Не стало Ивана Федоровича Гончарова (10.9.1930 – 2.9.2021) – выдающегося ученого-педагога, радетеля русского Слова. Родственники оказались столь скромны, что весть об этом дошла до нас только сейчас. Ни единого некролога не появилось в СМИ. Негоже оставлять в беспамятном небытии имена русских людей такого масштаба и таланта.
Титулы – признание трудов земных – говорят сами за себя: Заслуженный работник высшей школы РФ, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, академик-секретарь отделения «Русская национальная школа» ПАНИ, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры; удостоен медали К. Д. Ушинского.
Вспомним, что совершил на своем 90-летнем веку Иван Федорович, как употребил отпущенные свыше таланты.
Родом из Воронежских краев, из простой семьи, он стал филологом-русистом, работал в вузах Ленинграда и Петрозаводска; в 1979-м приглашен А.И. Хватовым в Герценовский институт, ставший его местом службы до конца дней. В этом крупнейшем педагогическом вузе он заведовал рядом кафедр и предпринял ряд важных инициатив: в 2002-м создал Центр этнонационалного образования, в 2009-м — научно-образовательный центр «Народная русская новая школа России».
Иван Федорович был убежден: спасение России – в русской школе. Основанием такой школы должны стать язык, культура и история России, ее православно-нравственные традиции. В своих разработках Гончаров был последователем теории национального воспитания К. Д. Ушинского, опирался на труды С. Н. Трубецкого, И. А. Ильина.
Ведущее место в воспитании детей принадлежит учителю-словеснику, считал Гончаров. Под его руководством была разработана «Рабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы» (1986). Вокруг нее развернулась острая борьба, альтернативные проекты были подготовлены Г. Беленьким и Т. Курдюмовой. Споры вылились на страницы газет «Советский учитель» и «Литературной». Институт мировой литературы и Пушкинский Дом, Союз писателей СССР и НИИ художественного воспитания АПН, методисты педагогических вузов тогда поддержали Гончарова. Но Министерство образования утвердило московскую программу. Однако гончаровская нашла все-таки сочувственный отклик в ряде школ, по ней начали работать многие учителя.
Подвижническая деятельность педагога получила высокую оценку Г. Свиридова, В. Гаврилина, И. Глазунова, А. Мыльникова, А. Солженицына. Валентин Распутин сказал о нем: «Самоотверженный последователь наследия К. Д. Ушинского, десятилетия погруженный в глубины русской культуры, оратор, педагог милостью Божией. Он разработал свежую систему нашего национального воспитания и образования». Академик Д. С. Лихачев в письме ректору РГПУ в 1997 году писал: «Нам действительно остро необходима национальная русская школа. И. Ф. Гончаров надежен. У него правильные национальные ориентиры: сыновняя преданность русскому народу и глубокое уважение ко всем народам планеты. Основательные знания в области культурологи, общая эрудиция, не говоря уже об истории педагогической мысли и педагогике, — залог того, что И. Ф. Гончаров успешно справится с целью своей жизни, целью, так высокозначимой для России».
В 1990–2000-х годах Иван Федорович продолжает развитие концепции русской национальной школы, его выступления приобретают острый, бескомпромиссный характер. Наблюдая дерусификацию, упадок национального самосознания, деградацию русского характера, Гончаров путь спасения России видит в создании подлинно народной школы. Важнейшее место в его проекте занимают словесность («русская литература, начиная с конца XIX в. и до наших дней, была и остаётся тревожным отражением и предостережением происходящего в судьбе Родины») и Церковь: школа в творческом союзе с духовной русской культурой и одухотворенной русской православной церковью может возродить нашу Родину. Такая школа — единственное решение для сохранения и творческого развития нации и державы. Гончаров стал создателем и лидером Всероссийского движения «Русская национальная современная школа», основателем и главным редактором Всероссийского научно-методического журнала «Русская национальная школа».
В эпоху релятивизма и агрессивного низвержения ценностей русской культуры Гончаров утверждал: основой просвещения должно стать православие. «Духовность станет фундаментом русской школы. Школе нужно использовать все формы православного влияния, помимо Церкви и службы; она просто обязана привнести в себя некоторые элементы церковного прихода, строить школьную жизнь по православному образцу» (из статьи «Без Бога ― и в школе не до порога»).
И.Ф. Гончаров настойчиво призывал возвести русское просвещение в ранг государственной политики. В 2012 он обратился к В. В. Путину с открытым письмом «Русский государь должен быть русским в своем сердце», где изложил систему идей РНШ. В условиях резкого ослабления энергии народного духа, кризиса этнической идентичности, настроений национального самоуничижения – задачей власти должно стать «сохранение русского народа, его национальное восстановление, возвращение ему статуса опорного, государствообразующего этноса, его духовно-нравственное и интеллектуальное совершенствование, возвышающее преображение человеческих душ». Опорой станут учителя ― творцы РНШ, все, кто «выражает в своем творчестве и являет собой исконную сущность русской души. Это национальные водители нашего народа. Это его просвещенный разум». Таков завет Ивана Федоровича новым поколениям преподавателей.
Каждый год он с нетерпением ждал дня 1 сентября. Начало работы школы, с которой он связывал свои надежды, было для него настоящим праздником. И в этом году он дождался своего дня, а на исходе его отошел ко Господу. Отпевали Ивана Федоровича в храме Иоанна Богослова – апостола любви и покровителя причастных к писательству; упокоился он на Богословском кладбище.
Пожелаем ученикам, сподвижникам, последователям И.Ф. Гончарова, всем ревнителям народной русской школы сил, воли и стойкости в продолжении его дела.
Гончаров останется в нашей памяти и как приветливый, отзывчивый человек, и как публицист, бесстрашный и энергичный, неутомимый ученый, автор более двухсот научных публикаций, нескольких книг. Справедливо видели в нем мужественного борца за русское Слово. А вот было у него сокровенное и нежное, чем жила душа – образ матери. Ей он посвятил самые проникновенные свои книги: «Подвигнут я тобою. Слово о матери» и «Чистейшей любви божество! Великие о матери».
Алексей Маркович Любомудров, доктор филологических наук, член Союза писателей России