Нет сомнений, что «Хроники русской революции» – фильм заказной. Очевидно, что главный заказчик – либерально-олигархическая группировка в правящем классе РФ, представителем которой и является продюсер Алишер Усманов – матёрый олигарх, с криминальным прошлым, гражданин Англии и бухарский еврей в одном лице (здесь главное – «гражданин Англии»).
Мнения о фильме расходятся лишь по поводу – для чего заказной. Коммунисты ругают фильм за издевательство над Лениным. Монархисты за безвольного царя и реанимацию Кшесинской – растлительницы сразу двух великих князей Романовых (на самом деле – трёх!). Православные недовольны искажением образа старца Григория Распутина, игнорированием темы Русской церкви (ее просто нет!), переизбытком сцен пьянства, разврата и т.д. «Интеллигенция», точнее, то, что от нее осталось, недовольна умалением роли «прогрессивных сил», которые, собственно, и подготовили Февральский переворот 1917 года.
Короче, недовольных немало. Однако есть и довольные, если не всем фильмом, то какими-то фрагментами. Например, на наш взгляд, актер, игравший Ленина, хотя и несколько переиграл, но в целом попал в образ вождя. Ленин таким и был: импульсивным, эмоциональным, резким, особенно, когда «входил в раж» (и не только в политике: см. воспоминания Н. Крупской о том, как Ильич собирал грибы, «охотился» на зайцев, катался на коньках и т.д.). Просто в советское время из реального Ленина сделали «памятник», и все к этому привыкли.
Как это ни удивительно, но больших перекосов и фальсификаций в фильме нет, есть недоговоренности, но это особая тема. Император Николай Второй показан, в целом, нейтрально. Распутина тоже особенно не задели, во всяком случае, по сравнению с «Агонией». Очень неплохо показаны революционеры всех мастей, начиная с бомбистов 1905 года. Отлично разыграны решающие моменты революции: приезд Ленина в Петроград в апреле 1917 года, его выступление в Таврическом дворце, разгон Учредительного собрания, эсеровский мятеж в июле 1918 года и др. Вообще, массовые сцены в фильме выполнены мастерски.
Но если выделить главное, то в этом грандиозном сериале (именно грандиозном на фоне предыдущих попыток) впервые после 1991 года, революционеры не обличаются как преступники, а почти оправдываются!
Можно сказать, что концептуально этот сериал есть ОПРАВДАНИЕ большевистского переворота 1917 года. Хотя прямо об этом и не говорится. Однако логика в повествовании четкая: Россия зашла в тупик. После либерального Февраля в стране – хаос. И только большевики знают, куда идти. Именно они дают идею, объединившую большинство народа. В то время, как белые не дают ничего! А зверствуют во время гражданской войны – и те и другие. О чем и говорит в последней серии главный герой фильма. (Подробнее о революции см. на РНЛ цикл ст. «О роли народа в истории», 2023 г., 1 и 2 части).
Можно, конечно, объяснить эту неожиданную попытку «оправдать» большевиков запоздалым прозрением гражданина Франции А. Кончаловского. Бывает такое – был западником, потом поумнел. Но!.. Но причем тут Алишер Усманов и его друзья? Им-то зачем оправдывать революционеров и революцию, которая таким «капиталистам», как они, дала пинка под зад?..
И вот тут мы подходим к самому главному. На наш взгляд, данный фильм сделан для того, чтобы помочь раскачать ситуацию в современной России. Именно РАС-КА-ЧА-ТЬ! Если не до предреволюционного, то хотя бы до «нервозного» состояния.
Ведь в чем главная идея, точнее – главная «закладка» фильма? Она сконцентрирована в одной фразе: ВСЕ ПРОГНИЛО!! Ее произносит начальник контрразведки Генштаба где-то в середине сериала. Причем, несколько раз подряд!.. За бутылкой водки.
Речь идЁт о жуткой коррупции во время Германской войны, в которой замешаны все: интенданты, генералы, капиталисты-промышленники и главное – высший «олигархат» – великие князья, родственники царя! САМОГО!.. Который, со своей стороны, как будто ничего не замечает… «Что вы мне можете сообщить нового, чего я не знаю» – говорит он главному герою фильма, который по наивности думает, что если царь узнает правду, то прекратит все эти безобразия…
А теперь вопрос: какая мысль может возникнуть у нашего патриотически настроенного гражданина наблюдающего реалии современной России? Особенно такого, который уже немножко устал верить в «доброго царя»…
Поневоле напрашивается вывод, что эта довольно талантливая (!) и масштабная «постановка», стоившая больших денег, укладывается в «антипутинский» (антигосударственный) проект наших врагов. Похоже, что провалившись с либеральными белоленточниками и навальнистами, они разыгрывают свой последний козырь – русский «национал-патриотизм», замешанный на ностальгии по социализму («Мы в это верили!»). То есть – хотят сыграть на традиционном запросе русских людей на национальную и социальную справедливость. Помните: «мы за русских, мы – за бедных!», и мы «против партии жуликов и воров»…
Причём, под национальным запросом подразумевается в первую очередь русский антимигрантский национализм. Который давно созрел и перезрел, поскольку мигранты в России давно перешли все «красные линии». При почти полном попустительстве власти (коррупция!). И сегодня эти миллионы мигрантов представляют серьезную силу. Наиболее пассионарные из них уже отмобилизованы (ячейки радикалов), распропагандированы и подготовлены к битве «за свои права». Судя по всему, эти инородцы должны заменить красных или белых (кому как нравится) в будущих уличных боях. Цель та же, что и в 1905-17 гг. – вызвать в России смуту любой ценой.
Если вспомнить недавнюю историческую фильмографию, то здесь все логично. Первый фильм «Матильда» – это удар по идее самодержавия, т.е. идее сильной единоличной власти, сохранившейся в головах русских людей. Недавний фильм «Мумия» – это удар по русскому единению, которое у нас, наконец, происходит после столетнего красно-белого раскола. Ну, а «Хроники русской революции» – это опосредованный удар по действующему национальному лидеру и тем русским патриотам – А. Белоусову, А, Бастрыкину, А. Дюмину, В. Володину, А. Жоге и др. – которые составляют немногочисленную команду русских государственников в правящем классе. Задача проста – не дать им усилиться, так как время работает на Россию, а не на глобалистов. Которые, заметим, и являются главными заказчиками всех этих «переворотов» и «хроник». Да-да! все те же «британцы» и прочие «евроатлантисты»…
В общем, враг не дремлет, люди работают. И даже еще на что-то надеются. Ну, а чего бы им не надеяться? Денег много, пятая колонна давно на крючке и отмобилизована (соскочили немногие), основные СМИ и «культур-мультур» в их руках. Центробанк и финансово-экономический блок правительства – тоже. Даже силовики большой опасности не представляют. Во всяком случае, на первый взгляд: полиция обескровлена, в МО чистки закончились, едва начавшись, в армии они вообще не проводились (?!). Патриотическое руководство «Вагнера» уничтожено, генерал-герой Попов показательно посажен. А на Украине, как когда-то на Германском фронте, – уставшие от затянувшейся позиционной войны солдаты, несменяемые уже четвертый год…
Всё нормально. Смогли разжечь революцию в 1917 году, можно попробовать еще раз… Тем более, что высшая власть в РФ выглядит в последнее время как-то не очень… брутально, всё норовит – «между струйками», и больше на словах… Новую мобилизацию не проводит (опасается вооруженного народа? или хочет по-быстрому замириться?). На национализацию стратегических предприятий так и не решилась. Мосты-туннели не бомбит даже после ударов врага по авиабазам (!) и НПЗ. Про геноцид Израиля в Газе, осуждённый ООН, – молчит. Зато Берл Лазара награждать орденами не забывает и т.д. и т.п.
Короче, «заказчикам» есть на что рассчитывать. Вопросов к власти много. Однако во всех этих вражеских поползновениях есть одно «НО». Это «но» – другой народ! Не тот, что был накануне 1917 года. Дело в том, что фаза этнического надлома в России уже закончилась, и красно-белый раскол в целом преодолён. (Местечковые разборки между «красной» и «белой» интеллигенцией – не в счет. Это буря в стакане воды, которую пытаются раздуть «белые» провокаторы по заданию тех же «заказчиков».)
Отличие от ситуации 1917-21 гг. – принципиальное. Тогда главное противоречие было между большими группами людей – белыми, красными, зелеными, а сегодня это противоречие – между народом и либерально-олигархической «элитой» – т.е. между подавляющим большинством населения и маленькой кучкой жирных котов и их обслугой в политике, СМИ и госструктурах. Это даже не конфликт между сверхбогатыми и бедными, это КОНФЛИКТ МЕЖДУ ОРГАНИЗМОМ И РАКОВОЙ ОПУХОЛЬЮ!..
Из чего следует, что серьезной смуты, т.е. революции и гражданской войны у нас не будет. Будет что-то другое, вероятно, с участием боевиков-мигрантов и всё тех же внешних глобальных сил, которые уже наверняка заготовили какие-то крупные провокации на территории РФ, не исключено, что с применением средств массового поражения.
Эти провокации могут привести к большим жертвам. Но!.. Но это несравнимо по накалу и разрушительному потенциалу с настоящей гражданской войной. Поэтому – решаемо! Более того – это будет способствовать внутренней мобилизации народа, который в надвигающейся критической ситуации сможет, наконец, окончательно объединиться и сказать свое веское слово. Ведь пружина русского сопротивления сжимается давно – уже почти два поколения (!) выросло в условиях этой постепенно сжимающейся исторической пружины.
Так, что готовя какие-то бесчинства и копая яму для русских, так называемые олигархи и пятиколонники на самом деле копают яму для себя…
Подождём. Вероятно, недолго осталось…
Приложение. О состоянии народа перед революцией 1917 год. У Чехова есть один весьма показательный рассказ. Называется «Свирель». На первый взгляд ничего особенного, но он о том самом времени (90-е годы XIX в.), когда Россия уже вступила в предреволюционную эпоху. Там старик-пастух рассуждает о скорой гибели мира. Вначале он сетует, что в природе все стало хуже: зверя и птицу повыбили, леса свели, реки сохнут, «всякая растения на убыль пошла…». И в небе непорядок – затмение было. В общем, все к одному клонится…
«Зато народ лучше стал... умней», – замечает собеседник. «Умней то умней, да только что толку? – отвечает старик, – Бог человеку ум дал, а силу взял. Слаб народ стал, до чрезвычайности слаб. К примеру, меня взять… Грош мне цена…, а все-таки, паря, сила есть… мне седьмой десяток, а я день-деньской пасу, да еще ночное стерегу за двугривенный и спать не сплю, и не зябну; сын мой умней меня, а поставь его заместо меня, так он завтра же прибавки попросит или лечиться пойдёт… Я кроме хлебушка ничего не потребляю, … а нынешнему мужику и чаю давай, и водки, и булки… и всякое баловство».
С господами еще хуже: «Нынешний барин все превзошел, такое знает, чего бы и знать не надо, а что толку? Поглядеть на него, так жалость берёт… Худенький, мозглявенький, словно венгерец какой или француз, ни важности в нём, ни вида… Нет у него сердешного, ни места, ни дела, и не разберёшь, что ему надо. Али оно с удочкой сидит, рыбу ловит, али оно лежит вверх пузом и книжку читает, али промеж мужиков топчется и разные слова говорит, а которое голодное, то в писаря нанимается… Прежние баре наполовину генералы были, а нынешние – сплошной мездрюшка…».
В ответ на это, погрустневший собеседник начинает было жаловаться старику на свою бедность, на беспросветную жизнь, но – потом машет рукой и резко заканчивает: «Коль погибать миру, так уж скорей бы! Нечего канителить и людей попусту мучить». А старик ему отвечает: «Жалко, братушка!… Пропадёт всё ни за грош. А пуще всего людей жалко!»…
В этом маленьком рассказе показаны характерные признаки этнического надлома, в первую очередь, нарастание субпассионарности и дегенерация элиты.
Чехов очень тонко чувствовал своё время. А время было больное. Поэтому он и мечтал о том, какая славная жизнь наступит у нас лет через сто… В своем прогнозе Чехов немного ошибся, через сто лет оказалось все то же самое, даже хуже (лихие 90-е!). Правда, в промежутке было несколько энергичных советских десятилетий, вызванных пассионарным всплеском 1920-50-х. Но главное – он чувствовал, что эта болезнь рано или поздно должна пройти (фаза инерции).
Чехов говорил писателю Гиляровскому, который был типичным пассионарием: «Твои герои – в прошлом, сильные, могучие, с порывами (акматическая (героическая) фаза – XVI – XVIII вв. – Е.Е.); а мои нынешние все кислота, киснут и скулят… Да ведь так гнить без конца нельзя…». Когда-нибудь (через сто лет) должно наступить выздоровление. И далее Чехов заканчивает: «Всё повторится, что было… Только мы с тобой не доживём до этого… Не вовремя ты родился. Или опоздал на триста лет, или раньше явился на сто».
Вот вам и фаза этнического надлома. Вот вам и «пассионарная депрессия».
Но всё-таки глубже всех копнул Достоевский. «Братья Карамазовы» – это роман о разъединении – главной беде фазы надлома. Раскол и вражда в семье Карамазовых – это раскол и вражда в самом русском этносе. Рационалист европейского типа Иван, анархист Дмитрий, богоискатель Алеша, деляга и мерзавец Карамазов-отец – все они уже давно не семья, а какие-то мятущиеся осколки. Люди остались, и пассионарность осталась, а семьи-системы – нет! (См. на РНЛ ст. «Этнос – система»).
Более того, на тех обломках, что остались от семьи появляются явственные признаки антисистемы. И подтверждением тому служит главный антигерой – Смердяков, ненавидящий Россию и всё человечество…
Таких антисистемщиков – «метафизических нигилистов», по Гумилёву, – к началу XX века становится в России всё больше и больше.
А что собой представляла русская интеллигенция? В «Дневнике писателя» за 1876 год, т.е. за сорок лет до революции (!) Достоевский пишет: «Оказывается, что мы, то есть интеллигентные слои нашего общества, – теперь какой-то уж совсем чужой народик, очень маленький, очень ничтожненький». И в другом месте: «…интеллигентный русский, в огромном числе экземпляров – есть… международный межеумок, носимый всеми ветрами Европы». «Вывод тот, что русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться… врагом России».
Вот тебе и «лучшие люди» России!
А что же русское дворянство, к которому принадлежал и сам Федор Михайлович? Здесь писатель категоричен: «У Петра было одно создание – дворянство. Теперь и дворянство порешили, что же осталось – ничего!» (после «буржуазных реформ» 1860-х – Е.Е.). Как там у Некрасова? «Порвалась цепь великая. Порвалась – расскочилася. Одним концом по барину. Другим по мужику!».
И, наконец, духовенство. Достоевский и здесь критичен, в «Дневнике писателя» он даёт портрет священника: «Это была натура русского священника в полном смысле, т.е. материальная выгода на первом плане и за сим – уклончивость и осторожность». И еще очень жёстко о семинаристах: «…семинаристы – это нужник общества». Вот те на!.. Нужник! Ну как тут не вспомнить Варсонофия Оптинского с его знаменитым: «Революция вышла… из семинарии».
Это, кстати, к вопросу, почему архиереи Святейшего Синода после Февраля 1917 г. поддержали-таки либеральное Временное правительство, арестовавшее царя?
А что же народ? «… и в народе грех. А пламень растления умножается даже видимо, ежечасно, сверху идёт. Наступает и в народе уединение («всякий от другого прячется»): начинаются кулаки и мироеды; уже купец все больше и больше желает почестей, стремится показать себя образованным… а для сего гнусно пренебрегает древним обычаем и стыдится даже веры отцов. Ездит ко князьям, а всего-то сам мужик порченый».
Вот вам и раскол на будущих красных и белых (буржуа). Вот вам и главная закономерность фазы надлома: болезненный переход от традиции – суровых фаз подъема и акматической, к «модерну» – мягкой фазе инерции (цивилизации), в нашем случае помноженной на «просвещение» XIX века…
И в заключение напомню, что писалось о революции 1917 г. в статье «О роли народа в истории… ч. 1».
«Когда заходит речь о революциях 1917 г. многие наши историки и публицисты начинают сразу же говорить об элитах, заговорщиках, английском посольстве и пр. И все бы ничего, если бы не одно «но»: при этом они часто забывают про народ!..».
Вывод. Анализируя события революции можно сколько угодно говорить о банкирах, масонах, евреях и прочих организаторах переворотов Февраля и Октября 1917 года. Это всё было. Но!.. Но не надо думать, что они – главная причина. Главная причина – это русский народ. Ничего бы все эти «заговорщики» без участия народа не сделали... Ни-че-го! Так бы и сидели по своим заграницам и госдумам… И собачились между собой.
Да, Октябрьский большевистский переворот был антирусский – к власти тогда прорвалась всякая «интернациональная» сволочь. Но!.. Но Великий Бунт 1917-21 годов – начиная от всероссийского погрома «помещиков и капиталистов» и кончая Кронштадтским и Тамбовским мятежами (напугавших мировых революционеров), был именно и категорически русским!
И победа над троцкистами-инородцами в 1930-х была русской победой! И Великая Победа над глобальным нацизмом в 1945-м была русской победой!
И победа в будущей войне тоже будет русской победой.
P.S. Обращение к современному зрителю: Чтобы увидеть всю панораму Великой Русской Смуты 1917-21 гг. рекомендуем посмотреть два эпических фильма: «Хождение по мукам» по роману А. Толстого (1977) и «Тихий Дон» по роману М. Шолохова (1957). А по предреволюционному периоду (20 лет) – «Клима Самгина» М. Горького (1988). Это лучшие вещи, даже с учетом советской цензуры.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

