В воскресенье, 7 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице митрополит Симферопольский и Крымский Тихон возглавил Божественную литургию в храме Святой Троицы Свято-Климентовского Инкерманского мужского монастыря, сообщает пресс-служба Крымской митрополии.
Священноархимандриту обители сослужили: руководитель Административного секретариата, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии, исполняющий обязанности игумена Свято-Климентовского Инкерманского монастыря иеромонах Кронид (Печевистый); благочинный Балаклавского церковного округа протоиерей Михаил Викторов; благочинный Херсонесского церковного округа протоиерей Стефан Сломчинский; игумен Свято-Успенского мужского монастыря г. Бахчисарая архимандрит Силуан (Макей); настоятель Свято-Георгиевского Балаклавского мужского монастыря г. Севастополя игумен Матфей (Самохин); личный секретарь правящего архиерея иерей Кирилл Иванисов; братия обители и гости в священном сане.
Митрополит Тихон обратился к присутствующим с архипастырским Словом, сообщает сайт Таврической духовной семинарии.
Архипастырь отметил, что «две тысячи лет отделяют нас от дней святителя Климента. Но его молитвы – за нас, его предстояние перед Богом – о всех христианах; о тех, кто в первую очередь был его паствой. А сегодня его паства – это вы, здесь предстоящие в том месте, где он подвизался последние годы и дни своей жизни; где он принял мученическую смерть; где он обрёл своих учеников – православных христиан, в горах нынешнего Инкермана, в каменоломнях, куда он был сослан римским императором за свою веру».
«Сегодня он являет нам свои особые уроки. Святитель Климент был тем, кем мы обычно забываем о нём – он был римским гражданином... гражданином империи, - напомнил Владыка. - И это очень важно! Да, империя была языческая. Но святитель Климент, вслед за своими учителями апостолами Петром и Павлом, начал преображать её и сделал своё дело: империя стала христианской. На это ушло много времени и очень много крови мучеников, исповедников, подвижников – крови в прямом и переносном смысле слова, в смысле трудов. Они добились своего и преобразили великую империю в империю христианскую, потом в ту империю, которую мы называем Византия – Новый Рим, и в ту империю, которую мы называем Третий Рим – Русь и нынешняя Россия».
«Империя – это не империализм. Это разные вещи, - подчеркнул митрополит Тихон. - Это не агрессивное захватничество. Это состояние народа и состояние духа. В первую очередь это самостоятельность и независимость в принятии решений – то, что сейчас называется суверенитетом. Это политические понятия, которых я немного коснулся, но они связаны с жизнью людей. Полная независимость в принятии решений о своём народе и государстве! Критерий этих решений – благо своего народа и благо тех, кто вокруг».
«Великая Римская империя стала непосредственным предшественником нашей Русской цивилизации, - отметил он. - Мы забываем о том, что именно трудами, в том числе святителя Климента, это произошло. Римская империя была поразительной и во многом прекрасной, хотя было много и страшных вещей – как это всегда бывает в любом государстве. Он, гражданин империи, впитал в себя именно это величие, логику, потрясающую римскую дисциплину, военное искусство. Все юноши Древнего Рима изучали военное искусство; изучали то мировоззрение, которое у нас называется патриотизмом. Им не вдалбливали в головы патриотические формулы. Им рассказывали историю их согражданина, которого звали Муций Сцевола. Он жил во время становления Римского государства. Однажды варвары осадили Рим. Это было настолько мощное войско, что вот-вот Римское государство должно было пасть. И тогда один римский юноша по имени Гай Муций решил пробраться в лагерь врагов и убить их царя Порсенну. Его схватили и привели к царю, который предложил юноше воевать за варваров. Муций Сцевола подошёл к жертвеннику с огнём, положил на него правую руку и стоял, пока рука не обуглилась. С усмешкой он сказал царю: «Вот что может сделать свободный римлянин». Пораженный величием духа Муция, его неустрашимостью, царь отпустил своего пленника и велел снять осаду Рима. "Если у Рима такие сыны, нам никогда не взять Рим", - сказал царь».
«Так в языческом городе, в языческой цивилизации святитель Климент получил всё то лучшее, что он мог оттуда взять: науку; знаменитую римскую дисциплину; военную дисциплину, которая завоевала, покорила и просветила весь окружающий мир; элитное образование и глубокие знания.
Что же произошло, когда этот юный язычник встретил Христа? Некоторые говорят: уничтожь всё, что было до этого. Но это слабая и нехристианская мысль. Это не путь Христов. Давайте вспомним наших великих святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они изучили эллинскую премудрость – так называлось тогда образование в академиях Древней Греции, Древнего Рима (тогда это был Новый Рим, Византия). Они не отвергли эту мудрость; они её преобразили. Это как раз то понятие, которое вводит христианство... вводит Православие. Они извлекли из неё самое драгоценное. В Священном Писании, к Книге пророка Иеремии, есть знаменательные и великие слова: если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер.15:19), - задача, которую Бог ставит перед человеком. Из всего даже суетного, как кажется нам, недостойного, порой легкомысленного и представляющегося нам чем-то незначительным найди в этом драгоценное. Это твоя задача. Тогда ты исполнишь волю Божию. Именно это сделал святитель Климент. Его римская логика стала основой нашего церковного порядка, нашей иерархии, без которой ничто в нашем мире существовать не может – ни армия, ни государство, ни наука, ни Церковь, ни педагогика. Его ораторское мастерство, которое он изучил по примерам великих римских ораторов (таких как Цицерон), стало инструментом проповеди христианства. Его гражданский долг и понимание ответственности, которые были необычайно высоки в Риме, стали его системой пастырской заботы. Римляне были очень системными людьми. Когда-то завоевав мир, они на пятьсот лет обеспечивали мирное существование тех стран, которые были под их эгидой. Страны не воевали друг с другом. Да, были гражданские войны – в Иудее, в частности. Но войн между странами, находившимися внутри империи, не было», - напомнил Архипастырь.
«Старшее поколение помнит 90-е годы, когда рухнула советская империя. Что началось? Тут же внутренние войны, десятки и сотни тысяч смертей. Армения, Азербайджан, Грузия, Абхазия... Мы пожинаем эти плоды преступного разрушения империи вместо её преображения. Это чисто большевистская история: весь мир разрушим до основания, а затем построим что-нибудь новенькое. Получается только разрушить. Когда в советское время имперская идея овладела государством, при всех сложностях и негативных моментах, она стала моментом объединяющим.
Даже в каменоломнях Инкермана, где должна была быть лишь смерть, по его молитве был найден и забил источник воды, который спасал людей. Это было преображение мёртвого камня в живую воду. Христианство не разрушает – оно отделяет плевелы от зёрен; отрицается от дурного, а потенциально хорошее умножает многократно.
Ваши таланты, братья и сёстры, ваш ум и опыт... ваша культура не для того чтобы всё это отбросить, а для преображения, освещения и служения Богу и людям. Есть сейчас так называемые "проповедники", которые говорят: выброси всё. Это ложь и пагуба! Люди, которые следуют этому, пожинают тяжкие плоды бесплодия. Христианство не вырывает страницы книги вашей жизни, а вписывает в неё Евангелие золотыми буквами. Ваши таланты, ваш ум не для того, чтобы их отбросить, а для того, чтобы, подобно необработанным алмазам, получить огранку, чтобы ваши сокровища сияли во славу Божию; чтобы всё у нас из ветхого преображалось в новое – как Ветхий Завет преобразился... не был отброшен, но преобразился в Завет Новый. Пусть ваши таланты – эти драгоценные семена Божией благодати, брошенные в почву ваших душ – под силой преображения войдут и принесут десятикратный плод, как сказано в Евангелии; чтобы этот сияющий золотой урожай мы с любовью принесли к Божественным стопам Господа нашего Иисуса Христа. Будьте всегда в этом преображающем свете. Аминь», - заключил митрополит Тихон.

