Размышления в День России

День рождения Древнерусского государства в праздник Рождества Богородицы

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
943
Время на чтение 46 минут

21 сентября 2021 г. нашей Родине, России, исполнилось 1159 государственно оформленных лет! День рождения Древнерусского государства промыслительно совпадает с Рождеством Богородицы.

Из 264 государств современного мира всего на двух руках вы пересчитаете страны, которые имеют тысячелетнюю историю. Мы исходим из особой значимости памятных дат. Необходимости приобщения к подлинной истории нашего народа, его духовно-нравственным корням в социальном устроении и хозяйственной жизни. Глубокого постижения национального своеобразия и исторического призвания России.

Актуальным и значимым представляется предлагаемый спецкурс «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ». Его тематический выбор и проблематика обусловлены социально-экономической неопределенностью и кризисной трансформацией современного общества.

  1. ВВЕДЕНИЕ

В исторической поступи России формировался ее духовно-нравственный путь, национально-культурный код, выражался цивилизационный выбор. И он берется сегодня на уровень государственной политики, что укрепляет надежду в отношении великого будущего России. Единственно верный выбор — стратегия, основанная на укреплении цивилизационной идентичности России.

Весьма затруднительно квалифицировать сущность современного российского общества, характеризовать его социально-экономический и государственно-политический строй, идеологию. Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества и человека должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций. Важно понять суть общества, к которому мы стремимся, как духовно-социальное образование. Наши идеалы, цели и ценности, которыми мы вдохновляемся и руководствуемся.

В известном смысле можно констатировать, что какая бы проблема общества и человека ни была в фокусе гуманитарных наук, в каких бы направлениях и формах познания ни ставилась и ни решалась, она завершается выходом в идеологию, в общественные теории, в социальную и хозяйственную практику, в жизнь людей. Предметом нашего осмысления должны стать все сферы жизнедеятельности российского социума и человека. Взять экономику, которая по выражению Ивана Александровича Ильина, «… представляет собой большое незасеянное и невозделанное поле». Хозяйство, экономика, производство, труд — самая глубокая детерминанта и самая неизменная константа общественной жизни, проходящая через все социально-исторические и формационные изломы общественного развития. Вслед за С. Н. Булгаковым мы вынуждены признать экономизм самой отличительной чертой «исторического самочувствия нашей эпохи». Требуется духовно-нравственное постижение экономики: социально-хозяйственного уклада и способа производства; основополагающих феноменов хозяйственной жизни: человек, труд, собственность, богатство, достаток; главных факторов производства; свободы и творчества хозяйствующей личности; духовно-нравственной ясности целеполагания, принципов и приоритетов социально-экономической стратегии.

Духовно-нравственный путь развития России. Под таким высоким девизом совместными усилиями Екатеринбургской и Верхотурской, Тюменской и Тобольской, Курганской и Шадринской Митрополий Русской Православной Церкви, в творческом содружестве с вузами и академическими учреждениями, органами власти и местного самоуправления и общественностью с 2000 года проведено до двадцати Международных и Всероссийских Ильинских научно-богословских чтений и конференций. (Екатеринбург, Омск, Тюмень, Курган, Далматово, Шадринск, Москва). Аудитория состоявшихся форумов превысила десять тысяч человек, а общий объем изданных материалов чтений и конференций в тематических выпусках научно-публицистического журнала «Русский экономический вестник» и монографических работах составил свыше шестисот печатных листов. Сформировался представительный и постоянно растущий авторский состав и активных участников Чтений и конференций, выросший в духовно-просветительское содружество ильиноведов. В его работу которого активно включились ученые, преподаватели, аспиранты, студенты, священнослужители, представители деловых кругов, органов власти и местного самоуправления.

Ильинские Чтения получили признание и заслуженный авторитет научной и православной общественности не только в России, но и далеко за ее пределами. В работе Чтений приняли участие представители второй волны и постперестроечной русской эмиграции из Австралии и Аргентины, Канады и Швейцарии, Германии и Чехии. Особо желанными гостями стали ученые и священнослужители из Казахстана и братской Беларуси. Вся Россия – от Москвы и до окраин – горячо откликнулась своим участием в Ильинских Чтениях: от Владивостока до Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы, Красноярска, Омска, Ростова-на-Дону, Тюмени и Югры, Челябинска, Кургана и Шадринска. Урал как опорный край державы и хлеборобное Зауралье в трудный час России сохраняют и ограняют в наших сердцах и умах духовно-нравственный вектор исторической поступи России.

Как заложить духовно-нравственный вектор в образование и воспитание, в труд и хозяйство, во все сферы жизнедеятельности общества и человека? Как преодолеть дефицит совести - самый блокирующий фактор социального и экономического развития?

Вашему вниманию и творческому обсуждению предлагаются ключевые и узловые проблемные вопросы в актуальности их истории и современности:

1.периодизация российской истории: основания и критерии;

2. сквозные линии и связующие скрепы исторической поступи России;

3. православие в исторической судьбе России;

4. имена и деяния великих сынов России;

5. национальная идея в духовном самоопределении и образ будущей России;

6. русская культура и наука в творцах, идеях, образах и смыслах;

7. духовно-нравственный миропорядок русского хозяйствования;

8. основные контуры и приоритеты социально-экономической стратегии.

Поиск ответов на эти фундаментальные и злободневные вопросы определил мировоззренческий и социально-практический диапазон духовно-нравственных размышлений предлагаемого Вам авторского курса. Истины веры, помноженные на разум науки и воплощенные в духовно-нравственный миропорядок жизнедеятельности общества и человека определили логику и структуру предлагаемых вопросов для обсуждения. Если вчувствоваться, внимательно вслушаться и вдуматься в их смысл и содержание, становится предельно ясным: все они выстроены по осевой линии восстановления и актуализации духовно-нравственного пути развития России.

  1. К МЕТОДОЛОГИИ ОСМЫСЛЕНИЯ

Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека. Кризис, переживаемый нашим народом, беспрецедентный по своей длительности, системности, глубине и остроте своих проявлений, достигающих пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека, непомерности социальной и человеческой платы за так называемое реформирование – в основе своей духовный. И только поверхностный взгляд на его экономические проявления, социальные нестроения, политические и даже идеологические выражения не замечает принципиально духовную природу кризиса. И он поразил в первую очередь молодежь! Глобализм, прагматическая и индивидуалистическая установка только на успех, культ гедонизма, распущенность, вседозволенность, иллюзия свободы, духовное обнищание – бич современной молодежи.

Культ безграничной свободы, крайнего индивидуализма наряду с апологией изощренного потребительства, насаждаемые на протяжении десятилетий массмедиа и звездами шоу-бизнеса, сформировали гедонистский и в значительной мере пацифистский менталитет российской молодежи. И.А. Ильин резко осуждал формирование «общечеловека», «перекати-поле», не укорененного сердцем, умом и совестью в родное - культуру, отечество, природу, в свою Родину, большую и малую. Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) принадлежал к категории мыслителей, по-настоящему избранных. Он гармонично соединил в себе духовный огонь православия, чувство слова А.С. Пушкина, провидение и совестной акт Ф.М. Достоевского, волевое начало А.В. Суворова, государственный ум П.А. Столыпина и логическую мощь Гегеля. Соединил в мелодию «поющего сердца», в ясное до «духовной очевидности» умозрение самых главных предметов. «У него есть чему поучиться. И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие - предметно компетентные и ответственные - учители и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем».[1] Иначе мы получим человека без единого пятнышка на­циональной самобытности, способного прижиться «гражданином мира» и космополитом на любых широтах и меридианах.

В современном методологическом и цивилизационном противостоянии требуется разворот на восстановление, реконструкцию и актуализацию творческого наследия отечественной мысли в разработке и практическом воплощении выверенной диалектики духовного и социального в развитии общества, становлении и самоопределении полноценной личности. «Свойства русского национального духа указывают на то, что мы призваны творить в области религиозной философии… Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся» – декларировали авторы «Вех» еще в 1908 году.[2] Понадобился век трагических и героических испытаний, взлета и упадка, созидательных свершений и социальных катаклизмов, чтобы приблизиться к осознанию этого пророческого напутствия. И, пожалуй, никто из русских мыслителей, как Иван Ильин, с такой глубиной и полнотой не выразил обоснования теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами социальности и быта. В самом центре философского, религиозного, социально-хозяйственного и государственно-правоведческого духовного наследия И.А. Ильина находятся русский народ и Россия в их историческом своеобразии и национальном призвании. Россия – вот главный предмет, который по Ильину должен «завладеть тканью нашей души и состояться в ней». Вместо мертвенной, схоластической и догматической интерпретации внешней, поверхностной и видимой материальной стороны бытия мира и человека идеал-реализм Ивана Ильина служит методологией духовного постижения жизни в ее внутреннем, глубинном и сокровенном смысле и существе.

Развитие общества определяется духовным состоянием социума и человека. Идеал-реализм - не одно из течений и школ в многообразии русской мысли, а главное и ведущее направление всей духовной культуры, ее вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении нашего национально-исторического своеобразия и призвания. И он должен быть положен в основу постижения общества и человека, государства, экономического и социального устроения жизни, ее одухотворения. Ценностные основы бытия человека и общества, все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования и воспитания могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление наличного уровня духовности.

Классики обоснованно полагали историю единственной наукой. Поэтому так важно формирование исторического сознания и самосознания народа, особенно, вступающих в жизнь новых поколений. Историческое сознание сегодня зыбко, шатко, рыхло, путано, разорвано. Все временно, условно, когда оно не вечно, безосновно! Актуален в своей прозорливой правоте Н.В. Гоголь (1809-1852): «Велико незнание России посреди России».

Чтобы выйти из нарастающих коллизий разорванности исторического процесса и современности следует обратиться к фундаментальной и конструктивной идее русской цивилизации. Она воплощает в себе непреходящие константы, сквозные линии, сущностные черты и цивилизационный код исторического само бытия России. Их понимание необходимо закрепить в ясных позициях, транслировать и воспроизводить через систему гуманитарного образования. И самое главное – восстановить сердцевину образования и воспитания, соответствующую духовно-нравственному миропорядку, традициям и выверенному историческим опытом России социокультурному строю жизни, определиться в ценностных основаниях, целевых установках и содержательном поле образования, приступить к разработке и изданию нового поколения отечественной литературы, отвечающей этим требованиям.

Духовно-нравственный вектор развития страны требует воссоздать ее образ не только в зеркале нашей героической и драматической истории, но и в фокусе узловых проблем современности. Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный путь развития. И никто за нас его не пройдет. России не треть века постсоветской демократии, и не послеоктябрьское столетие, и не четыре века с преодоления «смутного времени». И следует глубоко осознать, что сорок пять поколений наших пращуров выковывали национально-историческое бытие нашего народа, хозяйственный и социальный уклад жизни, нашу государственность, науку, образование и культуру. Все этапы героического, созидательного и одновременно драматического исторического пути (всех семи «Русей» – от языческого и мифологического периода - до современной постсоветской России) должны быть поняты, оценены и осмыслены.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (1929-1994), характеризуя состояние современной академической историографии, отмечал, что ей присуще странное сочетание фактологической полноты, тщательности и мышиной кропотливости с удивительной концептуальной бескрылостью, беспомощностью, своеобразным «мировоззренческим инфантилизмом», неумело скрываемым за обилием специальной научной терминологии. Такое понимание русской истории кроется в безверии, в концентрации внимания на проявлениях зла, анархии и произвола, присущих, якобы, по самой природе русскому человеку. Иная позиция заключается в духовном постижении и понимании русской истории как «промыслительного Божьего попечения о России. События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям». Они свидетельствуют о том, что историю определяют не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. [3]

Ключ к пониманию русской жизни лежит в области духовного постижения. Общественное развитие определяется духовным состоянием человека, его души, его совести. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базисным и первичным основанием. И не усвоив этого, не поймем мы ни самих себя, ни свой народ, ни нашу историю. Лишь определив метафизические основы истории, мы можем здраво и непредвзято оценить происходящие события, освободиться от навязанных стереотипов в понимании прошлого. Религиозный смысл русской истории имеет не только национальное, но и всемирное значение.

Время и вечность! Весьма сложным и наполненным для человека драматическим, философским и религиозным смыслом является их взаимосвязь. Категория вечности не может быть отнесена к отдельным временным актам и явлениям бытия физического, биологического и даже социального и человеческого мира.

Миг и вечность? Прошлое-настоящее-будущее? Человек порой переживает состояния, когда и дольше века длится день. Бывает день спрессован до минуты. Стремление уловить вечность и понять ее смысл нашло свое частичное выражение в культурно-исторической символике, геральдике, в иных знаках долговечности. С Августина Блаженного (354-430) идет трактовка непрерывности-дискретности исторического времени и своеобразной слитности настоящего с прошлым, настоящего с настоящим и настоящего с будущим, соотнесенности мига времени с абсолютным значением феномена вечности. Тем самым задан масштаб духовного постижения феноменов времени и вечности, вечности во времени, духа времени, духа эпохи, духовной подоплеки всех значимых событий: «Итак, в тебе, душа моя, измеряю я времена… и когда измеряю их, то измеряю не сами предметы, которые проходили и прошли уже безвозвратно, а те впечатления, которые они произвели на тебя».[4]

Такое понимание следует отнести к постижению государственности в ее истоках, сути и назначению. Апостол Павел в своем послании к римлянам пишет: «Несть власть, аще не от Бога: все же сущие власти от Бога учинены суть».[5] Это означает, что подлинная, истинная государственность и власть (не существующие, а сущие!) должны соответствовать по своей сути Божественным установлениям и повелениям русской истории, отвечать высшим духовно-нравственным смыслам служения Богу, своему народу и Отечеству. Такая власть зиждется на духовной основе, на «камне» святости.

И тогда вертикаль власти не будет уходить в зыбкую топь административно-бюрократического построения, тупики прагматизма и ситуативного реагирования. Великим примером единения власти и святости в личности святого благоверного Александра Невского назвал Патриарх Кирилл в своем слове, на торжествах в честь 800-летия со дня рождения Великого Князя Александра.

С.М. Соловьев (1820-1879) считал, что народ немыслим без государства, ибо оно является наиболее необходимой формой, обеспечивающей его существование. Свое гражданское кредо он сформулировал в предисловии к «Истории России с древнейших времен»: «Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи и подчинить внешнему влиянию, вот обязанность историка в настоящее время, как понимает ее автор предлагаемого труда».[6] Наибольший интерес вызывают исходный рубеж и современный этап нашей истории. Постижение будет продуктивно с позиции их внутреннего единства и сохранения само идентичности, глубокой преемственности и взаимной дополнительности, творческого синтеза и актуализации выверенного опыта в социально-исторической практике народа.

Вся история российской государственности, начиная с рождения Древнерусского государства 21 сентября 862 года, по сути своей и форме является монархической. За исключением кратких исторических периодов и отдельных социально-территориальных лакун Россия, собственно, никогда не уходила от монархического типа правления – великокняжеского, царского или императорского. Только в «смутные» времена начала XVII века, или периода гражданской войны, а также в лихие 90-е годы ушедшего столетия были кратковременные сроки всевластия то «семибоярщины», то «семибанкирщины», охлократического или анархического разлива. И все они заканчивались, как правило, потрясением устоев государственности, распадом, расчленением страны, непомерной социальной и человеческой платой за свое беспамятство, за свое буйство, как говорится в народе «без царя в голове». Но и монархи нередко оказывались не на высоте богоданного им высокого положения, что приводило к вырождению или пресечению династии. Вокруг трона всегда плелись интриги, свершались кровавые дворцовые перевороты, дела в государстве вершили фавориты и чужеземцы. Монархия была чревата и тираническим началом, и другими изъянами, когда в своей исторической канве отступала и изменяла идеалу, сути и принципу своего назначения. Скажем так: самодержавием и корневым самоуправлением Россия строилась, а самовластием абсолютизма страна болела.

За пределами родной истории нельзя оставить мощный и многовековой пласт языческой, дохристианской Руси, множество славных и достопамятных имен и свершений. С детства нам памятны поэтические строки:

«Заглянем в глубину веков,

Вспомним, как жили наши деды,

Послушаем рассказы седовласых стариков,

В песнях, славивших победы.

Вспомним походы Олега, Игоря, Святослава и других князей,

Крепко доставалось половцам и печенегам,

От русских копий и мечей».

III. СКВОЗНЫЕ ЛИНИИ И СВЯЗУЮЩИЕ СКРЕПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОСТУПИ РОССИИ

Исторически процесс перехода от родового строя к государственному порядку завершился призванием на новгородское княжение Рюрика. Известно и общепризнанно, что наша государственность идет с 862 года. Это закреплено памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, установленном в 1862 году. Не был же Александр II фальсификатором истории вроде небезызвестных и новоявленных Пивоваровых, Сванидзе, Познеров, Млечиных и иже с ними. Что считать отправной точкой в жизни нашей державы? Не только на заре нашей государственности, но и на всех ее этапах (даже и в современности) на Руси не все было так прискорбно как голословно пытаются утверждать исказители и очернители нашей истории. Древнерусское государство начало устраиваться по достаточно достоверному сообщению Повести временных лет в 862 году. Тогда славянские и финские племена по общему решению, на добровольной основе пригласили «во власть» заморского выходца то ли скандинава, то ли полу скандинава - полу славянина Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Государство не мог создать герой, кем бы он ни был, в один день (как грибы после дождя). У славян Восточной Европы к середине IX в. сложилась ранняя государственность в виде племенных княжений. Надо было уловить созревшую идею, которая быстро овладела бы умами людей — идею о необходимости принятия общего земельного государственного устройства. Вот как поэтически выразил эти устремления Алексей Константинович Толстой (1817-1875):

И стали все под стягом,

И молвят: «Как нам быть?

Давай пошлем к варягам,

Пускай придут княжить».

Посланцы скорым шагом,

Отправились туда.

И говорят варягам:

«Придите, господа».

И вот пришли три брата,

Варяги средних лет.

Глядят — земля богата,

Порядка ж вовсе нет...

Историки до сих пор спорят, зачем и откуда приехал Рюрик с братьями на Русь. А если он был скандинавом, то получается, государство не русское, а норманнское. Развернулась острая борьба между т.н. норманистами и антинорманистами. Не вдаваясь в подробности дискуссии, скажем кратко. Был призван и, конечно, не случайно, человек, способный остановить не только внутренние раздоры, но и внешних врагов. Политический выбор оказался дальновидным, верным. Викинги — разбойники, терроризировавшие почти всю Европу, не покушались на страну, где правил, а не служил наёмником, возможно, их соотечественник — судя по всему, опытный полководец и политик. Он возвел в Ладоге крепость и посадил по городам своих мужей-управителей.

Постепенно сложилось ядро первоначальной Руси, образовалась, утвердилась и обустроилась могущественная держава в Европе, где наряду со славянами-русскими жили финны, скандинавы, группы кочевников, представители других племен и народов. Всего в сложении Руси IX-X вв. приняли участие 22 племени и этнических образований. Как не вспомнить здесь слова Дмитрия Донского, сказанные в 1380 г. перед полками в начале битвы на Куликовом поле: «Вси бо есмы от мало до велика братия едины, род и племя едино, едино крещение, едина вера христианская». Уместно сказать, что на Куликовскую битву собралась рать из 36 городов различных и разрозненных еще княжеств, преодолевая пути в 750-900 км, а вышли с Поля Куликова, по глубокой исторической оценке В.О. Ключевского (1841-1911), уже русским народом.[7]

С полным основанием Новгород можно считать колыбелью русской государственности. Великокняжеский Стол отошел Киеву в 882 году. Для вящей убедительности скажем, что новгородцы пять раз захватывали Киев, сажали там угодных им князей. Новгород – это народная вольница, республика, демократия, вечевой колокол, это особо значимое место на Руси. Историческая роль Древнего Новгорода и в царский период, и в советское время искусственно принижалась. Так, что-то не припомнится празднование в 1962 году 1100-летия Руси. Зато в 1982 году торжественно было отмечено 1500 лет Киеву. В постсоветский период, когда Киев стал столицей «нэзалэжней» Украины, началась «приватизация» истории Киевской Руси, приведшая к глубокому церковному расколу и противостоянию с Россией. А современная Россия оказалась как бы без исторических корней на своей территории. Поэтому скажем так: если Киев – это «мать городов русских», то Новгород по историческому праву государственного первородства остается отцом русских городов, всей, так называемой, русской Гардарики - страны городов.

Период феодальной раздробленности в XII — начале XIII вв. нередко характеризовался как время ослабления и упадка страны, погрязшей в междоусобных войнах отдельных княжеств и их владетелей. В действительности же это был период экономического подъема, умножения населения, заселения пустующих пространств, перехода к серийному выпуску различных изделий, повышения уровня сельской и городской культуры. Упрочился класс вольных торговцев и ремесленников, а смерды отличались относительной свободой и благосостоянием. По уровню своего развития Русь находилась в ряду передовых стран Центральной и Западной Европы. Что же касается внутренних войн, то они обычно велись группировками элиты и не задевали основные слои общества. Временами нарушался покой тех или иных русских земель, но эти военные эпизоды не могли остановить поступательное развитие Русского государства.

Тысячелетний юбилей России был отмечен величественным сооружением и торжественным открытием 8 сентября 1862 года в Великом Новгороде памятника «Тысячелетие России». Памятник призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Скульптурное художественное сооружение высотой в 15,7 м и окружностью горельефа 26,5 м по праву занесено во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Сквозные линии и связующие скрепы исторической поступи России за тысячелетие представлены на нем в шести скульптурных образах:

1. Первого князя Рюрика (призвание варягов, 862 г.);

2.Великого князя Киевского Владимира Святославовича (крещение Руси, 988 г.);

3. Дмитрия Донского (начало изгнания татар и Куликовская битва, 1380 г.);

4.Ивана III (основание самодержавного царства Русского, 1491 г.);

5. Михаила Федоровича Романова, князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина (начало династии Романовых, 1613 год);

6. Петра I (образование Российской империи, 1721 год).

Сто пятьдесят девять лет, отделяющие и соединяющие нас с тысячелетней Россией, не были потерянным временем. Это был период великих освободительных реформ Александра II (1855-1881 гг.) и мощного социально-экономического подъема, развития науки и серебряного века культуры, ставших завершающим аккордом императорской России в царствование Николая II (1894-1917 гг.). И страна не была на обочине исторического прогресса.

Советская Россия (1917-1991 гг.) исторически стала в авангарде мирового развития. Если обратиться к величественному и наглядному символу-образу России открывается подлинное величие Родины, ее лицо.

В статье Г.П. Федотова (1886-1951) «Лицо России», написанной в 1918 г., когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам (добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - авт.). Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи – пусть нашей эпохи – только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь».[8]

Как же ответим мы на вопрос: где лицо России?

Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов.

Оно в кроткой мудрости души народной.

Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого.

В сияющей новгородской иконе, в синих главах угличских церквей.

В «Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума».

Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда.

В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, «боронивших Русь от поганых». В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах «тягло государево». В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его. В одиноком трудовом послушании и «умной» молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути христианской цивилизации. В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана… В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости и силы родной земли… Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом – скажем твердо: и в будущем. В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России. Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе. Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания. Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!».[9]

IV. ИМЕНА И ДЕЯНИЯ ВЕЛИКИХ СЫНОВ РОССИИ

На барельефе памятного монумента, выполненного в форме Колокола Славы, по его среднему и нижнему ярусам отлиты фигуры ста двадцати девяти великих сынов государства Российского. Их имена составили славу и величие шести истекших периодов исторического само стояния России, начиная от языческой Руси, Новгородско-Киевской Руси, Руси периода княжеско-удельной раздробленности и татаро-монгольского ига, Московской Руси, Московского царства и вплоть до Петербургской императорской Руси. По нижнему фризу Колокола Славы расположены четыре скульптурные группы: просветители – 31 фигура, государственные люди – 26 фигур, военные люди и герои – 36 фигур, писатели и художники – 16 фигур. В ряду выдающихся просветителей: равноапостольные Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, княгиня Ольга, первая принявшая христианство, Нестор-летописец Антоний и Феодосий, основатели Киево-Печерского монастыря, Кирилл Белозерский, Савватий и Зосима Соловецкие, Сергий Радонежский, Максим Грек, крупный деятель русского просвещения, Федор Михайлович Ртищев, родоначальник русской благотворительности.

Особую группу составили государственные люди: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, патриархи Гермоген и Филарет, царь Алексей Михайлович, Екатерина II, Потемкин Григорий Александрович, Александр I, Сперанский Михаил Михайлович, Николай I. По распоряжению Александра II из этого списка было вычеркнуто имя Ивана Грозного. Вспоминается эпизод из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», когда на вопрос милиционера о фамилии, царь гордо отвечает: Рюриковичи мы!

Военные люди и герои представлены самой большой скульптурной группой, начиная от Святослава Игоревича, Мстислава Удалого, Даниила Галицкого, Александра Невского, Марфы Посадницы, Ермака Тимофеевича, Богдана Хмельницкого, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, Матвея Ивановича Платова и до героев Севастопольской обороны Владимира Андреевича Корнилова и Павла Степановича Нахимова. Писатели и художники представлены в такой исторической плеяде: Ломоносов М.В., Фонвизин Д.И., Кокоринов А.Ф., Державин Г.Р., Волков Ф.Г., Крылов И.А., Жуковский В.А., Гнедич Н.И., Грибоедов А.С., Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В., Карамзин Н.М., Глинка М.И., Брюллов К.П. и Бортнянский Д.С.

Три четверти века приходится на период советской социалистической России, бывшей Советским Союзом (1917-1991 гг.). Советский период стал временем небывалых социальных переломов в жизни народа, трагических испытаний и великих свершений. Священна победа советского народа и не померкнет в веках его подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

https://vpk-news.ru/sites/default/files/images/2021/08/24/03-01.jpg

Космический прорыв и полет первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года по решению ООН стал отныне Международным днем полета человека в космос. СССР достиг военного паритета с США. Страна стала второй державой мира в экономическом отношении. Темпы хозяйственного развития начала ХХ века и ряда последующих десятилетий советского периода не знали себе равных. Общепризнанным стал триумф советской науки, образования и культуры. Мы создали самобытную и богатейшую культуру мирового уровня. Русской литературой зачитывался весь белый свет. А имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Шолохова соперничали в популярности с именами Данте, Шекспира, Мольера. Музыка русских гениев, знающая столько истинных шедевров, завоевывала концертные залы всех континентов. Наша живопись всегда жила жизнью народа. Русская наука и техника, наша философская мысль изумляли прозрениями и прорывами в будущее. Россия дала миру несравненные образцы мужества и великих свершений в ратном деле и трудовом созидании, гражданском и государственном строительстве, на интеллектуальном и духовном поприще. Скажем поэтической строфой:

Поклон земной тем славным временам!

И если внять их звукам, голосам,

Трудам, творимым чудесам,

Тогда мы были ближе к небесам!

Вдохновители и организаторы преступного злодейства по отношению к венценосному Государю и его царственной семье, целясь в сердце императора Николая II, старались поразить сердце самой исторической России – православной по своей сути, монархической по государственным устоям, духовно-нравственной по строю и миропорядку народной жизни. По такой же схеме рушили советский строй в 1991-93 гг., когда метили в коммунизм, а попали в Россию. Сегодня Россия вновь пребывает в состоянии исторического выбора, переживает мучительный этап общественных преобразований, восстановления своего цивилизационного духовно-нравственного пути развития. 1159 государственно оформленных лет нашему Отечеству! Таков масштаб, такова историческая дистанция государственного само стояния России. А с учётом войн и бедствий, нередко ставивших страну на край гибели, согласитесь, это является своеобразным чудом – и сакральным и рукотворным. Осмысливая и постигая ее, мы лучше видим настоящее и собственный, выверенный духовно-нравственный путь к будущему. С такой исторической высоты становится ясным каждому непредубежденному человеку, что в действительности история подспудно движет народом и укрепляет его.

Пусть неосознанно, но мы, наследники великих традиций, генетически несём в себе влияние веками сложившегося культурно-исторического кода и национального характера. Это память об этапах истории, завещанных Древнерусской державой народам России, Украины и Белоруссии. Ныне Россия вместе с Украиной и Белоруссией являются прямыми наследниками Древнерусской державы. На день ее рождения (21 сентября по н. ст.) приходится празднование Рождества Пресвятой Богородицы, земным уделом которой является Святая Русь. Рождение Древнерусской государственности остается общим праздником трех братских равноправных народов этих стран, взращенных от общеславянского корня и в единой православной вере. Следует задуматься о совместной подготовке к исходной знаменательной дате и грядущим важнейшим памятным событиям нашей общей истории, выработкой слаженной международной межправительственной программы их общего празднования. В сущности, это огромное богатство, которое ждет, чтобы им исторически верно распорядились. Русское государство, рожденное и выпестованное нашими славными, великими и мудрыми пращурами существует непрерывно (вдумаемся!) одиннадцать с половиной веков. Когда Россия определится и станет на свой собственный духовно–нравственный путь развития, вопрос с Донбассом решится. И не только с Донбассом, а на всем историческом постсоветском пространстве.[10]

V. НАШ ГОРОД и ШГПУ В ИСТОРИЧЕСКОЙ КАНВЕ РОССИИ

В историческую летопись страны органично вписался наш родной Шадринск. На эти же дни приходится 359-лет старинного зауральского города Шадринска, основанного 15 сентября 1662 года. На исторической карте и в жизни российского государства он занимает достойное место. 15 сентября 2022 года он встретит 360-летний юбилей со дня своего основания. Город и раньше не был обойден вниманием со стороны историков, краеведов, любителей и хранителей старины, писателей. Так, в 1895 году вышел роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб». На его страницах город Шадринск выведен под названием «Заполье». В этом же году родился патриарх земледельческого цеха России, почетный академик ВАСХНИЛ, дважды Герой социалистического труда Терентий Семенович Мальцев.

Ключевым вопросом жизненно важной программы остается вопрос собственности на землю. И он вечен, и будет всегда оставаться со-вечным человечеству. Земля – необычный объект собственности и фактор производства. Она дана самим Богом и матушкой-природой. От общественной собственности на землю в России отказаться не так-то просто, а главное – зачем? Кому это нужно? Земля была и остается естественным природным даром. И она принадлежит всем в одинаковой степени. И если легко убедить человека в том, что предприятия, средства производства могут принадлежать и использоваться частнособственническим способом, то в отношении земли (как и воздуха, воды, всех природных ресурсов) убедить его просто невозможно. Да и в этом нет необходимости. В глубоко православной оценке И.А. Ильина: «Природа является колыбелью, мастерской, смертным ложем народа; пространство же есть судьба и его воспитатель, преддверие его творческого духа, его окно к Богу».[11] В русском миропонимании и миро - отношении, в самом бытии народа, земля выступает непреходящей основой домостроительства, хозяйствования и всей жизнедеятельности человека.

Религиозно понятая и принятая людьми «власть земли» закрепилась в народном самосознании в таких сокровенных выражениях как «земля-матушка», «земля-кормилица», «мать - сыра земля» и др. Священное и трепетное отношение к родной земле находило множество форм проявления. Так, отправляясь в дальний путь и чужие края, русские люди брали с собой как оберег горсточку родной землицы. Мы уверены в том, что крестьянскому роду не станет переводу. Чужой хлеб оказался горьким. Прилавки супермаркетов вроде бы полны продуктов, а покупать их и употреблять людям приходится с боязнью и страхом. Потребительская корзина больше. чем наполовину состоит из импортных товаров. Земля была и остается основой первичного производства и преодоления фантомно-виртуальной экономики. Как тут не привести глубокое и верное суждение Марка Твена, что земля – это единственный продукт, который больше не производится. Она создана в единственном и неповторимом экземпляре! Ее сельскохозяйственное использование дает современному человеку 98% потребляемых им натуральных пищевых продуктов.

Терентий Семенович Мальцев (1895-1994) всю свою вековую подвижническую жизнь был связан с нашим городом. В моем рабочем кабинете его портрет с дарственной надписью и заветами молодым: «Завтрашний хлеб создает нынешний хлебороб. Чтобы успешно решить свою задачу, молодому земледельцу и вообще молодому человеку, на мой взгляд, следует преодолеть четыре «НАДО»: надо ЗНАТЬ, надо УМЕТЬ, надо ЖЕЛАТЬ, надо ДЕЙСТВОВАТЬ». Одна из его фило­софских работ, посвященная хозяйствованию, носит название «Диа­лектика земледелия». Как прирожденный и умудренный жизнью диа­лектик, он сравнивает поле с необъятной шахматной доской, на кото­рой ее величество природа всегда оставляет за собой первый ход. И все искусство земледельца, хозяина, а не поденщика, заключается в том, чтобы предвосхитить этот ход, ответить на него своим знанием, умением, желанием и созидательным действием. Мальцев буквально творил чудеса на земле, сознательно умножая созидательные возмож­ности «земли-матушки» и добивался рекордных урожаев. Заметим, что речь идет не о французском Провансе или американской Айове, а о российском Зауралье с его непредсказуемым климатом. Особая миссия в подготовке и закреплении квалифицированных специалистов-аграриев в хозяйствах Зауралья по праву принадлежит Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева.[12] Традиционными стали Всероссийские Ильинские научно-практические конференции «Россия. Земля. Крестьянство».

В обосновании и определении приоритетов и задач развития общеобразовательной и профессиональной школы, формировании гражданственности местной молодежи следует обратиться к мудрому напутствию Т.С. Мальцева будущим педагогам. В сжатой и ёмкой формуле они выражены тезисом «Школа окнами в поле». Значителен вклад коллектива Шадринского государственного педагогического института, заслужившего даже в непростых нынешних условиях статус университета как регионально-образующего учреждения в подготовке высококвалифицированных и духовно зрелых специалистов-педагогов в культурно-просветительской и общественной жизни Зауралья. Тысячная и лучшая часть российского студенчества обучается ныне в ШГПУ. У них золотые руки рабочего и земледельца, талантливая голова ученого, а сердце и душа – гражданина и патриота. Будущие специалисты прочно становятся на два крыла – профессиональной и гуманитарной, духовно-нравственной подготовки. В старинном зауральском городе Шадринске на базе педагогического университета продолжаются Всероссийские Ильинские молодежные научно-богословские чтения «Россия. Родина. Молодежь».

Основоположником зауральского краеведения, а по сути – градо-ведения, по праву следует назвать неутомимого исследователя родного края В.П. Бирюкова (1888-1971). Интенсивная работа краеведов переросла сегодня в просветительское «Движение за культурное возрождение Шадринска». Шадринск сегодня буквально «купается» в необъятном море многожанровой литературы, которая омывает все «берега» городской жизни. Ее простое перечисление может составить отдельную книгу. Своеобразным компендиумом, полным сводом знаний о городе стал выход двухтомной Шадринской энциклопедии. В фундаментальном и объемном труде под научной редакцией профессора ШГПУ Сергея Борисовича Борисова отражены практически все стороны многообразной жизни города. Это основные исторические события, экономика, хозяйство и труд, становление и развитие местного самоуправления и структур гражданского общества, научно-образовательный и культурно-исторический комплекс, памятники старины, социальная сфера, градостроительство и архитектура города, его природные и художественные достопримечательности. Но самое главное – город представлен в судьбах людей. И не только выдающихся и знатных земляков, составивших славу Шадринску, Зауралью и всей России, но и простых тружеников, мастеров своего дела. Через жизнь, творчество, деяния и судьбы людей проступает характер города, его душа и неповторимый облик. В теоретическом плане и практическом аспекте важно нацелить усилия на формирование и становление субъектности городского сообщества, повышение его роли в актуализации социально-экономического и культурно-исторического потенциала своего саморазвития. Используя поэтическую метафору, можно ска­зать, что путь в человечество пролегает через отечество: всему начало здесь, в краю моем родном (Н.А. Некрасов). Берегите свою малую родину, душой и сердцем, горячей кровью и негасимою любовью с порога жизни прорастайте в ней!

На фундаменте духовно-нравственного понимания человека и общества может быть осуществлено прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России. Решены задачи увеличения численности населения, повышения уровня жизни людей, создания комфортных условий их проживания, возможностей самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В качестве завершающего вывода скажем чеканной формулой самого Ивана Ильина, которая была его гражданской молитвой: «Жить и действовать так, значит жить и действо­вать согласно главному, предметному призванию русского чело­века, т. е. службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей».[13] РУССКОЙ ИДЕЕЙ.


[1] Иван Ильин и Россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Автор - сост. Ю.Т. Лисица. - М., 1999.

[2]Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. - М.: Молодая гвардия, 1991. С. 39-40.

[3] См.: Митр. Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994. - С.11.

[4] Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского// Антология мировой философии в четырех томах. Т.1. Философия древности и средневековья. Ч.2. М., 1969. С.592.

[6] Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.1. М., 1988. С. 51.

[7] В.О. Ключевский. Курс русской истории. 86 лекций. Источник: Русская история: Полный курс лекций, в 3 томах / В. О. Ключевский – М.: АСТ. Мн.: Харвест, 2002-. / Т. 1. – 592 с.; Т. 2. – 592 с.; Т. 3. – 592 с.

 

[8] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. – СПб., 1991. С.44.

[9] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. – СПб., 1991. С.45, 46.

[10] Ветошкин А.П., Быков М.Ю. Духовно-нравственный путь развития России. М.: Издательство «Проспект», 2020. - 224 с.; Степанов А.Д. «Русская идея ХХΙ век». М.: 2021, 320 с. Сошенко А.В. «Россия зашнуровывает берцы», Изд-во Книжный Мир, 2021. -376 с.;

[11] Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6, кн. 2. – М., 1996. С.374-375.

[12] См.: Мальцев Т.С. Философия социального оптимизма// Студенческий меридиан. 1982. №10. (беседу записали А. Ветошкин и О. Михайлова); Россия. Родина. Молодежь. Материалы I-х Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтений (28-29октября 2008 г.) Научный редактор А.П. Ветошкин. Шадринск: ШГПИ, 2009. - 421 с.; Духовная основа развития российской школы ХХI века. А.П. Ветошкин - редактор-составитель. Екатеринбург - Москва. Уральский институт бизнеса им. И.А. Ильина, 2008. - 123 с.; Проблемы формирования и развития образовательного потенциала современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринск. ШГПИ. 2011. - 370 с.

[13] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и речи 1948-1954 гг. В 2-х т. М.: МП «Рароч», 1992. С. 265

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Петрович Ветошкин
Безвременье не вправе судить историческое время
Актуальные вопросы восстановления и реконструкции социального института воспитания
08.02.2023
Стратегия социально-экономического развития России
Из материалов Международной конференции «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России»
25.06.2021
Все статьи Анатолий Петрович Ветошкин
Бывший СССР
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09