Смоленская Заступница: чествуем православным миром!

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская Православная Церковь 
0
39
Время на чтение 16 минут

Источник: Попечение о каждом

12.08.2025

Празднование Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» – 2025 …

Не забывая о тянущейся далеко не четвёртый год войне, понимая почему мы продолжаем помогать фронту, хочется поделиться ярким и светлым совсем свежим своим переживанием.

Этот праздник иначе именуют Смоленская Пасха, о чем в своем послании к этому событии в очередной раз напомнил предстоятель Русской Православной Церкви. Каждый год оно собирает тысячи людей из России, Беларуси и дальнего зарубежья. Среди приехавших вместе встретить этот знаменательный для Смоленщины и всего российского приграничья день Патриарший экзарх всея Беларуси Вениамин:

Председатель Синодального миссионерского отдела РПЦ МП, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн:

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор:

И ещё восемь правящих архиереев различных епархий Русской и Белорусской православных церквей вместе с губернатором Смоленской области и аппаратом его администрации. Значение этого образа представляет безусловную ценность для текущей сложной культурно-духовной ситуации в стране и геополитической в мире. Поэтому в этом году и церковные, и светские делегации были весьма представительны.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно с церковным преданием однажды Богоматерь, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм, и поставив их перед Своею иконою, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать «Одигитрия», что в переводе с греческого значит «Путеводительница». Существует также и другое объяснение наименования этой иконы. Согласно одному из сказаний, в котором сообщается, что греческий император Константин IX Мономах (1042-1054 гг.) благословил этою иконою свою дочь Анну Мономахиню, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Так как эта икона сопровождала царевну Анну при путешествии из Царьграда в Чернигов и сама икона получила наименование «Одигитрия» («Путеводительница»).

После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны, икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрии» стала называться «Смоленской» по месту поставления.

Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на русскую землю полчищ Батыя, один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, видя неминуемую гибель и не имея возможности отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу ради Своей иконы «Одигитрии».

Татары остановились в деревне Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Существует около 120 вариантов описания жития этого святого, отличающихся деталями. Когда Батый двинул свои полчища на Смоленск, они подошли к городу со стороны Долгомостья. Военачальник смоленского князя воин Меркурий родом из Рима (по другим данным – из Моравии), отличался набожностью и благочестивой жизнью, подвизался в посте и целомудрии. Сильный и отважный, не знавший поражений в ратных подвигах, он молился перед иконой Богородицы в одном из храмов города. Ему явилась Богородица, которая повелела выступить на защиту города навстречу вражеским войскам. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой… Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».

Меркурий победил татарского исполина (иногда его еще называют великаном) в честном поединке. Богородица явилась вместе с ангелами на месте битвы и поддерживала воина. Он стремительно одолевал татар и обратил войско в бегство. Но вместе со славной победой доблестному Меркурию перед сражением был предсказан и мученический венец. Воин пал, сраженный предательским ударом (один из убегавших татар отрубил ему голову). Вот как описывают летописи и житие этого великого воина: «Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви». Тело Меркурия положили в Мономаховом соборе, там же находились и его доспехи. Из поколения в поколение бережно сохранялись смолянами эти святыни. Впоследствии он был причислен к лику святых мучеников Русской Православной Церкви. Его железные сандалии хранятся в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе.

Там же рядом бережно хранятся его мощи, к которым может приложиться каждый верующий, знакомый с историей его жизни и героической гибели. Их можно увидеть слева от алтаря в Свято-Успенском соборе Смоленска.

Русский писатель Иван Бунин упоминал о подвиге этого святого в своей повести «Суходол»: «В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

Близ деревни Долгомостье сооружен мемориал в честь подвига святого Меркурия. Над большим серым валуном, на котором написано «От благодарных смолян», возведена часовня лазурного цвета из металлических дуг, соединенных между собой.

Еще несколько валунов с памятными надписями расположено на холме, а внизу, на берегу небольшой речки, стоит сруб – это колодец, который, к сожалению, сейчас не пригоден для использования. Он стоит на том самом месте, где Меркурий напоил своего коня перед боем с татарским исполином.

Не всем, даже местным жителям известно, что в храме хранились не только сандалии и шлем, но и копье воина Меркурия, прославленного в лике святых. Там же долгое время хранились шлем и копье святого Меркурия. Однако шлем был украден войсками Наполеона во время войны 1812 года, а копье во время оккупации гитлеровской Германией.

В начале XV века икона Божией Матери «Одигитрия» была принесена из Смоленска в Москву и поставлена, как великая святыня, в Благовещенском соборе Кремля, с правой стороны от Царских врат. Определить точно, кем и по какому случаю принесена эта икона в Москву крайне затруднительно. Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом, разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал (1398 г.) в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софье, при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем (1398-1425 гг.). Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону. 18 января после торжественной службы в Благовещенском соборе икону «Смоленской» Богоматери провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного, что на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона.

В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы. В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля.

В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.

В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретение иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла. Следы Смоленской «Одигитрии» теряются в августе 1943 года. Возможно, она была уничтожена во время боев за ее освобождение в сентябре 1943 года. Тогда немцы, отходя из города, сжигали всё, что можно было сжечь. На её месте, в Кафедральном соборе города-героя представлен чудотворный список. По одной из версий его даровал смолянам Борис Годунов в 1602 году.

Список Смоленской иконы, датированный XV веком, также сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI века. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

В первый день торжеств, посвященных Смоленскому образу Божией Матери «Одигитрия», мы попали на акафист, который пропели вместе со священством в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Всенощная служба тем же днём в том же храме на Соборной горе, эпицентре всех торжественных мероприятий, завершилась радостно, сопровождаясь праздничным колокольным звоном. ВИДЕО 1 как раз об этом моменте.

С нами рядом молились участники Крестного хода «Одигитрия», который начался в Витебске (Республика Беларусь) 5 августа и продолжался несколько дней, до прибытия в Смоленск 9 августа, куда ими был доставлен ковчег с мощами святителя Тихона, патриарха Московского.

Крестоходы преодолели путь в 120 километров и посвящают его на протяжении вот уже более лет 20 лет памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского.

На второй день Одигитриевского чествования и празднования до крестного хода прошла архиерейская служба, ставшая прологом к этому масштабному, духовно укрепляющему всех нас и наши рубежи апофеозу торжеств. ВИДЕО 2 (с крестного хода) свидетельствует о его масштабе.

Свято-Успенский кафедральный собор города Смоленска, собравший в дни торжеств, безусловно, великолепен внешне и в своих интерьерах и достоин быть проиллюстрированным хотя бы вкратце.

Не менее красивы и обзорные виды, открывающиеся с Соборной горы, на которой воздвигнут храм, как и небесные горизонты, куда более сочные и трехмерные, нежели у нас на юге.

По завершении Крестного хода в Успенском кафедральном соборе священнослужители и миряне соборно исполнили молитвенное песнопение «Царице моя Преблагая…». ВИДЕО 3.

После всех празднеств на Соборной горе развернулась работа полевой кухни, предоставленная ГУ МЧС по Смоленской области. Отведали отменную гречневую кашу и мы. Поделились впечатлениями в ВИДЕО 4.

На ВИДЕО 5 фрагмент литературно-музыкальной композиции «Хранитель Церкви Русской», посвященной 100-летию блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. К его мощам, выставленным в кафедральном соборе Смоленска, могли приложиться жители и гости города.

В дни торжеств в честь чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» смоляне и гости города смогли принять участие не только в праздничных богослужениях, но и в восьмом Международном фестивале колокольного звона «Одигитриевский». ВИДЕО 6.

Смоленская икона, как и Казанская, Владимирская и другие почитаемые образы Богородицы, неизменно появлялась рядом с русским воинством в переломные моменты истории нашего народа. И сегодня верующий православный люд снова обращает к ним взоры и усиленно молит об укреплении духа единоверия и единомыслия в новой, развернувшейся не на шутку войне.

Когда иссякали все человеческие силы, когда не оставалось иных надежд, рядом предстояла Она – Пресвятая Богородица, Заступница усердная рода христианского, укрывала народ Своим омофором. Как на иконе Покрова, покрывая не только землю, но и души, ищущие света. Святая икона Божией Матери Одигитрии не раз помогала русскому воинству одержать победу над врагом и мы вновь взываем к ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».

Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель благотворительного социального проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России

Впервые опубликовано на личной странице автора в ВК

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Владимирович Каклюгин
Приговор мошенникам «последнего завета»
Города фальшивого солнца больше нет, но сколько их таких по России
22.07.2025
Война, которая не закончится никогда
В Красноярском крае побеждены две секты за год, по России вопрос не решен
21.07.2025
Юбилей Великой Победы по-волонтерски!
Пассивно встречать в гулянках и застольях – это не про нас
12.05.2025
Все статьи Николай Владимирович Каклюгин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Спасти детей от матерного беса!
По данным ВЦИОМ, за последние 17 лет материться в российском обществе стали больше
25.09.2025
«Нужно формировать устойчивую православную мораль»
Митрополит Константин принял участие в торжествах в честь 85-летия Петрозаводского государственного университета
25.09.2025
Чисторечие против новояза
Русские патриоты должны стать во главе борьбы за русский язык
24.09.2025
«Идти своим путём»
По данным ВЦИОМ, образцы западных стран окончательно потеряли своё значение для граждан России
23.09.2025
Господь на нашей стороне, мы победим
Размышления о состоянии современной литературы и культуры в целом
23.09.2025
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
«Танцы с бубнами» закончились
Теперь продолжение переговоров с США бессмысленно и бесполезно
24.09.2025
«Что ж тут хмуриться? Радоваться надо!»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Собрании игуменов и игумений монастырей
24.09.2025
Глас вопиющего в пустыне
Услышит ли патриарх Варфоломей митрополита Феодосия?
23.09.2025
«Пётр много чего сделал хорошего, но и многое порушил»
Император Пётр I ввёл новый календарь, опираясь на западный обычай, что было его большой ошибкой
23.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Русская история пасхальна
Новый комментарий от Алексей Строев
25.09.2025 06:35
Страхи и страшилки
Новый комментарий от Алексей Строев
25.09.2025 06:33
«Пример Чарли — урок для нас»
Новый комментарий от Александр Волков
25.09.2025 06:09
Чисторечие против новояза
Новый комментарий от Апографъ
25.09.2025 05:14
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.09.2025 02:41
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Тимофеев Александр
25.09.2025 00:17
Комфорт или Родина?
Новый комментарий от Бузина Олесь
24.09.2025 22:34