И.Ф. Гончаров представляет свою книгу «…Чистейшей любви божество!» Слово о Матери. Орел – Санкт-Петербург – Москва: Издатель В.И. Костин, 2013. 248 с. 15 апреля 2013 г. Фото автора.
Минувший 2021 год запомнится современникам небывалым ростом смертности. Ушли в мiр иной многие и многие деятели искусства, образования, науки, еще больше простых граждан, тружеников Русской земли. Уходит целое поколение бывших советских людей, его постепенно замещает новое племя, по выражению поэта, «младое, незнакомое», с его иными ценностями и мировосприятием.
В ноябре 2021 года стало известно о кончине 2 сентября на 92-м году жизни известного русского педагога, доктора педагогических наук, профессора Ивана Федоровича Гончарова (1930–2021). Создатель и организатор модели «Русская национальная школа», он, казалось бы, мог и должен был навеки вписать свое имя в анналы Русской педагогики. Однако, как ни странно, его кончина осталась практически не замеченной – на фоне кончин многочисленных деятелей искусства и других известных личностей. Впрочем, помню, как-то раз при жизни Иван Федорович сказал, что о личности того или иного почившего нужно говорить только после тридцати лет после его кончины. Боюсь, правда, что лет через тридцать говорить будет уже никому и не о чем. А сегодня все уже, как будто бы, привыкли к этой безчисленной череде смертей в наши неопределенные ковидные времена. В средствах массовой информации можно, пожалуй, найти всего лишь один некролог, посвященный почившему И.Ф. Гончарову, написанный доктором филологических наук А.М. Любомудровым. Собственно, в ней можно прочитать о выдающихся заслугах Ивана Федоровича на ниве русского просвещения. Можно найти в интернете еще и мою старую статью, посвященную одному из мероприятий (2013 г.), организатором которого был И.Ф. Гончаров. Не буду здесь пересказывать уже давно опубликованные факты. Поделюсь, насколько это возможно, в краткой публикации своими личными воспоминаниями об Иване Федоровиче, поскольку знал его на протяжении более чем двадцати последних лет достаточно хорошо. В принципе, порывшись в своих дневниковых записях, я четко осознаю, что этих воспоминаний могло бы хватить на целую книгу. Но, думаю, надо начать хотя бы с малого. Негоже оставлять совершенно без внимания деятельность великого русского педагога.
В далеком теперь уже 1999 году я, будучи студентом магистратуры Факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена, одновременно работал в одной из гимназий Санкт-Петербурга. 10 июня того же года во время приема экзаменов у учеников директор школы подала мне телефонную трубку, и я услышал через нее довольно монотонный, спокойный голос. Как оказалось, это был Иван Федорович Гончаров. Он рассказал мне о программе повышения квалификации, которая разработана им в РГПУ им. Герцена и которая предусматривает подготовку специалистов для разработки факультативных курсов в рамках модели «Русская современная школа». Иван Федорович предложил мне поступить на эти курсы, и я согласился. Запомнилось почему-то, как И.Ф. Гончаров как бы с юмором спросил меня «Надеюсь, Вы не собираетесь в ближайшее время уезжать от нас в Тель-Авив?» Я, естественно, ответил, что я – русский, и никуда из России уезжать не собираюсь.
Быстро пролетело лето, и уже в октябре 1999 г. начались, собственно, курсы повышения квалификации у Ивана Федоровича. Продолжались они с середины октября 1999 г. в течение месяца. Сказать о том, что они произвели на меня неизгладимое впечатление, значит, ничего не сказать. Фактически Иван Федорович на своих занятиях излагал модель Русской национальной школы. Надо сказать, что в 1990-е годы даже само слово «русский» уже у многих представителей интеллигенции вызывало настороженность, если не сказать хуже. Поэтому когда И.Ф. Гончаров изложил свою концепцию русского образования (русского – скорее, не в смысле этническом, а в смысле социокультурном), то, безусловно, она вызвала и у меня, и у всех слушателей неподдельный интерес. Важно особо подчеркнуть, что в основу концепции Русской национальной школы И.Ф. Гончаров положил Православие, четко осознавая, что именно Церковь является духовной скрепой русского бытия. У Ивана Федоровича был уникальный дар – притягивать к себе, как магнитом, талантливых, выдающихся людей, причем из разных сфер – из педагогики, науки в целом, искусства. По сути дела, вокруг него концентрировался весь круг патриотически настроенной интеллигенции Санкт-Петербурга, да и вообще России (И.Ф. Гончаров много общался с живописцем И.С. Глазуновым, писателем В.Г. Распутиным, художником-реставратором С.В. Ямщиковым; и это лишь некоторые, наиболее известные практически всем и каждому имена). Именно на курсах И.Ф. Гончарова я впервые познакомился с такими известными петербургскими патриотически настроенными писателями, учеными, как известный писатель Николай Михайлович Коняев, социолог, профессор Валентин Евгеньевич Семенов, педагог Борис Сергеевич Патралов, литературовед Владимир Михайлович Акимов, директор Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского Александр Николаевич Сергеев и многие другие. Удалось также пообщаться со знаменитым фотодокументалистом из СПбГУ Анатолием Викторовичем Пантелеевым, из мастерской которого я забирал фотографии слушателей курсов, сделанные им. Сам Иван Федорович как-то признавался, что на его вечерах зачастую за одним столом оказывались люди, враждовавшие друг с другом. Такова примиряющая сила дома Гончаровых. Запомнилась уникальная манера Ивана Федоровича читать лекции и вообще произносить речи. Говоря что-нибудь, часто он переходил на совершенный шепот, речь у него была неторопливой, голос ровный. Подчас он слово обращался к мнимому оппоненту или просто к какому-то собеседнику, глазами указывая на кого-нибудь из нас.
И.Ф. Гончаров (в центре, в белом костюме) со слушателями его курсов «Управление национальным образовательным учреждением». РГПУ им. А.И. Герцена. 11 октября 1999 г. Фото А.В. Пантелеева.
Нас, слушателей курсов, 27 октября 1999 г. он пригласил сначала на вечер памяти своей супруги, Народного учителя СССР Татьяны Ивановны Гончаровой (1934–1998) в 536-ю школу, где она преподавала историю, а затем и к себе на квартиру. Запомнились со вкусом обставленные комнаты, множество книг, пишущая машинка, старинная мебель, щедрое угощение хозяина. На прощание Иван Федорович сказал нам, что видит свой дом «римским домом», вход в который открыт для всякого. Поистине, И.Ф. Гончаров был и оставался всегда Просветителем с большой буквы…
После посещения 536-й школы Иван Федорович попросил каждого из нас, слушателей, написать краткий отзыв – какие впечатления оставило это посещение. Здесь, как и во всей деятельности И.Ф. Гончарова, четко прослеживался педагогический принцип соразвития Учителя и Ученика. К слову сказать, здесь нужно отметить, что именно эта идея, в противовес либеральному западному индивидуализму, диктовалась менталитетом, национальным сознанием нашего народа с одним из ведущих принципов – принципом соборности, который традиционно понимался и осмысливался русскими людьми как «служение и самопожертвование». А позже, уже в конце курсов, Иван Федорович предложил написать каждому из нас отзыв о пройденных курсах в целом. И я написал. Написал о том, что у меня наболело, о том, что у меня было счастливое советское детство, но потом наступило ужасное время – 1990-е годы, когда все, чему раньше поклонялись, вдруг в одночасье рухнуло, когда кругом насаждались либерально-космополитические идеи и так далее и тому подобное. И на курсах у Гончарова словно блеснул луч надежды среди моря лжи и тьмы. Из последующих разговоров Ивана Федоровича я понял, что эта моя отповедь произвела на него сильное впечатление, ибо и через двадцать лет он вспоминал об этом письме.
Еще один важный момент, на который следует обратить внимание. В ходе занятий на курсах Иван Федорович организовал поездку в Царское Село. Слушатели не просто посетили знаменитый пригород, но провели их непосредственно по Царским местам (в данном случае я имею в виду Святого Царя Мученика Николая Второго). Кажется, впервые в жизни я тогда побывал в Феодоровском Государевом соборе, а затем и в Александровском дворце. Думается, что все это происходило не просто так, а промыслительно. Патриотически настроенная советская интеллигенция долго и мучительно освобождалась (да и освобождается до сих пор) от навязанных ей стереотипов по поводу «кровавого» (или в другой редакции «безвольного», или же, как это ни странно сочетается, того и другого сразу же) Царя Николая. Многие от этих стереотипов так и не освободились. С уверенностью могу сказать, что Иван Федорович Гончаров смог это сделать. Известно мне, что уже в конце жизни (данные на 26 октября 2017 г.) на его письменном столе стоял фотографический портрет Царя Николая и Царевича Алексея…
Весной следующего 2000 года И.Ф. Гончаров звал меня учиться в аспирантуре по педагогике, но у меня уже тогда были другие планы – писать диссертацию по истории. Тем не менее, какие-то эпизодические контакты с Иваном Федоровичем имели место и в последующие годы.
10 января 2002 г., то есть ровно 20 лет назад, Иван Федорович пригласил меня на вечер памяти Татьяны Ивановны в 536-ю школу, где показывали старый черно-белый документальный фильм о ней.
4 ноября 2004 г., в праздник Казанской иконы Божией Матери (тогда он еще не был, как сейчас, выходным днем), в 536-й школе прошел еще один вечер памяти Татьяны Ивановны, приуроченный к 70-летию со дня ее рождения. На него я также был приглашен. Как всегда, посещали музей Татьяны Ивановны, находящийся в школе. Потом я был на вечере в квартире Ивана Федоровича. Запомнилось, что в красном углу, в гостиной, висела огромная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» в киоте, в золоченой ризе, а на письменном столе я увидел помимо старинных часов двухстворчатую икону – Казанскую икону Божией Матери и Спасителя. На вечере собрались именитые люди, профессора, деятели науки и культуры. Но в целом впечатление было таким, что, несмотря на регалии, люди собрались простые и искренние. Меня, тогда простого аспиранта и учителя второй категории, приняли очень хорошо и душевно.
Шли годы. Я защитил кандидатскую диссертацию, ушел из школы, устроился ассистентом в ЛЭТИ, стал работать на «Русской народной линии». С подачи Ивана Федоровича, который был академиком-секретарем отделения «Русская национальная школа» Петровской академии наук и искусств (ПАНИ), меня приняли в эту академию. В период с 2007 года и почти до конца жизни И.Ф. Гончаров часто мне звонил и просил подыскать в библиотеке или в интернете какие-либо материалы для его научной работы, что я по мере своих возможностей и осуществлял.
Вспоминаю свои впечатления от участия в очередном вечере в доме Ивана Федоровича (15 апреля 2013 г.): «Каждая встреча с И.Ф. – это для меня праздник. Его харизматичность просто поражает меня все эти годы. И в таком-то возрасте, когда многие уже или умерли, или просто живут, как "овощи»"... Побольше бы таких людей, настоящих пассионариев! Но их мало, они в дефиците. Такие люди, как И.Ф. Гончаров, способны вывести из ступора, из уныния самого отъявленного меланхолика!..»
Еще пара фотографий с мероприятия в 536-й школе 15 апреля 2013 г. На нижней фотографии карта, на которой показана география школ, занимающихся по программам И.Ф. и Т.И. Гончаровых. Фото автора.
Чуть ранее, после проведенных в 536-й школе Х Юбилейных Гончаровских чтений (14 марта 2013 г.), я отмечал: «Уже третий день я только и думаю, что о Гончарове и его движении. Иван Федорович способен заразить оптимизмом любого, привить ему силу духа. И когда у тебя опускаются руки, стоит только пообщаться с Иваном Федоровичем, как появляется уверенность, силы!»
Запомнилось мне довольно много и других встреч, организованных Иваном Федоровичем. В частности, 13 сентября 2010 г. в РГПУ им. Герцена отметили 80-летие ученого-педагога.
С большим трудом усилиями Ивана Федоровича был открыт в РГПУ им. Герцена Центр национального образования, директором коего он и стал. К сожалению, на фоне «оптимизации» педагогических кадров, которая осуществлялась на рубеже 2000–2010-х гг., Центр приказал долго жить. Очень жаль…
Аналогичная судьба была и у издававшегося в течение нескольких лет И.Ф. Гончаровым журнала «Русская национальная школа». Выходил он в печатном виде, входил в каталог Роспечати. В журнале мне удалось опубликовать несколько своих статей, равно как и в изданиях ПАНИ. К сожалению, число подписчиков журнала оказалось ничтожным, и вскоре его пришлось закрыть…
Не обладая, что называется, «коммерческой жилкой», не владея современными компьютерными технологиями, Иван Федорович не смог каким бы то ни было образом возродить, реанимировать свой журнал, а мы ему не помогли... Да и время летит неумолимо. Чувствовалось, что с каждым годом Иван Федорович все больше и больше сдает. Начала подводить память. В последний раз я видел его в апреле 2016 года, привез по его просьбе книгу В.А. Солоухина «При свете дня». Очевидно, «проблема Ленина» волновала И.Ф. Гончарова, при мне он несколько раз отзывался о нем в резко негативном ключе.
В период пандемии коронавируса, в мае и сентябре 2020 г., а затем в январе и мае 2021 года, я звонил ему, поздравлял с Новым годом, с Днем Победы, а в сентябре 2020 года – с 90-летием. Иван Федорович все предлагал встретиться, хотел, чтобы я подъехал к нему, «поговорить». К сожалению, встретиться так и не удалось…
Уходят люди, уходит эпоха. Что остается? В случае с Иваном Федоровичем Гончаровым на самом деле осталось многое – его научные, литературные и публицистические труды, часть которых можно найти и в Интернете. Остаются педагогические идеи Русской национальной школы, которые следует его последователям по возможности, с оглядкой на текущую социально-экономическую и политическую ситуацию, претворять в жизнь. Остаются воспоминания близких. А наш долг – сохранить эту память и продолжить благое дело созидания Русской школы.
Дмитрий Игревич Стогов, кандидат исторических наук, выпускающий редактор Русской народной линии, доцент кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)