Сегодня с утра слушала дискуссию о новейшем учебнике по СЕМЬЕВЕДЕНИЮ. Поскольку учебник сначала написали, а потом только намерены проводить его государственную экспертизу, то, конечно, вопрос КТО именно писал учебник, - вопрос этот не могли внимательные читатели не поставить. Представитель издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ, продемонстрировала, так сказать, типичные современные подходы. Сегодня не важно, что вообще делает в целом АВТОР. Если автор, например, не написал ничего "ужасного" в учебнике по семьеведению, то издательство ничуть не волнует, что этот же самый автор , в частности, К.Губина-Мосунова, называл себя "родологом", и к тому же претендовала на то, что осчастливила нас собственной авторской наукой "ансестологией" (в ней она рассказывает про "ген бедности", про "несчастное энергетическое наследство", доставшееся от предков и пр. , ). Как почему-то и неважно, что автор учебника активно торговала своими спецкурсами, научающими становиться первым в роду богачом!
Всё это, конечно, вопиет. То нас кормят "авторским театром", то авто-спектаклями о том, как я-героиня "пришла в сознание", то энергетическими этюдами. Дорого и сердито!
И все же проблема, я думаю, не только в них, а в нас, не различающих тех, кто талантом, умом, высокой культурой и трудом создает такой театр, который, действительно становится лично-авторским и тех, кто имеет наглость НЕ сомневаться, что вообще от имени своего маленького "я" может что-то публично говорить, учитывая, что это его "я" питается исключительно модой и рынком, всегда играющим на человеческом желании быстрого эффекта (утром деньги - вечером стулья!).
И второе: наши чиновники всех уровней тоже не склонны к анализу, к мониторингу дел тех, кого они назначают в исследователи, кому поручают ставить спектакли, писать книги и отдают театры. СНАЧАЛА поставят спектакли, выпустят в свет, а ПОТОМ им не остается НИЧЕГО, кроме как эти поделки третьего сорта поддерживать. Ведь им надо отчитаться за потраченные деньги, и за инициативы в области "духовно-традиционных ценностей" по госпрограммам (семьеведению и демографии, в частности).
Ну как им, несчастным, признать свои ошибки! А главное - зачем? Конечно, когда проданы билеты или раскуплен тираж по Семьеведению, сделать что-либо труднее, нежели провести художественные (экспертные, научные) советы, предваряющие выход в мир культурной продукции. Ну ведь это нельзя, кричит художник, - это цензура моего пусть и посредственного, пусть и у кого-то украденного "авторского видения"!
А чиновнику тоже так лучше: не нужны никакие дискуссии, не нужно ничего никому доказывать. Отчитался по финансам и количеству проданных билетов и дело с концом! В этом именно пункте современный худой художник и чиновник друг другу подмога: оба не хотят дискуссии. Не выгодно. Художник-творец - он другой, он, напротив, жаждет слышать других, не боится полемики, - в ней растёт.
Увы, всё, ориентированное на "понравиться начальству" или стающее в "хвост" столичным модам, - чаще всего в перспективе культурно-опасно.
А экспертное сообщество подменено лже-экспертами и мнениями медийных лиц, т е. опять-таки чаще всего интересами ВНЕ дела.Дедушка Крылов на этот счёт давно всё сказал:
Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,
В том, верно, мало толку,
Кто де́лов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.
Что же касается СЕМЬЕВЕДЕНИЯ - читайте сами и пусть читают наши дети отменную русскую литературу. Из "Капитанской дочки" они узнают о семье в живых и ясных образах, из "Евгения Онегина" - "Как правильно выйти замуж", а из романа нашего современника, недавно почившего Виктора Лихоносова, - из романа "Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания" и от его героев, взошедших на романные страницы, такую силу отеческой и семейнолюбивой яркой памяти, что право, каждую буковку хочется целовать. (Нашим маленьким Парижем до 1917 года называли Екатеринодар, ставший в 1920 году Краснодаром).
Настоящее только настоящим можно воспитать.