Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II по согласованию с Правительством Курганской области приступил к разработке концепции целевой комплексной программы «Социально-экономическое развитие и актуализация культурно-исторического потенциала Зауралья». В статье излагается ее теоретико-методологический и практико-ориентированный концепт.
Ключевые понятия проекта
Аграрное производство и аграрные отношения. Собственность. Земельная рента и арендные отношения. Землевладение и землепользование. Местное самоуправление и муниципальное образование. Аграрно-техническая революция. Субъекты хозяйствования на селе. Крестьянство. Рынок и план, протекционизм и открытость в развитии аграрного сектора. Самоопределение, самоорганизация и саморазвитие. Соборность, община, артель. Духовность. Идеал-реализм.
1. Тематический социально-инновационный проект получил девизное название «Земля и люди Зауралья». Его цель - в поступательном и устойчивом социально-экономическом развитии Зауралья для улучшения качества жизни населения. Определение технического задания, обоснование основных целей и задач проекта, содержательных и смысловых аспектов, направлений исследования потребовало прояснения базовых и операционных понятий, их содержание, объем, соподчинение и структурно-функциональные связи, а главное - выверенной методологической основы. В методологическом и теоретическом плане требуется восстановление, реконструкция и актуализация творческого наследия русской религиозно-философской мысли в разработке и практическом воплощении выверенной диалектики духовного и социального в общественном развитии, становлении и достойном самоопределении полноценной личности. Отечественная религиозно-философская мысль и, в частности, идеал-реализм, были адекватным ответом на вызовы времени. Идеал-реализм - это не просто одно из течений и школ в многообразии русской мысли, а главное и ведущее направление всей отечественной духовной культуры, ее вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении нашего национально-исторического своеобразия и призвания. Н.А. Бердяев, один из авторов «Вех» имел все основания утверждать: «Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся».[1] Идеал-реализм содержит все основания целостной и работающей методологии, наиболее адекватной теоретическому исследованию и практическому решению ключевых вопросов современности и самой будущности России, прежде всего в экономике и социальной сфере, образовании и воспитании. Впитав в себя высшие прозрения мировой и русской философской классики, опыт святоотеческого учения, наиболее зрелую, системную и целостно завершенную форму идеал-реализм получил от своей духовности предтечи - славянофильства в учении о соборности и духовной цельности личности А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. В философии Всеединства и Богочеловечества В.С. Соловьева, в творчестве кн. С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н.О. Лосского и И.А. Ильина идеал-реализм утверждается в статусе оригинального учения. Даже русский материализм и позитивизм в определенной степени можно рассматривать своеобразной версией идеал - реализма. В своих методологических позициях, онтологических и гносеологических основаниях, антропологическом, аксиологическом и общем социально-философском подходах идеал-реализм не должен оставаться только в проблемном поле истории философии. Основатель философии общего дела и космического направления в русской научно-философской мысли Н.Ф. Федоров утверждал: «Как мелки и ничтожны те причины, которые разделяют нас ныне, и как глубоки и велики те, что могут и должны соединить нас». [2] Один из виднейших классиков русского идеал - реализма С.Л. Франк в своем исследовании «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» задавался фундаментальным вопросом: «Что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и пр., словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление?» По его убеждению «...этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия; это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности. В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному материализму, всякой попытке биологического или физического истолкования общественной жизни».[3] В своей истинности и полноте дух предстает как осмысляющее основание всякого бытия: «Мы можем сказать, что духовнoe бытие в самом общем его смысле - есть основание и корень реальности непосредственного самобытия. Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине. Духовная сила всегда сверхиндивидуальна, и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми».[4] В соответствие с таким подходом он имел все основания утверждать, что социальная жизнь в своей глубине и сущности является духовной и чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг к другу. В своей работе «Смысл жизни» он приводит известный образ, что люди, как точки радиуса в круге: чем ближе они к центру круга, тем ближе и друг к другу. Именно об этом и как будто для нас писал великий русский ученый В.И. Вернадский в далеком 1920 году: «Замечающийся сейчас интерес к религиозным вопросам, попытки возрождения реального Православия являются фактом громадной важности. Напрасно многие боятся этого как симптома реакции и застоя. Нет. История говорит нам, что человеческая мысль в области научного знания может постигать новое, а не топтаться на одном месте, только если рядом с научным творчеством идет широкое творчество религиозное».[5]
И, пожалуй, никто из русских мыслителей, как Иван Александрович Ильин (1883-1954), с такой глубиной и полнотой не выразил обоснования теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами социальности и быта. Его с полным основанием можно назвать автором теории духовной актологии. В ее целостности «соло» каждой способности сопровождается «хором» всех остальных и возникает «симфония» духа, дарующая полноту миро - переживания и понимания. Это разумное мышление, понимающее объективную истину. Нравственная воля, ориентированная на сотворение добра. Продуктивное воображение и эстетическое созерцание, постигающее прекрасное. Любящее сердце, интуитивно схватывающее объективно лучшее содержание и переживающее его художественно. Верование, укорененное в совершенство Божие. Совесть, оценивающая помыслы и деяния с позиций должного совершенства. Социально-экономическое развитие определяется духовным состоянием человека, его души, его совести. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого общественного и экономического явления, в потребности, интересы и самую мотивацию хозяйственного поведения, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базовым и первичным основанием. Экономическая система, будто в обобществленном или рыночном варианте, вне духовных скреп и социально-этических начал неполноценна и в принципе несостоятельна. По слову Святейшего Патриарха Кирилла на XIII Всемирном Русском Народном Соборе: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей...Безнравственная экономика неэффективна и, более того нежизнеспособна, опасна».[6]
2. Сформирован временный научно-инновационный коллектив (ВНИК) на базе Гуманитарного института Московского государственного университета путей сообщения. В его состав вошли ведущие ученые, доктора наук и профессора кафедр философии и культурологии, психологии, социологии, государственного и муниципального управления, политологии, истории и социальных технологий. В разработке проекта задействованы Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева, Уральский государственный аграрный университет, Шадринский государственный педагогический университет, Уральский федеральный университет имени Б.Н. Ельцина, Челябинский государственный университет, Челябинская государственная академия искусства и культуры, Уральская государственная медицинская академия, Уральский государственный экономический университет. Кураторами и консультантами тематического проекта являются первый заместитель Губернатора Курганской области, директор департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, первый заместитель Председателя Областной Думы и полномочный представитель губернатора Курганской области по вопросам патриотического воспитания. Проект будет представлен на публичную защиту на совместных слушаниях Курганской Областной Думы, Правительства Курганской области и общественности Зауралья.
Земля и крестьянство в судьбе России. Связь с землей - связь с народом. Духовно-нравственный путь развития России определялся и выражался именно крестьянством. Россия не с меча, она с косы и плуга начиналась. Крестьянский скреп народа олицетворял и воплощал духовно-нравственный вектор социально-экономического развития. Только с 1960 года мы стали городской страной. В фокусе общественного внимания и научного исследования крестьянство рассматривается с двух противоположных полюсов. Пишущая околонаучная и асфальтная братия уже похоронила крестьянство. Высказывается даже предложение отказаться от самого понятия крестьянства. Ликвидация крестьянства как класса или сословия подходит к концу. С таким подходом и «прописанной» участью деревни вряд ли согласятся те, кто не понаслышке знают, что такое хлеб насущный, и, особенно, сами труженики, отдающие родной земле все свои силы. В плаче Ярославны больше надежд и упований, чем в этих похоронных стенаниях. Мы уверены в том, что крестьянскому роду не станет переводу. Чужой хлеб оказался горьким. Прилавки супермаркетов вроде бы полны продуктов, а покупать их и употреблять людям приходится с боязнью и страхом. Потребительская корзина больше чем наполовину состоит из импортных товаров.
Земля была и остается основой первичного производства и преодоления фантомно-виртуальной экономики. Ее сельскохозяйственное использование дает современному человеку 98 % потребляемых им натуральных пищевых продуктов. Почвенные и природно-климатические условия сельского хозяйства Зауралья, а главное - его трудовое крестьянство обеспечивает производство высококачественной и экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Динамика урожайности и продуктивности сельского хозяйства в Зауралье имеет положительную тенденцию.
3. ХХ век вместил в себя всю историческую драму и великий подвиг русского крестьянства. Следует осмыслить исторический опыт и уроки аграрных преобразований в России, начиная с крестьянской реформы 1861 года и завершая и современностью.[7] Переломными рубежами в ней стали идеология и практика аграрной реформы П.А. Столыпина, советский опыт социалистического преобразования, деколлективизация и рынконизация современной деревни. На материалах земской статистики, нормативно-правовых документах и архивных источниках будет дан комплексный анализ социально-экономического потенциала Зауралья, практики взаимодействия федеральной и региональной государственной власти с местным самоуправлением в решении сельских проблем. Предварительные результаты Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Зауралью и сопоставление их с переписью 2006 года позволят подвести итоги и уроки преобразований на селе. Проект нацелен на изучение динамики демографической и социальной структуры Курганской области и выработку рекомендаций по народосбережению (М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев), преодолению депопуляции и негативных трансформаций в составе народонаселения, повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Социальный портрет и духовный мир современного крестьянства должен быть ясным и понятным. Крестьянство достаточно полно представлено в русской, советской и современной литературе. В соответствие с задачами проекта необходимо конкретно-социологическое исследование тенденций развития социально-производственных и социально-трудовых отношений в аграрном секторе Зауралья. Изучение кадрового потенциала и «Деловой мира» Зауралья, предприятий различных типов и форм собственности, бизнес - сообщества нацелено на формирование социальной ответственности предпринимательского корпуса, социальное партнерство с позиций соработничества, общественной солидарности, социальной ответственности, здорового духовно-нравственного и социально-психологического климата в сельском сообществе. Сельский трудовой коллектив рассматривается как универсальная формы социализации, практическая школа формирования гражданственности и самоуправленческих начал.
4. Земельный вопрос - в его широком и собственном смысле слова - теснейшими и неразрывными нитями переплетен с экономикой, хозяйством, производством, социальной сферой, характером распределения и уровнем потребления. Если понимать социальное как институты, отношения, интересы и потребности, то своими истоками социальное коренится в духовно-нравственном состоянии общества и человека, является выражением и материализацией духовного. Социальное находит свое конечное и реальное воплощение в общественной и человеческой справедливости, в правильности и истинности экономических отношений. Ф.М. Достоевский связывал решение земельного вопроса со всем общественным устройством России. Критически и прозорливо оценивая итоги и первые уроки крестьянской реформы 1861 г., он писал: «... с тех пор русская личная поземельная собственность в полнейшем хаосе, продается и покупается, меняет своих владельцев поминутно, меняет даже вид свой, обезличивается,- и в какую форму преобразится в конце концов - все трудно предсказать, а между тем, если хотите, в этом главнейший вопрос русской будущности. Это уж какой-то закон природы, не только в России, но и во всем и во всем свете: кто в стране владеет землей, те и хозяева той страны во всех отношениях». Великий русский писатель и философ делает вывод: «... и порядки, и законы, и нравственность, и даже самый ум нации, и все, наконец, всякое правильное отправление национального организма организуется лишь тогда, когда в стране утвердится прочное землевладение». «Более того, - заключает мыслитель, - каков характер землевладения, таков и весь характер нации». [8]
Россия, земля и крестьянство в творчестве И.А. Ильина занимают весьма значимое место: «... природа является колыбелью, мастерской, смертным ложем народа; пространство же есть судьба его и его воспитатель, преддверие его творческого духа, его окно к Богу».[9] И.А. Ильин считал безумным и недопустимым насилием «...носиться с идеей безземельного освобождения крестьян, не помышляя о том, что крестьянин без земли станет беспочвенным наемником, порабощенным и вечно бунтующим пролетарием».[10] В работе «Русский крестьянин и собственность» (1950 г.) И.А. Ильин отмечал, что к началу реформы Столыпина из 12 млн. крестьянских дворов - 4 млн. вели собственное самостоятельное хозяйство, а 8 млн. томились в сельской общине с ее переделами и урезанной личной инициативой. И через десять лет 6 млн. из них захотели своей земли и полной хозяйственной самостоятельности. И они ее получали и получили бы, если бы не революция, национализация, коллективизация. Ильин говорит о «социально-хозяйственных ранах», искусственной теплице (общине), не сформировавшемся инстинкте собственности, искалеченной рыночными отношениями за 50 лет после реформы. Только-только эти раны затянулись и их снова разбередили и снова на сырой воздух. Из 155 млн. десятин - 70 млн. в частной собственности и 80 млн. в сельской общине. Трудовые земледельцы имели почти 80% всех посевов земли частного пользования. Отрыв человека от земли, от родного очага и приковавший его с начала к станку, а затем к компьютеру, породили хищническое и безнравственное стремление нажиться любой ценой. Капитал с его неуемной жаждой потребления задал новый формат общения человека с природой. Приведем суждение И.А. Ильина: «Не связанный с землей, лишенный корней, покидает природу и теряет обязующее и благодатное общение с ней; становится жертвой города и машины. Человек, связанный с землей, остается связанным с природой, породненным с ней. Он думает реально, чувствует и уважает ее законы, вживается в ее насущные потребности, в ее глубокую мудрость. Живая тайна природы будит в нем живое лицезрение Бога и приводит его к Богу»[11] Ильин, как сторонник частной трудовой собственности, выделяет и характеризует «колхозное» и «свое». На первом - крестьянин волынит, на втором - пашет. Колхоз - общий котел, социализированное, коммунистическо-чиновничье, враждебное, источник вечной опасности, нажима и ограбления. Крестьянин мечтает об «орленой бумаге», купчей, скрепленной печатью».
И вот 12 млн. крестьян ее получили. На бумаге, но не в натуре! В итоге постсоветской деколлективизации российское село подверглось массовому раскрестьяниванию. «Внешним» его показателем стало существенное сокращение населения, занятого в сельском хозяйстве. В 1987 году в колхозах, совхозах и других сельхозпредприятиях РСФСР было занято 10,5 млн. человек. Сейчас в этой отрасли осталось лишь 6,4 млн. Но существеннее «внутренние» характеристики раскрестьянивания. У деревни принципиально изменился социальный облик. В сельском хозяйстве теперь заняты, главным образом, две категории: частные собственники и нанимаемые ими работники.[12] По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в крупных и средних сельскохозяйственных организациях было занято около 2,4 млн. человек. Менее 40% из них связано с кооперативами, члены которых являются одновременно тружениками и собственниками, то есть крестьянами. Значит, крестьян в этом секторе примерно 950 тыс. человек. В большинстве же организаций отношения построены по принципу: «работодатель - наемный работник». Социолого - политологическому анализу раскрестьянивания в постсоветской России посвящена обстоятельная статья профессора, главного научного сотрудника Института социально-политических исследований РАН В.И. Староверова. [13]
5. Земля. Собственность. Нормативно-правовые аспекты землепользования и землевладения в современных условиях. В соответствие с Доктриной продовольственной безопасности АПК должен обрести узаконенный статус стратегически важного и приоритетного для страны, с рациональным и эффективным использованием земли. Сопоставительный анализ эффективности и социально-экономического потенциала различных форм хозяйствования на земле позволит выявить возможности личного подсобного хозяйства, крестьянского фермерского хозяйства и казачества, коллективных хозяйств народных предприятий, крупных и малых форм частного предпринимательства. Предстоит решение важнейшей социально-экономической задачи по созданию системы землепользования, обеспечивающую реальную экономическую свободу эффективного использования земли вне зависимости от того, какую форму собственности представляет хозяйствующий субъект.
Необходимо исходить из конституционного положения, что земля в России с ее недрами, лесами, водными и другими природными ресурсами представляет собой сферу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому земли сельскохозяйственного назначения должны находиться в собственности, владении или пользовании тех, кто на них трудится. Основой многообразия типов и форм собственности на землю может и должна стать «собственность для пользования» землей. Сошлемся на зарубежный опыт. В Швейцарии такая собственность называется «правом застройки», в Германии - «наследственным правом застройки», которое предоставляется на срок от 50 до 99 лет. По своей экономико-правовой сути «собственность для пользования» так же надежна и мобильна, как и обычная частная собственность: землю можно продать, подарить, завещать, обменять, сдать в аренду, заложить и передать в качестве доли в уставный фонд. По своему характеру земельные отношения в поселках и, особенно, в городах объективно отличаются от территориально-хозяйственных взаимодействий по поводу земельных ресурсов на селе. Цена сельскохозяйственного земельного участка зависит от его продуктивности и ренты по местоположению. Поэтому важна организация землепользования, эффективное использование институтов коммунальной (муниципальной) собственности и недвижимости. Требуется исследовать природу и функционал муниципальной собственности как разновидности публичной собственности (в строгом правовом смысле она не относится к частной собственности). Назначение муниципальной собственности заключается в том, что она составляет экономическую основу местного самоуправления и соответствующую ресурсную базу для осуществления закрепленных за ним функций и вопросов местного значения. Казна рассматривается как компонент муниципальной собственности и местного хозяйства. В ее составе выделяются финансовую (деньги) и нефинансовую (предметно-вещевую) составляющие, имущество, находящееся в муниципальной собственности и незакрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Анализ муниципальной собственности должен вестись с позиций ее достаточности, пропорциональности и отраслевой структуры имущества.
Изучение практики бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Курганской области имеет целью обоснование порядка распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями, регионом и федеральным центром, устранение диспропорций между источниками финансирования и функциональными обязательствами, закрепленными действующим законодательством на каждом уровне бюджета. Провести финансово-экономический анализ доходных источников бюджета и социальной эффективности расходной части бюджета, изучить факторы, условия и резервы повышения экономической и финансовой самостоятельности муниципальных и сельских образований. Проработать возможности, условия и порядок размещения муниципального займа среди горожан и селян. В целях перспективного планирования местных бюджетов следует на долгосрочной основе определить нормативы отчислений от регулирующих налогов за муниципальным образованием.
6. Особое внимание в проекте уделено труду. Осмысленный труд как служение ближним и Богу воспринимался в нашем народе в качестве незыблемой нравственной нормы бытия. Крестьянский труд выступал служением и спасением человека. На Руси труд искони был больше чем работа. Д.И. Менделеев (1834-1907) в своих «Заветных мыслях» и капитальном исследовании «К познанию России» чётко улавливал различия между ними. Он считал, что удел человека как творца - труд, а не работа, его развитие в том и заключается, чтобы ту часть труда, которую человек производит как работу, замещать работой машин: «Труду принадлежит будущее. Ему воздадут должное, нетрудящиеся будут - и печальная, очень крупная ошибка многих новейших учений состоит именно в смешении работы с трудом, рабочего и трудящегося... Работу можно дать, к работе можно принудить, присудить; труд - свободен был и будет, потому что он по природе своей волен, сознателен, духовен... Работа не творит, она есть только видоизменение единых сил природы... Небывалое, действительно новое даёт лишь труд; его нет в природе, он в вольном духовном сознании людей, живущих в обществе».[14] Занятость и рынок труда на селе зиждется на экономической свободе крестьянина, заинтересованности и ответственности, духовно-нравственной и социально-материальной мотивации высокопроизводительного труда. Лишить производителя свободы - связать ему руки, лишить его успеха. Ф.М. Достоевский называл такую принудиловку «работой со связанными руками». Но и учить крестьянина - то же самое, что советовать с земли пилоту, на какой рычаг ему нажать, обречь его на полет вслепую. В аграрном секторе России и Зауралья происходят неоднозначные структурные перемены. В новых социально-экономических условиях приходится налаживать и восстанавливать механизм сельскохозяйственной кооперации, формирование долговременного и устойчивого заказа на производство сельскохозяйственной продукции, решать проблемы создания промышленно-аграрного кластера и созидания современного технологического уклада в сельском хозяйстве. В условиях продолжающихся санкций и необходимости импортного замещения остры проблемы семеноводства и племенного дела. Опережающего обновления требует кадровый и технико-технологический ресурс развития сельского хозяйства Зауралья. Необходим целостный и комплексный подход к налаживанию эффективной технологической цепи: от зерна, брошенного в землю - до испеченного из него хлеба. Требуется серьезное повышение уровня товарности сельскохозяйственного производства. На селе завязался сложный социальный узел общественных отношений и, прежде всего, комплекс отношений собственности: проблема эффективного собственника, наемного работника, поденщика. В преодолении отчуждения человека-работника от земли, собственности на используемые ресурсы, на процесс управления и организации производства, на результаты своей работы необходим анализ современных форм организации труда в условиях рыночных отношений. Изучение векового опыта исторических традиций общинного, артельного и кооперативного хозяйствования возвращает нас на духовно-нравственный путь социально-экономического развития трудовых коллективов. Предстоит разработать научно-методические рекомендации по осмыслению роли праздника в укреплении духовных уз и социокультурного единства сельского сообщества, народной православной праздничной культуры, обеспечению взаимосвязи праздника с трудом как основополагающей сферой жизненного утверждения человека.
7. Исследование публичной сферы выражения, артикуляции, согласования и реализации социально-значимых интересов основных слоев, групп и структур сельского сообщества. Несомненные преимущества России - общинное землевладение и артельные принципы организации труда. Д.И. Менделеев обоснованно полагал: «Легче совершить все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному». Артельно-кооперативный способ хозяйственно-социальной жизни великий ученый считал наиболее эффективным для России. Ненавидя наживу и эксплуатацию, Менделеев выдвигал собственный идеал народного предприятия. Ими должны были стать «заводы и фабрики, основанные на складочных капиталах, поступивших от самих же работников и потребителей».[15] Предстоит обобщить и осмыслить передовой опыт народных предприятий на селе. Разработка оптимальной институциональной структуры целостного субъекта самоуправления сельского сообщества. Население - крестьяне; занятое - самодеятельное население; незанятое, общественно-деятельное население; коллективы. Деловой мир - бизнес-сообщество. Ученые, преподаватели, студенты-аграрии и экономисты, студенты-педагоги, священнослужители, руководители и специалисты сельскохозяйственных предприятий, местных органов управления сельским хозяйством, фермеры, владельцы образцовых крестьянских подворий, представители деловых и общественных структур. Исследование проблемы взаимоотношений города и сопряженной сельскохозяйственной территории, города и села; взаимодействие и сотрудничество городских и районных администраций, предприятий города и села. Проработка возможностей и перспектив углубления интеграции и создания взаимосвязанного промышленно-аграрного кластера. С исторических, экологических и социокультурных позиций изучить продуктивные моменты опыта функционирования уездного и окружного административно-хозяйственного устройства в царский и советский периоды.[16]
Обоснование целесообразности и выработка научно-методических рекомендаций по повышению социально-административного статуса в едином объединенном окружном образовании. Роль государства в развитии сельского хозяйства. Задачи местных органов управления в восстановлении социально-экономического потенциала аграрного сектора. Местное самоуправление и процесс становления институтов и структур гражданского общества на первично-производственном и территориальном уровнях. Сельский приход сегодня: проблемы становления. Вопросы аграрно-промышленного комплекса в программах и деятельности политических партий, общественных объединений и общественных организаций. Анализ избирательной системы и порядка формирования представительной и исполнительной структуры власти и управления на муниципальном уровне и в сельских поселениях.
В обосновании и определении приоритетов и задач развития общеобразовательной и профессиональной школы, формировании гражданственности местной молодежи следует обратиться к заветам Т.С. Мальцева будущим хлеборобам. В сжатой и ёмкой формуле они выражены тезисом «Школа окнами в поле». Значителен вклад коллектива Шадринского государственного педагогического института, заслужившего даже в непростых нынешних условиях статус университета как регионально - образующего учреждения в подготовке высококвалифицированных и духовно зрелых специалистов-педагогов в культурно-просветительской и общественной жизни Зауралья. Особая миссия в подготовке и закреплении квалифицированных специалистов-аграриев в хозяйствах Зауралья по праву принадлежит Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева.[17]
Деятельность медицинских учреждений и спортивных организаций должна быть направлена на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и утверждении трезвости как нормы жизни. Опорное звено здесь - семья и дети. Где у нас были наиболее многодетные семьи? В деревне. Сама специфика крестьянского труда побуждала к этому. Выработка модели социально-устойчивой (здоровой) семьи и социально-ориентированных, благополучных в духовно-нравственном отношении детей и подростков. Предусматривается организация постоянно действующей выставки в областной библиотечной сети «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ ЗАУРАЛЬЯ В АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА». По особому плану и совместно с редакциями СМИ запланирован цикл статей-публикаций и выступлений-обращений целевого характера ко всем категориям населения области: ветеранам и молодежи, учительскому корпусу, работникам культуры и здравоохранения, а главное, людям труда и созидания, работающим на земле, по ключевым положениям проекта. Начат сбор материалов и подготовка макета календаря памятных дат и знаменательных событий в жизни Зауралья. Алгоритм традиционных круглогодичных мероприятий будет обсуждаться с общественностью Зауралья. [18] Его разработка ведется совместно с Управлением культуры Курганской области, Курганской и Шадринской Епархией РПЦ. Предусмотрено формирование «банка» социальных проектов, инноваций и общественных инициатив активных граждан Зауралья.
8. Рынок и план, протекционизм и ВТО в развитии АПК. Смена экономического и политического курса в России не принесла деревне облегчения. Сельское население оказалось наименее защищенным с точки зрения оплаты труда и получению социально значимых благ по всему по всем параметрам его жизнедеятельности. Рынок теперь охватил практически основные сферы производства и жизнеобеспечения. Но если здраво посмотреть на весь товаропроводящий путь продукта от производителя до конечного потребителя, то на поверку он окажется заблокированным и осложнённым не только произволом монополистов, но многочисленными посредниками, «бумажными», но зато весьма «наваристыми» перекупщиками. И, в конечном счете, цена взлетает в несколько раз! В Москве и С-Петербурге, мегаполисах и крупных городах большая часть торгового оборота идет через крупные торговые сети, где наценки достигают 200% и более. Развитие кооперативного движения позволяет сбить цены, выбивает посредников-перекупщиков, а наши покупатели получают недорогие продукты. Давайте зададимся вопросом: что и почем? То есть, каковы затраты, издержки, себестоимость, стоимость, цена, прибыль. Каков механизм их образования? Вот «священная корова» и вот где таится кощеева игла наживы! Разница в ценах на сельхозпродукцию и ресурсы, приобретаемые крестьянами, получила определение так называемых «ножниц». Ими «стригут» земледельцев под чистую. Как послушных овец. Что приводит к переливу денежных средств из сельского хозяйства в другие отрасли экономики и парализует возможности социального развития деревни. Фактически в течение последних десятилетий деревня продолжает выполнять донорскую функцию. Молоко закупается у производителя за 10 рублей, зерно - за 8 рублей, а до конечного потребителя они доходят в 7 раз дороже. Таков путь рыночного движения товара от производителя к конечному потребителю и такова «цена» или плата, рождённая рыночной экономикой. Для сравнения укажем, что в советские времена в целях компенсации расходов, связанных с обращением товаров, в их стоимость закладывалась торговая наценка. Она составляла не более 15% от розничной цены. За счёт её и финансировалась работа торговли. Сегодня в это даже трудно поверить! Механизм ценообразования, стоимости и себестоимости должен быть прозрачен, ясен и доступен для понимания каждому грамотному человеку. С него необходимо снять завесу так называемой коммерческой тайны, которая оказывается «секретом полишинеля», а на самом деле простым плутовством и прямым воровством. Даже В.В. Жириновский 24 апреля 2016 г. на отчете правительства в ГД РФ ратовал о 20% наценке.
Необходим добросовестный анализ основных звеньев производящей и товаропроводящей сети: от поля и фермы - до прилавка, причин грабительского диспаритета цен и поиск путей его преодоления. Требуются серьезные коррективы ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики в отношении АПК, определение нормативов «нормальной рентабельности», механизма образования стоимости, себестоимости и ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Понятие нормальной рентабельности (доходности, в рыночных категориях прибыльности) должно быть социально оправданно, экономически обоснованно, выверено с финансовой стороны и получить их юридическое закрепление. Справедливо и выверено предложение Аграрной партии о включении в ФЗ «О торговле» положения о соотношении доли в конечной цене за продукцию, оплачиваемую российским покупателем в цепочке - производитель - переработчик - продавец. Оно определено в следующих параметрах для основных видов сельскохозяйственной продукции: производитель - 45-50%, переработка - 35-40%, торговля - 10-15%. Продуманы позиции аграриев в сфере тарифов на коммунальные услуги и, в целом, по социальной защите сельского населения. Следует пересмотреть грабительскую, по сути, практику субсидирования банкам кредитных ставок. Львиная доля государственных денег уходит в банки по оплате ссудного, а точнее - подсудного процента. Ставится вопрос о выходе нашей страны из Всемирной Торговой Организации: «Ничего, кроме убытков, наше вступление туда не принесло. За три года в составе ВТО потери бюджета приблизились к 800 миллиардам рублей, а косвенные - оцениваются в 4 триллиона».[19]
9. Позиционирование Зауралья в условиях формирования рыночных отношений зиждется на активном вовлечении комплекса природных и земельных ресурсов, климатических, территориально-географических условий, транспортно-логистической структуры, актуализации культурно-исторического потенциала как объекта интереса и востребованности целевых аудиторий. Но в решающей степени бренд Зауралья определяется социально-экономическим развитием, эффективностью производства и качеством жизни людей. Подготовлен литературно-публицистический материал для книги «Зауралье в судьбах великих земляков». В возрождении села и былой славы передовых хозяйств особое место занимает нива жизни Т.С. Мальцева, его уроки и заветы. Идет формирование и развитие паломничества по святым местам, туристического и природно-рекреационного потенциала Зауралья. Зауралье воспринимается и позиционируется как социально-хозяйственная организация, функционирующая для блага своих акционеров - жителей, как субъект социально-экономической деятельности, своего саморазвития. Продуктом этой деятельности, в конечном счете, является цена земли, в целом - капитализированный доход от всех субъектов хозяйствования. Маркетинг региона - продажа его потребителям, потенциальным инвесторам и жителям. Более надежной становится транспортная и информационно-коммуникационная инфраструктура Зауралья. Возрастает известность главных брендов, качественная марка: «Сделано в Зауралье» находит все более широкого покупателя. Разработка и реализация проекта направлена на формирование источников и ресурсов, раскрытие движущих сил и возможностей инновационного и технико-технологического развития. Такова основа позиционирования Зауралья, притяжения инвестиций, становления его реальным субъектом в интегративных социально-экономических отношениях Большого Урала, России и Евразийского Союза.
10. Осуществление проекта сопровождается научно-методическим и практическим внедрением рекомендаций и предложений. Планируется разработка сводных и комплексных индексов-показателей и проведение мониторинга для оценки результатов реализации выполняемого проекта. Для повышения социальной и профессиональной компетенции и развития кадрового потенциала намечено проведение научно-исследовательских семинаров (в виде «круглых столов» и других активных форм) по актуальным вопросам государственного и муниципального управления, формирования гражданских позиций и становления сельского сообщества в качестве субъекта своей жизнедеятельности. Предстоит формирование Научного Совета по экономическому и социальному развитию Зауралья. Одним из заключительных этапов проекта является организация, подготовка и проведение Всероссийской научно-практической конференции «Актуализация социально-экономического и культурно-исторического потенциала Зауралья: опыт, проблемы, перспективы». Завершающим итогом исследования станет публичная защита его принципиальных положений, выводов, результатов и научно-практических рекомендаций, предложений по дальнейшей совместной работе.
Ветошкин Анатолий Петрович, доктор философских наук, профессор МГУПС
Пугин Сергей Владимирович, первый заместитель Губернатора Курганской области
Усманов Владимир Викторович, полномочный представитель губернатора Курганской области по вопросам патриотического воспитания, генерал-майор
[1] Вехи. Интеллигенция в России: сб. статей 1909-1910. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1991.С. 39-40.
[2] Федоров Н.Ф. Сочинения/ Сост., вступ. Статья и прим. С.Г. Семеновой. - М.: «Раритет», 1994. С.88.
[3]Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992. С. 12; 126.
[4]Франк С.Л. Непостижимое. Сочинения. М.: Изд-во «Правда». С. 393-394.
[5]Вернадский В.И. Русская интеллигенция и новая Россия/ Из доклада на съезде таврической научной ассоциации/ В.И. Вернадский / Биосфера и ноосфера. Изд-во «Рольф». - М., 2002. С.568-569.
[6]Материалы XIII Всемирного Русского Народного Собора "Будущие поколения - национальное достояние России". Русская народная линия. Декалог XXI / 25.05.2009.
[7] См.: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации; Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"; РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Курганской области от 09 декабря 2013 года № 418-р. О внесении изменений в распоряжение от 2 декабря 2008 года № 488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года»; Бюджет для граждан (к проекту закона об областном бюджете на 2016 год); Россия. Земля. Крестьянство: Материалы Всероссийской Ильинской научно-практической конференции (12-13 ноября 2009 г.). Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009. - В 2-х томах. Т.1 - 497 с. Ред. коллегия: Подгорбунский П.Е.; Суханова С.Ф.; Усманов В.В.; Ветошкин А.П.; Россия. Земля. Крестьянство: Материалы II Всероссийской Ильинской научно-практической конференции, посвященной 150-летию П.А. Столыпина. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2011. - 736 с. Ред. коллегия: Подгорбунский П.Е.; Суханова С.Ф.; Усманов В.В.; Ветошкин А.П.
[8]Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч. - Т.25. С.137-138; Т.21. С.270.
[9]Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 2. - С.375. .
[10]Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина// Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М., 1993. С.48-49.
[11] Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. 2-е изд. - М.: Лента-Пресс, 2003. - 298 с.
[12] Зюганов Г.А. Положение рабочего класса в России // Советская Россия. 2014, 25 сент.
[13]Староверов В.И. Раскрестьянивание: социолого-политологический анализ. Социологические исследования, № 4, Апрель 2010, C. 23-32
[14] См.: Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002.
[15] См.: Там же.
[16] Кокорин А.Г. Становление субъектности городского сообщества: Теория. История. Современность / ред. А.П. Ветошкин - Шадринск: ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», 2011. - 246 с.
[17] См.: Мальцев Т.С. Философия социального оптимизма// Студенческий меридиан. 1982. №10. (беседу записали А. Ветошкин и О. Михайлова); Россия. Родина. Молодежь. Материалы I-х Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29 октября 2008 г.) Научный редактор А.П. Ветошкин. Шадринск: ШГПИ, 2009. - 421 с.; Духовная основа развития российской школы ХХI века. А.П. Ветошкин - редактор-составитель. Екатеринбург - Москва. Уральский институт бизнеса им. И.А. Ильина, 2008. - 123 с.; Проблемы формирования и развития образовательного потенциала современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринск. ШГПИ. 2011. - 370 с.
[18] См.: 1150-летие России: от истоков до современности. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции 2-3 ноября 2011 г. Шадринск: ШГПИ, 2012. - 582 с.; Романовские Чтения Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 400-летию Дома Романовых (Екатеринбург-Далматово, 18-19 июня 2013 г.). - Курган, 2013. - 444 с.; Геополитическая безопасность России: история и современность: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. Ч.2. (Екатеринбург-Шадринск, 27-28 февраля 2014 г.) / Отв. ред. А.П. Ветошкин, А.Р. Дзиов, К.П. , В.В. Усманов, А.В. Шиловцев. - Шадринск: Изд-во Шадринского государственного педагогического института. 2014. - 501 с.
[19]См.: Концепция аграрной политики России в 1997-2000 годах. Под ред. Е.С. Строева. - М.: ООО «Вершина-Клуб», 1997. - 352 с.; Предвыборная программа кандидата на выборах Аграрной партии России; В.Ф. Башмачников. Трудности становления фермерско-кооперативной системы в агропромышленном комплексе России. Статьи joomla блог: Новости АПР. 26.05.2016.; Мобилизация ради победы! Советская Россия. 31 мая, 2016