29 июня исполняется 80 лет постоянному автору «Русской народной линии» доктору философских наук, профессору Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) Анатолию Павловичу Ветошкину. В канун славного юбилея предлагаем читателю его статью, посвященную важнейшей проблеме духовного обоснования хозяйственной деятельности.
***
В Институте экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) 22-23 апреля 2021 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России». Актуальность и значимость тематической направленности конференции предопределена условиями социально-экономической неопределенности и кризисной трансформацией современного общества. Вслед за С.Н. Булгаковым мы вынуждены признать экономизм самой отличительной чертой «исторического самочувствия нашей эпохи». В исторической поступи России формировался ее духовно-нравственный путь, национально-культурный код, выражался цивилизационный выбор.
Важно понять суть общества, к которому мы стремимся, как духовно-социальное образование; наши идеалы и смыслы, цели и ценности, которыми мы вдохновляемся и руководствуемся. На основе ясного образа созидании будущего России должен строиться курс государственной политики.
В известном смысле можно констатировать, что какая бы проблема общества и человека ни была в фокусе гуманитарных наук, в каких бы направлениях и формах познания ни ставилась и ни решалась, она завершается выходом в идеологию, в общественные теории, в социальную и хозяйственную практику, в жизнь людей. Весьма затруднительно квалифицировать сущность современного российского общества, характеризовать его социально-экономический и государственно-политический строй, идеологию. Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций. Предметом такого осмысления берется экономика.
Хозяйство, экономика, производство, труд – самая глубокая детерминанта и самая неизменная константа общественной жизни, проходящая через все социально-исторические и формационные изломы общественного развития. Требуется духовно-нравственное постижение экономики: социально-хозяйственного уклада и способа производства; основополагающих феноменов хозяйственной жизни: человек, труд, собственность, богатство, достаток; главных факторов производства, свободы и творчества хозяйствующей личности; духовно-нравственной ясности целеполагания, принципов и приоритетов социально-экономической стратегии. Истины веры, помноженные на разум науки и воплощенные в духовно-нравственный миропорядок хозяйственной жизни народа России определили логику и структуру вопросов обсуждения.
Организаторы конференции исходили из особой значимости памятных дат, необходимости приобщения к подлинной истории нашего народа, его духовно-нравственным корням в социальном устроении и хозяйственной жизни, глубокого постижения национального своеобразия и исторического призвания России. 2021 год указом президента РФ объявлен Годом науки и технологии. Он отмечен 800-летием со дня рождения Александра Невского. 125-летим МИИТ. 100-летием формирования Госплана России. 90-летним юбилеем Института Экономики и Финансов РУТ (МИИТ). 80-летием начала всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны и противостояния мировому злу. Главное – осмыслить правду истории, ее итоги и уроки. Понять себя и консолидироваться для достойного будущего народа, родной страны и нашего государства. У великих предков не должно быть сереньких потомков.
Материалы конференции, подготовленные в формате тематического сборника, отличает цельность замысла, широта охвата и глубина духовного постижения насущных и перспективных проблем социального и экономического развития, образования и воспитания. Они выстроены по осевой линии восстановления и актуализации духовно-нравственного пути развития России.
С ветхозаветного Адама, а не с Адама Смита, идет большой исторический спор: что есть экономика и какой она должна быть? С новой силой эта дискуссия возобновилась в XXI столетии в связи с переломными моментами в развитии производства, науки и техники, с культурными и социальными сдвигами в современном мире. (Стоит привести забавный момент в ток-шоу 23 марта с. г. «Место встречи» НТВ. Эксперт Александр Лосев попытался объяснить, чем грозит России отключение от банковской системы SWIFT. Она заменяет и унифицирует старые каналы связи между финансовыми организациями, такие как почта, телеграф или телетайп. SWIFT – это аналог электросвязи в обычной жизни между клиентами, которыми являются финансовые организации. Это, по сути, инструмент контроля Соединёнными Штатами всех остальных стран, потому что все транзакции по этой системе «отзеркаливаются в Вирджинии». Его довольно грубо прервал другой гость студии депутат Госдумы Сергей Калашников, выкрикнувший: «Всё это чушь». «Всё сводится к тому, что виноваты янки», – добавил народный избранник. Лосев возмутился, заявив, что он финансист. За него вступился Андрей Норкин, довольно жёстко поставив вопрос Калашникову: «Он финансист, а вы кто?!». Калашников сначала растерялся, а затем ответил, что он заслуженный экономист и доктор экономических наук. Лосев язвительно парировал под одобрительный смех в студии, что это – «считай, что никто», потому что «экономика не наука»). Развитие систем, альтернативных SWIFT, является не только реакцией на геополитическую реальность, но и ответом на необходимость модернизации методов осуществления платежей, отказом от контролируемых Западом платёжных систем, переходом к расчётам в национальных и альтернативных доллару валютах. Стремительное развитие цифровых валют и блокчейна требует реформирования базы международных расчетов на новой технологической основе.
Современность представляет нам удивительное, поразительное и поучительное многообразие типов, моделей и форм хозяйствования. При всем идейно-социальном многообразии сегодня доминируют две ключевые идеологемы и стратегемы общественного развития - капитализма и социализма. И люди сожалеют о распаде Советского Союза. Их число достигло максимума за последнее десятилетие по некоторым соцопросам – свыше 90% респондентов.
Оснований для классификации типов, видов и форм построения экономики существует множество:
1. определение экономики социалистического или капиталистического типа;
2. коллективистской или индивидуалистической формы организации производства;
3. экономика, преимущественно, рыночного или планового характера ее ведения;
4. своеобразного переплетения планово-рыночной, социально-рыночной, смешанной, интегративной экономики, сочетающей различные способы и формы хозяйства;
5. следует отличать самостоятельное, достаточное (автаркия), независимое национальное хозяйство от экономики полуколониального и компрадорского типа.
6. с позиций уровня экономического развития выделяют страны с высокой эффективностью. Лозунг, выдвинутый XXV съездом партии – «Экономика должна быть экономной», по своей сути имел тот же смысл – быть производительной, мало затратной, ресурсосберегающей, бездефицитной и т.д.
7. Во весь рост стала проблема формирования «знаниевой» экономики, экономики знаний, наукоемкой по содержанию, инновационной, высоко и тонко технологичной, цифровой, экологической по способу применения.
8. Если рассматривать экономику в координатах культуры и цивилизации, то на первый план выдвигаются проблемы человечности, социальной справедливости, а человек служит целью и мерилом развития экономики.
9. В своем высшем, священном и религиозно понятом смысле и назначении, своих перспективах и идеале экономика должна быть постигнута с духовно-нравственных позиций. Общественный строй (экономика важная его часть) разумен, прочен, социально справедлив и эффективен, если он зиждется на духовно-нравственном основании жизни. Экономично и эффективно все то, что человечно, нравственно и духовно, а по большому историческому счету – БОГОЧЕЛОВЕЧНО!
Каковы основные линии пересечения и узловые точки взаимодействия духовно-нравственной сферы жизни человека с его хозяйственно-экономической деятельностью? Духовная достоверность открывает глаза на сущность хозяйственной жизни, на основные способы и основополагающие акты хозяйственной жизни: производство и труд, богатство и достаток, собственность и распределение, организацию и управление, цели и средства хозяйствования. Упреждающая, системная и эффективная социально-экономическая стратегия может быть выстроена только на духовно – нравственной основе, социальной справедливости, братском соработничестве в общем деле спасения народа, страны, государства. Каждому, с незамутненным сиюминутным взглядом и либерально – демократическим чужебесием, внятен живой нерв того, что и как следует делать – по направлениям, системно и поэлементно; сегодня, здесь и сейчас, и в перспективе. Опорные звенья домостроительства и человеко-созидания: хозяйство, производство и труд; образование и наука; здоровье и безопасность; культура и храм; дом и семья. И есть выработанные концепции, проекты, программы, а главное – люди, подвижники и энтузиасты, творцы и созидатели. И все они покоятся на духовном основании. Главное в человеке – это дух, его духовное состояние. Наиболее динамичными гранями духовной зоркости человека выступают вера, совесть и любовь. Именно они множат силу разума и профессионализма в общем деле творчества и созидания.
Духовно-нравственные узы, коллективистские формы уклада хозяйственной и общественной жизни, чувство «нашего» и общего интереса столкнулись с императивами бездушной денежной и правовой формальной связи между людьми. В этом одна из основных причин отторжения навязываемых народу экономических реформ. Россия обретает сегодня заново опыт рыночной экономики. Чаще всего он сопряжен с огромными издержками, именуемыми некоторыми идеологами от экономики «временным и неизбежным трансформационным спадом», переходом хозяйства на новые (старые?) рыночные принципы и отношения.
Сегодня не нужно кого-либо убеждать, что сам по себе рынок – не панацея от всех бед. И жизнь человека не строится и не может строиться на одних, к тому же рыночных, экономических связях и интересах. Как идеи, оторванные от экономических интересов, посрамляют сами себя, так и голый, чистый экономический интерес не состоятелен и бесперспективен.
Русский путь социального и экономического развития убеждает, что наше общее историческое будущее заключается не в индивидуальном неограниченном произволе одиночных субъектов рыночной экономики. И не в безудержной погоне за обогащением. Это не только противоречит нравственным принципам жизнеустройства, но рано или поздно упирается в ограниченность жизненных ресурсов Земли. В этой связи поистине пророчески звучат слова, сказанные век назад Розановым В.В. (1856-1919): «Экономизм как доминирующая норма есть действительно смерть… Экономический строй, семья как содружество работника и работницы, государство как содружество экономических же групп и все «экономическое» в тенденции и основаниях: наука, печать, публицистика – это ничего более, как минерализованное общество, которое перестало дышать, потеряло «дыхание жизни» [1]. Абсолютная власть рыночного духа несостоятельна для экономики. Она губительна для важнейших сфер общественной жизни в целом (образование, наука, культура, здравоохранение и т.д.). Если человек руководствуется эгоистической целью обеспечения своего благополучия любой ценой и, как правило, за чужой счет, путем неограниченного потребления не возобновляемых природных и биологических ресурсов, ущемления жизненных интересов других людей, – такая цель лишена не только нравственных, но и рациональных экономических оснований. Социально-экономическое развитие не только в своей данности, в процессе и перспективе, но и в своих возможностях определяется духовно-нравственным миропорядком хозяйства. И только от поверхностного взгляда «за корой» хозяйственных нестроений скрыта духовная сущность и принципиально неэкономическая природа всеобъемлющего, самого длительного по продолжительности и остроте общественного кризиса, переживаемого Россией на рубеже ХХ – ХХI вв.
Действительно, если не быть временщиками и поденщиками, а рассматривать хозяйственную жизнь общества в ее целостности и смысловой полноте, комплексности и взаимосвязи, с позиций духовного само стояния человека, в значительной исторической перспективе, если не быть озабоченным только сиюминутной выгодой – просыпается совесть, нравственным становится экономическое поведение хозяйствующей личности. Человек задумывается о вечности и спасении бессмертной души, а его духовно-нравственное состояние непосредственно проецирует и творит хозяйственно-экономическую реальность с позиций воспринимаемого совершенства и идеала.
Более того, самая экономическая наука и, в частности, такое ее перспективное направление как теория игр и математическое моделирование, доказывают, что при бесконечно великом множестве вариантов планирования и поведения наиболее экономически оправдана хозяйственная деятельность, которая определяется христианскими заповедями. Нобелевская премия по экономике за 2007 год была вручена трем ученым (Гурвич Л., Майерсон Р. и Маскин Э.) за их труд «Создание основ теории оптимизации экономических механизмов». В нем научно обоснована фундаментальность религиозных заповедей.
В 2009 году Нобелевскую премию по экономике присудили Элинор Остром за работы в области управления общей собственностью, не принадлежащей частнику или государству. Своими многолетними научными исследованиями и анализом существующих практик в различных странах мира она доказала, что самоуправляемые сообщества (группы людей, в том числе трудовые коллективы) могут эффективно управлять общественным ресурсом (коллективной собственностью), не прибегая к традиционно противоположным схемам приватизации или национализации.
К сожалению, в России решения Нобелевского комитета – без преувеличения, исторические и дальновидные – не привлекли должного внимания ни официальных лиц, ни общественности. В условиях мирового экономического кризиса подобные выводы трудно переоценить. Это вновь убеждает нас, что подлинная наука и религия не противостоят, а взаимно дополняют друг друга в обретении истины, правды – в русском инварианте. Вразумительно сказал в своем Слове на XIII Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх Кирилл: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна и, более того нежизнеспособна, опасна» [2]. Как никогда актуален Аристотель, двадцать четыре века назад отделивший хрематистику, как искусство наживы, от экономики, как способа хозяйствования и домостроительства человека. Вера формирует и подводит под экономическую науку и хозяйственную практику прочный духовно-нравственный и этический базис. Экономическая наука в христианском контексте рождается, по выражению С.Н. Булгакова (1877-1944), как «плод поисков правды и совести современного сознания» [3]. С философско-религиозных, научно-богословских позиций, в исторических координатах российской цивилизации и культуры требуется духовно-нравственное постижение экономики: социально-хозяйственного уклада и способа производства; основополагающих феноменов хозяйственной жизни: человек – труд – собственность – богатство – достаток; главных факторов производства, свободы и творчества хозяйствующей личности; основных контуров социально-экономической стратегии.
На фундаменте духовно-нравственного понимании человека и общества может быть осуществлено прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России, решены задачи увеличения численности населения, повышения уровня жизни людей, создания достойных условий и возможностей самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Основополагающие идеи и ценности российской цивилизации и духовности преломляются и конкретизируются применительно к хозяйству, социальной и политической жизни, культуре, образованию и воспитанию личности.
Не знать и не понимать такого императива – не научно. Не руководствоваться им практически – недопустимо и гибельно. Достаточно вчувствоваться, внимательно вчитаться и вдуматься в поставленные вопросы, становится предельно ясным: все они выстроены по осевой линии восстановления и актуализации духовно-нравственного пути развития России. [4] Они определили содержание и логику наших работ. [5] Вот некоторые из них.
1. Идеал-реализм – методология постижения судьбы России
2. Какой быть экономике?
3. Соотношение рынка и плана
4. Экономика в зеркале статистики и реальность
5. Исторические типы и формы социально-экономического развития
6. Становление современного технико-технологического уклада
7.Коммуникации российского социума в гуманитарном аспекте
8. Россия. Земля. Крестьянство
9. Социально-инновационный проект «Земля и люди Зауралья»
10.Экономическая свобода: право и мораль; собственность и труд. Финансы. Банки и Кредит. Налоги
11. Императивы совести и справедливости в гармонизации социально-трудовых отношений
12. Стратегия социально-экономического развития России.
Хозяйственно-экономическая деятельность общества и человека не имеет самостоятельного, самодовлеющего значения. Экономика – вне философского, религиозного постижения и духовного измерения – представляет не только незавершенной, но и не полной. Экономика, производство должны направляться, регулироваться, высшими ценностями, целями и идеалами. Но именно через хозяйство, производство, труд, через конкретный, специальный вид профессиональный деятельности человека должны проходить силовые линии его духовного напряжения. Односторонняя модель экономического человека, насильственно утверждаемая в хозяйственном бытии России, является тупиком человеческой сущности. Дух хозяйства – не фантом. Основополагающие акты хозяйственной жизни: производство и труд, богатство и достаток, собственность и распределение, организация и управление, цели и средства хозяйствования, представляют собой выражение и преломление в них духовности социума и человека.
Главный ресурс нашего развития внутри России, а не колониальные иностранные инвестиции и спекуляции. Прислушаемся и вдумаемся в завет И.А. Ильина (1883-1954): «Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых рук» и чистой совести с гимном и хвалой честному созидательному труду [6]. Силовые факторы экономики, как-то труд, капитал, земля, энергия, технологии, информация, не теряя своего места и значения в производстве и хозяйстве, всё более уступают сегодня уму, а завтра – совести.
Земля была и остается основой первичного производства и преодоления фантомно-виртуальной экономики. Как тут не привести глубокое и верное суждение Марка Твена, что земля – это единственный продукт, который больше не производится. Она создана в единственном и неповторимом экземпляре! Ее сельскохозяйственное использование дает современному человеку 98% потребляемых им натуральных пищевых продуктов. Рассматривая собственность, ее нельзя сводить только к области хозяйственных отношений. Собственность более принадлежит к сфере права, нравственности, психологии и социальных отношений. С не меньшим основанием такое суждение должно быть отнесено и к финансам. Финансы, это не просто деньги, ценные бумаги, как правило, виртуальные, и даже не золото и драгоценности, а, прежде всего, – отношения по распределению и потреблению богатства.
Духовно-социальное постижение собственности требует целостного видения этого сложного общественного явления, его природы и назначения, места и роли, исторического развития и самой будущности. Необходим глубокий анализ многообразных аспектов сущностного проявления отношений собственности в экономической, социальной и политической жизни общества и человека, в праве и нравственности, в культуре и религии, материально-вещественном наполнении, а главное – в идеально-духовном выражении. Официальные заявления о том, что передела собственности не будет, несостоятельны. Было бы правильней сказать, что не будет предела в преобразовании собственности, ее перераспределении, перепродаже, переподчинению, а то и прямому банкротству собственников, захвату с непосредственным привлечением силовых структур. В.Ф. Эрн (1882-1917) считал проблему собственности отнюдь не ключевой проблемой. В качестве таковой им ставится проблема нравственного закона, духовного богатства личности. Знаменитая кантовская мысль о «звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас» находит в его работах свое развитие. «От того, что даже все общество станет богаче в материальном отношении, – полагает В.Ф. Эрн, – оно еще не станет жить лучше. Собственность связана с несвободой личности, ее зависимостью от объектов собственности, детерминированностью своими правами собственника. Собственность не есть только право с юридически оговоренными и установленными обязанностями. Она включает в себя широкий круг социальных, государственно-политических, национально-патриотических и, особенно, духовно-нравственных норм и обязательств, нигде не оформленных и законодательно не установленных» [7].
Общественный характер многих видов производства в различных отраслях хозяйства по самому их определению и назначению требует совместного использования, владения, присвоения и потребления. И это относится не только к созданным самою природою средствам и ресурсам (земля, вода, воздух, полезные ископаемые, сырье, энергоносители и т.п.), которые составляют общее, порой не возобновляемое достояние всех людей. Значительно возрастает объем создаваемых совместным общественным трудом средств производства и жизнеобеспечения, во вторичном, третичном и последующих секторах экономики.
Общественная собственность на основные средства производства объединяет людей, устраняет социальный антагонизм, исключает эксплуатацию человека человекам. Общественные отношения при такой собственности характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью, трудовой состязательностью и соревнованием, непосредственным участием работника в управлении производством в ключевых фазах выработки и принятия стратегических решений, организации и контроля. Производственная демократия сочетается с принципом единоначалия и ответственности руководителя предприятия.
Если собственность измерять состоянием и выражением духовно-нравственного основания общества и человека, то он в явном дефиците. По Ильину, это недостаток самоотречения, взаимного доверия, социально-экономической правдивости и честности. Обобществление не по форме, а на деле – есть трудная задача, требующая свободной, а не казенной добровольности. Идеи, принципы, устои и возможности развертывания созидательного потенциала социалистической общественной собственности были реализованы в ничтожно малой части. На десятилетия среди экономистов растянулся бесплодный схоластический спор между «теоретиками-рыночниками» и плановиками.
В теории и практике долгое время недооценивались возможности рынка и товарно-денежных отношений. Только в конце 80-х гг., уже в условиях всеобщего кризиса экономической системы, пришло горькое признание рынка как естественного саморегулирующего механизма спроса и предложения, выявления соответствующих потребностей, обмена трудовыми эквивалентами. Но план и рынок так и не получили органического сочетания и взаимодействия. И решение этой проблемы сегодня еще только намечается.
В современном российском обществе складываются необходимые предпосылки и условия для формирования своеобразной, двухполюсной взаимодополняющей модели общественно-экономического института собственности. Ведущее направление в ней занимает создание мощного и эффективного общегосударственного сектора в промышленности. В транспортном, топливно-энергетическом и оборонном комплексах. В важнейших звеньях социокультурной сферы. Оно призвано обеспечить условия и цели стратегического развития экономики.
Сектор частного, индивидуального, кооперативного и смешанного предпринимательства с его свободой хозяйственного маневра и частной инициативы решает насущные задачи жизнеобеспечения людей в качественных товарах и услугах. Собственность следует различать не только по типу владения (частная – общественная), а по характеру и сути её социально ориентированного использования (честная, пусть и частная, и скверно-прибытческая, хотя и общественная). Сближение типов и форм собственности означает не поглощение одного другим, не смену вывески и даже физического или юридического собственника. Новый тип собственника и оптимальная форма реализации всего потенциала собственности рождаются в главном течении постиндустриального способа производства, на базе высоких технологий, наивысших достижений в производительности и эффективности труда, продвижения к социальной справедливости, очеловечивания всего спектра развертывания отношений и условий собственности, их духовно-нравственного возрастания.
Продуманно последовательная демократизация производственных отношений, развитие собственности работников – одно из важных направлений социально-экономической политики во многих странах мира, общественно востребованный путь к социальной справедливости.
Духовность является основой социально-справедливой системы отношений собственности, труда и распределения, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации работника и работодателя.
По образному и глубокомысленному суждению И.А. Ильина, сегодняшняя экономика представляет собой «большое невозделанное поле». И не только в фигуральном, но и в прямом, физическом смысле. Так, более 43 млн. га выведено из с/х оборота. В бесконечных разговорах о кризисе преобладает явная избыточность незрелых рассуждений. Но таится и умышленная недоговоренность о его сущности, истоках, характере и условиях протекания, а главное – путях его преодоления. Не забыть пожарищ торгово-развлекательных центров, поминальной свечой вспыхнувших на развалинах бывших заводов и фабрик. Чудовищная рукотворная Кемеровская катастрофа 25 марта 2018 г. в Зимней Вишне, сгоревшая дотла Невская мануфактура – это диагноз социально-экономической модели, взятому курсу и системе государственного управления, основанной на принципе минимизации роли государства во всех областях жизни.
Чисто экономические, прагматические и рационалистические соображения достижения выгоды, рентабельности, прибыльности и экономической целесообразности в отрыве и противопоставлении их социальной и духовно-нравственной составляющей могут оказаться весьма эфемерными и, в конечном счете, разрушительными для общества и человека. Диагноз всеобщей беды, именуемой системным кризисом, фиксируется в наиболее чувствительной, видимой материальной и социальной сфере, финансово-экономических проявлениях, принимаемых за стихийное бедствие. Но кризис свалился на нас не как «снег на голову». И не помимо своей воли, или лучше сказать «своеволия», мы оказались в его пучине. И это далеко не стихийное, не с неба упавшее бедствие. У кризиса есть свои «отцы», именуемые в криминальном мире «крестными» или, скажем, по-русски «посаженные» и пока еще не посаженные дельцы.
В своей программной статье под названием «Белая идея» (1926 г.) И.А. Ильин пророчески, предвидел, что когда уйдут в прошлое революционные потрясения, проблема частной собственности в ее духовном измерении и наполнении органично войдет в народное бытие России: «Мы утверждаем, естественность и необходимость частной собственности, и видим в ней не «грех» и «стыд», а личное духовное задание. Дело не в бедности, а в том, как справляется дух человека с его бедностью. Дело не в богатстве, а в том, что делает человек со своим богатством. Дело не в бедности и не в богатстве, а в том, чтобы каждый человек мог трудиться; трудясь, строить и преумножать; преумножая, творить новое и делиться с другими. И поэтому наши девизы: собственность и творчество; изобилие и щедрость. И мы знаем, что на этих основах будет строиться грядущая, новая Россия» [8].
Мировой хозяйственный опыт свидетельствует о неисчерпаемом многообразии форм собственности, их трансформации и пластичности как способов достижения высокой эффективности производства и обретения новых ступеней экономической свободы личности и социальной справедливости. В России в настоящее время плодотворно функционирует в сфере промышленности и сельского хозяйства более 200 закрытых акционерных обществ работников (народных предприятий). Каждая из форм собственности обладает своим внутренним потенциалом и функциональными возможностями исходя из конкретно исторических и социально-экономических условий общественного воспроизводства. Вне религиозного и этического начала рыночная система не только неполноценна, но и в принципе несостоятельна. Это тупик человеческой сущности в ее хозяйственном проявлении. Такой диагноз был поставлен еще в предреволюционном 1916 году выдающимся русским мыслителем православным экономистом С.Н. Булгаковым в своей «Истории экономической мысли». Эпоху Возрождения с ее антропоцентрической направленностью Булгаков С.Н. считал «духовной колыбелью Homo economicus». Гуманизм, беспредельный эгоизм, гедонизм, сенсуализм, и экономический материализм взрастили современного экономического человека. И нынешние хозяйствующие субъекты - предприниматели воплощают в себе тот же угарный дух корысти, наживы, выгоды и богатства. Духом гуманистического натурализма помазана вся новоевропейская цивилизация [9]. Именно там, где остро ощущается дефицит совести, святости и справедливости, вспыхивают революции, завязываются войны, бегут из родных мест миллионы истерзанных людей. Справедливость – это мечта человечества. О ней говорят священные тексты: Коран, Ветхий и Новый Завет. И, по причине беззакония во многих охладеет любовь [Мф. 24: 12].
Возникает и растет зло во всех своих человеческих и социальных проявлениях. В огне войн, ужасах терроризма, растущей обездоленности и социальной нищеты творится всемирно-исторический суд над современной цивилизацией. Капиталистическая модель общественного устройства не обладает созидательными качествами. У нее нет будущего. Критика К. Марксом анти-социальности капитализма верна и поныне. У капитализма НЕТ достоинств, которые социализм мог бы заимствовать. Но проблем он приносит с избытком. «Новое направление» экономической науки – неолиберализм – монетаризм Чикагской школы Милтона Фридмана и практика его воплощения в «Вашингтонском консенсусе», навязанном министерством финансов США и МВФ всему миру, кроме КНР, подтверждает такой вывод. За 70 лет ВВП Китая вырос в 450 раз – с 30 миллиардов до 13,6 триллиона долларов [10]. Если рассчитывать ВВП по паритету покупательной способности, Китай уже обошел США. Можно сказать, что народный Китай занял в мировом хозяйстве ту нишу, которую когда-то занимал Советский Союз. В 2010 году в Китае была объявлена программа борьбы с бедностью. Валовой внутренний продукт на душу населения в текущих ценах составлял тогда 4,5 тыс. $. Россия превосходила Китай по этому показателю более, чем в два раза (11,4 тыс. $.) Через пять лет ВВП вырос в КНР почти вдвое – до 8,2 тыс. А в 2018 г. составил уже 9,6 тыс.$. По прогнозу МВФ, КНР сравняется с Россией уже в 2021 году (11,8 против 11,9 тыс.), а в 2022-м и перегонит: на китайца будет приходиться уже 12,7 тыс. $, а на россиянина – 12,2 тыс. $ [11].
Сами столпы капиталистического мира устами Джорджа Сороса заявляют, что нынешняя экономика в своей рыночной основе «аморальна и преступна»: «На практике современное общество, похоже, страдает от острой нехватки общественных ценностей. Конечно, люди оплакивают падение нравов на протяжении всей истории, но есть один важный фактор, который отличает настоящее от прошлого. Это фактор распространения рыночных ценностей. Рыночные ценности проникли в такие области общества, которые раньше руководствовались нерыночными соображениями. Я имею в виду личные отношения, политику и такие профессии, как право и медицина... Национальные экономики уступили место мировой экономике, но международное сообщество, насколько оно вообще существует, имеет очень мало общепризнанных ценностей» [12]. Весьма показательным стало выступление президента Франции Николя Саркози на Давосе 2010 года, в котором он прямо сказал не только о несовершенстве, но и несостоятельности современного капиталистического общественно-экономического строя жизни человека: «Финансово-банковский спекулятивный тромб, принцип, по которому «деньги делают деньги», углубляющийся разрыв между виртуальной и реальной экономикой - причина непрекращающегося кризиса. Справедливость, совесть, нравственность должны стать главными регуляторами экономики». Повторяющиеся циклы социального противостояния и их острота во Франции (студенческий бунт 1968 г.; борьба желтых жилетов 2018-2019 гг.) подтверждают правоту такого заключения.
С 1969 года по настоящее время Нобелевская премия по экономике присуждалась 51 раз. Ее лауреатами становились 84 ученых-экономистов. Но все их достижения и разработки не предотвратили и даже не предсказали наступления очередной и неизбежной волны экономического и финансового кризиса. Необходимо дать глубокое понимание сущности современного российского общества, его социально-экономический, государственно-политический строй, идеологию. Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций [13]. В предвыборных статьях 2012 года В.В. Путина, излагающих концепцию развития страны, встретилось лишь одно упоминание капитализма в качестве нашей будущности: «Непременное условие формирования у нас нормального «капитализма для каждого, это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности» [14]. 11 марта 2021 года на онлайн-совещании по инвестиционной активности В.В. Путин призвал представителей крупного бизнеса вкладывать деньги в экономику страны, а не направлять в «тихие гавани», перестать думать о безудержном извлечении прибыли и отказаться от правил голого капитализма – надо заботиться о работниках, потому что «дикий капитализм в конечном итоге ведет к разрушению общества, государства и самого бизнеса. Это аутодафе, как выстрелить себе в ногу или в голову». Иначе дело закончится национализацией предприятий. Чтобы выйти из нарастающих коллизий разорванности исторического процесса и современности последовало обращение к фундаментальной и конструктивной идее русской цивилизации. Она воплощает в себе непреходящие константы, сквозные линии, сущностные черты и цивилизационный код исторического само бытия России. Их понимание необходимо закрепить в ясных позициях, транслировать и воспроизводить через систему гуманитарного образования. В последующих выступлениях и в предвыборном Послании Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. говорится не об общественном строе жизни, а ее обустройстве в основополагающих сферах, качестве жизни и благосостояний людей. Особо подчеркнута значимость следования России ее цивилизационному выбору: «Сохранить свою идентичность крайне важно в бурный век технологических перемен, и здесь невозможно переоценить роль культуры, которая является нашим общенациональным цивилизационным кодом, раскрывает в человеке созидательные начала» [15].
Стратегическое планирование социально-экономического развития является непременным условием модернизации экономики, импорт замещения и выхода России на мировые темпы экономического развития. Плановое управление экономикой в интересах повышения уровня и качества жизни населения является насущной необходимостью. Без строгой координации деятельности предприятий и отраслей на государственном уровне ставить перед страной масштабные экономические задачи просто бессмысленно. Такая позиция находит сейчас все большую поддержку, в том числе среди многих патриотически ориентированных представителей власти и пробивает себе дорогу через пелену всевластия рынка! В течение многих лет проходит плодотворное обсуждение целостного и взаимосвязанного общенационального стратегического проекта.
В поле общественного внимания и обсуждения находятся:
Сергианский проект «Русская доктрина»;
«Общее дело» и «Имперские технологии» Изборского клуба;
МОО «Русское Собрание» и клуб «Консервативная перспектива»;
Столыпинский клуб и стратегия РОСТА;
«Просвещенный консерватизм»; «Динамический консерватизм»;
Агентство стратегических инициатив;
Программа КПРФ;
«Мощный рывок вперед: 100 пунктов ЛДПР»;
Программа «Единой России»;
Программа Сильной, Свободной и Справедливой России;
проекты других политических партий и общественных движений.
В их разработке приняли участие известные ученые, крупные специалисты-хозяйственники, общественные и государственные деятели. Сформирован и предложен целостный комплекс экономических, научных, информационно-технологических, региональных, отраслевых проектов и значимых социальных инициатив. Для многих из них характерно серьезное историософское и концептуальное обоснование сквозных и прорывных идей, взаимосвязь, целостность и полнота, увязка стратегических задач со злобой дня.
Россия как никогда нуждается в долгожданном развитии, в крупных деяниях, в масштабных проектах, прорывных технологиях. Соединение православной веры и социалистической системы в жизни страны и станет тем прорывом в реальное будущее [16]. Власть «предержащим» и «власть имущим» понадобилось почти три десятилетия разрушительных реформ, чтобы осознать (хотя бы декларативно, на словах) пагубность проводимого курса. Намечаются лишь робкие шаги выхода из радикализма неолиберальной социально-экономической стратегии и разрыва с «новым мировым экономическим порядком» и глобализмом «по американскому» образцу. Основные контуры и приоритеты духовно-нравственного вектора развития общества и человека должны отвечать историческому пути России. Достигнутое (в известных и определенных параметрах) относительное состояние социально-экономической стабильности позволяет обозначить восстановительную и созидательную линию развития.
2. Соотношение рынка и плана
Каковы основные контуры и приоритеты духовно-нравственного вектора развития, соответствия его историческому пути России? Рыночная трактовка современной экономической науки сводит ее предмет к изучению закономерностей размещения редких благ, в основном материального характера, выраженных во всеобщем денежном эквиваленте. Речь идет о выборе направлений их выгодного использования для удовлетворения конкурирующих целей. Рыночный характер использования любого ресурса как редкого блага в поле чисто экономического анализа предполагает непременный просчет (учет) его альтернативного вложения (применения). На практике это означает, что существует неявная, вмененная цена рыночного использования имеющегося ресурса в различных сферах рыночного хозяйства. «Всеми и всем движет прибыль!» – таков принцип и смысл всей весьма символической по названию книги Джорджа Сороса «Алхимия финансов». По его признанию «рыночная экономика врожденно аморальна».
Принцип стоимости, выгоды и прибыли, реализуемый в своих абсолютных значениях самодостаточности, приобретает зловещий смысл. И он должен быть критически осмыслен и преодолен, в том числе, с позиций и самой экономической науки. Максимум прибыли и минимум совести – такова установка узко экономического рыночного подхода к ведению хозяйства. Экономика приобретает уродливый характер, происходит ее разворот от реального сектора, в котором только и осуществляется производство жизненно необходимых для человека благ и услуг. Продуктивная («физическая») экономика насильственно и противоестественно вытесняется, приобретая все более виртуальный, спекулятивный, теневой и криминальный характер.
Россия совершает вновь своеобразный и уникальный путь перехода от плана к рынку. Сегодня, пожалуй, нет таких общественных сил и идейно-политических течений, которые бы не признавали и не принимали тех или иных вариантов рыночного развития экономики. Принципиальное значение имеет здесь понимание рынка как сложного общественного отношения, как социально-экономического механизма саморегулирования хозяйственных процессов с распределением ограниченных ресурсов. Это – способ и формы организации экономических связей между хозяйствующими субъектами по производству и обмену необходимыми благами путем их купли и продажи. Это – система организации экономической жизни, при которой хозяйственные решения принимаются каждым экономическим агентом самостоятельно. Рынок основывается на свободном предпринимательстве, конкуренции и частной собственности. На «свободном и «совершенном» рынке должен властвовать «естественный порядок» как движущая сила микро-, макро- и мега экономики.
Рынок возникает и функционирует в рамках товарного производства. Что может выступать товаром, каковы пределы самого товарного рынка? Какова субстанциональная природа товаров? Какие ценности и блага не могут в принципе стать объектом купли-продажи и обретать товарную форму?
Речь идет в первую очередь о ценности самого человека и его жизни как величайшего блага. В принципе и по самому определению в орбиту рыночных отношений не могут включаться ценности духовно-нравственного порядка: любовь, вера, совесть, честь и т.п. Широкий спектр ценностей социальной сферы жизни общества и человека диаметрально противоположен товарно-рыночному способу функционирования хозяйства.
Финансово-экономический рационализм в своем предельно чистом виде уподобляет современного человека кассовому аппарату во взаимоотношениях с людьми. Человек начинает мыслить, чувствовать и действовать исходя из нехитрых принципов торгашеского и потребительского подхода: я тебе – ты мне; купить можно каждого – дело лишь в цене. Согласно такой логике, в товар можно превратить все. Объектом собственного обладания являются не только предметы, вещи, имущество, средства производства и жизни, но и самая жизнь, любовь, вера, совесть и достоинство другого человека. Все ценное для такого экономически одномерного человека концентрируется в денежном эквиваленте. «Личность не человек, а его наличность». Статус и значимость человека определяется ростовщической способностью управлять денежным потоком, а через него и самим богатством человеческих отношений.
Образование, воспитание, здоровье – не товар и не услуга. Школа – не базар; больница – не рынок. Особого внимания заслуживает затягивающийся сложный узел социальных проблем под влиянием рыночных отношений и ценностей в современном обществе. Речь идет о социализации личности, особенно, вступающих в жизнь новых поколений, о социальной защите и поддержке практически всех групп населения. Резонно встают вопросы: кого защищать, от кого защищать, кому защищать и как защищать?
Необходимо ясно видеть и различать несомненные плюсы и очевидные минусы рынка. Укажем здесь, прежде всего, на такое принципиальное положение: рынок реагирует эффективно на частное, отдельное и единичное и расписывается в своем бессилии в решении проблем общего и целостного характера. В сферу рыночных отношений сегодня вовлечено 5,5 млн. хозяйствующих субъектов, из них – свыше 3 млн. 250 тыс. малых предприятий; более 30 млн. само-занятых, а прямо или опосредованно практически все население. Заводы и фабрики донашивают советский потенциал, стареют на глазах и ликвидируются. За последние 4 года в России число предприятий уменьшилось на 1,36 млн единиц.
Рынок представляет собой совокупность отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг, окончательно подтверждается общественный характер затрат на производство. На одном из самых оживленных перекрестков Екатеринбурга взметнулась огромная рекламная растяжка: «Дорога – не место соперничества, а путь сотрудничества». И с таким утверждением нельзя не согласиться в полной мере. Более того, эту выстраданную и оплаченную тысячами человеческих жизней истину следует перенести на хозяйство, социальное устроение, в каждую сферу бытия, на весь жизненный путь общества и человека! Конкуренция и соперничество в экономике ведет к колоссальным растратам общественных и человеческих сил, ресурсов, а главное – к нравственному оскудению хозяйствующих субъектов.
Реальный прорыв в будущее из того беспросветного мировоззренческого и экономического тупика, в котором оказалась наша страна после 30-летнего ее разгрома и ограбления населения творцами олигархического капитализма реален на путях православного социализма [17]. Автором сказано ясно и прямо о том, что капитализм по природе своей - бесчеловечен, что это – «путь в тупик, в нескончаемую войну, в ежедневную борьбу за выживание, в которой конкурент должен быть подавлен, раздавлен, унижен или уничтожен».
Весьма пессимистичен в своей прогностике был П. Дж. Бьюкенен: «Статистика абортов, разводов, падения рождаемости, неполных семей, самоубийств среди подростков, криминализации школ, наркомании, педофилии, рукоприкладства в браке, тяжких преступлений, заболеваемости раком, вне брачного сожительства, падения образованности, показывает, насколько глубок кризис в обществе. Пустые детские и битком набитые приемные психоаналитиков. И, распространяясь, эта зараза тащит в могилу всю цивилизацию» [18].
Большинство мыслителей, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций, сходятся на том, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. Вопросы, связанные с экономическим сознанием, формированием экономической культуры хозяйствования и управлением нашли основательную разработку в трудах В.Д. Попова [19]. Важнейшей стороной всех общественных процессов является управление. Социально-компетентное, высокопрофессиональное и квалифицированное управление обеспечивает экономически эффективное использование собственности. Развитие науки управления представлено автором на фундаментальном и прикладном уровне социального познания в сложном современном мире, в контексте возникающих социально-экономических кризисов управления [20]. Это дает возможность, по существу, вскрыть составляющие дисфункции системы государственного управления развитием экономики и социальной сферы. Их разрешение возможно лишь на пути внутреннего преображения человека, переориентации людей с утилитарно потребительских установок на ценности духовно-нравственного порядка.
Рыночный механизм с помощью конкуренции «очищает» общественное производство от экономически слабых, нерентабельных, нежизнеспособных хозяйственных единиц (людей?!) и, напротив, дает дорогу более эффективным и перспективным производствам. В этом рынок – строгий арбитр и регулятор экономического отбора полезных обществу производств, в результате действия которого повышается средний уровень эффективности национальной экономики в целом. Но это не означает, что общество в лице своих государственных органов управления не может или не должно регулировать данный процесс. При необходимости сохранения экономически нерентабельных, но социально важных производств, выпускающих жизненно необходимую продукцию, государство должно вмешиваться в рыночные процессы и поддерживать через экономические регуляторы существование соответствующих отраслей экономики. Отметим, что ни в одной промышленно развитой стране сельское хозяйство, системы здравоохранения или образования не являются рентабельными. Государство дотирует их развитие, перераспределяя прибыль, полученную посредством налоговых сборов из других отраслей хозяйства.
Совокупность рыночных отношений охватывает не только все аспекты купли и продажи товаров и услуг, отношения спроса и предложения. В более общем плане рынок – это определенный способ координации общественных и личных экономических интересов, система удовлетворения потребностей производителей и потребителей товаров и услуг. Иначе говоря, рынок выступает в качестве специфического механизма, регулирующего все процессы в общественном производстве, определяющего сферы наиболее выгодного приложения труда и капиталов. Но эта идеальная картина совершенного рынка как организатора, регулятора и механизма производства, обмена и распределения на взаимовыгодных и эквивалентных началах начинает сразу тускнеть, если ее наложить на реальную жизнь общества и человека. Если социально-политический перевес получает капитал (тем более криминальный, компрадорский и спекулятивный) и связанный с ним либерализм, страна впадает в смуту, кризис, революцию. Когда всё идет на продажу, страна утрачивает свой онтологический фундамент - религиозно-государственное начало. Достаточно сослаться на фармацию, в которой немало лекарств и препаратов сфальсифицированы, на всевозможные «пирамиды» и миллионы обманутых вкладчиков, обворованных дольщиков, взволнованных некачественным товаром потребителей и т.п. И таким примерам, массовым в различных отраслях и сферах, как говорится, «несть числа». (Основатель фармкомпании «Биотэк» Борис Шпигель, в переводе с нем. – зеркало, отражение, сполна послужил негативным образом преступного предпринимательства.)
В экономической теории хорошо известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Хотя за стакан воды в пустыне человек готов отдать все свои алмазы. А в недалекой уже перспективе запас чистой пресной воды будет весьма дефицитен. И в качестве «товара» вода выйдет на первый план. Главный герой романа Э. Хемингуэя «Снега Килиманджаро» рассуждает так: «Мир – это рынок, на котором мы покупаем необходимое себе за деньги, точнее – за время, которое отнимаем у себя, от своей жизни... Я живу той жизнью, за которую мне платит мир». Пожалуй, в этих словах довольно точно передано экзистенциально-художественное выражение сущности рынка, его чуждости подлинной природе человека как духовно-нравственного существа. Выход из социально-экономической трясины новой и острой фазы современного общественного кризиса возможен только на созидательных путях становления духовно-нравственной экономики. Ее созидание невозможно без развития продуктивно-творческих сил человека, без становления его в качестве ответственного субъекта социального творчества во всем диапазоне общественной и непосредственной жизнедеятельности.
С православных и научных позиций снимается непроницаемая, на первый и поверхностный взгляд, занавесь с основополагающих экономических феноменов производства и труда, собственности, богатства и достатка, обмена и распределения, разумного удовлетворения жизненных потребностей человека. Через призму ста ключевых вопросов поставлены и осмыслены силовые линии взаимосвязи духовности и хозяйства, нравственности и экономики в исторических координатах российской цивилизации и культуры. Обоснованы приоритеты и определены контуры духовно-нравственного вектора социально-экономического развития, соответствующие рангу и историческому пути России.
Литература
1. Розанов В.В. Литературно-экономический кризис. Новое время. 1897. 23 сент. № 7749.
2. Материалы XIII Всемирного Русского Народного Собора «Будущие поколения – национальное достояние России» // Русская народная линия. Декалог XXI / 25.05.2009.
3. Булгаков С.Н. Истории экономической мысли.
4. Ветошкин А.П., Быков М.Ю. Духовно-нравственный путь развития России. Монография. Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org «ПРОСПЕКТ» Москва, 2020. 245 с.
5. Ветошкин А.П. Философия экономики. Екатеринбург: Полиграфист, 2001. 337 с.; Ветошкин А. П. Духовно-нравственная экономика /А.П. Ветошкин, Н.А. Каратеева, А.М. Миняйло. Монография Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 702 с.
6. Ильин И.А. Хвала труду / И.А. Ильин. Собрание сочинений: В 10 т. Т.3. С.424-431.
8. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 9 - 10. М.: «Русская книга», 1999.
9. Булгаков С.Н. Истории экономической мысли.
10. Зюганов Г.А. Братский Китай сумеет преодолеть все трудности // Советская Россия, 24 сент. 2019 г.
11. Комраков А. Китайский социализм оказался гораздо эффективнее капитализма по-русски // НГ, 28.01.2019 г.
12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999. С. 82-83.
13. Ветошкин А.П., Быков М.Ю. Духовно-нравственный путь развития России. М, Изд-во «Проспект», 2020. С. 58-59.
14. Путин В.В. О наших экономических задачах// Ведомости. 2012. 30 января.
15. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г.
16. См.: Хатюшин В. В чём для России реальный прорыв в будущее? Православный социализм: pro et contra// Русская народная линия/ 03.12.2018.
17. Там же.
18. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. С.334.
19. Попов В.Д. Экономическое сознание. М., Мысль, 1982. 412 с.
20. Попов В.Д. Законы управления: познание и искусство применения. (Курс лекций). Изд. 2-е. М.: Издательство «Перо», 2016. 273 с.