Весь мир находится сегодня на переломном рубеже. Плацдармом мирового противоборства стала Украина. В нарастающем геополитическом разломе современная Россия противостоит «коллективному Западу» и мировому капиталу. Российский социум начинает выходить из идеологической и социальной неопределенности, решать сложнейшие задачи переустройства самого общества на принципах справедливости, народовластия и восстановления своего национально-суверенного, цивилизационного духовно-нравственного пути развития. Заглох и слинял прозападный гуманитарный бомонд, лопнули мыльные пузыри развращающих ток-шоу. Безвременье не вправе судить историческое время. Потребуются титанические усилия, чтобы вырваться из пут криминально-олигархического, компрадорского капитализма.
Опора на традиционные духовно-нравственные ценности становится определяющим вектором развития нашего общества (см.: Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Указ Президента РФ от 25.01.2023 N 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики»; 2023 год определен Указом Президента РФ годом педагога и наставника). Разрушительный ход, так называемой перестройки и последующего реформирования, принес немалые утраты во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Наиболее опасны необратимые потери в образовании и воспитании. Они несопоставимы с временными утратами в экономике. Чтобы понять подлинную суть реформирования и трансформации нашего общества в либерально-демократическом радикальном концепте, возьмем сферу образования. Российское западничество привело к отчуждению отечественных традиций и ценностей, к подчинению отечественной культуры западным стандартам, нигилистическому отношению к истории и культуре народа России. Стратегическим направлением «преобразований» стали идеи свободы, гуманизации и демократизации, плюрализма, установка на непрерывность постоянных инноваций, навязывание школе метода всеохватного тестирования. Произошла капитализация и коммерциализация образования, превращения его в род услуги. Размыв и разлив образовательного поля в предметном эклектическом наборе привел к подрыву смыслового и содержательного единства образования. Был порушен социальный институт воспитания учащихся. В обнародованном манифесте «Национализация будущего» .Ю. Суркова в постмодернистской форме, по существу, был задан западнический рецепт замены мировоззренческой матрицы российской цивилизации, ее православного духовного ядра, русскости в культуре и образовании. России предписана «… роль соавтора и соактора европейской цивилизации. Производство смыслов и образов, интерпретирующих всеевропейские ценности и называющих российские цели, позволит ментально воссоединить расстроенную было нацию, собранную пока условно-административно, на скорую (пусть и сильную) руку». Куратор Высшей школы экономики, бывший министр экономики Е.Г. Ясин в своей работе, анонсированной в виде доклада «Модернизация экономики и система ценностей», в качестве стратегической задачи обосновывает необходимость коренного изменения традиционной системы духовных ценностей русского народа (Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей. М., 2003. – 81 с.). А в «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» были прямо сформулированы установки, которые «рассчитаны на долговременные цели... для эволюционной смены менталитета общества через школы» (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. – 221 с.).
Результат таких преобразований деструктивен. Школа стала институтом общественного воспроизводства социального неравенства, дала когорты ненавистников России. Высшая школа сработала за постсоветские годы в значительной степени вхолостую. Подрастающие поколения пребывают в состоянии неопределенности в отношении главных смысловых жизненных приоритетов, испытывают неуверенность в проектировании своей жизни. Подорвана положительная ценностная стратегия развития страны, будущего народа – молодежи. Происходит размывание национально-культурной идентичности и целеполагания. С младых ногтей трансформируется духовно-нравственная матрица внутреннего мира личности. Процесс деидеологизации ведет к индифферентности в отношении духовных начал и нравственных ценностей со стороны социальных институтов культуры, образования и воспитания. Порождает в молодежи нигилизм и релятивизм, искажает её социально-нравственную позицию, сводит на нет патриотизм и чувство сопричастности своему народу и его судьбе.
Социальная безответственность и равнодушие ущербны для общества и государства, убыточны для экономики, безнравственны для самого человека, ставят под угрозу суверенитет страны и выживание нации. «Нет больших врагов собственного народа», – говорил первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру (1889-1964) – «чем воспитанная колонизаторами интеллигенция». С.Н. Булгаков (1877-1944) еще в начале ХХ века в статье «Героизм и подвижничество», характеризуя революционно-демократическую интеллигенцию, отмечал, что «… она безрелигиозна, без-национальна, без-государственна, космополитична» (Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). // Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. М., 1991).
Из состояния порушенной системы воспитания следует сделать практические выводы. Требуется возобновление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи.
Ценности есть основа личностного, социального и профессионального самоопределения человека. В них заложена генетика социального поведения. На каких идеалах и ценностях воспитывать молодежь? Не внушать же им дух ростовщичества, торгашества и нещадного индивидуализма, извлечения прибыли любой ценой и за чужой счет. Сциентизм и бесчувственная формализация научного познания тоже мало способствуют выработке и пониманию общественного и личного идеала, духовно-нравственному возвышению личности.
Пора выйти из «соросовского» тумана, покрывшего ядовитыми плевелами отечественное гуманитарное поле «трудами» доморощенных власовцев от науки в структурах «Открытого общества». В условиях отсутствия ясности идеологического вектора в обществоведении царит методологический хаос. Наши идейно-политические ненавистники старательно плетут многослойные паутины противоречивых смыслов, чтобы думающие люди – от обывателей до исследователей – в них запутались. Разорвать порочную паутину смыслов, обосновать и закрепить духовную доминанту бытия человека в координатах культуры и цивилизации исторической России – одна из важнейших задач обществознания.
Практическое решение многих теоретических, организационных и практических вопросов воспитательной работы опирается на выработку научно обоснованной концепции воспитания, ее максимальное сопряжение с жизнью, социальными запросами общества и личными жизненными планами молодежи.
Проблема воспитания должна быть осознана и осмыслена в рамках восстановления, реконструкции и обновления содержания и форм воспитания как особого и важнейшего социального института общества.
Отправным пунктом выработки концепции воспитания является анализ ее исходной ситуации, возможностей и перспектив ее коренного улучшения.
Важнейшими компонентами современной теории и практики воспитания личности являются определение методологии, главных целей, задач и принципов, разработка наиболее существенных аспектов содержания, основных видов и приоритетных направлений воспитания, оптимизации самой технологии и организационно-практической структуры воспитательного процесса.
Самое пристальное внимание необходимо уделить обновлению, обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствию духовному наследию и великим традициям, доставшимся нам не по нашим заслугам.
Весь учебно-образовательный, научно-исследовательский и социально-воспитательный процесс должны быть выдержаны на этом уровне, достойном традиции нашего народа. И российский вуз, говоря словами И.А. Ильина (1883-1954), должен выражать наше национальное своеобразие и наше историческое призвание.
Профессиональную школу следует рассматривать не в узкофункциональном плане подготовки кадров, а в качестве важнейшего института социализации и воспитания личности, духовного воспроизводства будущих специалистов.
Как социальный институт система воспитания представляет собой целостную, сложную и многогранную совокупность различных сфер и факторов, комплекс целей и задач, направлений и средств, методов и форм целенаправленного воздействия основного коллектива и его первичных звеньев, административно-педагогической структуры и общественного самоуправления, а также усилий самого студента на сознание и поведение, формирование социально значимых качеств, способностей, убеждений, знаний и навыков, становление личности специалиста-интеллигента современной формации с прочным запасом духовности.
Требуется теоретически переосмыслить направляющую роль духовно-ценностного начала в человеке, его определяющее значение в образовании и воспитании социально-созидательной, активной жизненной позиции, творческого интеллекта, потребности самосовершенствования личности.
Концептуального осмысления требует обновление и восстановление комплексного подхода к воспитанию с позиций формирования целостного субъекта планирования, организации и управления воспитательной деятельностью.
Следует обосновать структуру и основные элементы целостного субъекта воспитания. Определить место, роль и функциональный потенциал каждого звена в координации и оптимизации воспитательного процесса.
Провести научную инвентаризацию прежних и современных форм и методов воспитательной работы, обосновать критерии ее эффективности.
Воспитание базируется на органическом единстве нормативно-целевого и личностно-развивающего подходов к постановке и организации воспитательной работы.
Системность организационно-практического воплощения содержательных и сущностных моментов образования и воспитания требует целостности, непрерывности, преемственности и поступательности, практичности, актуализации и альтернативности, исключающей интеллектуальное и воспитательное насилие, навязывание определенной системы ценностей.
Все начинается с человека, с его воспитания и образования, с его внутреннего духовного мира. Вот почему Святитель Феофан Затворник называл воспитание «самым святым из всех святых дел». Образование является сферой развития как идеального человека, так и общества в целом. Это двигатель и механизм развития всех других сфер общества, и поэтому оно на деле должно стать из ведомства (отрасли) сферой целостной общественной практики. Воспитание и образование, в отличие от других сфер общественной жизни, полностью погружены в духовное основание, пронизаны духовным началом и в концентрированном виде выражают уровень духовности.
Именно в формировании духовности зиждется сердцевина воспитания. Иначе, по слову святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь учащемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству (Сборник пленарных докладов XI Международных Рождественских образовательных чтений. РПЦ. Отдел религиозного образования и катехизации. М., 2003, с.4).
Поэтому главное внимание и основные усилия всех институтов, уполномоченных обществом на сложнейший труд образования и воспитания, должны быть нацелены на преодоление дефицита духовности.
Воспитание следует рассматривать в контексте социализации ее сущностным и ведущим началом. Социализация – не механическое наложение на личность готовых социальных форм (функций, ролей, статуса), не простое взаимодействие или сумма внешних влияний макро- и микросреды.
Особо сложный и противоречивый характер приобретает социализация новых поколений, вступающих в жизнь как на личностном, так и на социально-групповом уровне. Различают разные этапы, ступени и фазы социализации (первичная, вторичная, семейная, гражданская, социокультурная и т.д.).
Первые признаки социальности проявляются уже в младенчестве и раннем возрасте. Личность даже ребенка формируется задолго до появления его на свет, так как мысли, ощущения, переживания матери передаются ребенку. А взять лишь один год, допустим, первый класс школьной жизни — какие изменения происходят в личности первоклассника, его внутреннем мире? А за десять лет полноценной средней школы и за последующие ступени профессионального образования и социального становления?
Социализация – это целостный, внутренне противоречивый, непрерывный и практический в своей основе процесс становления молодежи как особой социально - демографической общности на основе всего круга специфических общественных отношений, в которые она включается в процессе своей жизнедеятельности. От ее собственной активности, сознания и самосознания во многом зависит «конечный» результат социализации.
Сущностные моменты социализации выражают критические точки (узлы), которые человек проходит в процессе своего социального становления и самоопределения. Речь идет о социальных позициях и месте молодежи в системе воспроизводства социальной жизни, сформированности и объективности ее потребностей и интересов, духовно-нравственных основаниях, ценностях и социокультурных ориентациях, идентификации и самоидентификации в основных сферах жизни.
Воспитание при этом является ведущим и определяющим началом социализации. В основу образования должен быть положен тот Образ, Первообраз, которому необходимо подражать, следовать, стремиться к его воплощению в своей жизни. Без Образа может быть только безобразие, хотя и в привлекательной упаковке. Воспитание в своей корневой основе восходит к слову «питать» (и не столько тело, сколько душу и дух человека).
В самом общем виде социализацию в процессе социального творчества и становления социальной субъектности личности схематически можно представить следующим образом:
Ильина о воспитании в грядущей России
140-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина )
Проблемы сути, назначения и цели человека, смысла его жизни в отечественной философии, культуре, религии подняты до предельных оснований человеческого бытия. Непреходящую ценность и все возрастающую актуальность в духовно-ценностном самоопределении современной молодежи приобретает творческое наследие в целом и одна из последних работ Ивана Александровича Ильина «О воспитании в грядущей России» (Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 гг. В 2 т. М., 1992, с. 142-152). Чтобы справиться с этой «претрудной задачей», по выражению самого мыслителя, мы должны высказать и письменно (по возможности и печатно!) закрепить в отчетливых и убедительных формулах то, чему нас научила история, чем нас умудрила патриотическая скорбь (Там же, с. 143). Спустя семь десятилетий после написания этой статьи великим патриотом и государственником России, страна вновь переживает лихое время. Длительность и системность общественного кризиса во многом порождена кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека. Все это с особой остротой ставит проблему духовно-ценностного самоопределения молодежи в условиях модернизации общества в целом, в том числе и высшей школы. Модернизация была сведена к простому заимствованию стандартов Запада. Отечественные традиция вытеснялась и пресекалась. В результате большинство граждан, особенно молодое поколение, находится в состоянии неопределенности относительно главных вопросов смысла жизни, испытывая неуверенность в проектировании своей жизни. В народном сознании происходит размывание национально-культурной идентичности и целеполагания, что подобно деперсонализации личности. Особую актуальность и значимость имеет для высшей школы, образования и воспитания будущих специалистов решение проблемы соединения культурной традиции с процессами модернизации и обновления.
Речь идет об идеях, идеалах, целях и ценностях, нормах и традициях, которыми осмысляется и освящается жизнь. Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата отмечено определение духа в его существенных моментах в трудах И.А. Ильина: Главное в человеке — это дух, его духовное состояние, в котором человек живет главными, благородными силами и устремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание и осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Богом – в умозрении, молитве и таинстве, словом, на том, что человек признает высшим и безусловным благом (Ильин И. А. Основы христианской культуры // Собр. соч. Т. 1. М., 1993, с. 301). Ильин описывает и раскрывает дух как то, что значимо в душе, как потребность священного и как радость верного ранга, как дар молитвы, как силу поющего сердца, как жилище совести, как местонахождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры. Главное для него — проникнуть в философский, религиозный, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа: Внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного. Ныне это должно считаться аксиомой всякой культуры и особенно христианской культуры (Там же).
В отличие от секулярно-философской линии продуктивно решение проблемы абсолютного основания духовного и ценностного единения людей из определенной методологии. Человек, конечно, соткан из природного материала, из «остывшей звездной пыли». Но природное снято в нем над природным, в социальном. Социальное содержание в человеке снято в духовном. Бог говорит в человеке голосом его совести. Человек есть духовно-нравственное, верующее, «религиозное существо». Таким он воспринимал себя уже на заре истории. Взор с вершины блокирует тупики редукции и релятивизма, снимает ценностно-смысловую слепоту в подходе к человеку и социуму. С позиций вертикали «божественное – духовное – социальное – природное» ясным становится понимание удельного веса основных компонентов бытия человека общества в постановке и решении узловых вопросов хозяйственного и социального устроения, культуры, образования и воспитания.
Чтобы личность учащегося, студента, будущего молодого работника и специалиста состоялась, необходимо в полную меру задействовать все его творческие силы, разум, знание мира, природы, людей и общественного устроения, веру и волю к совершенству. Ведь именно в сердце человека вершится самое главное, предметное и значимое состояние. В подростковом и юношеском возрасте нелегко понять, обосновать и принять для себя иерархию истинных ценностей человеческой жизни. Это весьма непросто сделать даже в координатах гуманизма и самодостаточности человека как меры всех вещей, его свободного и гармоничного развития как первейшей цели и самоценности.
Подлинность и истинность ценностей человек смолоду должен выстроить не только в отношениях субъективного, относительного и изменчивого порядка. Каждого человека отличает внутреннее стремление выхода в предельные основания человеческого бытия, за рамки временной и событийной жизни, к абсолютному основанию, прорыв в сферу вечного и бесконечного. Высшие ценности определяют содержание духовности. Они формируют образ должного совершенства в виде идеала, объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой наполненности жизни человека.
В духовной сфере личность приподнимается над повседневной суетностью, исходит из надындивидуальных, а не узко социальных или корпоративных потребностей и частных интересов. Человек приближается к объективно значимым и высшим ценностям: Бог, Родина, добро, любовь, истина, красота, любовь как их связующая нить. Дух как воля к совершенству, качеству, мастерству, художеству, щедрости, нравственности и любви есть тот «идеальный ген», который кодирует и направляет поведение как народа в целом, так и отдельного человека. Можно сказать, что духовное не только окрыляет, одушевляет, осмысляет и выпрямляет, освещает, но и освящает весь жизненный путь человека.
И никак нельзя согласиться с имеющими место суждениями, что вопросы смысла жизни, – это пустые иллюзии и не следует забивать ими головы учащихся. Главное: что положить в основу воспитания? Какой ценностно-смысловой ряд должен определять характер и направленность воспитания? Против такого упрощенного подхода восстает не только совесть и долг учителя, но и весь духовный опыт народа. Когда у человека нет смысла жизни, больших целей, он скатывается по сотне опасных дорожек, одинаково для него губительных. Чисто сциентистский подход мало что общего имеет с гуманизацией образования. Отсюда ясно, – предупреждал Н.О. Лосский, – что обезбожение, обездушение и обезмысление мира есть дело мнимой научности.
И.А. Ильин дает глубокую характеристику объективной цели человека как высшей жизненной ценности. Он считает, что субъективную цель имеет каждое существо на земле, в том числе и человек. Но нужно иметь в виду и объективную цель в жизни, по отношению к которой все субъективные цели являются лишь подчиненным средством. «Это и есть великая и главная цель человека, осмысливающая всякую жизнь и всякое дело, цель на самом деле прекрасная и священная — не та, ради которой человек гнется, старается и богатеет, унижается и трепещет от страха, но та, ради которой действительно стоит жить на свете, ибо за нее стоит бороться и умереть. Жить предметно, значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придает жизни высший, подлинный смысл» (Ильин И. А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 гг. В 2 т. М., 1992, с. 145). Поверять духовным повседневно-житейское, сопрягать духовную высоту неба с прозаическими земными делами — вот сверхзадача образования и воспитания, человеческого творчества, формирования души, становления личности. Именно здесь требуется постоянный и напряженный труд души. Душа обязана трудиться и день, и ночь. Душа непосредственно связана с жизнью конкретного человека, наполнена переживаниями, чувствами, взглядами и является социально-психологическим выражением временного потока событий, в которые он вовлечен.
Путь к духовной очевидности и достоверности — великое и претрудное дело. Ответственна и почетна миссия учителя в том, чтобы открыть души учащихся для высокого духовного измерения жизненных обстоятельств, побудить их к приятию объективно-совершенного, к поиску верного направления в их обретении, прежде всего, в поле отечественной культуры, истории, государственности, хозяйствования, науки и религии. Сон разума рождает чудовищ, но и буйство разума тоже может породить чудище. Нищие духом, стоящие у пультов управления сложных технических агрегатов, не в состоянии обеспечить безопасные режимы работы. Рационализация жизни, цивилизация без гармонии с верой, опустошает человека. Уровень духовности определяется степенью ясности и полноты осознания высших ценностей и следования им в жизни.
Конкретными показателями уровня духовности являются направленность воли к совершенству в непосредственных видах и формах жизнедеятельности человека, степень развития и реализации нравственного и религиозного сознания, наличие национально-исторического самосознания и усвоения отечественной культуры. По выстраданному и глубокому убеждению И.А. Ильина, грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании» (ныне обозначаемым... пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений без отрыва от духа, совести, веры и характера. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь (Там же, с. 143). Он выражает уверенность в том, что Россия выйдет из кризиса и возродится к новому творчеству и новому расцвету через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности.
При этом, он проницательно замечает, что вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы и блюсти эти законы. Именно этим определяется путь грядущей России. Ей нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться к сердечной и предметной свободе. Эта директива — на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России (Там же, с. 144).
Духовность может и должна быть предметной: ее не следует путать с идеологическими доктринами и теоретическими спекуляциями. Предметность духовности обеспечивается жизненным утверждением, созиданием и бережным отношением к лучшим традициям и духовно-нравственным ценностям народной культуры. Так в чем же Ильин видит главную, предметную и священную цель, придающую подлинный смысл жизни, ее высшую ценность? Единый и великий предмет истории заключается в служении некоему высшему делу на земле, Божьему Делу, «прекрасной жизни», по слову Аристотеля, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. И вот в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и в воспитании; в церкви и в вере; в труде и в хозяйстве; в праве и в государстве; в науке и в искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей (Там же, с. 146).
И воспитание человека тем лучше и глубже, чем больше оно сообщает ему это умение. Предметность и конкретность воспитания в соответствующих знаниях и умениях, навыках и способностях Ильин раскрывает через формирование любовно-творческого отношения к природе, самовоспитание, строительство семьи и дружбу двух людей, хозяйственное вдохновение, чувство ответственности и вины, совестный акт, научную совесть, художественное созерцание, молитву и церковное сознание. Сердцевиной воспитания было и остается формирование нравственности, не только различение добра и зла, но и преодоление зла, прежде всего, в самом человеке. Становление человека как личности и субъекта социального творчества — сложный, непрерывный, внутренне противоречивый, целостный и многоуровневый процесс, практический в своей основе.
Студент вырастает как личность не параллельно учебному процессу и другим факторам его жизнедеятельности. Поэтому явным анахронизмом следует считать бытующее разделение воспитательной работы на учебное и внеучебное время, представление о некоей особой внеучебной воспитательной деятельности или сведение воспитания только к отдельным мероприятиям, проводимым кураторами, кафедрами гуманитарных дисциплин, деканатами и ректоратом.
«Силовые линии» воспитательного воздействия должны задаваться и целенаправленно проводиться через основные формы учебного процесса, научного поиска, общественной самоорганизации и творческой жизнедеятельности студентов. Процессы воспитания, формирования и развития личности студента происходят во всех звеньях его жизни и на всем ее протяжении.
Исходным основанием системы образования и воспитания личности служит ее субъектная характеристика применительно к ее конкретному носителю на той или иной стадии социально-возрастного, социально-профессионального и в целом жизненного самоопределения.
Субъектная характеристика личности студента должна быть развернута и реализована в целостности и органической совокупности необходимых свойств, способностей и качеств духовно-ценностного самоопределения, профессионально-предметного наполнения, деятельностного, коммуникативного, психолого-педагогического и социально-гуманитарного компонентов образования и воспитания.
Результатом целенаправленных усилий в духовно-нравственном воспитании должен стать выпускник российского вуза, который являл бы собою культурного человека, нравственную личность, творческую индивидуальность, достойного гражданина, профессионально и социально компетентного работника, патриота России.
Выработка субъектной характеристики личности позволяет более предметно определяться в основных направлениях (видах) воспитания. Они выступают в роли своеобразных «рабочих полигонов» для ее реализации. В соответствии с личностным и социальным запросами общества правомерно выделение ведущих направлений в системе воспитания: нравственное развитие личности (занимает центральное место в системе воспитания); формирование человека культуры в поле российской традиции и культуры (профессионально-производственной, экономической, политической, правовой, экологической, социальной, семейной, межнациональной, религиозной, прежде всего православной, культуры здоровья, быта, досуга); трудовое, профессиональное и экономическое воспитание; формирование целостного миропонимания и современного мировоззрения с позиций цельности, полноты, обоснованности смысла жизненных ориентаций и свободного самоопределения личности на базе высших духовных и культурных ценностей и традиций России, сопряженности общественного и личного идеала; формирование социальной и гражданской компетентности, поддержка различных форм самоорганизации обучающихся; воспитание патриота России и достойного гражданина; воспитание живого правосознания и правовой культуры личности, уважения к закону; противодействие негативным социальным процессам; воспитание социальной солидарности, социальной справедливости, коллективизма и взаимопомощи в единстве с развитием свободной индивидуальности; физическое развитие человека и формирование здорового образа жизни.
В становлении и воспитании личности как субъекта социального творчества особенно опасны редукционизм (сведение высшего к низшему), релятивизм, прагматизм и утилитаризм во всех сферах жизненного самоутверждения человека. Становление и развитие личности в общеобразовательной и профессиональной школе является не вторичным и сопутствующим, а определяющим моментом образования и обучения, основной целью всего образовательного, профессионально-подготовительного и социально-воспитательного комплекса учебного заведения.
Воспитание в своих основных направлениях и формах должно исходить из необходимости восстановления в законных правах и приоритетных началах ценностного сознания и духовного возвышения в развитии личности, воспитания способностей и потребностей к самовоспитанию. Верховенство духовно-нравственного начала, ценностных форм сознания и самосознания призвано определять и направлять развитие творческих способностей личности: формирование культуры мышления, направленной на постижение истины; формирование нравственных волевых способностей и устремлений к различению добра и зла; продуктивного воображения, созерцания и созидания красоты; обретение веры как воли и устремленности к совершенствованию человека.
Культивирование (взращивание) всеобщих продуктивных творческих сил и способностей должно быть доведено до индивидуального, личностного выражения, формирования личностного достоинства и чувства самоценности человеческой личности, для компетентного решения профессиональных задач, осуществления социальных и гражданских функций, верного служения народу и Отечеству.
Духовная основа, ценностный фонд и мировоззренческие координаты самоопределения человека, то, что И.А. Ильин называл первичными силами души (Ильин И. А. О русской идее. // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. Т.1. М., 1992, с.329), призваны формировать и развивать в человеке творческий, личностный, субъектно-образующий и социально-гуманитарный потенциал всего профессионально-подготовительного, культурно-образовательного и социально-воспитательного комплекса вуза как единого и целостного организма. Он резко осуждал формирование «обще-человека», «перекати-поле», не укорененного сердцем, умом и совестью в родное — культуру, Отечество, природу, в свою Родину, большую и малую. Иначе мы получим человека без единого пятнышка национальной самобытности, способного прижиться «гражданином мира» и космополитом на любых широтах и меридианах.
По Ильину «… всякий общественный строй разумен, социально справедлив, прочен и эффективен, когда держится на соответствующем ему духовном основании (Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.2. Кн.2. М., 1993). Важно понять суть общества, к которому мы стремимся, как духовно-социальное образование. Наши идеалы, цели и ценности, которыми мы вдохновляемся и руководствуемся. Понять и осмыслить его как духовно-социальное образование в целостном контексте российской цивилизации и культуры. Феномен цивилизации берется сегодня в качестве ключевого понятия в понимании исторического процесса. Его концептуальная неопределенность и размытость снимается рядом существенных уточнений.
Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества и человека должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций. В этом аспекте значимо выступление В.В. Путина 21 октября 2021г. на заседании международного клуба «Валдай» с его повесткой «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство». Глава государства впервые заявил открытым текстом о несостоятельности капиталистической системы, навязанной России три десятилетия назад: «Все говорят о том, что существующая модель капитализма – а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран – исчерпала себя, в её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий. Тем более что кризис, с которым мы имеем дело, – концептуальный, даже цивилизационный».
При всем идейно-социальном многообразии сегодня доминируют две ключевые идеологемы общественного развития - капитализм и социализм.
Россия не может существовать без государственной идеологии, без национальной идеи. Пора осознать необходимость оформления и принятия государственного правового акта, раскрывающего суть национальной идеи России, отразить в нем роль русского народа в деле единения всех народов России, законодательного закрепления, защиты и практической реализации этих опорных положений. Выдумывать Национальную Идею не нужно. Ее духовно-нравственные скрепы и социальные конструкты обоснованы и сформулированы нашими великими предками. Ее нужно лишь восстановить, оформить, законодательно принять государством и следовать ей. Даже социалистическая версия материалистического воплощения национальной идеи, по глубокому замечанию немецкого философа-русофила Вальтера Шубарта (1897-1942), приобретала все-человечность: «Русские имеют самую глубокую, по сути, и всеобъемлющую национальную идею − идею спасения человечества» (Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000).
Необходимо умело и творчески использовать великий созидательный опыт советского народовластия в практическом решении насущных и злободневных проблем, в стратегическом видении нашей Победы и будущности российского социума и человека. Не знать и не понимать такого императива - не научно! Не руководствоваться им практически – недопустимо и гибельно.
И.А. Ильин сформулировал общенациональную идею духовного возрождения России как государственно-историческую, государственно-национальную, государственно-патриотическую, государственно-религиозную. Заключим словами, ставшие его гражданской молитвой: «Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение – от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, – служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию – не «маммоне» и не «начальству», «не личной похоти» и не «партии», не «карьере» и не просто «работодателю» – но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству. Ее оправданию перед лицом Божиим». В качестве общего вывода по восстановлению и реконструкции социального института воспитания приведем чеканную формулу Ивана Ильина: «Жить и действовать – так значит жить и действовать согласно главному, предметному призванию русского человека, т.е. службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей» (Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Собр. соч. В 10 т. Т.7, с.454; 492-495).
Ветошкин Анатолий Петрович, доктор философских наук, профессор Российского университета транспорта, Москва
1.
Весь вопрос в том, - как создать новое мировоззрение, новую парадигму так, что бы не ломать через колено существующую парадигму.
Вот в чем вопрос.