itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мнение специалиста по 8 «песням» группы «Pussy Riot»

Исследование к судебному разбирательству

Новости Москвы  Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
10063
Время на чтение 20 минут

Мнение специалиста (ответы специалиста на вопросы) по 8 «песням» группы «Pussy Riot», выполненное по обращению адвоката М.Н.Кузнецова (адвокат потерпевшего В.В.Потанькина на этапе предварительного следствия в уголовное деле № 177080)

(Материал не был приобщен к материалам уголовного дела)

Вводная часть.

Исследование выполнено по обращению адвоката М.Н. Кузнецова (адвокат потерпевшего В.В. Потанькина на этапе предварительного следствия в уголовном деле № 177080).

Данные о специалисте

Кокшенева Капиталина Антоновна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Негосударственной образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования (НОАНОВПО) «Институт бизнеса и политики» (Москва); (стаж научной деятельности – 25 лет, стаж экспертной деятельности – 10 лет).

На исследование представлены нижеследующие материалы – тексты песен группы «Pussy Riot» (точно как в приложенных к представленному обращению на проведение исследования, без исправления грамматических ошибок):

1. Стихотворный текст № 1 без названия (уголовное дело № 177080, том 3, лист 153) следующего содержания:

«Стерилизация неверных в подоворьи стукачей

принудительная хвала прогнивших воджей

постройка собора для разбухших ряс

припади к стопам их или сгори аду

Детальное проклятие сей вагины

в случае недостойного ее применения

гарантирует клерикальный пижон проповедник

сообщает веление семени

великое множество правлославных листовок

глас вопиющего да пронесется над эскалатором

да возвестит нам весть о ярмарке

и толпы идут исповедовать бедность

в школу к тебе идет проповедник

с уроком куда отнести деньги

запрет сношений запрет шествий

наша резолюция - революция

на последнем соборе постановлено отсосать

всех геев под конвоем в сибирь отослать

запрет всех сношений, запрет шествий

скажи свое слово воплотись в действие».

2. Стихотворный текст № 2 без названия (уголовное дело № 177080, том 3, лист 154, этот же текст (с небольшими вариациями) – том 4, листы 37–38) следующего содержания:

«Мыслию ума мужского препростого

Дьявольские планы вынашивает Патриарх

Радоваться и веселиться за счет государства –

Велика награда на земле попАм

Патриарх Гундяй верит в Путина

Лучше бы в Бога, сука, верил

Православным пояс не заменит митингов

На митингах с нами Приснодева Мария!

Путин-гэбист в храме с правильным лицом

Грешит, Господи, на Небо и пред Тобою

Гундяй советует молиться за премьера

В награду с мигалкой рассекает блаженно

Чудо соработничества церкви и государства

“Основы религий” прививают холуйство

Геев под конвоем в Сибирь отсылают

Россию без капли чести оставляют

Вера в деньги власти заведует попами

Жополизам не рады, уходите из храмов

Молись против Путина, иди с гей-парадом

Земных божков нам больше не надо!».

3. Стихотворный текст № 3 без названия (уголовное дело № 177080, том 3, лист 149) следующего содержания:

«Режим рождает необратимые дефекты

Миллионы людей заполняют проспекты

Тело государства на эшафот

Хоронить ли Путина – обсуждаем весь год

(мини-проигрыш)

На рясу патриарха сблевал прохожий

Его несет от режима пошлого

Нас нельзя закупорить в ящик,

Свергай чекистов лучше и чаще.

Страна идет, страна идет на улицы с дерзостью

Страна идет, страна идет прощаться с режимом

Страна идет, страна идет феминистским клином

Страна идет, страна идет на пиздопогром

Вся страна лижет по приказу

По 1-му, 2-му, 3-му, 4-му разу!

Пока спикеры светят еблом,

Страна идет на пиздопогром.

Страна идет, страна идет на улицы с дерзостью

Страна идет, страна идет прощаться с режимом

Страна идет, страна идет феминистским клином

Страна идет, страна идет на пиздопогром

Будь аккуратен, забудь лень.

Свергай Путина каждый день.

Помни, товарищ, словом и делом

Мочи Путина перед обедом

Страна идет, страна идет на улицы с дерзостью

Страна идет, страна идет прощаться с режимом

Страна идет, страна идет феминистским клином

Страна идет, страна идет на пиздопогром

(мини-проигрыш)

Куда идем? На Белый дом

Куда идем? На Кремль, на Кремль!».

4. Стихотворный текст № 4 без названия (уголовное дело № 177080, том 3, листы 154–155, этот же текст – том 4, лист 34) следующего содержания:

«Черная ряса, золотые погоны

Все прихожане ползут на поклоны

Собрав все золото страны

Выходит в свет Патриарх Всея Руси

Дьявольские силы ведут его на пьедестал

Страх разоблачения вливается в храм

Путин гебиская коллега и главный святой

Ведет оппозицию в сибирь под конвой

Осторожно, Великое чудо Госплана и храма

Ведет патриарха к вратам денежного рая

Покупаемся в золоте здесь и сейчас

Пока лик патриарха в кремле не погас

Крестный ход из черных лимузинов

Рассекает столицу мигалками синими

Строгий контроль всех благ на земле

Ведет владыка, сидя в кремле

Гарантия свободы - только на небесах

Гей-прайд идет в сибирь в кандалах

Чтобы святейшего не оскорбить

Женщинам нужно непрекращая рожать и любить

Митинги новое благо во плоти

Пресвятая Дева всех нас на них благослови (туда поведи)

Помолимся главным святым на центральных каналах

Отдадим все деньги для божьих планов

Упадем на колени перед ликом святым

Очистимся от грехов бюджетом неземным».

5. Стихотворный текст № 5 без названия (уголовное дело № 177080, том 3, лист 212, этот же текст – том 4, лист 41) следующего содержания:

«Суки “ссут” за красными стенами

Riot объявляет Аборт Системе!

К Кремлю идет гендерная колонна

В кабинетах гомофобов взрываются окна

Подавленное желание радужной революции

Взорвалось в требование ЛГБТ-конституции

Ебнем радугой по лобному месту

Свобода любви! Свобода протесту!

Государство идет к цензуре сна

Необратим час подрывного бунта

Концентрат сук сексистского режима

Попросит прощения у феминистского клина

Недовольство культурой мужской истерии

Факт вождизма пожирает мозги

Православная религия жесткого пениса

Конформность предложена вместо ереси.

Выйди на улицу, нассы на Красной

Покажи свободу гражданской гласности».

6. Стихотворный текст № 6 без названия (уголовное дело № 177080, том 3, лист 220) следующего содержания:

«1. Брифинг дебилов за школьными партами.

Зомбирование будущего-хуй Вам!

Разрешим демонстрацию, а за ней мастурбацию,

Мурзилка идет на добровольную акцию!!!

2. Рабочий день, рабочая ночь

За копейки вошь ебошь!

Мы лучше Китая, работай не переставая и рта не разевая,

что-бы наши Цари улыбались засыпая!!!

3. На экранах блюют ведущие,

Срут в уши из-за режима сучьего!

Пока все СМИ хлопочет еблом,

Страна идет на пиздопогром!!!

4. Реформа образования рождает восстание,

В головах появляется осознание!!!

Тело рабской системы ведет на эшафот,

На площади революции грянул переворот!

5. Первые- вторым лижут по приказу,

По 1-му, 2-му, 3-му, 4-му, разу!

Блядохоров ходит по городам и селам,

И удивляется почему народ не радуется-ведь цены лишь подымаются!

Раскройте глаза, рты расклейте!!!

Riot призывает взломать систему!!!

Рука в жопе, над головой флаг!!!

Жри свое гавно сам - мудак!!!

Народный суд не заставит ждать

Riot - будет ремнем по грязным жопам хлыстать)!».

7. Стихотворный текст № 7 под названием «КРОПОТКИН-ВОДКА» (уголовное дело № 177080, том 1, листы 210–211) следующего содержания:

«Оккупируй кухонной сковородкой город

Выйди с пылесосом, добейся оргазма

Соврати полицейских в авиньонских девиц

Менты голые радуются новой реформе

Пиздец сексистам ебаным путинистам!

Кропоткин-водка плещется в желудках

Тебе хорошо, а у кремлевских ублюдков

Восстание сортиров, отравление смертельно

Мигалки не помогут. Кеннеди встретит

Пиздец легавым ебаным начальникам!

Вроде поспала, день - снова угнетать,

Кастет в кармане, феминизм наточен

В Восточную Сибирь перенеси своп суп,

Чтобы райот стал достаточно груб

Я - не манда, а они да!».

8. Стихотворный текст № 8 под названием «СРАНЬ ГОСПОДНЯ» (уголовное дело № 177080, том 1, лист 212) следующего содержания:

«Черная ряса, золотые погоны

Все прихожане ползут на поклоны

Призрак свободы в агонии на небесах

Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах

Глава КГБ и главный святой

Ведет протестующих в СИЗО под конвой

Чтобы Святейшего не оскорбить

Женщинам нужно рожать и любить

Церковная хвала прогнивших вождей

Крестный ход из черных лимузинов

В школу к тебе собирается проповедник

С уроком куда отнести деньги

Патриарх Гундяй верит в Путина

Лучше бы в Бога, сука, верил

Православным пояс не заменит митингов -

На протестах с нами Приснодева Мария!».

Исследование проводилось в рамках следующих поставленных перед специалистом вопросов:

Имеются ли у представленных для исследования текстов какие-либо семантические, коннотативные или иные особенности, характеризующие указанные тексты как направленные на противопоставление авторами этих текстов себя обществу и/или характеризующие указанные тексты как направленные на грубое нарушение общепризнанных норм и правил поведения; и (или) как выражающие явное неуважение и пренебрежительное отношение к обществу и (или) к какой-либо конкретной социальной группе (группам)? Если да, то какие именно эти особенности? К какой (каким) конкретно социальной группе (социальным группам) они обращены?

При производстве исследования были использованы методы текстологического и лингвосемантического анализа.

Время производства исследования: 22 июня – 1 августа 2012 г.

Основная часть (Исследование)

Текстологическое и лингвосемантическое исследование представленных текстов выявляет следующие их особенности:

1) употребление в них бранных, оскорбительных лексем: «сука» (тексты №№ 1, 5 и 8), «жополизы» (текст № 2), «ублюдки» (текст № 7), «мудак» (текст № 6);

2) использование лексем с генитальной семантикой: «вагина» (текст № 1), «пенис» (текст № 5), в том числе нецензурных матерных: «манда» (текст № 7), «хуй» (текст № 6).

3) многократное использование нецензурных матерных, в том числе окказиональных, лексем: «пиздопогром» (тексты №№ 3 и 6), «ебло» (тексты №№ 3 и 6), «ебнем» (текст № 5), «хуй» (текст № 6), «ебошь» (текст № 6), «Блядохоров» (текст № 6), «пиздец» (текст № 7), «ебаные» (текст № 7);

4) многократное использование непристойных лексем и лексических конструкций с обсценной семантикой: «сблевал» (текст № 3); «ссут» (текст № 5); «нассы» (текст № 5); «Разрешим демонстрацию, а за ней мастурбацию» (текст № 6); «блюют» (текст № 6); «отсосать» (текст № 1); «грязные жопы» (текст № 6); «гавно» (текст № 6).

Процитированные выше используемые в исследуемых текстах слова и выражения являются явно непристойными; они со всей очевидностью направлены на грубейшее нарушение общепризнанных норм и правил поведения. Носителями русского языка, в их языковом сознании, процитированные выше слова и выражения однозначно воспринимаются как совершенно недопустимая в использовании грубейшая брань, находящаяся за рамками всяких приличий, а, следовательно – как изощренно посягающая на общественный порядок и, одновременно, выражающая грубейшее неуважение всему обществу в целом.

При этом степень проявления агрессивного компонента очень высокая: в каждом из текстов использовано множество лексем с презрительной, уничижительной, бранной окраской, в том числе метафор с агрессивным компонентом, а также злопожелания, оскорбительные прозвища и ярлыки, негативная атрибуция и явные призывы к совершению правонарушений.

В представленных текстах выявляется ряд высказываний, выражающих отчётливое и откровенное противопоставление себя авторами текстов обществу в целом (так называемому «большинству», которое в современном социо-культурном пространстве все чаще оказывается «под угрозой»). Так, текстовая конструкция, примененная в тексте № 3: «Вся страна лижет по приказу | По 1-му, 2-му, 3-му, 4-му разу!», – означает приписывание неограниченному кругу лиц («вся страна») действий, связанных с оральным сексом, что является известным приемом уничижительной брани и языковой агрессии, и, как следствие – грубейшей формой унижения человеческого достоинства. При этом контекст и коннотация приписываемых действий («лижет») связаны с акцентировано-использованным в тексте (несколько раз) словом «пиздопогром», выражающим действие, к которому призывают авторы песни.

Текстовая конструкция: «Рука в жопе, над головой флаг!!! | Жри свое гавно сам - мудак!!!» (текст № 6) – так же представляет собой коммуникативное послание, адресатом которого является неограниченный круг лиц, общество в целом, которому, как это следует из контекста, противопоставляют себя авторы текста; и которое они атрибутируют негативными оскорбительными чертами, отражаемые бранным нецензурным словом «мудак», а также которому (обществу) авторами текста адресовано пожелание «жрать свое говно», являющееся откровенным и явным приемом унижения человеческого достоинства.

Высказывание: «Я - не манда, а они да!» (текст № 7) – так же направлено на грубое противопоставление себя авторами текста неограниченному кругу лиц, маркируемых словом «они», то есть, по существу, всему обществу, которому авторы текстов оскорбительно придают негативные черты, отражаемые бранным нецензурным матерным словом с генитальной семантикой «манда».

Такие высказывания в адрес «всех» представляют собой социо-культурную дискредитацию общества, являются грубейшим нарушением общепризнанных норм и правил поведения.

Однако, как выявлено в ходе исследования представленных текстов, не только все общество в целом выступает в этих текстах адресатом низменных инвектив (ругани, брани, агрессии).

Выявляются крайне негативные, направленные на грубое посягательство на общественный порядок дисфорические инвективы и уничижительные высказывания в адрес представителей средств массовой информации («всех»):

«На экранах блюют ведущие, | Срут в уши из-за режима сучьего! | Пока все СМИ хлопочет еблом» (текст № 6).

Выявляются крайне негативные дисфорические инвективы и уничижительные высказывания в адрес государства в целом и представителей властей, направленные на грубое посягательство на общественный порядок:

«у кремлевских ублюдков | Восстание сортиров, отравление смертельно» (текст № 7);

«режим сучий» (текст № 6);

«Пиздец сексистам ебаным путинистам!» (текст № 7);

«концентрат сук сексистского режима» (текст № 5);

«Суки “ссут” за красными стенами | Riot объявляет Аборт Системе! | К Кремлю идет гендерная колонна | В кабинетах гомофобов взрываются окна» (текст № 5);

«Стерилизация неверных в подоворьи стукачей | принудительная хвала прогнивших воджей» (текст № 1) (под последним словом, судя по контексту, имеется в виду слово «вождей»);

«Пиздец легавым ебаным начальникам!» (текст № 7).

Особенно выделяются семантически однозначно являющиеся призывами высказывания, провоцирующие, побуждающие (подстрекающие) лиц, читающих эти тексты (слушателей соответствующих песен), к нарушению общественного порядка – к совершению насилия или к выражению посягающего на общественный порядок грубейшего неуважения в отношении к власти:

«Выйди на улицу, нассы на Красной | Покажи свободу гражданской гласности» (текст № 5);

«словом и делом | мочи Путина перед обедом» (текст № 3);

«свергай Путина каждый день» (текст № 3);

«Тело государства на эшафот | Хоронить ли Путина – обсуждаем весь год» (текст № 3);

«Ебнем радугой по лобному месту» (текст № 5).

Если оценивать эти тексты в контексте времени, то становится очевидно следующее: перед нами старая проблема «критики власти», «критики государства» и меры допустимого в этой критике, включая меру допустимого в критическом высказывании. Представленные тексты, безусловно, яркое проявление крайнего нигилизма. Нигилист видит только зло, только безобразие всюду: в государстве, в научном учреждении, в здании религиозном, в учреждении культуры. Зло видится ему буквально в «каждой частице бытия», при этом сами нигилисты и (о чем свидетельствуют порождаемые ими тексты) видят себя чуть ли не «святыми», чуть ли не «борцами за счастье» отдельных (малых) социальных (маргинальных) групп: такая позиция, по словам классика русской философии Н.Н.Страхова, «позволяет ему (нигилисту) быть зверем и считать себя святым». К сожалению, современное общество далеко не всегда способно к глубокой дискуссии, а, следовательно, к убедительной защите себя от новейшего подвида – нигилизма без границ.

В исследуемых текстах выявляется также использование крайне негативных дисфорических инвектив и уничижительных высказываний в адрес Русской Православной Церкви, ее священнослужителей и верующих, в адрес православного христианства в целом, направленных на грубое посягательство на общественный порядок по мотиву религиозной ненависти и вражды, на унижение человеческого достоинства православных верующих по признаку отношения к религии. В их числе следующие:

«на последнем соборе постановлено отсосать» (текст № 1);

«православная религия жесткого пениса» (текст № 5);

«Черная ряса, золотые погоны | Все прихожане ползут на поклоны | … Дьявольские силы ведут его на пьедестал | Страх разоблачения вливается в храм | Путин гебиская коллега и главный святой…» (текст № 4);

«Вера в деньги власти заведует попами | Жополизам не рады, уходите из храмов» (текст № 3);

«на рясу … сблевал прохожий» (текст № 3);

«в школу к тебе идет проповедник | с уроком куда отнести деньги» (текст № 1);

«Лучше бы в Бога, сука, верил» (текст № 2);

«Чудо соработничества церкви и государства | “Основы религий” прививают холуйство» (текст № 2);

«Черная ряса, золотые погоны | Все прихожане ползут на поклоны | Призрак свободы в агонии на небесах | Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах | Глава КГБ и главный святой | Ведет протестующих в СИЗО под конвой… Церковная хвала прогнивших вождей | Крестный ход из черных лимузинов | В школу к тебе собирается проповедник | С уроком куда отнести деньги | … Лучше бы в Бога, сука, верил…» (текст № 8);

«постройка собора для разбухших ряс | припади к стопам их или сгори аду» (текст № 1).

Данные тексты песен, касающиеся Русской Православной Церкви, ее священнослужителей и верующих, направлены на то, чтобы создать негативные образы Русской Православной Церкви, её священнослужителей и верующих, и посредством этого возбудить в российском обществе негативное отношение, ненависть и нетерпимость к Русской Православной Церкви в целом, к ее священнослужителям, верующим, сознательно и жестоко унизить их личностное достоинство.

Процитированные выше фрагменты представленных для исследования текстов содержат лексику, имеющую явную непристойные форму и содержание. Носителями русского языка они однозначно воспринимаются как разрушительно-негативные, направленные на унижение (уничижение) достоинства человека по религиозному признаку. При этом их семантика, а также коннотативные особенности (эмоционально-оценочные, агрессивно-экспрессивные) использованных слов и выражений таковы, что образуемое ими содержание текстов отражают не факты, которые можно было бы верифицировать, а беспредметную, за рамками всяких приличий и общественного порядка, грубейшую брань.

Применение в представленных для исследования текстах процитированных слов и выражений, представляющих собой реализацию приемов и средств языковой агрессии, однозначно несет в себе семантическую и целевую нагрузку грубого противопоставления себя авторами таких песен обществу, с которым авторы не чувствуют себя связанными никак иначе, кроме как отрицательно.

Избыточная перенасыщенность (редундатность) исследуемых текстов указанной инвективной (бранной), обсценной, матерной лексикой совершенно исключает любые сомнения относительно осознания их авторами грубо оскорбительного и крайне непристойного содержания, а также действительных целей написания указанных текстов.

В представленных для исследования текстах всем этим адресатам (обществу в целом и его «большинству», представителям средств массовой информации, представителям государства, Русской Православной Церкви и ее священнослужителям и верующим), которым в текстах атрибутируются крайне уничижительные (очевидно, исходя из ненависти к ним) качества, – в представленных текстах их авторы противопоставляют не только самих себя «всем», но и отчётливо (о чем свидетельствуют многочисленные повторы) противопоставляют в качестве безусловного и более ценного блага идеологию гомосексуализма и ЛГБТ-движения, а также пропагандистские мероприятия, известные как «гей-парады». Это позволяет считать данное смысловое направление одним из ключевых: в основе отражаемой через тексты мотивации ненависти и нетерпимости авторов к Российскому государству, в своей политике придерживающемуся, как известно, позиции о недопустимости навязывания идеологии гомосексуализма, и к Русской Православной Церкви, выражающей, что не менее известно, негативную позицию в отношении навязывания идеологии гомосексуализма. Явные нетерпимость и ненависть авторов текстов к таким позициям государства и Русской Православной Церкви пронизывают практически все представленные тексты.

Несмотря на то, что в текстах отчётливо выражена как дополнительная, вспомогательная цель использования выше описанных речевых приемов и средств для пропаганды гомосексуализма и порнографии, следует подчеркнуть, что комплексный текстологический анализ представленных для исследования текстов дает необходимые и достаточные основания для вывода о наличии доминирующей (основной) семантической и коннотативной нагрузки этих текстов – это агрессивное противопоставление авторов этих текстов себя обществу, и агрессивно-циничное выражение явного и уничижительного неуважения авторов этих текстов к обществу в целом, к государству и власти, к Русской Православной Церкви и ее верующим, а по одному тексту (№ 6) – также к представителям средств массовой информации.

Выбор авторами терминов и слов, использование крайне жестких приемов унижения человеческого достоинства адресатов (обсценный посыл, нецензурная адресная брань, атрибутирование оскорбительных слов с обсценным (матерным) и иным крайне оскорбительным основным значением и коннотацией), многократное использование в текстах нецензурных матерных слов и выражений, заведомо ложное метонимическое приписывание (и иное атрибутирование) Русской Православной Церкви и ее священнослужителям и верующим крайне негативных, осуждаемых обществом качеств – все это, помимо основной функции (выражение грубейшего неуважения и противопоставление себя авторами текстов всему обществу или указанной социальной группе), представляет собой реализацию средств и приемов, определяющих особые жесткость и непримиримость указанного противопоставления себя авторами текстов выше обозначенным адресатам.

Анализ представленных текстов с точки зрения их художественной и культурной ценности дает необходимые и достаточные основания для вывода о полном отсутствии указанной ценности в этих текстах: в них все подчинено презрению к ценностям историко-культурным и государственническим, в них нет образов как таковых, в них навязчиво повторяются одни и те же клише и штампы, понимаемые авторами, очевидно, исключительно по принципу «анти» (нигилистического отрицания ценности, идеальности как таковых). В представленных текстах полностью отсутствует какая-либо прагматическая релевантность коммуникативного послания, заложенного в исследуемых текстах. Здесь не выявляется сколь-нибудь предметной критики в адрес упоминаемых адресатов – ни в адрес Русской Православной Церкви, ни в адрес властей страны, включая правоохранительные органы. Тексты направлены на уничижение ради уничижения указанных адресатов, на оскорбление ради оскорбления, на возбуждение вражды, на выражение ненависти, нетерпимости и грубейшего неуважения к обществу в целом, к государству, к Русской Православной Церкви и ее священнослужителям и верующим, на противопоставление себя авторами указанных текстов всему обществу в целом, выражение превосходства над которым и отражают все их инвективы, вызывающие физиологически-оскорбительные ассоциации.

Не выявлено никаких оснований для оценки текстов как написанных в стиле сатиры, сарказма, обличения. Тексты представляют собой по преимуществу культурно сниженные наборы инвектив, бранных слов и выражений, а также смысловое травестирование.

Определенная истеричность и хулиганская провокативность семантики, пренебрежение рифмой и стихотворным размером, без-образность, «рваный» ритм, повторы одних и тех же выражений в разных текстах (в художественном произведении любой направленности автор как раз стремится к новизне и старается избегать буквальных повторений, ничего не уточняющих, ничего не добавляющих непосредственно в текст) с учетом указанных выше иных особенностей этих текстов, позволяют сделать вывод, что мотивация написания этих текстов лежала отнюдь не в эстетической или художественно-смысловой плоскости, и тем более – плоскости политической, но источником своим имела нигилизм, ненависть и вражду.

По существу, представленные тексты – это не стихотворения (в принятом понимании этого слова и отображаемого им формата и жанра, даже при самой экспериментальной их трактовке), а частично срифмованные совокупности пейоративно-инвективных, издевательских, выражающих грубое неуважение к обществу высказываний, мало связанных между собой по смыслу. Это тексты, написанные очевидно под детерминантным влиянием дисфорической ненависти к священнослужителям и верующим Русской Православной Церкви и к обществу в целом.

Семантические и коннотативные особенности этих текстов совершенно определенно свидетельствуют о наличии основной цели их авторов – жесткой провокации, призванной возбудить общественное мнение и получить известность (популярность) за счет противопоставления себя обществу, презрения к устойчивым культурным и иным нормам поведения, грубого посягательства на нормы человеческого общения, на общественный порядок, – доказать некое свое «превосходство» и ложную «смелость» за счет провоцирующих издевательских, грубых бранных оскорблений в адрес человеческой личности как таковой, всего общества и за счет возбуждения вражды к социальной группе верующих Русской Православной Церкви

Выводы (Ответы на вопросы)

Да. Во всех представленных для исследования текстах выявлено многократное применение приёмов и средств языковой агрессии, проявляющейся в избыточной перенасыщенности (редундантности) этих текстов инвективной (бранной), обсценной, матерной лексикой, использование которой само по себе является противопоставлением авторов этих текстов себя обществу в целом, государству, Русской Православной Церкви и ее священнослужителям и верующим (человеческой личности); по одному тексту (№ 6) – можно говорить о противопоставлении авторами текстов себя представителям средств массовой информации («всем»). В указанных текстах выявлено использование специальных речевых приемов жестко-нигилистического, с претензией на непримиримость, противопоставления себя (авторов текстов) всему обществу.

В указанных текстах выявлено многократное применение приёмов и средств, направленных на грубое нарушение общепризнанных социо-культурных норм и правил поведения, и как выражение этого – явное и грубое пренебрежение, оскорбительное, агрессивное отношение к обществу в целом, к социальной группе – священнослужителей и верующих Русской Православной Церкви, что неизбежно обусловило направленность каждого из этих текстов в целом на отрицание и грубейшее нарушение общепризнанных норм и правил поведения.

1 августа 2012 года

Кокшенева Капиталина Антоновна, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики Негосударственной образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования (НОАНОВПО) «Институт бизнеса и политики» (Москва)

Впервые опубликовано информационно-аналитическим порталом «Государство и религия»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Re: Мнение специалиста по 8 «песням» группы «Pussy Riot»

ВЫ ЧТО, С УМА ПОСХОДИЛИ? УБЕРИТЕ ЭТО!!!
Georgy_M / 19.08.2012, 15:04

15. Господи помилуй...

Грех большой такой соблазн на обзор выставлять!!! Нам этого яда и так в окружаюшем мире хватает. Зачем выставлять эти бесовские экскрименты на Православном сайте. Точто это воняет,мы и без подробного анализа знает.
боец / 12.08.2012, 19:58

14. Допечатались.

Одно дело когда подобный материал выкладывает какой-то скандальный сайт,другое,когда он написан на православном сайте.Да хоть под каким соусом выложили вы его,написали-значит повторили,вы повторили то же,что и в этом скандальном клипе,значит вы соучастники.Редакция как с колёс слетела,головой надо думать,какой материал можно публиковать.А вдруг к вам иск предъявят за оскорбление чувств верующих,за то,что вы перепечатываете такую мерзость.
Люся / 12.08.2012, 15:36

13. на 8. Gossip

Вы не понимаете, ЧТО происходит. Через год поймете, а через 5 будет уже поздно.

Ув. Gossip, что Вы хотите сказать Вашим грозным "пророчеством"? Что "Бешеные влагалища" предупреждают Россию о плохих Путине и Патриархе? Но что они предлагают взамен? Пошлость, бездарное псевдоискусство, бесстыдство, разврат, содомию, гендер, феминизм и пр. западные прелести? Nomen es omen (имя выражает сущность) говорит старая латинская поговорка. Что же выражают "Бешеные влагалища"? В определенном смысле прав Кураев, что в России есть скоморошечья, масленичная традиция, которая допускает выход из норм (как и юродство ради Христа). Есть один случай в старой России, когда деревенский батюшка, в кульминации проповеди против еретиков, поднял фелонь, повернулся и нагнувшись продемонстрировал приходу то, что положено еретикам (в деревне не носили нижних порток). Но этот "язык" верующие поняли - в "занозистой" деревне он уместен и явился сильным народным средством в осмеянии еретиков. Но у "влагалищ" всё иначе. Во-первых, о Путине речи не шло в храмовой акции. Текст "Путина прогони" был только в интернетской версии, от которой "влагалища" на суде отреклись. Потом нужно "скоморохов-влагалищ" рассматривать в контексте их жизни и убеждений. Незадолго перед этим они публично сношались в состоянии беременности, чем осквернили и плод с Божией душой. Из их текстов ясно, что они за содомию, гендер, феминизм и пр. сатанинские западные ценности. Нет, эти жалкие, бесталанные и бесвкусные девицы, управляемые Закулисой, никак не тянут на истинный народный протест. "Великих преступниц" из этих дур делать не стоит, но высечь их хорошенько публично не мешало бы. Кстати, Вы, ув. Gossip, не из рокгруппы с таким же именем?
Адриан Роум / 12.08.2012, 13:23

12. Re: Мнение специалиста по 8 «песням» группы «Pussy Riot»

Целиком прочитать не смог, в связи с возникшими неукротимыми позывами ко рвоте.
Nat_V / 12.08.2012, 05:24

11. Почему же материал не приобщен?

Когда-то "Женщина-вамп на просторах России" произвела впечатление. Данный текст доктора наук-профессора-специалиста явно слабее. Конечно это другой жанр (стоило ли за него браться, реально оценивая свои силы ?)! После прилепинской осанны, выступая в новом для себя качестве православного патриотического русского эксперта, автору требовалось продемонстрировать чудеса литературно-публицистическо-научной эквилибристики? Не получилось ли, наоборот, нечто "шитое белыми нитками", аля жириновское? Естественно, проблемы творчества автора экспертизы никак не должны мешать трезвой оценке деятельности лейсбистско-демократического движения (в т.ч. группы россиян с вульгарно-англизированным самоназванием - "Восстание влагалища").
А.Б. / 11.08.2012, 21:35

10. Ответ на 8., Gossip:

Вы не понимаете, ЧТО происходит. Через год поймете, а через 5 будет уже поздно.

Согласен. Период полураспада иногда длится даже сотни лет, а не то, что 5.
Пестерев Егорий / 11.08.2012, 19:32

9. Видимо, все же я типичный ханжа

Не думаю, что «Русскую Народную Линию» читают дети или младшие подростки, но в основном статейном пространстве «РНЛ» видеть такие цитаты в полном виде мне очень не по себе… Можно было бы публикнуть материал полностью на какой-нибудь частной страничке, а на «РНЛ» дать электронную ссылку на неё и выдержки с отточиями. Был бы психологический барьер, дистанция между профессиональным экспертным материалом и общедоступным чтением. Такой публикацией мы сами сделали очевидный шаг к лексической «вседозволенности» в нашем общедоступном общественном информационном пространстве. Простите, Братья и Сестры, мне моё ханжество, но как-то не по себе от самого факта такого рвотного чтения. Однако я-то профессионал, журналюга, и грязи в жизни читал многократно больше, в том числе и в следственных материалах, например, по цареубийству или в клевете о Г.Е.Распутине-Новом. Мне стерпеть просто. Но ведь ЭТО читают православные люди, неискушенные такой грязью, — матери семейств, девушки… Единственное утешение, что прочитав в «чистом» виде эту вопящую, вопиющую грязь некоторые только по наивности «либеральные» Батюшки перестанут защищать этих библейских мерзавок. Простите ХРИСТА Ради мне моё ханжество.
Леонид Болотин / 11.08.2012, 19:09

8. Re: Мнение специалиста по 8 «песням» группы «Pussy Riot»

Вы не понимаете, ЧТО происходит. Через год поймете, а через 5 будет уже поздно.
Gossip / 11.08.2012, 16:20

7. Смертельная радиация

Само чтение анализируемых в статье текстов представляет крайнюю степень опасности для целостности души и психического здоровья нормального человека. Предварительная изготовка и заблаговременное "включение фильтров" защищают не полностью. Подобные сознательные преступления по своим последствиям можно соотнести только с действием смертельных уровней радиации. И защитные меры должны быть адекватны по скорости и - увы - по жесткости. Иного быть не должно - если уж такое допустили. Любые расчеты на достижение любых разрушительных целей - всего лишь жалкий довесок к основному вреду, который впредь не следует допускать вовсе.
Пестерев Егорий / 11.08.2012, 07:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Капитолина Кокшенева
Бегущие по волнам истории
К 650-летию Вятки
18.12.2023
К 85-летию художника Юрия Шмелёва
Рыцарь нашего времени
20.11.2023
Долгое созерцание красоты
О спектакле «С неба упали три яблока» Наринэ Абгарян Ведогонь-театра (Зеленоград, Москва)
03.07.2023
«Личная капитализация Бояковым с чужого труда завершилась»
Художественный руководитель МХАТа им. Горького покинул театр
02.11.2021
Революция низких смыслов
Театральный критик высказалась о ситуации во МХАТе
03.07.2021
Все статьи Капитолина Кокшенева
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Кощунство в Храме Христа Спасителя
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Циничный плевок в лицо гражданам России
Международный Фонд славянской письменности и культуры требует расследовать провокацию «Pussy Riot»
08.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31