Как ранее с тревогой сообщала «Русская народная линия», 23 ноября в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя должен был пройти бесовский концерт «Гарри Поттер и философский камень». Мы били тревогу и публиковали материалы с призывом не допустить осквернения главного Храма страны.
Детский психолог Ирина Яковлевна Медведева, реагируя на готовящееся безобразие, писала: «А Поттер-концерт в Храме Христа Спасителя – это ПОЗОР или, как теперь принято выражаться, "туши свет". Интересно, что pozor по-чешски значит "внимание". Неужели Церковь не обратит внимание на такое вопиющее кощунство? Не обратит рozor на позор?!»
В свою очередь писатель Николай Петрович Кокухин в своей статье отмечал, что «развлекательное шоу на основе книги "Гарри Поттер" – в виде шоколадной конфетки с красочной оберткой – предлагается публике не где-нибудь, а в главном Храме России. Возникает вопрос: если шоу состоится, будут ли православные христиане посещать оскверненный Храм?».
Также на «Русской народной линии» была опубликована аналитическая записка «Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя», посвященная этому событию.
И вот совсем недавно общественники обратились к главе СК А.И.Бастрыкину с просьбой пресечь преступную ситуацию.
К сожалению, никто больше в православном информационном пространстве об этом не писал. Но наши совместные усилия не пропали даром. И вот теперь пришло радостное известие об отмене сего бесовского зрелища в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.
Вот что об этом пишет протоиерей Александр Шаргунов:
Когда я сообщил об этой хорошей новости своему знакомому священнику, он ответил, что это его не радует, потому что в принципе ничего не изменилось. Псевдокультура и антикультура по-прежнему занимают главные позиции у нас в стране, несмотря на официально провозглашенные новые ориентиры. С одной стороны, это действительно так. А с другой…
Когда в 90-е годы прошлого века был создан Комитет «За нравственное возрождение Отечества», мы постоянно и активно выступали против беспредела на улицах наших городов, наполненных гнусной рекламой, на телевидении и в других СМИ. Мы выступали с заявлениями, под которыми стояли подписи известных писателей, деятелей культуры и науки (таких как Валентина Распутина, Василия Белова, Игоря Шафаревича, Владимира Крупина), а также известных художников и артистов. Организовывали многотысячные стояния в Останкино, требуя не допустить демонстрации богохульного фильма, пытались остановить кощунственные выставки в Манеже. Не всегда наши акции были действенными. Но порой победа сопутствовала нам. Особенно резонансным было оправдание Замоскворецким судом алтарников нашего храма, остановивших глумление над святынями Церкви в центре им. Сахарова на выставке «Осторожно: религия!», и осуждение кощунников — устроителей этой выставки.
Мы не намеревались посвящать подобной деятельности всю нашу жизнь. У каждого из нас было своё главное дело: у священников — храм, у писателей — книги, у заслуженных артистов — концерты. Нашей целью было привлечь внимание общественности и максимально большого количества людей к творящемуся беззаконию, и добиться его пресечения.
«Но разве Вы не видите, — сказал мне с грустью мой знакомый, очень благочестивый и ревностный священник (который, между прочим, активно участвовал в деятельности нашего Комитета), — что ситуация сейчас совершенно изменилась? Бесстыдство вседозволенности вследствие полной безнаказанности окрепло и распространилось так, что большинство его как бы уже не замечает».
«Ну, допустим, что большинство не замечает, — возразил я. — Но разве не должны мы делать всё от нас зависящее, чтобы спасти хотя бы некоторых, как говорит апостол Павел? Вы помните, как в афинском ареопаге, когда апостол Павел начал говорить о воскресении мертвых, все смеялись: об этом послушаем тебя в другой раз. Но книга Деяний святых Апостолов сообщает имена двух, только двух людей, которые услышали проповедь апостола, и уверовали. И праведный Ной призывал к покаянию среди всеобщего отступничества, хотя немногие, то есть восемь душ (как свидетельствует апостол Петр) восприняли его проповедь».
«Нет, — повторил батюшка, — сейчас всё другое. Те, кому дана была возможность обратиться к осмысленной жизни, отвергли нас. И какой смысл снова обращаться к ним? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею"».
«Да, — говорю я ему, — святитель Игнатий имеет в виду то общее отступление, которое происходит в мире, когда злу попущена свобода действовать до конца, до пришествия антихриста. Но и в течение этого времени мы должны делать всё возможное, чтобы попытаться спасти даже не "некоторых", а хотя бы одного человека, душа которого дороже всего мира. Вы помните последние слова Послания апостола Иакова? "Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов"».
Когда кругом молчание, всё большее число людей воспринимают его как знак согласия, как то, что допустимо, и даже как то, что нормально. Что это значит? Что такое «грех как норма»? Именно об этом идет речь, и поэтому постараемся отнестись к этому явлению с предельной ответственностью.
Что такое нормальное, естественное? Завтра у нас праздник Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Сегодня, в Евангелии за всенощной мы услышим о тайне плевел и пшеницы — как бы естественном росте того и другого, переплетении даже в своих корнях того и другого, и схожести одного с другим, особенно в первый период их созревания.
Что же естественно для человека? Апостол Павел говорит о человеке естественном, о человеке душевном. Искушения сатанинские происходят в области нашей свободы, там, где проявляется всё наше естественное — характер, способности, темперамент, наследственность. Человеку кажется, что он ведет себя естественно. Однако это естественное на самом деле очень сильно искажено. И во всех областях так происходит (особенно в искусстве и культуре): человеку, устремляющемуся к каким-то достижениям, кажется, что он естественен. Но существует некое таинственное переплетение, о котором говорит Господь.
Враг всеял злые семена среди добрых во время сна. Речь идёт о первородном грехе, о первом падении человека. Естество человека не может расцвести, не может вырасти в истинный свой рост до тех пор, пока не пройдёт через смерть и через воскресение. Пока не придёт время жатвы, о которой говорит Господь. А до этого мы живём в мире, в котором человеческая мудрость проявляется чаще всего там, где действует князь мира сего, и всё подлинное, духовное кажется безумием для мира.
Свободный выбор каждого из нас осуществляется в области личной нашей свободы. И здесь мы рискуем оказаться под влиянием коллективного, безличного, анонимного общественного мнения на наше личное сознание. В отдельные эпохи жизни человечества, во времена тоталитарных режимов идеология может становиться как бы настоящей религией. Это влияние на личное сознание может так сильно подчинять человека, что он теряет себя и свою свободу. Это было, например, во времена нацизма, во времена большевистской революции и так называемого строительства коммунизма, и в ещё большей степени это происходит сегодня, когда в постхристианском мире утверждается новая идеология маммоны и Содома. При этом СМИ оказываются мощным оружием воздействия на личное сознание и даже на подсознание.
Вспоминается, как в 90-е годы прошлого века одна прихожанка нашего храма сказала: «Я иногда просто боюсь заглядывать в телевизор. Это настоящее окно в ад. Там уже не люди, а бесы кривляются и издеваются над людьми». Даже многие неверующие понимают, до какой степени сегодня искажается человеческое естество.
Когда какое-то явление становится нормой в массовом сознании, тогда оно представляется уже естественным, как бы сильно оно не расходилось с заповедями Божиими, с какой бы очевидностью оно не вступало в разрыв с совестью и разумом. Так плевелы, переплетаясь с ростками доброго семени, всё заглушают. Это одна из самых главных опасностей для человечества. Наступило время, о котором святые отцы говорили, что бесам уже нечего будет делать, потому что люди всё будут делать сами.
Господь говорит, что мы не должны удалять плевелы, прежде чем наступит время жатвы, чтобы не повредить пшеницу. Там, где совершается сатанинское сеяние в сердцах человеческих, мы должны исполнять свою работу, Божие сеяние, помня о том, что Бог сильнее диавола. Это ни в коем случае не означает, что мы можем спокойно наблюдать, как сатана создает всё новые и новые благоприятные условия для роста плевел и как он всё более вытесняет пшеницу — так что уже как будто совсем ничего не прорастает на поле человеческой жизни. Наоборот, это означает, что мы должны противостоять врагу изо всех сил, до тех пор, пока не наступит час тьмы, та ночь, когда уже никто не может делать, и человек спасается только призыванием имени Господня. Ничегонеделание означает участие в приближении часа тьмы раньше времени. Поэтому мы всегда должны быть воинами Христовыми.
Церковь напоминает нам о главном качестве христианина — пламенеющем неравнодушии ко лжи и истине. Мы должны воинствовать, сражаясь со всякой ложью и всяким злом. Каждый день нашей жизни — это новый день войны, той, которая когда-то началась на небесах, и которая продолжается на земле. И каждый день мы должны повторять не одними устами: что общего между светом и тьмой, какое согласие у Бога с велиаром, что общего между храмами Божиими, которыми мы призваны быть, и идолами, в которых хотят превратить людей? Разумеется, речь идёт, прежде всего, о духовном сражении за чистоту нашего сердца. Если мы реально его ведём, это не может не отразиться на нашем отношении к судьбе других людей и к происходящему во внешнем мире.
В таинстве крещения мы все названы воинами Христовыми. Все святые свидетельствуют, что только тот беспрепятственно входит на небо, кто несёт на теле своём раны и ушибы, которые он приобрёл на поле сражения, воюя за истину Христову. Только тот может достичь небес, где ангелы и все святые, кто по дару Христа уподобляется Христу — Тому, Кто на Страшном Суде и во веки веков будет показывать Свои раны, которые Он принял, воинствуя за жизнь человека в истине. Все святые во все времена вступают, одни сменяя других, в это сражение за правду Христову. И они нас зовут, чтобы мы не страшились этой войны, чтобы мы сражались до конца и готовы были умереть, держа в руках оружие, данное нам Христом, — щит веры, шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие, поражающее супостатов.
Что бы ни происходило в нашем мире, как бы ни была темна окружающая нас ночь, мы призваны быть чадами света и видеть свет даже среди ада, в котором мы живём. Мы должны иметь глаза, которые способны не только плакать в покаянии, но видеть в самой тьме, различая приближение врага. Самое главное — видеть в этой тьме не только бесов, но прежде всего ангелов и святых, и Самого Господа. И уже сейчас быть причастниками Его победы.