Празднование Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» – 2025 …
Не забывая о тянущейся далеко не четвёртый год войне, понимая почему мы продолжаем помогать фронту, хочется поделиться ярким и светлым совсем свежим своим переживанием.
Этот праздник иначе именуют Смоленская Пасха, о чем в своем послании к этому событии в очередной раз напомнил предстоятель Русской Православной Церкви. Каждый год оно собирает тысячи людей из России, Беларуси и дальнего зарубежья. Среди приехавших вместе встретить этот знаменательный для Смоленщины и всего российского приграничья день Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамин:
Председатель Синодального миссионерского отдела РПЦ МП, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн:
Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор:
И ещё восемь правящих архиереев различных епархий Русской и Белорусской православных церквей вместе с губернатором Смоленской области и аппаратом его администрации. Значение этого образа представляет безусловную ценность для текущей сложной культурно-духовной ситуации в стране и геополитической в мире. Поэтому в этом году и церковные, и светские делегации были весьма представительны.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин IX Мономах (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну Мономахиню, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).
После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии».
Татары остановились в деревне Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Существует около 120 вариантов описания жития этого святого, отличающихся деталями. Когда Батый двинул свои полчища на Смоленск, они подошли к городу со стороны Долгомостья. Военачальник смоленского князя воин Меркурий родом из Рима (по другим данным – из Моравии), отличался набожностью и благочестивой жизнью, подвизался в посте и целомудрии. Сильный и отважный, не знавший поражений в ратных подвигах, он молился перед иконой Богородицы в одном из храмов города. Ему явилась Богородица, которая повелела выступить на защиту города навстречу вражеским войскам. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».
Меркурий победил татарского исполина (иногда его еще называют великаном) в честном поединке. Богородица явилась вместе с ангелами на месте битвы и поддерживала воина. Он стремительно одолевал татар и обратил войско в бегство. Но вместе со славной победой доблестному Меркурию перед сражением был предсказан и мученический венец. Воин пал, сраженный предательским ударом (один из убегавших татар отрубил ему голову). Вот как описывают летописи и житие этого великого воина: «Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви». Тело Меркурия положили в Мономаховом соборе, там же находились и его доспехи. Из поколения в поколение бережно сохранялись смолянами эти святыни. Впоследствии он был причислен к лику святых мучеников Русской Православной Церкви. Его железные сандалии хранятся в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе.
Там же рядом бережно хранятся его мощи, к которым может приложиться каждый верующий, знакомый с историей его жизни и героической гибели. Их можно увидеть слева от алтаря в Свято-Успенском соборе Смоленска.
Русский писатель Иван Бунин упоминал о подвиге этого святого в своей повести «Суходол»: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».
Близ деревни Долгомостье сооружен мемориал в честь подвига святого Меркурия. Над большим серым валуном, на котором написано «От благодарных смолян», возведена часовня лазурного цвета из металлических дуг, соединенных между собой.
Еще несколько валунов с памятными надписями расположено на холме, а внизу, на берегу небольшой речки, стоит сруб – это колодец, который, к сожалению, сейчас не пригоден для использования. Он стоит на том самом месте, где Меркурий напоил своего коня перед боем с татарским исполином.
Не всем, даже местным жителям известно, что в храме хранились не только сандалии и шлем, но и копье воина Меркурия, прославленного в лике святых. Там же долгое время хранились шлем и копье святого Меркурия. Однако шлем был украден войсками Наполеона во время войны 1812 года, а копье – во время оккупации гитлеровской Германией.
В начале XV века икона Божией Матери «Одигитрия» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом, разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.
В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.
В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.
В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.
В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретение иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла. Следы Смоленской «Одигитрии» теряются в августе 1943 года. Возможно, она была уничтожена во время боев за ее освобождение в сентябре 1943 года. Тогда немцы, отходя из города, сжигали всё, что можно было сжечь. На её месте, в Кафедральном соборе города-героя представлен чудотворный список. По одной из версий его даровал смолянам Борис Годунов в 1602 году.
Список Смоленской иконы, датированный XV веком, также сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI века. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
В первый день торжеств, посвященных Смоленскому образу Божией Матери «Одигитрия», мы попали на акафист, который пропели вместе со священством в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Всенощная служба тем же днём в том же храме на Соборной горе, эпицентре всех торжественных мероприятий, завершилась радостно, сопровождаясь праздничным колокольным звоном. ВИДЕО 1 как раз об этом моменте.
С нами рядом молились участники Крестного хода «Одигитрия», который начался в Витебске (Республика Беларусь) 5 августа и продолжался несколько дней, до прибытия в Смоленск 9 августа, куда ими был доставлен ковчег с мощами святителя Тихона, патриарха Московского.
Крестоходы преодолели путь в 120 километров и посвящают его на протяжении вот уже более лет 20 лет памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.
На второй день Одигитриевского чествования и празднования до крестного хода прошла архиерейская служба, ставшая прологом к этому масштабному, духовно укрепляющему всех нас и наши рубежи апофеозу торжеств. ВИДЕО 2 (с крестного хода) свидетельствует о его масштабе.
Свято-Успенский кафедральный собор города Смоленска, собравший в дни торжеств, безусловно, великолепен внешне и в своих интерьерах и достоин быть проиллюстрированным хотя бы вкратце.
Не менее красивы и обзорные виды, открывающиеся с Соборной горы, на которой воздвигнут храм, как и небесные горизонты, куда более сочные и трехмерные, нежели у нас на юге.
По завершении Крестного хода в Успенском кафедральном соборе священнослужители и миряне соборно исполнили молитвенное песнопение «Царице моя Преблагая…». ВИДЕО 3.
После всех празднеств на Соборной горе развернулась работа полевой кухни, предоставленная ГУ МЧС по Смоленской области. Отведали отменную гречневую кашу и мы. Поделились впечатлениями в ВИДЕО 4.
На ВИДЕО 5 фрагмент литературно-музыкальной композиции «Хранитель Церкви Русской», посвященной 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. К его мощам, выставленным в кафедральном соборе Смоленска, могли приложиться жители и гости города.
В дни торжеств в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» смоляне и гости города смогли принять участие не только в праздничных богослужениях, но и в восьмом Международном фестивале колокольного звона «Одигитриевский». ВИДЕО 6.
Смоленская икона, как и Казанская, Владимирская и другие почитаемые образы Богородицы, неизменно появлялась рядом с русским воинством в переломные моменты истории нашего народа. И сегодня верующий православный люд снова обращает к ним взоры и усиленно молит об укреплении духа единоверия и единомыслия в новой, развернувшейся не на шутку войне.
Когда иссякали все человеческие силы, когда не оставалось иных надежд, рядом предстояла Она – Пресвятая Богородица, Заступница усердная рода христианского, укрывала народ Своим омофором. Как на иконе Покрова, покрывая не только землю, но и души, ищущие света. Святая икона Божией Матери Одигитрии не раз помогала русскому воинству одержать победу над врагом и мы вновь взываем к ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель благотворительного социального проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России
Впервые опубликовано на личной странице автора в ВК