лики святых на иконах такие строгие - не задумывался Патриарх?
/////////////////
У "нас" ведь и митрополит Иларион (Алфеев) юмор у Христа искал-"исследовал" в свое время… А оно "вон" как по-"серьезному-то", вышло - доюморились?
Но то еще даже не "цветочки"…
"Мы" все симфония-симфония… А внутри-то, что - каков духовный фундамент, точнее из чего - песка, получается?
25.
Хмуриться не надо, Лада,
Для меня твой смех – награда, Лада!"
(из советского эстрадного фольклора)
РНЛ
"Чарли Кирк говорил в первую очередь то, во что верил. Его искренняя страсть, принципиальность и убежденность заражали молодёжь, заставляли её думать."
/////////////////
Учить-заставлять думать - это правильно, хорошо и актуально, надо полагать, не только для протестантской деноминации и… молодежи?
"Вон", например, в теме запрещенной намедни для комментирования «Что ж тут хмуриться? Радоваться надо!» ( https://ruskline.ru/news_rl/2025/09/24/chto_zh_tut_hmuritsya_radovatsya_nado ) чем не предмет для "думания" следующее утверждение Предстоятеля РПЦ:
"Вы связываете себя монашескими обетами на всю жизнь, и обитель — это место, где вы и должны пребывать. А чтобы было так, надо, чтобы это место пребывания было комфортным. Не в плане внешнего комфорта, а в плане внутреннего благополучия, радости, утешения — "вот наконец-то я в том месте, где мне хорошо". Это совсем не означает, опять хочу подчеркнуть, какого-то материального благополучия, некоего богатства, но это внутреннее состояние, которое мы создаём молитвой, постом, послушанием и ничем другим.
С одной стороны это трудно, а с другой стороны просто. Если сравнивать со спасением в миру — конечно, просто. Разве можно сравнить условия в монастыре с условиями в мегаполисе? Сел только в общественный транспорт в часы пик — вот и весь аскетизм сразу уходит. А у нас в монастырях, можно сказать, тепличные условия — в плане формирования того внутреннего состояния, которое открывает нам пути в Царствие Небесное."
Ну, "и как себе посыл" - сел в автобус и… аскетизм "растворился" - с чего это вдруг?
Иль вот следующий фрагмент текста разве не заставляет "задуматься"?
" В первую очередь я от всего сердца желаю вам радости. Конечно, не просто веселья — это приходит и уходит, но внутренней радости. А сумрачные лица, с которыми нередко сталкиваюсь в обители? Идёт навстречу монах или монахиня — Господи, даже напугать может, будто в его жизни что-то страшное произошло. Спрашиваю: "Болен?" — "Да нет, здоров". — "А что он такой?" — "Да он такой всегда". Что же это такое? Если всегда, то, может, не к духовнику, а к психиатру надо обратиться? Всё это абсолютно недопустимо в монашеском общежитии. Ведь мы туда приходим не для того подвергать себя физической пытке и впадать в тяжелое психическое состояние. Мы туда приходим для спасения своей души, в том числе посредством внешних, очень правильных обстоятельств, связанных с монашеской дисциплиной. Так что ж тут хмуриться? Радоваться надо!"
Радоваться, мол, надо, не хмуриться?
"Интересно", отчего это лики святых на иконах такие строгие - не задумывался Патриарх?
Разбудить мышление… В этом смысле, Чарли Кирк, пожалуй, вполне актуален будет - может быть, именно в том главный "акцент" публикации митрополита Тихона (Шевкунова)?
24. Пример Чарли — урок для нас
23. Ответ на 17, Константин В.:
Именно. Используя недовольство народа бедностью, он ловко направлял его гнев в выгодную кое-кому сторону. По сути, продавал магию давно мертвой американской мечты, как и его босс в Белом доме. Под нафталиновым красноречием традиции нет там никакой религиозности, это только кормление ресентимента простого американца, перенаправление ненависти от богатых в сторону образованных. Нерв традиционной протестантской религиозности давно мертв. Почил вместе с последними фанатиками 19в, вроде Джона Брауна. Все там совершенно светское, чисто светский протест против уменьшения звона в кошельке. Как и практически везде - было бы странно, чтобы люди несколько поколений живущие в сходных условиях, ан масс ну прямо супер радикально отличались друг от друга.
И уж вл.Тихон прекрасно в курсе всего этого.
22. Ответ на 17, Константин В.:
//////////////
Если исходить из того, что те же "Новые люди" из "ничего" "свалились" и опять же лидер КПРФ "индифферентно подобрел", по сути, к маммонову "режиму" жизнеустроения… Или это только "местная" традиция и… просто "кажется"?
Кирк, надо полагать, протестант, а "биться" в этом горизонте - что бабочке в оконное стекло? И в этом смысле "осанна" проповеднику от митрополита Шевкунова (Тихонова) способна вызывать как минимум тревогу - выходит, нынешний текущий горизонт-состояние "проповеди" вполне устраивает РПЦ и… даже подкрепляет-оправдывает (!) случившейся трагедией? Читаем…
"Что особенно восхищает в фигуре Чарли Кирка — это его готовность идти со словом о Царствии Небесном, о традиционных ценностях, о консервативных принципах в самые, казалось бы…"
т.е. консерватизм, традиционные "ценности", мол, вот самое то, вокруг чего и продолжит "планета вертеться", а энергичности-хватки по-американски, дескать, добавим ?
И "прикрыто" то ведь как виртуозно - прямо по-Штирлицу? Опять же читаем…
"Нельзя недооценивать великий труд множества российских миссионеров за последние десятилетия. Но не открою тайны, если напомню, что у нас совсем ещё не изжита вековая хроническая немощь — тяга к подражанию Западу, в крайностях своих переходящая в нечто противоположное проповеди. Некоторые православные миссионеры, движимые, безусловно, самыми благими намерениями, насмотревшись на западных модернистских проповедников, пытаются понравиться всем и, подстраиваясь под вкусы молодёжи, размениваются на пошловатые шутки и игривые «миссионерские приёмчики»."
21. Ответ на 20, Константин В.:
20. Ответ на 19, С. Югов:
Да что там. В РПЦЗ уже икону Кирка написали.