«Бывают моменты в нашей жизни, когда рушится всё»

Проповедь митрополита Тихона (Шевкунова) в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
3
Время на чтение 7 минут
Фото: Станислав Ефимов

В воскресенье, 16 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон совершил Божественную литургию в Свято-Владимирском соборе Херсонесского монастыря, сообщает пресс-служба Крымской митрополии.

Священноархимандриту обители сослужили братия монастыря и гости в священном сане.

За богослужением молились многочисленные прихожане собора, учащие и учащиеся Таврической духовной семинарии, паломники.

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под управлением диакона Александра Амерханова (в составе архиерейского хора Свято-Владимирского Херсонесского монастыря и Большого детского хора города-героя Севастополя).

На запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился правящий архиерей митрополит Тихон, сообщает сайт Таврической духовной семинарии.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Бывают моменты в нашей жизни, когда рушится всё; когда привычные опоры исчезают, и жизнь выбивает почву из-под наших ног, - сказал в проповеди Владыка Тихон. - В такие моменты мы чувствуем себя беспомощными, потерянными, окружёнными толпой проблем и шума – как был окружён людьми в тесной толпе Господь Иисус Христос в том повествовании, которое мы слышали сегодня. Все пытались не просто докоснуться к Нему, а прижаться. Он шёл через толпу народа.

Оказавшись в такой ситуации, мы ищем спасения. Но куда идти, кому довериться? Иногда бывает, что и медицина бессильна. Бывает, что и дело жизни рушат злые холодные руки. Бывает, рвутся отношения; бывает, смерть забирает близкого.

Евангельский текст, который мы будем последовательно исследовать шаг за шагом, переносит нас в мир, который, кажется, очень далёк от нас. Две тысячи лет назад маленькая Галилея, толпы людей вокруг Христа. Но на самом деле он описывает те же самые человеческие испытания, те же самые отчаяние, веру и безысходность, которые обрушиваются на людей всегда; которые обрушиваются на нас и сегодня. История, рассказанная в сегодняшнем Евангелии, о двух людях, которые столкнулись с абсолютным отчаянием, но нашли надежду там, где, казалось бы, её не может быть. И вот, пришёл человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он ещё говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем (Лк.8:41-56).

Начнём с Иаира. Он был начальником синагоги. Для его времени это была очень важная и очень уважаемая позиция. Он был не просто религиозным авторитетом, но и, скорее всего, влиятельным и очень богатым человеком. Он привык, что сам принимает решения, управляет; что к нему приходят за советом. У него был статус, были связи, свои ресурсы. Но всё это рухнуло, когда его единственная двенадцатилетняя дочь оказалась при смерти. Представьте себе картину: его дочь – свет его жизни – угасает. И зачем ему вся его власть, все его деньги и связи? Ничто и никто не может помочь; никто не может спасти его ребёнка. Это был момент самого настоящего отчаяния. Этот всеми уважаемый человек падает к ногам Господа Иисуса Христа. Это не просто просьба – это признание своего полного бессилия, акт абсолютного смирения. Он просит Иисуса прийти к нему в дом. Он ищет того, кто может сделать невозможное.

А это же наш современник. Не правда ли? Сегодня мы так же строим карьеру, зарабатываем деньги, добиваемся положения. Мы верим в свои силы, в науку, в технологии. Но приходит момент, когда диагноз неутешительный; когда дело твоё терпит крах; когда близкие уходят, и все наши достижения оказываются бессмысленными. Мы чувствуем ту же самую беспомощность, то же отчаяние, что и Иаир. И тогда мы, как и он, готовы отбросить свою гордость и искать Того, Кто выше наших сил.

А теперь другая история, вплетённая в первую. Пока Иисус идёт к Иаиру сквозь тесную толпу, к нему пробирается женщина, страдавшая кровотечениями двенадцать лет. По законам того времени она была неприкасаемая, нечиста. Для неё это целая эпоха страдания, позора, изоляции – двенадцать лет унижений; она не могла быть частью общества, касаться других людей, быть полноценной женой и матерью. Двенадцать лет бедности – она издержала на врачей все свои средства, как мы слышим в хронике Евангелия. Эти врачи высушили её досуха физически, эмоционально и финансово. Двенадцать лет безнадёжности – она была изгоем, отверженным и обречённым на неминуемую смерть. Но что она делает? Она не просит, не кричит, не бьётся в истерике, не ищет даже внимания. Она подходит сзади и касается одежды Иисуса. И это становится не просто прикосновением. Это прикосновение не отчаявшегося человека, а отчаянной веры. Она верила, что в Нём есть силы, способные исцелить её даже без слов и без просьб. И тотчас течение крови у неё остановилось, как доносит до нас Священное Писание. И в этой толпе, теснящей Его со всех сторон, толкающей, обнимающей, тащащей к себе, Иисус останавливается, почувствовав силу, исшедшую от Него, и спрашивает (удивительные слова!): кто прикоснулся ко Мне? (Лк.8:45) Среди теснившей Его толпы Он различил одно прикосновение веры! Он исцелил её не только физически, но и душевно: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк.8:48). Он восстанавливает её достоинство, здоровье; Он объявляет о её исцелении и о её вере перед всеми людьми.

Эта женщина тоже современница нам. Не правда ли? Сколько из нас живут кровоточащими ранами, скрытыми зависимостями, хроническими болезнями годами не разрешённых конфликтов, травмами из прошлого! Всё это не останавливающие своего кровотечения раны. Мы перепробовали всё: таблетки, новые отношения, попытки забыться, заработать больше, попытки встретиться с психологами; истратили все свои силы и средства, все свои возможности. Но эти духовные раны продолжают и продолжают кровоточить. Мы, как эта женщина, часто пытаемся пробраться сквозь толпу жизни, стараясь не быть замеченными, надеясь на чудо, но боясь быть отвергнутыми. Потому что эта кровоточащая рана очень часто совсем в глубине нашей души, и мы не дерзаем, не решаемся и стыдимся открыть её.

Но Бог видит каждое наше прикосновение веры – даже самое тихое и самое отчаянное. Когда Иисус говорит с женщиной, приходит весть. Иаир узнаёт, услышав слова: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя (Лк.8:49). Он узнаёт, что этого мира для него отныне больше не существует; всё кончено, надежды больше нет. Это последняя граница, которую не может перейти ни один человек – смерть. Толпа, его друзья Иаиру говорят: не утруждай Учителя – нет смысла, слишком поздно.

Но Богочеловек, пришедший в мир и стоящий рядом с каждым Своим учеником, услышав это, произносит слова, которые должны стать нашей постоянной молитвой в самых безнадёжных случаях. Эти слова Господь Иисус Христос чаще всего повторяет в Своём Евангелии: не бойся... Это словосочетание – самые частые слова Господа Иисуса Христа в Евангелии: не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк.8:50). Он сказал о дочери – спасена будет. А нам говорит: не бойся, только веруй и спасён будешь.

Иисус приходит в дом, где царят скорбь и рыдания; где Его осмеивают, когда Он говорит: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла (Лк.8:52-53). Люди знают больше, чем Бог... Как часто мы смеёмся и скептически хихикаем, когда кто-то говорит о Божией силе в, казалось бы, необратимой ситуации: но это же безнадёжно, невозможно; наука же всё доказала. Но Иисус высылает всех сомневающихся (они Ему сейчас неинтересны); берёт девочку за руку и говорит: Тавифа, куми – по-еврейски, девица! встань (Лк.8:54). И тотчас дух её возвращается, и она встаёт. Чудо происходит не от высокого статуса Иаира, не из-за его богатства, не из-за его веры, которая удержалась, несмотря ни на что (всё кричало об обратном), но из-за Божественной силы Господа Иисуса Христа, которая превосходит смерть.

История Иаира и женщины с кровотечением не просто древнее сказание. Это сегодняшний день. Это наш портрет сегодня. Мы, как Иаир, можем быть успешными, но однажды столкнёмся с проблемой, которую не решить никакими нашими ресурсами. Мы, как женщина, можем годами носить в себе боль, пытаясь исцелить всеми земными средствами, пока не останемся и без сил, и без средств. Господь наш Иисус Христос говорит каждому из нас: не бойся, только веруй (Лк.8:50). Когда кажется, что всё рушится; когда всё кричит вокруг, что слишком уже поздно, вспомним: вера твоя спасла тебя (Лк.8:48) – даже если это тихое отчаянное прикосновение к Нему в толпе наших проблем. Его сила, готовая прийти нам на помощь, не зависит от наших заслуг, от нашего благочестия, нашего статуса или нашего хорошего поведения – даже христианского. Она зависит лишь от одного самого малого – от нашей готовности довериться Ему, даже когда это кажется безумием. Он видит каждого из нас в толпе наших проблем. Он чувствует каждое прикосновение нашей веры. Он готов войти в наш дом, в нашу жизнь – в самую нашу безнадёжную ситуацию и сказать: встань, не бойтесь, только веруйте; идите с миром – ибо Он Тот, Кто превосходит все границы и даже границу смерти.

В мире, где успех измеряется только личным контролем над множеством ситуаций, истинная сила часто рождается из момента, когда ты – сильный и могущественный – отпускаешь всё, что тебе подвластно, и доверяешься только Тому, Кто больше тебя. Когда всё человеческое исчерпано; когда ситуация становится такой, которую называют "слишком поздно"; когда это "слишком поздно" вопит из каждого угла, именно тогда Бог берёт тебя за руку и говорит: встань (Лк.8:54). И в этом прикосновении больше жизни, чем во всех наших достижениях. Аминь».

По окончании богослужения братия обители, преподаватели и студенты Таврической духовной семинарии совершили чин о Панагии. Для всех прихожан и паломников под шатром близ собора была приготовлена трапеза.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
«Матерь Божия, умири и пошли мир на землю Русскую!»
Проповедь митрополита Тихона в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
16.10.2025
«Пример Чарли — урок для нас»
О Чарли Кирке и его высказываниях
22.09.2025
«Христианство – это учение и жизнь радикальные»
Слово митрополита Симферопольского и Крымского Тихона в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
02.09.2025
«Это была победа митрополита Вениамина!»
Слово митрополита Тихона в день памяти священномученика Вениамина
14.08.2025
Все статьи Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Пастырская проповедь
Этот человек ошибся дверью
Евангелие понедельника (Лк, 65 зач., 12, 13—15, 22—31)
17.11.2025
Две экстремальных ситуации
Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
15.11.2025
Идущий налегке может идти далеко и быстро
Евангелие субботы (Лк, 40 зач., 9, 1—6)
15.11.2025
Чудо бессребренничества
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2025
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
14.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от Апографъ
17.11.2025 06:27
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Тимофеев Александр
16.11.2025 15:19
«Сибирь прирастала верою»
Новый комментарий от учитель
16.11.2025 04:33
Фильм «Хроники русской революции». Кому выгодно?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 18:20
Из-за страсти к покеру или по причине поддержки ВСУ?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:43
«Провал политики на рынке труда»
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:32