Памяти русского просветителя

Иван Федорович Гончаров (1930–2021)

Вечная память  Бывший СССР  Русская школа 
0
1076
Время на чтение 10 минут

 


И.Ф. Гончаров представляет свою книгу «…Чистейшей любви божество!» Слово о Матери. Орел – Санкт-Петербург – Москва: Издатель В.И. Костин, 2013. 248 с. 15 апреля 2013 г. Фото автора.

Минувший 2021 год запомнится современникам небывалым ростом смертности. Ушли в мiр иной многие и многие деятели искусства, образования, науки, еще больше простых граждан, тружеников Русской земли. Уходит целое поколение бывших советских людей, его постепенно замещает новое племя, по выражению поэта, «младое, незнакомое», с его иными ценностями и мировосприятием.
В ноябре 2021 года стало известно о кончине 2 сентября на 92-м году жизни известного русского педагога, доктора педагогических наук, профессора Ивана Федоровича Гончарова (1930–2021). Создатель и организатор модели «Русская национальная школа», он, казалось бы, мог и должен был навеки вписать свое имя в анналы Русской педагогики. Однако, как ни странно, его кончина осталась практически не замеченной – на фоне кончин многочисленных деятелей искусства и других известных личностей. Впрочем, помню, как-то раз при жизни Иван Федорович сказал, что о личности того или иного почившего нужно говорить только после тридцати лет после его кончины. Боюсь, правда, что лет через тридцать говорить будет уже никому и не о чем. А сегодня все уже, как будто бы, привыкли к этой безчисленной череде смертей в наши неопределенные ковидные времена. В средствах массовой информации можно, пожалуй, найти всего лишь один некролог, посвященный почившему И.Ф. Гончарову, написанный доктором филологических наук А.М. Любомудровым. Собственно, в ней можно прочитать о выдающихся заслугах Ивана Федоровича на ниве русского просвещения. Можно найти в интернете еще и мою старую статью, посвященную одному из мероприятий (2013 г.), организатором которого был И.Ф. Гончаров. Не буду здесь пересказывать уже давно опубликованные факты. Поделюсь, насколько это возможно, в краткой публикации своими личными воспоминаниями об Иване Федоровиче, поскольку знал его на протяжении более чем двадцати последних лет достаточно хорошо. В принципе, порывшись в своих дневниковых записях, я четко осознаю, что этих воспоминаний могло бы хватить на целую книгу. Но, думаю, надо начать хотя бы с малого. Негоже оставлять совершенно без внимания деятельность великого русского педагога.
В далеком теперь уже 1999 году я, будучи студентом магистратуры Факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, одновременно работал в одной из гимназий Санкт-Петербурга. 10 июня того же года во время приема экзаменов у учеников директор школы подала мне телефонную трубку, и я услышал через нее довольно монотонный, спокойный голос. Как оказалось, это был Иван Федорович Гончаров. Он рассказал мне о программе повышения квалификации, которая разработана им в РГПУ им. Герцена и которая предусматривает подготовку специалистов для разработки факультативных курсов в рамках модели «Русская современная школа». Иван Федорович предложил мне поступить на эти курсы, и я согласился. Запомнилось почему-то, как И.Ф. Гончаров как бы с юмором спросил меня «Надеюсь, Вы не собираетесь в ближайшее время уезжать от нас в Тель-Авив?» Я, естественно, ответил, что я – русский, и никуда из России уезжать не собираюсь.
Быстро пролетело лето, и уже в октябре 1999 г. начались, собственно, курсы повышения квалификации у Ивана Федоровича. Продолжались они с середины октября 1999 г. в течение месяца. Сказать о том, что они произвели на меня неизгладимое впечатление, значит, ничего не сказать. Фактически Иван Федорович на своих занятиях излагал модель Русской национальной школы. Надо сказать, что в 1990-е годы даже само слово «русский» уже у многих представителей интеллигенции вызывало настороженность, если не сказать хуже. Поэтому когда И.Ф. Гончаров изложил свою концепцию русского образования (русского – скорее, не в смысле этническом, а в смысле социокультурном), то, безусловно, она вызвала и у меня, и у всех слушателей неподдельный интерес. Важно особо подчеркнуть, что в основу концепции Русской национальной школы И.Ф. Гончаров положил Православие, четко осознавая, что именно Церковь является духовной скрепой русского бытия. У Ивана Федоровича был уникальный дар – притягивать к себе, как магнитом, талантливых, выдающихся людей, причем из разных сфер – из педагогики, науки в целом, искусства. По сути дела, вокруг него концентрировался весь круг патриотически настроенной интеллигенции Санкт-Петербурга, да и вообще России (И.Ф. Гончаров много общался с живописцем И.С. Глазуновым, писателем В.Г. Распутиным, художником-реставратором С.В. Ямщиковым; и это лишь некоторые, наиболее известные практически всем и каждому имена). Именно на курсах И.Ф. Гончарова я впервые познакомился с такими известными петербургскими патриотически настроенными писателями, учеными, как известный писатель Николай Михайлович Коняев, социолог, профессор Валентин Евгеньевич Семенов, педагог Борис Сергеевич Патралов, литературовед Владимир Михайлович Акимов, директор Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского Александр Николаевич Сергеев и многие другие. Удалось также пообщаться со знаменитым фотодокументалистом из СПбГУ Анатолием Викторовичем Пантелеевым, из мастерской которого я забирал фотографии слушателей курсов, сделанные им. Сам Иван Федорович как-то признавался, что на его вечерах зачастую за одним столом оказывались люди, враждовавшие друг с другом. Такова примиряющая сила дома Гончаровых. Запомнилась уникальная манера Ивана Федоровича читать лекции и вообще произносить речи. Говоря что-нибудь, часто он переходил на совершенный шепот, речь у него была неторопливой, голос ровный. Подчас он слово обращался к мнимому оппоненту или просто к какому-то собеседнику, глазами указывая на кого-нибудь из нас.



И.Ф. Гончаров (в центре, в белом костюме) со слушателями его курсов «Управление национальным образовательным учреждением». РГПУ им. А.И. Герцена. 11 октября 1999 г. Фото А.В. Пантелеева.

Нас, слушателей курсов, 27 октября 1999 г. он пригласил сначала на вечер памяти своей супруги, Народного учителя СССР Татьяны Ивановны Гончаровой (1934–1998) в 536-ю школу, где она преподавала историю, а затем и к себе на квартиру. Запомнились со вкусом обставленные комнаты, множество книг, пишущая машинка, старинная мебель, щедрое угощение хозяина. На прощание Иван Федорович сказал нам, что видит свой дом «римским домом», вход в который открыт для всякого. Поистине, И.Ф. Гончаров был и оставался всегда Просветителем с большой буквы…
После посещения 536-й школы Иван Федорович попросил каждого из нас, слушателей, написать краткий отзыв – какие впечатления оставило это посещение. Здесь, как и во всей деятельности И.Ф. Гончарова, четко прослеживался педагогический принцип соразвития Учителя и Ученика. К слову сказать, здесь нужно отметить, что именно эта идея, в противовес либеральному западному индивидуализму, диктовалась менталитетом, национальным сознанием нашего народа с одним из ведущих принципов – принципом соборности, который традиционно понимался и осмысливался русскими людьми как «служение и самопожертвование». А позже, уже в конце курсов, Иван Федорович предложил написать каждому из нас отзыв о пройденных курсах в целом. И я написал. Написал о том, что у меня наболело, о том, что у меня было счастливое советское детство, но потом наступило ужасное время – 1990-е годы, когда все, чему раньше поклонялись, вдруг в одночасье рухнуло, когда кругом насаждались либерально-космополитические идеи и так далее и тому подобное. И на курсах у Гончарова словно блеснул луч надежды среди моря лжи и тьмы. Из последующих разговоров Ивана Федоровича я понял, что эта моя отповедь произвела на него сильное впечатление, ибо и через двадцать лет он вспоминал об этом письме.
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание. В ходе занятий на курсах Иван Федорович организовал поездку в Царское Село. Слушатели не просто посетили знаменитый пригород, но провели их непосредственно по Царским местам (в данном случае я имею в виду Святого Царя Мученика Николая Второго). Кажется, впервые в жизни я тогда побывал в Феодоровском Государевом соборе, а затем и в Александровском дворце. Думается, что все это происходило не просто так, а промыслительно. Патриотически настроенная советская интеллигенция долго и мучительно освобождалась (да и освобождается до сих пор) от навязанных ей стереотипов по поводу «кровавого» (или в другой редакции «безвольного», или же, как это ни странно сочетается, того и другого сразу же) Царя Николая. Многие от этих стереотипов так и не освободились. С уверенностью могу сказать, что Иван Федорович Гончаров смог это сделать. Известно мне, что уже в конце жизни (данные на 26 октября 2017 г.) на его письменном столе стоял фотографический портрет Царя Николая и Царевича Алексея…
Весной следующего 2000 года И.Ф. Гончаров звал меня учиться в аспирантуре по педагогике, но у меня уже тогда были другие планы – писать диссертацию по истории. Тем не менее, какие-то эпизодические контакты с Иваном Федоровичем имели место и в последующие годы.
10 января 2002 г., то есть ровно 20 лет назад, Иван Федорович пригласил меня на вечер памяти Татьяны Ивановны в 536-ю школу, где показывали старый черно-белый документальный фильм о ней.
4 ноября 2004 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери (тогда он еще не был, как сейчас, выходным днем), в 536-й школе прошел еще один вечер памяти Татьяны Ивановны, приуроченный к 70-летию со дня ее рождения. На него я также был приглашен. Как всегда, посещали музей Татьяны Ивановны, находящийся в школе. Потом я был на вечере в квартире Ивана Федоровича. Запомнилось, что в красном углу, в гостиной, висела огромная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в киоте, в золоченой ризе, а на письменном столе я увидел помимо старинных часов двухстворчатую икону – Казанскую икону Божией Матери и Спасителя. На вечере собрались именитые люди, профессора, деятели науки и культуры. Но в целом впечатление было таким, что, несмотря на регалии, люди собрались простые и искренние. Меня, тогда простого аспиранта и учителя второй категории, приняли очень хорошо и душевно.
Шли годы. Я защитил кандидатскую диссертацию, ушел из школы, устроился ассистентом в ЛЭТИ, стал работать на «Русской народной линии». С подачи Ивана Федоровича, который был академиком-секретарем отделения «Русская национальная школа» Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), меня приняли в эту академию. В период с 2007 года и почти до конца жизни И.Ф. Гончаров часто мне звонил и просил подыскать в библиотеке или в интернете какие-либо материалы для его научной работы, что я по мере своих возможностей и осуществлял.
Вспоминаю свои впечатления от участия в очередном вечере в доме Ивана Федоровича (15 апреля 2013 г.): «Каждая встреча с И.Ф. – это для меня праздник. Его харизматичность просто поражает меня все эти годы. И в таком-то возрасте, когда многие уже или умерли, или просто живут, как "овощи»"... Побольше бы таких людей, настоящих пассионариев! Но их мало, они в дефиците. Такие люди, как И.Ф. Гончаров, способны вывести из ступора, из уныния самого отъявленного меланхолика!..»







Еще пара фотографий с мероприятия в 536-й школе 15 апреля 2013 г. На нижней фотографии карта, на которой показана география школ, занимающихся по программам И.Ф. и Т.И. Гончаровых. Фото автора.


Чуть ранее, после проведенных в 536-й школе Х Юбилейных Гончаровских чтений (14 марта 2013 г.), я отмечал: «Уже третий день я только и думаю, что о Гончарове и его движении. Иван Федорович способен заразить оптимизмом любого, привить ему силу духа. И когда у тебя опускаются руки, стоит только пообщаться с Иваном Федоровичем, как появляется уверенность, силы!»
Запомнилось мне довольно много и других встреч, организованных Иваном Федоровичем. В частности, 13 сентября 2010 г. в РГПУ им. Герцена отметили 80-летие ученого-педагога.
С большим трудом усилиями Ивана Федоровича был открыт в РГПУ им. Герцена Центр национального образования, директором коего он и стал. К сожалению, на фоне «оптимизации» педагогических кадров, которая осуществлялась на рубеже 2000–2010-х гг., Центр приказал долго жить. Очень жаль…
Аналогичная судьба была и у издававшегося в течение нескольких лет И.Ф. Гончаровым журнала «Русская национальная школа». Выходил он в печатном виде, входил в каталог Роспечати. В журнале мне удалось опубликовать несколько своих статей, равно как и в изданиях ПАНИ. К сожалению, число подписчиков журнала оказалось ничтожным, и вскоре его пришлось закрыть…
Не обладая, что называется, «коммерческой жилкой», не владея современными компьютерными технологиями, Иван Федорович не смог каким бы то ни было образом возродить, реанимировать свой журнал, а мы ему не помогли... Да и время летит неумолимо. Чувствовалось, что с каждым годом Иван Федорович все больше и больше сдает. Начала подводить память. В последний раз я видел его в апреле 2016 года, привез по его просьбе книгу В.А. Солоухина «При свете дня». Очевидно, «проблема Ленина» волновала И.Ф. Гончарова, при мне он несколько раз отзывался о нем в резко негативном ключе.
В период пандемии коронавируса, в мае и сентябре 2020 г., а затем в январе и мае 2021 года, я звонил ему, поздравлял с Новым годом, с Днем Победы, а в сентябре 2020 года – с 90-летием. Иван Федорович все предлагал встретиться, хотел, чтобы я подъехал к нему, «поговорить». К сожалению, встретиться так и не удалось…
Уходят люди, уходит эпоха. Что остается? В случае с Иваном Федоровичем Гончаровым на самом деле осталось многое – его научные, литературные и публицистические труды, часть которых можно найти и в Интернете. Остаются педагогические идеи Русской национальной школы, которые следует его последователям по возможности, с оглядкой на текущую социально-экономическую и политическую ситуацию, претворять в жизнь. Остаются воспоминания близких. А наш долг – сохранить эту память и продолжить благое дело созидания Русской школы. 

Дмитрий Игревич Стогов, кандидат исторических наук, выпускающий редактор Русской народной линии, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)

Источник: блог автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Игоревич Стогов
«Радуйся, Купино неопалимая; радуйся, трапезо пресвятая»
О паломничестве православных трезвенников в деревню Высокий Остров Новгородской области
20.08.2024
Здесь воочию воплощаются лучшие традиции русской соборности
О приходе храма во имя святого праведного Лазаря Четверодневного в Красном Селе
25.07.2024
«Каждый представленный спектакль – открытие»
В Санкт-Петербурге завершился XVII Пасхальный театральный фестиваль
21.05.2024
«За христианскую нравственность, за возвышение души человека!»
В Санкт-Петербурге открылся XVII Пасхальный театральный фестиваль
14.05.2024
«Сегодня мы всецело ощущаем радость трезвенного бытия»
В Александро-Невской Лавре в день памяти святого мученика Вонифатия состоялся 24-й крестный ход православных трезвенников
02.01.2024
Все статьи Дмитрий Игоревич Стогов
Вечная память
Богословие в его детстве
К 9-му дню кончины писателя Николая Дорошенко
13.11.2024
Человек, который хранил Сербию в своем сердце
Последний привет Ивану Алексеевичу Чароте
09.11.2024
Он был подлинным героем
К столетию ветерана Великой Отечественной Михаила Ивановича Фролова состоялась конференция в ЛГУ им.Пушкина
05.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08