14 марта в Петербурге, в 536-й школе имени народного учителя СССР Татьяны Ивановны Гончаровой прошли юбилейные Х Гончаровские чтения по теме «Воспитательный потенциал в деятельности современного школьного педагога». В них приняли участие педагоги Петербурга, специализирующиеся на разработке методик воспитания подрастающего поколения. Работа конференции включала в себя пленарное заседание, а также секции: «Воспитательные технологии и воспитывающее обучение», «Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и школьное воспитание», «Гражданская компетентность учащихся и школьная среда».
Участникам чтений был показан фильм о Татьяне Ивановне Гончаровой. Т.И.Гончарова (1934-1998) – видный русский педагог, первая и единственная в СССР получившая почетное звание «Народный учитель СССР» (1982). Окончила исторический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена (1962). С 1953 г. работала учителем и заведующей начальной школой на Камчатке, затем в ленинградском интернате № 2. На протяжении пятнадцати лет преподавала историю и обществоведение в школе № 536. Активно занималась общественной работой, была делегатом XVII съезда КПСС (1986). Незадолго до своей кончины Т.И.Гончарова разработала спецкурс «Светочи России. Русский национальный пантеон», который был реализован на практике не только самой Татьяной Ивановной, но и многими национально мыслящими педагогами России и стран ближнего зарубежья. В реализации этой программы на практике участвовал в свое время и автор сих строк.
С начала 1990-х годов достижения советской педагогики были буквально оплеваны доморощенными либералами, демократами, контролировавшими средства массовой информации. И, наверное, не случайно то, что до сих пор в Интернете крайне мало информации, касающейся жизни и деятельности Т.И.Гончаровой. Имя это сегодня, к сожалению, многими незаслуженно забыто.
Хотелось бы привести характерные цитаты из статей и эссе Т.И.Гончаровой о задачах, стоящих перед педагогом, о русской школе, крайне актуальные сегодня:
«Уроки истории – это уроки освоения священных преданий и культуры народа, которая строилась несколько тысяч лет, сохранения и развития исторической памяти, дающей представление нам о передаче из поколения в поколение колоссальных духовных ценностей Руси и России и повелевающей нам лелеять более совершенную Родину».
«Не жалеть времени на развитие кипучей внеклассной деятельности учеников. Особое значение в создании богатой духовной жизни их и создании товарищески дружеской среды имеют исторические вечера: на них легче создать атмосферу взаимоуважения, близости, тесного единства, комфортного нравственного климата, исключающего отчуждение. Здесь добротная почва для самообразования и творческой самодеятельности, для творчески самодеятельной жизни».
«Изучая образы и дела пращуров, мы помогаем ученикам обрести корни, находить образцы души, духа, ума, созидания».
«Мы не столько учились у Европы, сколько раболепствовали, механически копировали. Сегодня на изломе веков это особенно очевидно».
«При большевиках наша школа все-таки была социальным организмом, пусть и весьма несовершенным. Сегодня ее смели с лица земли. Общинные начала – в нашей национальной душе. Их нужно восстанавливать и совершенствовать… Уклад жизни строить по образцу прихода».
«История России и не только история – засорена, искажена… Страна опалена атеизмом… Десятилетия нас отлучали от национального лица, готовясь к мировой революции».
«Только во время «катастройки» узнала: у нас несметные религиозные и культурные сокровища, погребенные большевиками в спецхраны и для нас не существующие. Совершившие контрреволюцию взяли на себя наглость полностью отрицать советскую школу, произносить над всем бывшим, в том числе и великим, клеветнический суд. Это необольшевики».
«В наших душах лакействующие гуманитарные науки оставили яды. Их нужно исторгнуть из душ, хотя это болезненный процесс. Без этого не избавиться от заблуждений. На место ядов поселить то, от чего мы были в значительной мере отчуждены, - Православие и великую русскую культуру, которая обогатила мир совестью (Выделено в тексте источника. - Д.С.)».
(Гончарова Т.И. Неугомонные выстраданные мысли // Русская национальная школа. 2009. № 3. С. 73-76).
В свое время слава педагогов Ивана Федоровича и Татьяны Ивановны Гончаровых гремела по всей стране. Иван Федорович Гончаров, доктор педагогических наук, почетный профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена, заслуженный работник высшей школы РФ, удостоенный медали К.Д.Ушинского, в 1990 году создал движение «Русская национальная школа», которое на протяжении более двадцати лет привлекло в свои ряды множество педагогов-подвижников, озабоченных кризисом современного образования, пытающихся найти выход из системного кризиса, в котором оказалось наше образование. По признанию видного русского ученого, академика А.М.Панченко, «Русская школа – это последний спасательный круг самопознания и познания, совершенствования и самосовершенствования… Русская школа – последняя надежда России».
Особое и пристальное внимание следует уделить проблемам современного исторического образования, которое несет в себе колоссальный воспитательный потенциал. Следует признать, что за минувшие 20 лет общий уровень знаний учащихся по истории постоянно и неуклонно снижается. Причины заключаются в ущербности проводимых реформ исторического образования. В результате историческим материалом довольно неплохо владеют только те ученики, которые самостоятельно читают соответствующую литературу, интересуются историей, ходят в музеи. Среднестатистический же школьник, лишенный какой бы то ни было системности в изучении истории, в лучшем случае, получает бессвязный набор выдернутых из контекста исторических фактов, которые может воспроизвести. В результате хронологией современный школьник практически не владеет. Более-менее структурированные знания по истории у современного ученика остаются от изучения ХХ века, т. к. количество часов на ХХ век в программе отведено неизмеримо большее, чем на изучение других периодов отечественной и всеобщей истории. Совершенно искажено современными инновациями представление об исторических личностях, и образы великих исторических деятелей России, «светочей России» практически полностью отсутствуют в сознании современного школьника. Русская история в сознании современного ученика обезличивается. Правда, несмотря на порой чудовищную степень незнания, в сознании школьников, как правило, сохранились определенные патриотические чувства, носящие, однако, совершенно стихийный характер.
Существуют и другие причины, препятствующие развитию образования, и не только исторического. Это, в частности, недостаточное финансирование. По этой причине сравнительно недавно был закрыт организованный И.Ф.Гончаровым при Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена Центр национального образования, прекратилось издание основанного И.Ф.Гончаровым журнала «Русская национальная школа» … И этот печальный список можно продолжить.
Следует также добавить, что в новом Законе об образовании, который должен вступить в силу 1 сентября 2013 г., предоставляется право представителям титульных наций республик в составе РФ не проходить итоговой аттестации по русскому языку и русской литературе (Ст. 59, п. 13), что, по справедливому мнению экспертов, также, мягко выражаясь, не может способствовать развитию русской школы.
Скорейшему выходу из кризиса исторического образования могли бы способствовать следующие меры:
- Ликвидация ныне существующей концентрической структуры и переход на линейную структуру исторического образования, когда школьники могли бы изучать русскую историю систематически, неразрывно, на протяжении многих лет, а не бегали бы «галопом по Европам», как это происходит при нынешней программе;
- Увеличение сетки часов, отведённых на курс истории, прежде всего, истории России с древнейших времён до конца XIX века, которая у нас пока что изучается фактически по остаточному принципу, когда как основное внимание уделяется только ХХ веку;
- Создание ярко выраженной идеологической парадигмы, основанной на любви к Родине, на здоровом патриотизме; пересмотр всех ныне существующих программ и учебников по истории в сторону патриотического воспитания школьников;
- Введение для учащихся Основ православной культуры как культуры государствообразующего народа, русского;
- Усиление воспитательного начала в современной школе; усиление внеклассной работы; обращение к принципу сотворчества учителя и ученика, разрабатывавшегося ещё К.Д.Ушинским, А.С.Макаренко и другими выдающимися педагогами; предоставление широкой возможности для реализации этого принципа в современной школе.
Дмитрий Игоревич Стогов, к.и.н., выпускающий редактор «Русской народной линии», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств по отделению «Русская школа»