Какие смыслы должна нести новая идеология?

О дискуссии вокруг статьи Б.Я.Рапопорта

Российская Империя  Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская Православная Церковь  Бывший СССР  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
3
Время на чтение 7 минут
Фото: из личного архива автора

Небольшая статья заместителя начальника управления Президента по мониторингу и анализу социальных процессов Бориса Яковлевича Рапопорта «Политические вызовы России: история и современность» в журнале «Блокнот гражданского просвещения» за ноябрь–декабрь 2025 года вызвала оживлённую дискуссию на «Русской народной линии».

Критический разбор предложил Владимир Евсиков в статье «Триада Уварова и триада Рапопорта: какая убедительнее». Александр Руденко напротив оценил текст кремлёвского идеолога сугубо позитивно в статье «Администрация Президента придает новый импульс идеологической дискуссии». Сергей Халин в своих оценках в статье «О ценностно-смысловых линиях» скорее солидаризируется с мнением В.Евсикова, хотя и позитивно оценивает сам факт появления текста. Можно упомянуть также и Надежду Юдину, которая в статье «Русское дело ещё впереди. Возможно ли объединение православных на позиции патриотизма?» касается оценки статьи Б.Я.Рапопорта.

Словом, на статью Рапопорта откликнулись сразу несколько самых разных авторов, известных публицистов. И этот интерес вполне объясним. Кремлёвский идеолог предложил идеологическую триаду будущей России, да ещё и сравнил её с имперской триадой графа С.С.Уварова. Кстати, журнал «Блокнот гражданского просвещения», где опубликована статья Б.Я.Рапопорта, как верно подметил один из авторов, в последнее время стал для Администрации Президента, по сути, главным рупором идеологических постулатов. Ранее там были опубликованы статьи другого высокопоставленного сотрудника Администрации А.Д.Харичева тоже идеологической тематики. А рядом со статьёй Рапопорта опубликованы тексты А.Г.Дугина и В.Э.Багдасаряна.

Контекст идеологических изысканий Кремля тоже прозрачен – победоносное окончание войны, которое не за горами, потребует от власти серьёзных перемен в жизни и общества, и государства. Этого потребуют вернувшиеся с войны фронтовики, а это серьёзная сила.

Но дело даже не только в окончании войны и возвращении с фронта в мирную жизнь участников боевых действий, которые начнут оказывать влияние на общество и на власть. Проблема куда серьёзнее – Россия и мир стоят пред лицом эпохальных изменений, формирования абсолютно нового мироустройства. И России нужно будет определить своё место в этом новом мировом порядке. Вызов, что называется, носит глобальный характер.

И тут стоит вспомнить, что наша страна трижды, как минимум, оказывалась в подобной ситуации, когда нужен был ответ на коренные изменения в мировом устройстве и понимание места и значения России. И трижды русская мысль давала достойный ответ на эти глобальные вызовы.

Первый раз это произошло на рубеже XV-XVI веков, после крушения Ромейской империи, когда многим казалось, что мир подошёл к грани уничтожения. Захват Константинополя турками (1453) создавал совершенно новую геополитическую конфигурацию – исчез центр христианского мира, Второй Рим. Это исторически совпало с 7000-летием (1492) от сотворения мира (а по многим пророчествам именно столько мир и должен был существовать), что усилило апокалиптические настроения, особенно на Руси.

Тогда и появилась (в 20-е гг. XVI века) идеологема «Москва Третий Рим», автором которой считается учёный инок, старец Спасо-Елиазаровского монастыря Филофей, хотя аналогичные идеи высказывались и другими авторами. Эта формула стала идеологической основой существования возникавшего Московского царства. Да и в Российской Империи она жила в умах политической элиты, поскольку давала понимание исторической миссии России.

Говоря о Третьем Риме, стоит вспомнить Второе послание к Фессалоникийцам Апостола Павла. Христиане Салоник, видимо, ожидали скорого конца света и пришествия Иисуса Христа. И Апостол увещевает их «не спешить колебаться умом и смущаться … будто уже наступает день Христов». И поясняет, что «день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Пока же, пишет Павел, есть нечто, «что не допускает открыться ему». И дальше следуют часто цитируемые слова: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». И вот тогда, говорит Апостол, «откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:2-8).

Эти загадочные слова об Удерживающем (по-гречески Катехон) по разному понимались разными отцами Церкви и христианскими мыслителями, но самой распространённой версией было представление, что Удерживающий – это мировая Римская Империя. И вот таким Удерживающим становится после падения Второго Рима, Константинополя – Москва, Рим Третий.

Второй раз Россия вынуждена была ответить через три века на вызов Французской революции, которая уничтожила традиционный миропорядок и попыталась уничтожить главную охранительную силу – Российскую Империю, собрав войска объединённой Европы для похода на Россию. Вождь Французской революции Наполеон был разгромлен Русской армией, Париж капитулировал.

Но помимо военного вызова, с которым Россия справилась, Французская революция бросила и идеологический вызов – была сформулирована базовая идеологема либерализма – триада «Свобода, равенство, братство». Русским ответом на триаду либерализма и стала известная формула «Православие, самодержавие, народность», сформулированная министром народного просвещения графом С.С.Уваровым и ставшая идеологемой Российской Империи. О логической связи двух триад см. мой доклад на окружном научно-просветительском форуме «Историческое просвещение как фактор государственного суверенитета в контексте глобальных вызовов» в Чебоксарах «Русская национальная идея: "Москва – Третий Рим" и "Православие, Самодержавие, Народность"». Уваровскую триаду упоминает в своей статье Б.Я.Рапопорт, от неё отталкивается в своих рассуждениях, предлагая современное её прочтение, не самое удачное, согласен с критиками.

Однако Российская Империя, будучи по своей миссии Катехоном и самобытной цивилизацией, продолжала оставаться в рамках чужой европейской цивилизации, под гнётом чужих цивилизационных правил и формул (например, на государственном уровне провозглашался религиозный экуменизм, когда православие, католицизм и протестантизм считались «равночестными» версиями христианства), что в итоге и привело к отчуждению народа от власти, ставшему первопричиной падения Российской Империи.

Надо понимать, падение Российской Империи не было только результатом заговора предателей-генералов или действиями революционеров. Они конечно повлияли, но мир стоял на пороге глобальных перемен, накануне таких вызовов, с которыми Российская Империя не справилась бы.

И вот в итоге в третий раз Россия дала ответ на идеологический вызов. Советское государство постепенно (по мере изживания революционного угара) формулировало свою базовую идеологему, которой стала идея тотальной справедливости. Во-первых, был провозглашён принцип социальной справедливости, справедливого устройства общества, равного доступа к общественным благам для каждого гражданина. Во-вторых, главным направлением внешней политики СССР стало стремление к справедливому миропорядку, что привело в итоге к краху европейских колониальных империй, благодаря чему СССР завоевал авторитет в странах Третьего мира. Если присмотреться, советская идеологическая модель просто копировала уваровскую триаду, только место Православия заняла Идеология коммунизма, место Самодержавия – суверенная советская супердержава, а место Народности – единая общность советский народ.

Вернусь, однако, к статье Б.Я.Рапопорта. В ней звучат правильные базовые тезисы об особом пути развития России, о миссии России, о русской самобытности. Есть у автора и справедливые суждения о реформах Петра Первого, которые позволили России решить сложнейшие проблемы. Нельзя не согласиться и с такой мыслью: «Способность адаптироваться к потрясениям – одно из наиболее значимых качеств русского народа. История России есть история постоянной адаптации: к монгольскому нашествию, к иностранной интервенции, к революциям, к мировым войнам». Верно подмечает автор и «парадокс настоящего момента», когда «94% граждан считают себя патриотами, но единого понимания того, что это значит, нет», «каждый вкладывает в слово "патриотизм" собственный смысл». Точно. А всё потому, что нет идеологии. Да и сама попытка увязать современную идеологему с триадой С.С.Уварова заслуживает всяческой поддержки.

Однако современная идеология России, которую берётся формулировать Б.Я.Рапопорт, на мой взгляд, должна впитать в себя не только уваровскую триаду, но и идею России как Катехона (а без этого не понять миссию России) и идею социальной справедливости, которая является не изобретением большевиков, но глубинной мечтой русского человека разных национальностей. Словом, современная идеологема должна стать правопреемницей предыдущих идеологем в полном объёме. А этого в тексте Б.Я.Рапопорта я не увидел.

Полагаю, сегодня нужна широкая дискуссия на сей счёт с привлечением интеллектуалов-патриотов. Узким кругом экспертов, которых привлекает Администрация Президента, это вопросы не выработать.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Памяти Александра Сергеевича Панарина
Круглый стол, посвящённый наследию великого философа
19.12.2025
Что такое «самобытное государство-цивилизация»?
Выступление на студенческой научно-просветительской конференции «Основы российской государственности»
17.12.2025
Народная радость!
В Санкт-Петербурге торжественно освящён памятник митрополиту Иоанну (Снычёву)
15.12.2025
Полицентричный мир формируется стремительно
Как и предсказывал Владимир Путин на Валдайском форуме
12.12.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Российская Империя
Русские волки умнее финских оленеводов
Для сохранения бизнеса на оленях финны должны попросить Путина войти в состав РФ
25.12.2025
День памяти князя Михаила Щербатова
Сегодня мы также вспоминаем русского историка А.Д.Нечволодова, писателя В.Г.Короленко, государственного деятеля М.Т.Лорис-Меликова и врача С.П.Боткина
25.12.2025
«Да водворится на всём земном шаре спокойствие и тишина!»
Президентская библиотека – об Александре I, победителе «непобедимого» Наполеона
24.12.2025
Спаситель Петербурга
На древней Полоцкой земле помнят героя России Петра Христиановича Витгенштейна
24.12.2025
О русской идее и русской душе
В Чебоксарах завершился конкурс «Великие сыны России»
24.12.2025
Все статьи темы
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Живое и значительное для духовной личности
Обзор журнала «Берега» 6(70)-2025
25.12.2025
О детской литературе в России
Реформа детского книгоиздания является насущнейшим шагом для нашей страны
25.12.2025
Актуальность Панарина
Доклад на конференции, посвящённой 85-летию мыслителя
25.12.2025
О ценностно-смысловых линиях
О статье Б.Я.Рапопорта «Политические вызовы России: история и современность»
25.12.2025
Особая традиция российской государственности
Призрак Третьего Рима бродит по России, Европе и миру
24.12.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
«Она была настоящей исповедницей»
24 декабря – 40 дней с момента кончины подвижницы благочестия Александры Петровны Белавской
24.12.2025
Духовный маяк для Суоярви
Новый центр в Карелии объединит поколения в стремлении к вере и знанию
24.12.2025
Прославляя Суворова, славим Бога, всегда дивного во святых Своих
Отечеству канонизация Суворова необходима для избавления от либерализма
24.12.2025
Искусственный интеллект как криптокатолик
ИИ имеет конфессиональную принадлежность и является католиком
23.12.2025
Духовный выбор
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 4 2025
22.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 12:01
Золото передай, а не медные монеты
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.12.2025 11:41
«Бред сумасшедшего», реализуемый официальной доктриной
Новый комментарий от Человек
25.12.2025 11:22
О детской литературе в России
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2025 08:50
Новый год и пляски на гробах
Новый комментарий от учитель
25.12.2025 07:32
О ценностно-смысловых линиях
Новый комментарий от Игорь Бондарев
25.12.2025 06:31