Говоря о потерявшихся детях нашего времени и возвращаясь к заданной мною первично тематике, в том числе тюремной субкультуры, коли уж промыслительно оказался на какое-то время в заточении, в стенах следственного изолятора, где нельзя не оглянуться по сторонам и не рассказать любознательным соотечественникам о том, о чём вряд ли они смогут узнать сами (не дай Бог, хотя теперь точно могу сказать, что от сумы и от тюрьмы не зарекаются) и о тех, с кем им вряд ли удастся, как мне сейчас - поговорить в доверительной обстановке, что называется, душа в душу, как есть - начистоту.
История седьмая: дети угольного бассейна.
Город Белая Калитва, Ростовская область. Один из тех населенных пунктов, некогда благополучного региона, где основным средством заработка был угледобывающий бассейн, отстроивший вокруг себя инфраструктуру.
Так было в советское время, в послевоенный индустриальный расцвет СССР с 1960-х до начала 90-х годов прошлого столетия. Последним «хозяином» этой отрасли был ОАО «Гуковуголь». Как-то раз, это был 1999 год, ехал из своего родного Новочеркасска, что граничит с шахтёрским бассейном Дона, на учебу в свою alma mater - Ростовский государственный медицинский университет. Ловил попутные авто на стандартном для этого действия месте в городе. Проезжавший мимо водитель, решил немного подзаработать в этот момент на весьма «упакованной» по тем временам черной «Волге» с солидными госномерами с определённым, не всем доступным, набором цифр и букв, которым в то время отдавали под козырёк местные сотрудники госавтоинспекции. В процессе диалога по пути в Ростов выяснилось, что это оказался личный шофёр генерального директора «Гуковуголя». Разговорились. В том числе о судьбах региона и перспективах его жителей в недалёком и отдалённом будущем. Интересную историю пересказал тогда со слов своего начальника мой попутчик. Когда остро встал вопрос о финансировании проекта реконструкции долгов предприятия, а это шахты в десятках населённых пунктах Ростовской области, возникших не за год и не за два вследствие определённой разрушительной политики электросетей и «Горгаза» во всех добывающих уголь городах области, руководство «Гуковугля» поехало в Москву в профильное министерство. В ответ им сообщили прямым текстом - денег не «подъём» предприятия нет, а вот на начало процедуры банкротства и её завершение без проблем - средства предоставим. Так незавидно и молниеносно решилась судьба сотен тысяч дончан и десятков крупных и малых городов области, почти трети Донского края: Новошахтинска, Миллерово, Шахт, Гуково, Зверево, Белой Калитвы, Донецка (Россия) и ряда других.
Позже люди из окружения губернатора Ростовской области того времени говорили, что за этим решением центрального профильного министерства стояли лоббисты другого российского успешного угледобывающего региона - Кузбасса. Как бы то ни было, весь наш шахтёрский «клондайк» в то мгновение рухнул в небытие, в чёрную дыру безденежья, нищеты. Кто смог, выбрался на заработки в Ростов-на-Дону, Москву, Санкт- Петербург, на вахту на Ямал, в Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень на добычу нефти и газа. Большинство, не имея связей и средств на «договорённости» с теми, кто мог помочь с трудоустройством на эти предприятия в другие регионы, остались. Как на местности, так и без работы. Стали нищими и их семьи. В итоге отцы с горя запили «по-чёрному», а дети провалились в 2000-х в бездну алкоголизма, бандитизма и наркомании, что мужского, что женского пола, и проституции (дочери шахтёров, ставших неспособными обеспечить их). Край этот шахтёрский до сих пор остается ультрадепрессивным.
Пять лет назад до прибытия в Краснодар на должность заместителя главного краевого нарколога по реабилитационной работе с наркологическими больными, несколько месяцев автор проработал в шахтинской наркологии по приглашению главного нарколога гор. Шахты и Шахтинского района Ростовской области. На тот момент наблюдалась уже некоторая стабилизация с числом алкогольных психозов на душу населения - одним из наиболее информативных показателей, характеризующих реальную картину с алкоголизацией жителей любого региона. Хотя и тогда цифры были значительно выше среднероссийских. Со слов же сотрудников-ветеранов местной наркологической службы период с конца 1999-х до середины 2000-х годов выдавал запредельные цифры психозов вследствие злоупотребления алкоголем. Долгое время этот регион заброшенных шахт входил в печальную тройку лидеров России по данному показателю. Занимал то первое, то второе, то третье места. В бытность автора в гор. Шахты наркологом в «остром» отделении наркологии лежал регулярно, несколько раз в году, в очёнь тяжелом состоянии бывший главный инженер того самого обанкроченного ОАО «Гуковуголь», второй человек после гендиректора. Что весьма символично само по себе. Видимо там и скончался - очень тяжелый был пациент. Печально, но факт. Как погибли тысячи его бывших коллег, так погиб в целом весь регион...
В 2016 году осенью, возглавляемое автором отделение Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, совместно с журналистами официального видео-канала партии КПРФ «Красная линия» снимали как раз в этих погибающих год от года краях фильм о наркоэпидемии синтетических наркотиков, «солей» и «спайсов», фильм под названием «Выбить дурь» (https://www.youtube.com/watch?v=SdbQYHegB18) [Прим. редакции: поскольку аккаунт автора на «Youtube» удалён происками тех преступников-сектантов, которые обличены в фильме «Национальный антинаркотический союз - сектантская империя, и которые заказали подброс наркотиков автору, то даём другую ссылку на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=9mp_gUmeMeI]. Наше региональное отделение выступило координатором проекта, я, его председатель, главным консультантом. Проехавшись по городам Шахты, Новочеркасск, Ростов-на-Дону нами вместе с московскими журналистами был зафиксирован неуклонный рост популярности этой смертоносной высокотоксичной для психики и нервной системы отравы. Беседовали мы с врачами реаниматологами, заведующими отделений реанимации и приёмного отделения БСМП-2, шахтинской наркологии, главным наркологом Ростовской области Е.В.Малышко, пациентами городского наркологического диспансера, совместного государственно-церковного реабилитационного стационарного учреждения в пригороде Шахт - все в один голос говорили об этой всё более актуальной для страны проблеме, а также отсутствии профилактических программ. И, что характерно, особенно поражены наркоманией, как мы заметили, именно депрессивные районы бывшего угледобывающего бассейна Донского региона. Как сказал один из интервьюируемых нами наркозависимых - «солевиков», спасающийся и выздоравливающий сейчас, чуть не погибший ранее в своём родном шахтёрском городе Гуково: «Ты выходишь из дома, видишь всю эту разруху, нищету и только одно желание - забыться в алкоголе или наркотике, а лучше сразу и в том и в другом.» Конечно, это не оправдание для сильной личности, но откуда возьмутся мужские качества, если тебя вырастила одна мать, а из примеров для подражания только антигерои? Его слова есть в фильме. Ими очень точно и показательно определил заблудший молодой человек суть проблемы таких полумертвых городов-призраков, которые региональные власти предпочитают не замечать, докладывая в Москву, что всё замечательно. Безнадега - вот то слово, которое приходит на ум после их посещения и общения с местными жителями, из которых трезвых мужчин, да и женщин тоже, вечером встретить крайне проблематично.
Съёмочная группа из Москвы, которая приехала вместе с журналистом снимать этот совместный наш проект с описанием наркоситуации в низовьях Дона, решила сразу одновременно подготовить два фильма. Один - тот, о котором сказано выше, второй - более социальный, несколько о проблеме наркомании в регионе - о её корнях, о том как живут люди в ряде районов области, буквально за несколько месяцев в 90-е ставшие безработными банкротами. Тогда, рассказывают старожилы, дорогое оборудование стоимостью в сотни миллионов рублей затапливали вместе с шахтами. Сотрудники стояли наверху вместе с руководством и плакали как малые дети. Сегодня в том же Гуково из десяти шахт работает одна. И та урывками, по ночам. Причём уголь добывают на ней почему-то не местные шахтёры с опытом работы в этих сложных условиях, а нанятые никому не известные лица с украинским гражданством. Видимо, так дешевле для работодателя. Гуковчанам от этого не легче. В городе сдали в лом чёрных металлов даже канализационные люки. Администрация выпиливает по размеру отверстий деревянные аналоги и раскладывает по местам краж, чтобы прикрыть позорные дыры, опасные для автомобилей и пешеходов. До первого ДТП. Местный Дом культуры партия «Единая Россия» смогла подремонтировать, но отчасти - фасад и площадь перед ним. Боковые и задняя стены рассыпаются буквально на глазах - из них вываливаются и падают на тротуар кирпичи. Во многом такова вся Ростовская область - фасад один, а изнутри всё иначе. А мимо гуляют мамочки с новорожденными в колясках... Какое будущее они подарят своим детям? Какое смогут. Чем им поможет государство? Вопрос, который задавали журналисты канала «Красная линия» в 2016-м в фильме «Гуковский треугольник» (https://www.youtube.com/watch?v=uWLph6_m9V0 ). Очень показательным он получился и во многом объясняющим более высокий уровень алкоголизации и наркотизации населения равно как и вовлечения в деятельность самых разных вариаций, мастей тоталитарных деструктивных культов (сект), скрывающихся, как правило, в наши дни под прикрытием групп оздоровления, исцеления, «энергетической» подзарядки, гармонизации семейных отношений, реабилитации. Юридически оформленных как светские, абсолютно не религиозные или, наоборот, коммерческие, если это группы личностного роста, всяческие психокульты, обусловленные присутствием рядом разочарованного отсутствием заботы, достойного досуга, иной занятости народа и слабыми абсолютно безграмотными действиями госслужб по вовлечению в те или иные осмысленные социально-трудовые оплачиваемые или волонтёрские направления деятельности, альтернативные сектантским, алкоголическим, наркоманским или иным асоциальным .
Зато карательная система силовых структур работает с каждым годом всё более усиленными темпами! Сознательно или не сознательно подталкивая россиян к выражению протеста. В том же Гуково люди, эти самые потерявшиеся, но ещё не желающие опускать руки и признавать себя таковыми, спиваясь, скалываясь или отдавая себя в хищные лапы сект, летом 2016-го пытались выехать из города автоколонной и добраться с петицией до Кремля. Без всякой задней мысли и негатива, неприязни в душе к нашему Президенту, просто привезти ему подписанную сотнями земляков петицию-обращение с реальной достоверной информацией, что стало с некогда благодатным самодостаточным регионом. Не дали местные власти. Закрыли город и перекрыли трассу. Об этом узнали журналисты «Красной линии», о том же рассказали и автору данной работы, когда снимали вместе после «Гуковского треугольника» фильм «Выбить дурь».
Все это была предыстория, необходимая перед изложением читателю истории номер 7, завершающей два раздела текста о потерявшихся в современной России людях, в том числе и детях поколения «нулевых».
Итак, мало чем отличающийся от экс-шахтёрского Гуково по составу и численности населения, большую часть из которых до середины 1990-х годов составляют потомственные шахтёры и труженики полей, город Белая Калитва. Между ними 50 километров - один регион. Ни шахт, ни полей не стало и здесь. Кто не уехал, начали выживать. Но казачьи традиции крепки и сильны в донской глубинке - детей рожать не забывали. Воспитывать было и есть куда сложнее - мужская половина в годы юности и дальнейшего взросления детей оказалась «выкошена» повальным болезненным алкоголизмом или безработным пьянством. Такие семьи, как известно ещё со студенческой скамьи любому посещающему исправно занятия студенту-психологу - это один из ведущих факторов риска развития девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения подростков, которое в дальнейшем нередко, в большинстве случаев, приводит к совершению правонарушений в несовершеннолетнем возрасте, попаданию в места заключения и дальше по «накатанной» либо к раннему приобщению к психоактивным веществам, алкоголю, наркотикам, аптечным психотропным веществам, летучим ингалянтам (ныне в неблагополучных семьях становится очень популярным вдыхание паров высокооктанового бензина для заправки зажигалок), либо к одному и другому одновременно.
Есть ещё ряд факторов, способствующих разрушению жизненных перспектив семей и подростков в современной России. Более подробно они расписаны в части 1, введении в авторскую аналитику «Зависимое поведение и жажда страсти: из наркоманов в харизматы». И все эти моменты присутствовали и присутствуют в жизни двух наших следующих героинь, не успевших до попадания в места заключения достичь совершеннолетнего возраста.
Обе девочки выросли в неполных семьях. Снова безотцовщина - бич нашего времени. Отчимы были, но исправить что-либо в векторе падения вниз судеб своих падчериц им, к сожалению, так и не удалось.
История взросления юных арестанток во многом напоминает четвертый сюжет раздела выше «Потерявшиеся люди нашего времени», о парне из города того же «забытого Богом» экс-шахтёрского региона, Зверево. Который рано попал на улицу, приобщившись к её аномально перевернутым «с ног на голову» ценностям. Как результат - бестолковое, бессмысленное преступление в состоянии алкогольного опьянения и не маленький срок сначала на «малолетке» и теперь уже продолжение на взрослом «централе»... Он был сирота, его возрастила улица.
Вот и эти девушки, с виду такие милые и невинные в свои: одна в 16,5 лет, вторая - в 17,5 прошли путь, который порой не под силу женщинам и под конец жизни. Не материнства и многодетства, а участия в криминальной жизни населенных пунктов, где они проживали в массовых гулянках под воздействием алкоголя, наркотиков и иных психотропных веществ. Понятно, что целомудрия в их жизнях в принципе не существовало. И особой вины их в этом найти сложно. Мать одной из них после развода с отцом устраивала свою личную жизнь, не забывая при этом и об алкогольных возлияниях со своими ухажерами. Родной отец из тех же бедолаг шахтёров, оставленных ни с чем по вине то ли государства, то ли лоббистов интересов «Кузбассугля», то ли из-за безалаберности руководства «Гуковугля», не суть важно - в итоге люди-профессионалы своего непростого ремесла оказались тысячами в один момент выброшенными за «борт» жизни. Многие сломались, уйдя в запой до конца своих ставших недолгими дней. Так вышло и с этим, практически незнакомым с раннего детства девочке мужчиной, родным только по факту её зачатия и рождения, ушедшим рано из их семьи.
Вторую девочку, её подругу, с младших классов школы вырастил отчим. Родного отца она также толком не помнит. Но сказать что вырастил, будет слишком громко. У них с матерью появились общие дети - двое сыновей, и первым неродным ребёнком он старался не заниматься, но и она особо не тянулась к нему, и он больше тяготел к своим родным детям.
И вот две девочки росли вроде и в семьях, в домах с внешне благополучными родителями, где, правда, отцы были не родные, но всё же не интернат, как в нашей четвертой истории об их почти одногодке и земляке. Однако же, как практически в каждой из приведённых мною истории с описанием падения потерявшихся в какие-то моменты жизни людей, больших и малых.
Корни потерянности
Одним из ключевых слов для понимания их поиска заменителя, суррогата любви для ощущения духовной цельности, гармонии, пусть и мнимой, виртуальной, временной, является НЕДОЛЮБЛЕННОСТЬ. Любви же в понимании нашего скудного современного языка, где лишь в шесть русских букв заложено оно, ведь, как известно, в церковнославянском языке три слова означают любовь и оно может быть в разных направлениях проявляться. По-гречески же в это понятие вкладывается ещё больше смыслов. Это и «филио» - любовь к близким, друзьям, и «агапе» - любовь к Богу, и «эрос» - чувственная любовь к спутнику жизни. Есть и ещё ряд определений.
Были ли в жизни этих совсем ещё детей все эти формы любви? Есть ли они в полной мере в наших жизнях? Ведь и нам нередко грустно, печально от того, что в сердце ощущаем нехватку той или иной любви перед всем остальным. Кто жаждет более полного понимания важности насыщения духовного мира любовью божественной, тот идёт в храм и ощущает, принимает сердцем от Бога эту милосердную любовь, подпитывается ей и тут же возвращает её окружающим людям, пространству, благодарит Бога за эту великую возможность. Идёт в мир, выходя из храма, и одаривает благодатной «тёплой» любовью близких и дальних, получая от этого истинные наслаждения и радость. Но, к сожалению, на миссионерском поприще Русская Православная Церковь в лице сотрудников епархиальных отделов миссионерского служения и батюшек вместе с их помощниками по социальной и миссионерской работе способна охватить далеко не весь, особенно стратегический для России контингент - нашу молодежь. Видя как активно, гиперактивно, мощно даже сказать, работают секты, чрезвычайно навязчиво вгрызаясь во все социальные слои населения, придумывая креативные ходы для покорения умов и душ подрастающего поколения, которое придёт нам на смену, как успешно работает «drug-marketing» через ТВ, соцсети, электронные и печатные средства массовой информации, прививая контркультуру гедонизма (принципа «бери от жизни всё!») и наркопотребления, пассивных алкогольных возлияний как нормы жизни, становится реально страшно за будущее Отечества.
О таких тревожных, с каждым годом всё более усиливающихся тенденциях в молодежной среде вместе с неадекватно слабым влиянием на ситуацию государственных и церковных профильных служб, автор говорил в своём выступлении на круглом столе, проведённом комитетом Государственной думы по взаимодействию с религиозными и общественными объединениями и развитию гражданского общества под председательством депутата С. А. Гаврилова осенью 2017 года. Церковную миссию крайне важно усиливать, расширять штат церковных миссионеров, разрабатывать, обсуждать в формате широкой дискуссии в православном сообществе и экстренно утверждать и внедрять безо всякого преувеличения прямо сейчас, мы теряем страну, её будущее!!! Мы не можем не помнить, что Иисус Христос основал Церковь в первую очередь для спасения грешных, несовершенных и где-то, в чём-то уже упавших людей - блудниц, мытарей, разбойников. Нам в напоминание Евангельское: «Фарисей сказал ученикам Его: для чего учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9:11-12). До этих малолетних девочек так никто и не добрался даже здесь, в СИЗО, где они уже сидели после суда и назначения им сроков пребывания в местах заключения. Я ни разу не видел рядом с ними священника и не слышал его голос. Их камеры расположены неподалеку, да, и информация в принципе и обо всём происходящем быстро передается по корпусам. Если бы пришёл кто-либо к ним или позвал на беседу, об этом нам бы стало известно. Но, этого, увы, так и не произошло, хотя по их разговорам между собой (их камеры расположены одна напротив другой) слышно, что они размышляют периодически над тем, почему они здесь оказались и что это им урок на будущее. Стоит только в правильное русло повернуть эти мысли и исправление, а следом и спасение этих двух заблудших душ неизбежно! Но никто не приходит и не говорит с ними... Как и ни с кем в том месте, где я нахожусь. По крайней мере, с большинством. Быть может, где-то в тишине закрытых наглухо камер что-то и происходит, но об этом нам неизвестно.
А как быть тем, кто в унынии сидит в этих клетушках, страдает душой и жаждет «Слова Живого»?! Нет слов - ни живых, ни мертвых!!! Православных молитвословов нет в библиотеке в СИЗО. Об этом сообщил местный библиотекарь. Не выдаётся и Библия по заявлению арестантов. Также нет в наличии. Неудивительно, что нарастает число потерявшихся людей в России. Никто особо и не заботится найти их и не горюет сильно, когда теряет.
Так и наши последние героини - росли как сорняки, практически не нужные никому, только улице, где их юные тела более старших парней очень привлекали, а о душах их никто не думал, соответственно на алкоголь не скупились, были и наркотики (http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/03/lirika_eto_narkotik). Одна попробовала уже даже не коноплю, а сильнодействующую «Лирику» в 13 лет!!! Вторая - мощный психотроп «Баклосан» в 12 лет! Что такое «соли» и каков их эффект, они знают в свои 16,5 и 17,5 лет не понаслышке, на личном опыте. Всё же больше предпочитают алкоголь. В своих городах (одна потом переехала под Краснодар) научились воровать недешёвые бутылки со спиртным виски, джин и т.п. в местных продуктовых универсамах-супермаркетах. Любили погулять с размахом «не по средствам», как сказало бы старшее поколение. Хотелось шика и блеска, как показывают на ТВ-каналах типа СТС, МузТВ, ТНТ. Никто не провёл им ликбез, не пояснил, что для того, чтобы хорошо зарабатывать, нужно сначала выучиться на хорошего специалиста, профессионала в своем деле, которому за хорошую качественную работу будут платить хорошую, достойную их труда заработную плату и даже премии, если работа выполнена очень хорошо. Для этого нужно и важно сначала хорошо учиться, не прогуливать занятия, закладывая тем самым своё будущее, относиться к учёбе ответственно. Это аксиома, которую в детское пластичное сознание достаточно несложно заложить и закрепить как алгоритм к действию. Особенно, если показывают ответственные родители этот путь к успеху в личной и общественной жизни на своём примере. К сожалению, здесь был не тот случай. В таких городках вообще чаще встречаются именно те истории, о которой рассказывается здесь и сейчас.
Одна из мам, та, что никак не могла найти себе спутника жизни, сама нередко находилась «под шафе», и если дочь (несовершеннолетняя!!!) после очередной гулянки плохо себя чувствовала на следующее утро, могла пива принести бутылочку в постель. «Яблоко от яблони недалеко падает» - здесь эта пословица точно передает ситуацию. И исправить её, заплутавшую родительницу, подкорректировать извне, было некому. Хотя очень благодатная и благородная эта работа, к примеру, для церковной миссии или социальных служб как в жизни в миру, так (и особенно!) в местах заключения. Снова вспоминается слово из наставления Иисуса Христа из Евангелия: «Говорю вам, что та на небесах радость будет больше об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках, которые не нуждаются в покаянии» (Лк. 15: 5-7). И всем, кто поставлен помогать встать на путь истинный заблудшим, важно помнить наставление из Соборного послания святого апостола Иоанна: «Братия, если кто из Вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак: 5: 19,20). И если невинная детская душа растлевается, доверчиво раскрывается носителем сложных извращающих всё божественное, светлое, чистое, лжепророками, «волками в овечьей шкуре», опошляется суть жизни земной, в детскую психику заносится гнилое зерно и прорастает, то горе нам, не успевшим это заражение остановить, когда могли и не сделали, прошли мимо. Ведь открытость и доверчивость детской души есть истинный образец кристально чистой невинности. Куда с огромным удовольствием готовы вторгнуться всяческие мерзавцы и подонки в своих интересах.
Доверие человека к Богу, Его Промыслу в наших жизнях - как не сразу люди приходят к этому пониманию, к такому видению мира!
После, уже запачканные грязью мира сего изношенные и «потёртые» перипетиями судьбы, почерствевшие, утратившие эту божественную «детскость», мы стараемся, придя в храм, найти там средство на это, обретя опытного духовника, вновь вернуться в это так нужное нам для спасения души состояние! К этому привязывает нас Церковь и её Основатель: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (МФ 18: 1-4; 19; 13-15; МК 9: 33-37; ЛК 9: 16-48). Как ни жаль, этих невинных, простодушных детей мы теряем в себе достаточно быстро в наши всё более отравленные злобой, завистью, похотью, злословием и прочим, чем-то ещё нездоровым и недушеполезным, дни и ночи. Ещё быстрее и раньше теряют это чудо - «детскость» в эпоху новых информационных технологий и глобальных коммуникационных сетей наши дети, которую заменяют так трудно и болезненно, ищут в суррогатах чувств, в химии. Гораздо быстрее у них происходит деформация, разрушение этого Богоносного пласта личности, и ещё быстрее будет происходить у детей наших детей. И так далее, по нарастающей... Это неизбежно. Единственное противоядие - своевременная постановка фильтров (но не полных, в разумной мере избирательных к некоторым внешним воздействиям) и формирование при помощи передачи из поколения в поколение основ вероисповедания предков и практических навыков очищения души в традиционной для твоей земли религиозной и культурной традиции. Ни больше, ни меньше. Только так. Кто понимает это и действует в соответствии с этим пониманием, сможет сохранить свой род и свою кровь в относительной чистоте и обеспечить преемственность поколений. Значит, и сохранить государство и даже попытаться вернуть ему имперский дух, крепость, стабильность и надежду на дальнейшее динамичное развитие, а не на деградацию и распад общества на осколки с последующим захватом. Глядя по сторонам, заглядывая в семьи по работе или по дружбе, понимаешь, как это трудно осуществлять в современных условиях. Но нужно делать именно так, во что бы то ни стало.
Продолжим описывать происходящее вокруг нас как есть, без прикрас. Глядишь, и станет понятно, как сообща выставить заслон разлагающему все три уровня личности наших сограждан - тело, душу и дух - дыханию этого непростого времени. Обсуждать будем и дальше ситуацию и на экспертных совещаниях, лишь бы только экспертов враги России не извели...
Тем временем в пустоте вокруг на полной бессмыслице внутри себя выросли словно сорняки две эти девочки. На их улицах в Белой Калитве, где они выросли, уже сделали в тюрьмы по одной, а то и две, ходки их земляки и землячки. На их улицах алкоголь льётся рекой сразу у трёх поколений: и дедов, отцов и матерей их, только ещё и сдобренный наркотиками самых разных видов. На их улицах чужих убивают без разбору. На их улицах любовь больше не живёт, всё больше зависть, ревность, ненависть. В основном страсть управляет жизнями в этих еле живых городах. Там заблудились и заблудили на полную мощь. И кто-то внешний, управляя их внутренним осатаневшим миром, им в этом, их родителям усиленно помогает. А эти, по сути ещё дети, толком не умеют читать. Сейчас, сидя в своих камерах, они не знают чем себя занять. Написать библиотекарю тюремному и попросить книги - таких желаний нет в принципе. Только телевизор, этот зомбоящик - их друг и поводырь здесь, как и был на воле, помимо улицы. Несовершеннолетним положен телевизор, поэтому они все в нём. В нём и прелесть чужих жизней и гламура. Из любимых телеканалов всё те же одурманивающие, лишающие последних крох разума, выхолощенные, опустошающие душу, пропагандирующие культ тела, удовольствий, торжества плоти над духом: ТНТ, СТС, МузТВ, 4. Всё, чем живет страна, новости, история их не интересуют. Когда надоест смотреть это смердящее месиво, кажущееся им ароматным, вкусным и интересным, они переговариваются между собой (как я уже писал выше, их камеры одна напротив другой) по большей части нецензурными выражениями, соединёнными между собой понятными русскими словами. Истории в основном уходят в разгульное прошлое - недавнее и более давнее - кто сколько выпил, с кем подрался, как упала, шатаясь, как подняли, как было «прикольно», как украли спиртное из гипермаркета, как поймали охранники, как вызвали полицию, как убежали, отпросившись в туалет, как мама, пьяная сама, возмущалась их поведением. Вот так «весело» живут дети в свои 12-16 лет в провинции Дона! В некогда зажиточной и успешной его шахтёрской части...
Сейчас эти две подруги осуждены по ст.111 ч.2 за нанесение тяжких телесных повреждений. Теперь они будут отбывать свои сроки в исправительной колонии. Что и у кого исправит данное учреждение, представить трудно, но если не вмешается кто-нибудь извне (со стороны духовенства или госслужащих), судьба их предречена. В СИЗО психолог один раз за всё время их здесь раздала тесты, через несколько дней собрала ответы и больше никто её не видел.
Оно и понятно, на ней 1500 заключенных и никаких чётких указаний, методических рекомендаций. Как в таких условиях осуществлять психологическое консультирование, не говоря уже о психолого-педагогической коррекции - огромный вопрос. Да и священникам сюда входа нет. Имеет право заходить в камеры и совершать исповедь и причастие в СИЗО только один представитель Церкви, который включён в штат в статусе заместителя начальника учреждения по вопросам вероисповедания. Один на полторы тысячи арестантов. Когда он в следующий раз доберётся до меня, а уж и подавно - до этих заплутавших по жизни детских девчачьих душ - одному Богу известно. Хотя потребность безусловно велика. За полгода пребывания в СИЗО, благодаря настойчивости, трижды удалось исповедаться и причаститься. Но так удаётся здесь далеко не каждому...
К чему приведёт и уже привела номинальная, на бумаге работа профильных психологических образовательных социальных служб, органов здравоохранения, особенно в детско-подростковой среде, мы видим вокруг себя постоянно. Вышеприведённые семь примеров, надеюсь, наглядно это продемонстрировали. И «затягивание гаек» карательной части правоохранительных структур без чётко организованной СИСТЕМНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ работы по предотвращению правонарушений не спасёт страну от предреволюционной ситуации.
Статья 282 УК РФ за экстремизм уже не первый раз дополняется, ужесточается, но провокационная работа, усиливающая протестные настроения в обществе, тех же правонарушителей, участвующих в заказных делах, и судов, сажающих невесть за что на многие годы в тюрьмы, всё более осложняет взрывоопасность, накал страстей В НАРОДЕ. Как это происходило перед революцией 1917 года, 100-летие которой мы отмечали в позапрошлом году - очень полезный урок! Давайте заглянем в историю и попробуем понять настроения народные того смутного времени. Это поможет нам понять время настоящее и предстоящее.
(Окончание следует)
1. Спасибо за публикацию