Стратегия социально-экономического развития России

Из материалов Международной конференции «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России»

Генассамблея ООН по Украине  Бывший СССР 
0
1632
Время на чтение 44 минут

29 июня исполняется 80 лет постоянному автору «Русской народной линии», доктору философских наук, профессору Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) Анатолию Павловичу Ветошкину. В канун юбилея предлагаем читателю вторую его статью, посвященную важнейшей проблеме стратегии социально-экономического развития России. (См. также: «Духовная основа экономического познания и хозяйственной практики»).

***

В Институте экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) 22-23 апреля 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России».

СОУЧРЕДИТЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ: Белорусский государственный университет транспорта, Республика Беларусь (Гомель); Витебский государственный технологический университет, Республика Беларусь (Витебск); Международная Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Республика Молдова (Кишинев); Институт мировых цивилизаций (Москва); Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва; Омский государственный университет путей сообщения (Омск); Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург); Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург); Уральский государственный медицинский университет (Екатеринбург); Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова.

В конференции приняли участие ученые, преподаватели и студенты девяти вузов России и стран СНГ. В ходе работы конференции были обсуждены актуальные проблемы повышения эффективности государственного управления, значимости современных социально-экономических знаний, патриотической составляющей в подготовке студентов и др. Принято решение о ежегодном проведении конференции данной тематики. Публикуем доклад, прозвучавший в рамках форума.

***

 

Анатолий Ветошкин

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Сегодня в социально-экономическом развитии страны, в общественном сознании, культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа. Определенными общественными силами как внутри страны, так и за ее пределами, России навязывается противоестественный и самоубийственный путь углубления раскола.

Общественное и индивидуальное сознание целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости к чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям. Оно ввергается в бездну ценностного плюрализма, сведения высшего ранга к низшей степени, аксиологического релятивизма. Нельзя не согласиться с тезисом президента России В.В. Путина в его первом Послании Федеральному Собранию о необходимости общественного согласия по вопросу об общих целях развития страны и, что эти цели не только материальные, а и не менее важные – духовные и нравственные цели. [1]

Более того, необходимо подчеркнуть примат духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций, исторической памяти от истоков нашего народа, нашей государственности и до сегодняшнего дня. Нельзя не согласиться и с его утверждением, что не нужно специально искать национальную идею. Конечно, нам не надо ее поиск превращать в род «национальной забавы», по словам Путина В.В. в его Послании Федеральному Собранию 2007 года.[2] Тем более, искусственно конструировать.

Русская идея укоренена в нас, в нашей истории, культуре и Православии, в укладе хозяйственно-экономической и социальной жизни. Она осмыслена и предельно ясно выражена в своей преемственности и полноте выдающимися русскими мыслителями, государственными, общественными и хозяйственными деятелями, учеными и полководцами, лучшими представителями многонационального народа России в сущностных основах ее исторического само стояния. В русской идее запечатлена собственная миссия России, выстраданный и выверенный ее тысячелетней историей духовно-нравственный идеал. Она выражает национальное самосознание народа, его коренные потребности и подлинные интересы, историческое место и выдающуюся роль России в изменяющихся геополитических реалиях современного мира.

Для того, чтобы понять глубинный смысл русской идеи как общенациональной по своей форме, общероссийской по своему социальному содержанию, ее православное духовно-ценностное ядро как общегосударственной идеологии, необходимо исторически верно определиться в понимании субъектности и самоидентификации российского народа как уникальной социально-этнической общности. Российский народ не есть конгломерат или простое механическое соединение различных этносов и национальных групп. По своему существу он представляет собой исторически сложившуюся и развивающуюся супер-этническую, межнациональную общность. Органическая целостность и единство российского народа скрепляются узами территориально-природной жизни, хозяйственно-экономической взаимозависимости, общностью социальной структуры и государственно-гражданских форм самоорганизации.

Духовно-нравственные основания общероссийской национальной идеи имеют базовую ценность, выполняют несущую и определяющую роль в самом бытии народа. Общность черт социальной психологии и культурно-языковая близость связаны и предопределены единством исторического пути и самой судьбой России. Современная Россия исторически является наследницей Древней Руси, Московского царства и Российской империи, преемницей Союза ССР. Большинство народов на территории России сложились как этнические общности, коренные и государство - образующие народы при объединяющей и консолидирующей роли русского народа.

Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественно - исторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов. Проблема субъектности и самоидентификации российского народа заключается в ясном понимании своих национально-государственных интересов, объективных потребностей экономического и социокультурного развития.

Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. В социальном и национально-государственном теле России спасительную, интегративно-синтезирующую и гармонизирующую роль выполняет общероссийская национальная идея. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать (порой несогласуемые) интересы и устремления самых различных, порой диаметрально противоположных социальных и политических сил. Какой должна быть общенациональная идея России? Сегодня, пожалуй, трудно найти такую партию или общественно значимое движение, в программах, уставах или манифестах которых не были бы прописаны и многократно воспроизведены основные компоненты русской идеи. При этом, как правило, основные смысловые положения русской и общенациональной идеи России тесно коррелируют. Поэтому мы не разводим эти близкие, и во многом тождественные, смысловые конструкты русской и общероссийской идеи.

По словам В. В. Путина «при всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом». [3]

И, по своему существу, они содержатся в корневой основе русской идеи. Прозрения отечественной общественной мысли выражают ключевые и содержательные приоритеты русской идеи. Они выверены и ясно сформулированы в качестве нашей духовной конституции и незыблемого суверенитета. Духовные и смысловые конструкты Русской идеи И.А. Ильин называет «огнями жизни:

Духовность (Православие). Приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни.

Самобытность и традиция. Верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание.

Патриотизм и государственность. Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь - в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества.

Соборность, коллективизм и социальная справедливость. Именно там, где остро ощущается дефицит совести, святости и справедливости, вспыхивают революции, завязываются войны, бегут из родных мест миллионы истерзанных людей.

Культура и творчество; свобода и созидание. Утверждение в положительной свободе. Не простое уравнение и перераспределение, а утверждение в труде созидания как спасения и служения, с заботой о людях

Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры.

Истины веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания, составляют корневую основу русской идеи.

Обществу, народу, человеку нужна системообразующая и возвышающая идея, цель, общественный и личный идеал. Общенародная, общегосударственная, общенациональная идея может быть рассмотрена как социальная стратегия выхода из кризиса на твердь стабилизации и консолидации, на путь интегративного, естественно - исторического и эволюционного развития России.

Необходимо осмыслить, постичь и выразить в научно обоснованной стратегии перспективы развития российского общества. Речь идет о комплексе стратегических целей, идей, принципов, теоретических положений и практических установок стратегии развития, понимаемой и принимаемой большинством российского народа. Дезориентация обходится обществу и человеку очень дорого, непомерны экономические и социальные издержки, непоправимы и невосполнимы духовно-нравственные и человеческие потери. Отсутствие ясной, понятной и разделяемой большинством народа цели, социально-стратегических ориентиров в основных сферах общественной жизни, соотнесенных с духовным и материальным благополучием страны и родного края, общества и отдельного человека – обрекает властные структуры всех уровней, хозяйствующих, социокультурных и политических субъектов на беспорядочные шатания, ситуативное и конъюнктурное реагирование. Стратегическая дезориентация общества, государства, человека порождает неопределенность, потерю управляемости, кадровую и структурную чехарду. Стратегия выражает линию (логику) поведения субъектов общественно-исторического процесса на длительный период с научным, целостным и комплексным обоснованием программных целей и приоритетов, проблемного поля задач. Она определяет основные направления общественного развития в экономической, социально-политической и духовно-идеологической сферах. Стратегия указывает пути и формы, способы и механизмы их достижения в реальных условиях максимального использования возможностей и преодоления препятствий, дестабилизирующих факторов, вызовов и угроз.

Выработка стратегии развития страны – задача совокупного обществознания, требующая комплексного и целостного подхода в ее научном, социально-философском и религиозном постижении.

Принципами социально-экономической стратегии выступают:

духовно-нравственная ясность целеполагания;

объективность и научность;

информационная достоверность и технологичность решения поставленных задач;

ориентация на высокое качество и уровень жизни народа;

сочетание экономической эффективности с социальной справедливостью и мотивацией к созидательному производительному труду;

законодательное, организационно-управленческое обеспечение и упреждающее кадровое сопровождение на основных этапах ее практической реализации.

Достойный выход из нарастающих коллизий разорванности исторического процесса и современности конструктивен в обращении к фундаментальной и конструктивной идее русской цивилизации. Она воплощает в себе непреходящие константы, сквозные линии, сущностные черты и цивилизационный код исторического само бытия России. Их понимание необходимо закрепить в ясных позициях, транслировать и воспроизводить в содержании гуманитарного образования. В ней предопределены основные контуры и приоритеты смены социально – экономического курса, обеспечения духовно – нравственного вектора развития, соответствия его историческому пути России.

Человеческое наполнение и социальное измерение хозяйственно-экономических, научно-технических, культурно-образовательных и всех других общественно значимых процессов должно быть осознано и принято главным приоритетом и основным критерием развития общественной системы на всех уровнях ее функционирования: макро - мезо - микро - мира. Требуется очелове­чивание целеполагающих основ, способов, непосредственных условий и форм самой жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере хозяйства, производства, труда, обмена, распределения, потребления. Нельзя разорвать и противопоставить экономику и духовно – нравственную сферу жизни общества и человека. Экономические достижения немыслимы в безнравственном, духовно бедном обществе. Экономично и эффективно все то, что человечно, нравственно и духовно, а по большому историческому счету – БОГОЧЕЛОВЕЧНО!

Основные контуры социально-экономической стратегии

Достигнутое (в известных и определенных параметрах) относительное состояние социально-экономической стабильности позволяет обозначить восстановительную и созидательную линию развития. Началось «возвращение» государства (другое дело: как и в каких формах?) в экономику, образование, здравоохранение, науку, демографическое развитие и в другие жизненно важные социальные направления. Идет реализация крупных инфраструктурных проектов общегосударственного значения. Об этом свидетельствуют национальные проекты, стратегические планы развития по отдельным отраслям, регионам и некоторым территориям. У крупных компаний, социально ответственного бизнес-сообщества планирование и работа на перспективу является неотъемлемой частью их производственно-финансовой и социально-экономической деятельности. Низовое звено предприятий и организаций любого типа и формы собственности вообще не может обойтись без планирования своей работы. Момент истины и миг прозрения настоятельно требуют восстановления государственного социально-экономического прогнозирования (пусть пока это еще и не план, и не жесткое директирование, а индикативные показатели, рекомендации.) В новых условиях и на современной технологической основе следует возобновить опыт разработки по формированию модельных территорий, крупномасштабных региональных программ по комплексному освоению природных богатств и социокультурному развитию.

Накопленный опыт планирования и хозяйствования в новых рыночных условиях вплотную подводит к необходимости, широкого обсуждения и принятия стратегии социально-экономического развития страны. Ее основные принципы, цели и приоритеты должны быть артикулированы не в партийной многоголосице и не в митинговой стихии, а ответственными государственными структурами в лице президента, правительства, Федерального собрания, большой академической науки и социально ответственного бизнес - сообщества.

1.Следует разработать и вынести на всенародное обсуждение проект комплексного социально-экономического развития России на ближайшие десять лет. Необходим ясный и вдохновляющий общенациональный созидательный проект, способный объединить народ, его передовые, ответственные и способные, социально-авангардные силы. Править должны лучшие. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой (И.А. Ильин).

2. Промышленное и сельскохозяйственное развитие должно быть сориентировано на потребности внутреннего рынка и отечественного производства. Необходимо преодолеть ущербность концепции «запаздывающей модернизации» по западному образцу и «догоняющего» импортозамещения. Промышленная политика по своему содержанию должна быть нацелена на создание нового технико-технологического уклада, наукоемкого, инновационно-активного, прорывного и альтернативного характера, не имеющего аналогов и утверждающая отечественные приоритеты. Таковыми были в свое время наши атомный и космический проекты, которые по выражению И.В. Курчатова позволили СССР обойти США, не догоняя их. Промышленная политика призвана обеспечить разработку целостной и комплексной программа общеэкономического характера развития основных производств (по всему технологическому циклу разработки, создания, освоения, производства и продвижения на рынок) продуктов и товаров с высокой добавленной стоимостью и высоких переделов, налаживанию импортозамещающих отечественных производств.

Программа развития промышленного и сельскохозяйственного производства должна содержать не только меры технико-технологического перевооружения соответствующих отраслей, но и воссоздание и развитие серьезной производственной и социальной инфраструктуры, современной энергетической базы и разветвленной транспортной системы (автомобильных и шоссейных дорог, морского и речного флотов, железнодорожных и авиационных сообщений, современных средств связи).

Необходимо целенаправленное формирование «полюсов развития», «локомотивов», точек и зон экономического роста в ключевых отраслях современного и новейшего технологического уклада. Это ракетно-космическая, атомная, авиационная, нанотехнологические, биотехнологические, информационно-технологические и другие наукоемкие отрасли. Только государство может быть инициирующим, направляющим и координирующим центром решения таких масштабных задач, интегрируя усилия предпринимательских структур и науки, высококвалифицированного инженерного корпуса, специалистов и рабочих, классного менеджмента, устойчивого инвестирования. Сегодня по большинству этих направлений созданы мощные госкорпорации, своеобразные аналоги советских министерств. Но они должны быть очищены от бюрократизма, всепроникающей коррупции и некомпетентного, нечистого на руку, менеджмента. Практически впервые появились возможности и средства осуществления серьезной диверсификации и структурной перестройки экономики. Для восстановления и подъема перерабатывающих отраслей, воссоздания собственной текстильной и легкой промышленности, вывода из катастрофического состояния машиностроения и станкостроения на новой технологической основе, развития собственного авиапрома, автопрома, судостроения, обновления локомотивного и вагонного парка.

Чтобы осуществить действительный социально-экономический прорыв необходимо не просто «сойти с нефтяной иглы» и «отвязаться от газовой трубы». К сожалению, за относительно «тучные» годы не была в должной мере использована исключительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие цены на энергоносители. Немалые средства стабилизационного фонда и золотовалютные резервы не были выведены из-под иностранного контроля. И лишь в малой степени были перенацелены на вложения в самого человека, на возобновление полномасштабного инвестиционного цикла.

3. Детище современного этапа научно-технического развития – наукограды, научные парки, технополисы, венчурные и инновационные центры, своеобразные «силиконовые долины», возникшие в русле НТР и на ее острие. Они выступают наиболее эффективными, инновационными и оптимальными формами организации не только производственной, научно-технической, но и социокультурной жизнедеятельности. Мировой наукой и экономическими экспертами ООН рекомендованы для внедрения в производство до шестидесяти самых современных и прорывных направлений последней – шестой технологической волны. Это – субатомарные нанотехнологии, технологии синергетического характера, трансформации вещества и преобразования энергии, применения лазерных принципов на основе использования квантовой термодинамики, биотехнологии, информационно-коммуникативные технологии, практики социоинженерии. [4]

По заглавным буквам этих ключевых направлений современный технико-технологический уклад квалифицируется как НБИКСТ. Его достижения концентрируются в основном в рамках оборонно-промышленного комплекса. Встает стратегическая задача не просто выявления потенциальных возможностей этих достижений, но и практического «вброса» и реального ввода их в гражданские отрасли. Без выхода на высшие рубежи экономики, науки и техники, производительности труда и эффективности производства принципы и идеалы социальной справедливости утопичны и нежизненны.

Сосредоточием духовно-интеллектуальной, научно-технической и технологической мощи страны был, остается и должен быть впредь оборонно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность – не только современные вооружения, надежная безопасность страны, но и нарастающий объем высококачественной продукции широкого потребительского назначения, товаров народного потребления (а не просто тарелки, кофемолки и т.п. пресловутый «ширпотреб»).

4. Деревня взрастила современный город, вложив в него весь свой производственный и, прежде всего, демографический людской ресурс. Настала пора всенародной помощи селу, его восстановления и возрождения в новых условиях. Село и агропромышленный комплекс находится в состоянии развала и ускоряющейся деградации. На наших глазах деревня уходит с земли Русской.

Если в 1990 г. за 1 т. зерна можно было купить 6 т. дизтоплива, то сегодня с точностью наоборот! Стратегическим просчетом преобразований в этой жизненной сфере является его ориентация только на фермерские хозяйства, личные подворья, которые в основе своей много затратны и малотоварны. Да и в лучшие времена малые подсобные производства «тремя ногами» опирались на общественные формы крупного хозяйствования. Рентабельное и высокопродуктивное сельское хозяйство перспективно только в крупных предприятиях, общественных формах его возрождения, способных использовать высокотехнологичные и современные промышленные способы производства, потенциал кооперации и специализации. Храм, школа, больница, добротный дом-усадьба, родовое поместье, повсеместная газификация, современная инфраструктура, а главное – высококвалифицированные кадры и восстановление Русской традиции позволят вдохнуть жизнь в деревню, не дадут ей уйти Град-Китежем в подводный Светлояр. Но без крестьянства не будет и самой России. [5]

5. Вместо прежней слаженной и целостной банковской системы образовались и действуют разрозненные и остро конкурирующие между собой многочисленные коммерческие банки. (Было 1200 банков! Сейчас осталось менее 400.) Центральный банк России, лишенный общегосударственных начал, не выполняет своей регулирующей роли. Деньги, финансы вместо действенного и эффективного технологического средства и инструментального механизма, как кровеносной системы экономики, превратились в непроходимый тромб, парализующий ее нормальное функционирование. Укажем лишь на ряд самоочевидных моментов. Экономической наукой давно просчитаны формулы объемов денежной массы.

У нас же они многократно занижены, составляя лишь четверть от необходимого для нормального финансирования сферы производства. Зато непомерно завышен банковский кредит, не говоря уже о запредельном проценте роста (т.н. лихвы) в обманных формах потребительского кредита. В Царской России банковский кредит не превышал 4-5% роста. Примерно таков он сегодня в США, а в Японии составляет только 0,15%! Вот одна из составляющих японского экономического чуда, когда кредитные деньги циркулируют практически без процентов и, соответственно, без инфляции. Денег в своей массе должно быть столько, сколько нужно. Это лишь техническое средство – как бензин для автомобиля. Центробанк не выполняет своей эмиссионной функции, а рубль не выполняет функции платежа, как и искажает другие свои функции. Заниженный паритет по отношению к доллару (по оценке специалистов почти на 50%) значительно снижает покупательную способность рубля, давая «зеленую улицу» «зеленой бумажке», на которую и по сей день молится российский обыватель и, к сожалению, Минфин. Государство должно взять под контроль эмиссию и обращение криптовалют. Криптовалюта — это вообще не валюта, это инструмент финансовых спекуляций, и называть ее валютой — неправильно. Это можно сравнить с ценными бумагами, и то, ценная бумага — гораздо более солидный финансовый инструмент. Этим должны заниматься правоохранительные органы. Центральный банк не является органом государственной власти, он независим от государства.

Мы за все платим с учетом завышенного и, с нравственных позиций, подсудного кредитного процента (за воду и хлеб, тепло, электроэнергию, за любые товары и услуги). Идет перекачка в банковскую систему, а через нее – в международные финансовые структуры. Парадокс! И заключается он в том, что организован самой властью. Нельзя не сказать еще раз и о пресловутом Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, стерилизация которых идет через банки США и некоторых европейских стран. Находясь в здравом уме и твердой памяти, кто из нас отдаст свои сбережения на хранение, пусть даже самому добропорядочному соседу, а тем более – своему «заклятому другу»? Вопрос сохранности и возврата их становится весьма проблематичным. Россия в основном выплатила (причем досрочно) свой внешний государственный долг, но оказалась в кабале корпоративных долгов, равнозначных по своим размерам всем своим накоплениям, размещенным за рубежом. Достаточно вспомнить пиратские набеги швейцарской компании «НОГА» на российские парусники, бесценные экспонаты из Третьяковки и все станет ясно. Всем.

6. В связи с растущей разбалансированностью между финансовым покрытием и реальным сектором экономики должен быть принципиально поставлен вопрос о фондовом рынке. В условиях глобального кризиса ликвидности фондовый рынок не выполняет свои экономические функции по определению реальной стоимости компаний для привлечения ими дополнительных средств. Фондовый рынок не может служить чутким барометром истинного состояния финансового положения компаний. А выставляемые котировки взлета или падения курса акций, биржевые «игрища», к которым приковывается воспаленное внимание и погоня за прибыльным вложением средств, вгоняют доверчивых искателей легкой наживы в панический страх или безудержную эйфорию. Поэтому в таком виде фондовый рынок не просто бесполезен, но и опасен. И практика фондового рынка порочна не только идейно, но и преступна в своей основе.

По сути – это поддержка спекулятивно-финансового капитала за счет народа и ей должен быть положен законодательный запрет. Фондовая финансовая капитализация – это одно, а реальные активы – совсем другое. Как «тать в нощи», только прилюдно и ясным днем под «прикрытием» фондового рынка и односторонней глобализации к природным ресурсам России крадется иностранный капитал. Уже сегодня в России 65% промышленности принадлежит иностранному капиталу, 90% торговли – это иностранные торговые сети. 76% железнодорожного машиностроения принадлежит иностранцам. 77% предприятий цветной металлургии тоже принадлежит зарубежным «друзьям». Во всех остальных отраслях 45–60% иностранного капитала. В совете директоров предприятий нефтегазового комплекса большей частью иностранцы, в основных банках – тоже! Промышленная империя «РУСАЛ» вместе с алюминиевыми заводами и гидроэлектростанциями теперь принадлежат Соединенным Штатам.

7.Главной и определяющей целью экономического динамического равновесия и гармонического социального развития является сам человек. Три четверти создаваемого продукта обеспечивает сегодня человеческий фактор. Действительно, решающим фактором в целостной системе общественного воспроизводства, особенно в его постиндустриальном развитии, становится сам человек, его социокультурный личностный потенциал. В.В. Путин в своем выступлении на экономическом форуме 2009 года в Давосе особо подчеркнул: «Считаю, что экономика ХХI века – это экономика людей, а не заводов. История дает России уникальный шанс. Развитие событий настоятельно требует от нас переустроить собственную экономику и модернизировать социальную сферу. И этот шанс упускать мы не намерены». Главное в социальном потенциале человеческого ресурса – уже не мускульные и физические усилия, не индустрия «заводских труб», а производство интеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстве духовно-нравственных сил. Они по своей созидательной сути в сравнении с другими ресурсами (сырье, энергия, материально-вещественные факторы) безграничны. А в своем использовании они только возрастают по мере их проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научный и созидательно-инновационный потенциал личностного развития. Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых рук» и «чистой совести» с гимном и хвалой честному созидательному труду. Так писал русский православный мыслитель Иван Александрович Ильин в далеком 1935 г. задолго до наших современных мыслителей, идеологов и государственных мужей.

Многие экономические теории, концепции и принимаемые на их основе решения нежизнеспособны, когда в центр их внимания ставится не сам человек. Экономика, которая строится вне мира самого человека, вопреки его жизненным потребностям и интересам, приобретает уродливый характер. Она закладывает мины замедленного действия под свой собственный экономический фундамент. Чисто экономические, прагматические и рационалистические соображения достижения выгоды, рентабельности, прибыльности и экономической целесообразности в отрыве и противопоставлении их социальной и духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма эфемерными и, в конечном счете, разрушительными для общества и человека. Властным императивом современной социально-экономической теории и практики выступает необходимость и потребность социально-гуманитарного, системного подхода к экономике. Как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов – предприятий, фирм, корпораций, так и на макроуровне функционирования социально-экономической системы и общества в целом.

На первое место выступает проблема капитализации вложений и инвестиций в самого человека, гуманизации сферы производства, очеловечивания всей инфраструктуры социального воспроизводства личности. Сегодня у нас либерализованы основные факторы производства… кроме труда. Он обесценен, девальвирован. Бытует даже такое расхожее, но весьма поверхностное суждение – «как работаете, так и живете». Скорее и вернее надо сказать с точностью наоборот. Как человек живет – так он и работает. Доля заработной платы в единице вновь произведенной продукции и добавленной стоимости составляет сегодня в среднем до одной трети в разных отраслях производства, а в некоторых из них всего лишь десятую часть. Для сравнения и сопоставления укажем, что в развитых странах она колеблется в пределах 50-60%.

В советский период с учетом общественных фондов потребления эта доля была примерно на таком же уровне. Специалисты – экономисты по социологии и экономике труда, сметчики и расчетчики всегда определят необходимую и возможную формулу оплаты труда, размеры, способы и формы получаемого дохода. Но эти расчеты закрыты за семью печатями. И понятно, почему так тщательно охраняется так называемая коммерческая тайна. На поверку за этим секретом «полишинеля» скрывается обыкновенный обман, а по-русски – грабеж. Самым блокирующим и дорогостоящим фактором разрешения большинства проблем социально-экономического характера был и остается дефицит совести, коренящийся в духовном мире человека. И это в полной мере относится к острым коллизиям, связанным с разрешением проблемы богатства и бедности, пониманием трудового достатка и социальной справедливости в целом. Заглядывать в чужой карман всегда на Руси считалось зазорным, но взывать к совести было делом чести. Настала пора вернуть в законодательное поле прогрессивную шкалу налогообложения. Надуманными являются опасения, что она загонит в «тень» крупных налогоплательщиков. Пока же с точностью наоборот. Плоская шкала налогообложения успешно и значительно занижает доходы бюджета и соответственно зарплату работникам бюджетной сферы. Опасения, что прогрессивная шкала приведет к увеличению так называемых «налоговых уклонистов» и «оптимизаторов» серых схем выплаты заработков, могут и должны быть нейтрализованы соответствующими структурами всей вертикали власти. Сотня долларовых миллиардеров, более двухсот тысяч долларовых миллионеров, и даже полтора миллиона человек с относительно высокими доходами до пяти миллионов рублей. А это, по примерным подсчетам, увеличит доходную часть бюджета на добрую треть. Сошлемся при этом на показательный опыт других стран. Так, в ФРГ всего 4% экономически состоятельного и наиболее успешного населения дают 40% государственного бюджета страны.

Профсоюзы, работодатели и правительство России подписывают Генеральное соглашение сроком на три года по общим принципам регулирования социально-трудовых отношений. В нем анонсирован рост заработной платы, определена поддержка рынку труда, зависимость размера пенсий от объема страховых взносов и другие меры.

Экономистами и криминалистами выведена в страшной своей наготе формула: увеличение на 1% безработицы дает 5% рост преступности. Финансово-экономический кризис начался с криминала, финансовых авантюр, всевозможных обманных пирамид. Обманутым вкладчикам и дольщикам, обворованным потребителям несть числа! У далеко не с неба свалившегося кризиса есть свои организаторы и настоящие авторы, «крестные» отцы и пока не посаженные дельцы.

Цена того или иного товара или услуги в рыночной экономике определяется соотношением платежеспособного спроса и предложения, с учетом покрытия общественно-необходимых затрат и издержек производства и получения дохода. Механизм ценообразования сегодня надежно закрыт от народного контроля, упрятан за так называемый «независимый» аудит. А если провести не подставной, а объективный, государственно-общественный и достоверный финансовый контроль и аудит? Необходима полная и объективная инвентаризация всей ресурсной базы для осуществления реальной модернизации. Кто сегодня «диктует» цены на продукты питания, на самые социальные из них, хлеб в первую очередь? Как тут не прислушаться к слову Д.Н. Мамина-Сибиряка, который 130 лет назад написал известный роман «Хлеб» на материалах города Шадринска (который назван в его романе Запольем): «Хлеб – все, а в России у нас в особенности. Цена хлеба «строит цены» на все остальное, и от нее зависит вся промышленность и торговля. Собственно, в России и тот процесс, каким хлеб доходит от производителя до потребителя, трудно проследить». Стоит уточнить только, что к хлебу сегодня добавляются энергоносители, колебания мировых валют, многослойное посредничество и т.д.

Сейчас поубавились разговоры о пресловутом среднем классе, о стремлении всех сделать собственниками. Даже если и сформируется такой средний слой, то пахать землю и собирать урожай в непогоду, лить металл у обжигающей печи, идти в опасный забой, вести тяжеловесный состав или возводить жилье – будет не класс собственников и чиновников. Сегодня из 25-миллионного отряда работников, занятого в материальном производстве, работающих на земле насчитывается чуть более двух миллионов человек, квалифицированных рабочих – менее трех миллионов. Зато в банковском, финансовом, офисном «планктоне» структурах недвижимости, торговли и посредничества в «поте лица» работает более 25 млн.

Социализация личности в условиях рыночных отношений и под влиянием чисто рыночных ценностей приобретает противоречивый, однобокий, порой уродливый характер. Экономический либерализм и финансовый рационализм, индивидуализм и соперничество, с одной стороны, пробуждают энергию, инициативность, активность, самостоятельность. И тем самым они расширяют возможности для развития способностей и творчества, способствуют становлению субъектности человека в сфере хозяйственно-экономических отношений. С другой стороны в обществе нарастают явления социальной атомизации, дезинтеграции и хаотизации, происходит утрата общности, потеря социально значимых ценностей и ориентиров.

Социально-ориентированная экономика предполагает формирование самого передового современного и нового технико-технологического уклада, достижение высокого уровня производительности труда, образования и воспитания нового типа работника; специалиста – профессионала – интеллектуала с прочным запасом духовности. Современная структура производительных сил с гигантскими возможностями технико-технологических прорывов обеспечивается сегодня финансово – промышленными корпорациями. Они являются организационно – экономическими структурами, способными на деле обеспечить интеграцию финансового капитала, производительного и научно-технического потенциала, а также торгово-сбытовых сетей. В их рамках происходит зримый процесс возрастания степени обобществления капитала, труда, естественных и интеллектуальных факторов производства, усиления общественного характера их использования и социальной направленности развития экономики.

8. Дж. К. Гэлбрейт давно отметил, что развитие научно-технической революции блокирует многие функции рыночной экономики. Он считает, что не социалисты – враги рынка, а передовая наука и техника, которые требуют общего, коллективного использования результатов фундаментальной науки и прорывных наукоемких технологий. Вряд ли экономически и социально эффективно будет производство и потребление, допустим, электроэнергии на атомных, тепловых или гидростанциях, или нефти и газа с их последующей транспортировкой и переработкой на предприятиях малой мощности и отсталой технической оснащенности. То же самое можно сказать в отношении многих современных наукоемких и высокотехнологических отраслей, производств.

Вырастают производительные силы такого масштаба производства и технико-технологического уровня, которые по самому своему существу требуют социальной целостности, комплексности, концентрации, плановости и управляемости в масштабах всего общества. НТР на первых своих этапах стала своеобразной «кислородной подушкой» для частнособственнической экономики. В своем логическом развертывании она может найти и получить адекватную социально-экономическую форму только в условиях общественного характера производства, социально направленного и очеловеченного, духовно-нравственного развития экономики. Теория и практика социально – экономической жизни раскрывают и подтверждают, что социализм является универсальным общественным строем. Он способен адаптировать, интегрировать и синтезировать в хозяйственном развитии товарно-денежные, рыночные отношения и план, сочетать во взаимодействии и взаимо-дополнительности противоположные типы и разнообразные формы собственности, широко использовать аренду и кооперацию, государственное регулирование и частную инициативу. Главным критерием выступает утверждение справедливости во всех сферах общественных отношений и в деятельности социальных и политических институтов, преодоление социального отчуждения личности, наращивание возможностей свободного и гармоничного развития человека. Без выхода на высшие рубежи экономики, науки и техники, производительности труда и эффективности производства принципы и идеалы социальной справедливости утопичны и нежизненны

9. Формирование экономической свободы и стимулирование производительной активности хозяйствующих субъектов требует создания благоприятных макроэкономических условий. Это - соблюдение законных прав собственности, обеспечение добросовестной состязательности, стимулирование конечного спроса, защита прав потребителей, антимонополистическое регулирование, государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, законодательное и организационно-техническое обоснование применения процедуры банкротства и приватизации предприятий.

Рынок должен быть расчищен от многочисленных посреднических и мафиозных структур, которые подавляют само производство, осуществляют многократную накрутку цен по сравнению с реальными издержками их производства и обращения. Требуется декриминализация всей товара производящей и товаропроводящей сети и освобождение ее от контроля со стороны организационных монополий.

Налоговая система должна обеспечить не только сбор необходимого объема бюджетных доходов, но и давать стимулы общественно-полезной производственной, инвестиционной и инновационной деятельности. И в то же время она призвана подавлять социально вредные и опасные направления экономической активности. Налогообложение должно быть переключено с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности на налогообложение рентных доходов. От эксплуатации природных ресурсов, крупной собственности, эффективного использования государственного имущества, введения реальной государственной монополии на оборот и импорт этилового спирта, оптовую торговлю водкой и усиления контроля за рынком алкогольной и табачной продукции, контроля за экспортом природных ресурсов, драгоценных металлов и камней, редкоземельных и расщепляющихся материалов.

Для оценки социальной ответственности корпораций за рубежом существуют специальные этические индексы. Компании включаются в них по трем основным критериям: эффективность деятельности по защите окружающей среды, качество взаимоотношений с сотрудниками и акционерами и соблюдение прав человека. Наивно думать, что дельцы с Уолл-стрит не знали, что они творят, или просто делали ошибки в расчетах по неграмотности. Ничего подобного. Туда не берут без прекрасного финансового образования. Там все очень способные люди. Просто они умеют делать большие деньги из ничего, как они сами выражаются, из воздуха и считают это своей миссией. И проблемы у них не со знаниями или квалификацией, а с моралью и деловой этикой. Поэтому при любой системе контроля они найдут возможность надуть пузырь и обогатиться, не предоставив взамен никакой ценности. Благотворительность и меценатство предполагает прочную духовную и идейную основу, высокий уровень нравственного сознания. Дж. Сорос, к примеру, полагает в основу своей «мировой» благотворительности идею «открытого общества» в русле философии К. Поппера. Конечно, идею неприемлемую и заведомо враждебную российской ментальности и православной духовности. Не случайно наших «соросовских» профессоров иногда называют «власовцами» в науке. Всуе пока можно ставить вопрос, когда в России настанет время С.Т. Морозова, П.М. Третьякова, С.И. Мамонтова и Ф.П. Гаазы.

Вряд ли когда-либо Орджоникидзевский район Екатеринбурга будет переименован в «бендукидзевский» район. Этос современного российского предпринимательства в своем подавляющем большинстве негативен. (По данным Блумберга, сравним десятку самых богатых миллиардеров в США и России. Весомые отличия. Все самые богатые предприниматели России занимаются добычей и переработкой сырья. Большинство из них получили свои первоначальные капиталы в результате приватизации. У предпринимателей США все с точностью до наоборот, за исключением одного-двух, они не занимаются добычей и переработкой сырья. Сейчас наши олигархи скупают и другие активы, в т.ч. высокотехнологичные. Но базовые активы расположены именно в добыче и переработке сырья. У нас они все сплошь орденоносцы. В США не принято награждать олигархов, т.к. не видит никаких подвигов в их действиях. Их заслуженные награды не в виде орденов и медалей, а в форме общественного, гражданского и научного признания).

10. Разрушительные последствия формальной демократии были вскрыты ещё Платоном и Аристотелем, применительно к России – И.А. Ильиным и А.С. Панариным на современном материале. Истина и справедливость не определяются большинством. Экономическая основа формальной демократии – финансовый, спекулятивный, теневой, криминальный капитал. Можно сказать и так: рыночная экономика с её компрадорским криминалитетом и формальная демократия нашли друг друга. Демократия есть рынок в политике с ее всеобщей продажностью. А рынок – это демократия в экономике со всеми своими фальсификациями. Достаточно сослаться на фармацию, в которой значительная часть лекарств и препаратов сфальсифицированы; на всевозможные «пирамиды» и миллионы обманутых вкладчиков, дольщиков и т.п. И таким примерам, массовым в различных отраслях и сферах, как говорится, «несть числа».

Демократия не есть самоценность и не обеспечивает сама по себе ни целостности государства, ни прочности. По замечанию И.А. Ильина даже на Западе демократия «спасается именно своими противодемократическими упорами и коррективами», а очередное голосование подводит итоги успеху обеспеченного соблазна. Действительно, чтобы обмануть, навязать свою волю требуется все возрастающий финансовый и административный ресурс. На самом деле, всегда правит не большинство, а меньшинство. Вся задача в том, чтобы это меньшинство выделялось верно и обеспеченно. Управлять должны лучшие. Необходимо выбирать людей дела и служения. Политика требует большой идеи, чистых рук и жертвенного служения. В политике нужны люди, доказавшие свою способность организовывать и править, мысля от целого. По Евангелию, кто хочет быть первым, тот должен быть слугою всем. И.А. Ильин рассматривал государство не как равновесие конкурирующих классов и орган господства одного класса над другими, а как общение братского служения, как единение веры, чести и жертвенности. Государство тем прочнее, чем более оно приближается по духу к братской корпорации, а по форме – к отеческому учреждению.

Вместо западной демократии необходимо восстановление исконно российского народовластия и всемерное развитие самоуправленческих начал. Предстоит большая творческая работа по реконструкции и возрождению еще незабытых и близких русскому сердцу созидательных форм и устоев народной жизни. Их можно с полным основанием рассматривать в качестве одной из главных задач антикризисной стратегии, выхода из вселенского тупика на твердь собственного национального самобытного исторического развития.

11. Образование, здравоохранение, наука и культура в своих основных и социально обоснованных жизненных параметрах достойного воспроизводства человека должны быть выведены из коммерческого сектора. Из медицинской услуги, образовательного, тем более культурно-воспитательного товара (?!) как предмета купли-продажи, они должны быть преобразованы и восстановлены в своей подлинной ипостаси – человеко-творения, человеко-образования, человеко-сбережения, культуры созидания личности в ее духовно-нравственной сущности. И самое главное – необходимо восстановить сердцевину образования и воспитания, соответствующую духовно-нравственному миропорядку, традициям и выверенному историческим опытом России социокультурному строю жизни, определиться в ценностных основаниях, целевых установках и содержательном поле образования, приступить к разработке и изданию нового поколения отечественной литературы, отвечающей этим требованиям.

12.Хозяйство никогда не было и не будет отвлеченно человеческим, неким экономическим «эсперанто». Оно всегда имеет свои самобытные национально-исторические формы и содержание. И лишь в таком варианте оно оптимально, эффективно, социально справедливо и направлено на духовное развитие человека и улучшение его качества жизни.

Обществознание находится в поисках путей выхода из состояния экономического хаоса, социальной напряженности, политического и идеологического противостояния различных общественных сил. Поиск будет продуктивен только на своем пути, с ясным пониманием ценностей, идеалов и национальных интересов, которыми строилась, росла и жила Россия. Высшие ценности формируют образ совершенства. Он предстает в виде идеала и объективной цели, душевно-смысловой наполненности жизни. В молодежной политике, образовании и воспитании необходимо руководствоваться основополагающими принципами и духовно-нравственными и смысловыми концептами Русской идеи. Требуется возобновление и восстановление утерянной стратегии воспитания духовности, целенаправленного развития ценностного самосознания молодежи. Проблема формирования духовности должна быть поставлена, осмыслена и решена на общегосударственном уровне в рамках восстановления и обновления содержания и форм воспитания подрастающего поколения как особого и важнейшего социального института общества.

Государственно ответственному и духовно мыслящему слою интеллигенции, властным структурам необходимо предложить обществу, народу, тем более молодежи, идею, которая могла бы объединить, мобилизовать ее созидательную энергию, поднять на великие свершения во благо России, родного края, своей семьи, на свое личностное духовное преображение. Профессионально-образовательный, научный, общественно-просветительский и социально-воспитательный потенциал вузов России располагает условиями и возможностями стать опорными центрами разработки социально-инновационной программы воспитательной работы по ее ведущим направлениям. Особое значение приобретают вопросы теоретического разработки и практики внедрения ответственных самоуправленческих начал в жизни вузов. С тем, чтобы студент не только был поставлен, но самостоятельно стал в центре образования, обучения и самого воспитания, самосознания и само строительства своей личности как человека профессии и дела, человека - гражданина и патриота, человека веры и культуры, человека семьи, духовно-нравственного человека. Вектор такого собственно внутреннего социального саморазвития студенчества задан исторически, со времён зарождения самого студенчества. Социально - экономическое развитие общества и духовное возрождение нашей Родины требует надежного кадрового сопровождения. Необходима подготовка профессионалов современного уровня, с основательным гуманитарным знанием, человека культуры, с высоким запасом духовной прочности. Велика ответственность каждого, кто уполномочен обществом и государством на воспитание и образование молодежи, кто призван отстоять, сохранить и передать в надежные руки и верные сердца эстафету исторического духовно-нравственного пути России. Наше слово должно стать правдивым, одухотворённым, нравственным, зиждительным! Скажем пушкинской строфой: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Словом Истины, Блага-Добра, Красоты и связующей нитью Любви!

Современность входит в историю России осознанием национальной идеи. Идеи восстановления сильного, социально справедливого государства. Духовно-нравственным вектором общественного развития. Началом обретения Россией подлинной независимости, конца либерального безвременья, засилья олигархов, идеологии подражательства и безволия. Необходимо стратегически определиться в самом типе и курсе социально-экономического развития, модели применения рыночных инструментов. Отступление заканчивается. Стране нужны масштабные созидательные перемены. Духовно-нравственный путь естественно исторического эволюционного развития России заключается в поступательном, созидательном, объединяющем труде всего общества, с опорой на наши исторические и культурные ценности, достижения и традиции. С ясным осознанием важности для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны.

Главный ресурс нашего развития внутри России, а не колониальные иностранные инвестиции и спекуляции! Не постулаты рыночной экономики (максимум прибыли и минимум совести), не крючкотворство юристов и пустозвонство адвокатов, не только и не столько финансовые и материальные средства. В первую очередь востребованы интеллект, образование, культура, созидание и творчество. Потребуется неиссякаемый и всевозрастающий в своем применении духовно-нравственный ресурс человека и общества. А он, в отличие от материальных факторов, только возрастает по мере полноты его формирования и использования. Современное российское общество находится в мучительных поисках путей выхода из состояния экономического хаоса, социальной напряженности, политического и идеологического противостояния различных общественных сил. И этот поиск продуктивен только на собственном, не чужеземном, а Русском пути, с ясным пониманием ценностей, идеалов и национальных интересов, которыми строилась, росла и жила Россия.

Россия была и остается одним из краеугольных столпов восточно-христианского православного мира и центром самобытной, самостоятельной и уникальной цивилизации. Нашим народом выстрадан и исторически выверен свой взгляд на мироустройство, на духовно-нравственные основы бытия общества и человека, сложился самобытный способ хозяйствования, социального и государственного устроения. По выражению И.А. Ильина, мы западу не ученики и не учителя. Мы ученики у Бога и учителя сами себе. В мире есть два единства: одно, основанное на Божиих заповедях любви, другое – на жажде власти, денег, на насилии, так называемого нового экономического порядка в мире.

Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! –

Славянский мир, сомкнись тесней…

«Единство, – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем связать его любовью, –

А там увидим, что прочней…

Прошло полтора века после написания этих пронзительных строк великим русским лириком, мыслителем и дипломатом Ф.И. Тютчевым (1803-1873). А сказано как будто сегодня. Для нас. В качестве завершающего вывода скажем чеканной формулой самого Ивана Ильина, которая была его гражданской молитвой: «Жить и действовать так, значит жить и действо­вать согласно главному, предметному призванию русского чело­века, т. е. службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей».[1] Русской идеей.

Литература

1. Государство и Россия. Путь к эффективному государству. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2000.С.14-15.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007.

3. Государство и Россия. Путь к эффективному государству. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2000.С.14-15.

4. Нано-частицы по своему размеру составляют триллионные доли миллиметра, позволяют осуществить фундаментальные прорывы вглубь микромира, не только предсказывать, но и вести теоретические и технологические разработки для производства нового поколения. Ученые говорят и предсказывают нано-технологический эффект, допустим, в энергетике, который по мощности сравним разве что с силой атомного реактора по отношению… к обыкновенному костру.

5. См.: Россия. Земля. Крестьянство. Материалы I Всероссийской Ильинской научно-практической конференции. – Курган, 2009.

6.Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и речи 1948-1954 гг. В 2-х т. М.: МП «Рароч», 1992.

 

АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ ВЕТОШКИН, ученый, педагог, гражданин

 

Родился 29 июня 1941 года в крестьянской семье старинного зауральского села Красномыльское Шадринского района Курганской области. В 1955 году окончил семилетнюю школу, поступил в финансовый техникум г. Шадринска и в 1958 г. получил специальность «Финансы и госбюджет». С 1960 по 1965 гг. студент исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького. Трудился рабочим, финансистом, учителем и директором школы. Служил в рядах Советской Армии. Капитан запаса. Аспирантуру (1968-1972 гг.) и докторантуру (1985-1987 гг.) прошел в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Защитил кандидатскую (1972 г.), а затем докторскую диссертацию (1987 г.) на тему «Студенчество в социальной структуре советского общества» и «Студенчество в социалистическом обществе». Доктор философских наук, профессор. С 1966 года - по настоящее время преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой и декан факультета в высших учебных заведениях Хабаровска, Омска, Екатеринбурга, Москвы. С 2012 года - профессор кафедр философии и культурологии, психологии, социологии, государственного и муниципального управления Гуманитарного института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), ныне - Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ).

Общее направление научных исследований – «Становление человека как субъекта социального творчества». Автор, редактор и соавтор тридцати монографий, книг, учебников и учебных пособий по философии и экономике; более четырех сот научных работ. В центральной и местной периодической печати опубликовал свыше ста публицистических статей по актуальным проблемам общественного развития России, узловых вопросов образования и воспитания молодежи и студенчества.

Под его руководством двадцать пять аспирантов и соискателей выполнили и защитили кандидатские диссертации, у пяти докторов наук выступил в качестве научного консультанта. Принял участие в организации и проведении свыше ста Международных, Всесоюзных, Всероссийских, региональных, областных и межвузовских научных конференций. За проведение международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, вручена почетная грамота ректора Московского государственного университета путей сообщения.

Итогом исследований стали разработки научных концепций и программ «Социальная защита учащейся молодежи», «Человеко-творческий потенциал семьи», «Основы национальной политики в Омской области», «Гуманитаризация образования, профессиональной подготовки и воспитания специалиста-интеллигента», «Становление субъектности городского сообщества» на примере города Шадринска По согласованию с Правительством Курганской области вел разработку концепции и целевой комплексной программы «Социально-экономическое развитие и актуализация культурно-исторического потенциала Зауралья». Тематический социально-инновационный проект получил девизное название «Земля и люди Зауралья».

Работая в разных вузах страны, всегда сплачивал большие творческие коллективы ученых, аспирантов и соискателей, концентрировал их творческие усилия на актуальном научном направлении по исследованию социально-экономических, политических и духовно-нравственных проблем современного развития российского общества. Стоял у истоков создания, организации и проведения социально-педагогических проектов союзного значения, таких как общественно-политическая практика, трудовой семестр, становления студенческого самоуправления. В период «перестройки» и слома общественного строя в стране сосредоточился на работе по обновлению гуманитарного образования, совершенствованию и актуализации его содержания в координатах духовного наследия отечественной и мировой культуры, антропологических оснований и теории социализации личности. В переломные 90-е годы руководил деятельностью Комитета по национальной политике, делам религии и общественных объединений Администрации Омской области. Возглавлял кафедру философии и был председателем диссертационного совета по социальной философии при Омском государственном университете (1994-2001 гг.). Являлся членом диссертационных советов по философии ОмГУ имени Ф.М. Достоевского и Челябинского госуниверситета, научным редактором журнала «Русский экономический вестник». Входит в редколлегию журнала «Позиция» РУТ (МИИТ). Действительный член Академии социальных наук.

Лауреат первой премии имени Ивана Александровича Ильина. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу по философии в номинации «Гуманитарные науки» Фонда отечественного образования России. Почетный профессор Шадринского государственного педагогического университета. Многократно избирался заместителем секретаря ВЛКСМ и партийного комитета вузов, руководителем молодежной комиссии и первым заместителем председателя правления городского общества «Знание». Награждался Министерствами высшего образования СССР и РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Правлением общества «Знание» СССР и РСФСР, военным командованием, местными государственными, партийными и общественными организациями. Имеет награды Русской Православной Церкви и Центрального Комитета Коммунистической партии Российской Федерации.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Петрович Ветошкин
Все статьи Анатолий Петрович Ветошкин
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
День памяти боярина Б.И. Морозова
Также сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Москве Ю.П.Бартенева
14.11.2024
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
В ЦК КПРФ «по достоинству» оценили уродливый и кощунственный памятник Сталину возле общественного туалета в Ставропольском крае
13.11.2024
День памяти священномученика Иоанна Кочурова
Сегодня мы также вспоминаем легендарного русского летчика А.И.Покрышкина и хирурга А.В.Вишневского
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 14:04
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 13:37
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 13:15
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55