Уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих могут возбудить в отношении блогера Полины Моругиной, которая разместила в «Instagram» свою фотографию в голом виде на фоне храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Об этом ТАСС сообщил источник в правоохранительных органах.
«В настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 148 УК РФ ("Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих"), в отношении блогера и модели Полины Моругиной, которая разместила на странице в "Instargam" свою фотографию в голом виде на фоне храма Покрова Пресвятой Богородицы», - сказал собеседник агентства. Санкция данной статьи предусматривает, в том числе, штраф до 300 тыс. рублей или лишение свободы до одного года.
Источник уточнил, что фотография была сделана 28 августа прошлого года, а затем почти сразу размещена в сети. Проводится проверка, материал которой будет направлен в ГСУ СК по Москве для принятия решения.
После попадания в поле зрения правоохранителей девушка удалила и фото, и аккаунты в соцсетях. Сейчас отношении нее составлен протокол по ч. 2. ст. 5.26 КоАП ("Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение"), которая влечет административный штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей либо обязательные работы на срок до 120 часов. Пока протокол вернули в полицию для устранения нарушений, допущенных при его составлении. Вероятно, после того, как нарушения устранят, протокол снова вернут в суд для рассмотрения.
О том, каким образом Церкви, обществу и государству реагировать на подобные поступки блогеров, рассуждает в интервью «Русской народной линии» директор Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Термин «хайп» стал знаковым словом последних лет. Раньше говорили: «На миру и смерть красна». Хайп — как раз из этого разряда: привлечь к себе внимание любой ценой, показать себя в любом качестве. Всё это накладывается на падение и даже на отсутствие моральных устоев и выражается в уродливо-циничных формах.
Самой дешёвой формой хайпа в наше время оказалось религиозный цинизм, кощунство над святыней, то, что прежде называли святотатством, которое, безусловно, оскорбляет чувства верующего человека. Но об этом, судя по всему, даже не подозревают новые кощунники. Для них важнее быть в тренде и собрать побольше лайков. О чувствах верующих они вспоминают только тогда, когда им предъявляют за это уголовную статью.
На самом деле эти кощунства, приобретающие массовый характер, - серьёзный звонок морального падения общества, нравственного уродства, которое становится нормой общественного сознания. К сожалению, у такого рода кощунников есть своя аудитория. Никто бы этого ни делал, если бы в зале не было зрителей и бурных аплодисментов в интернете.
При этом реальностью уже стали так сказать «антиклерикальное настроение» в обществе. Здесь есть как объективные, так и субъективные факторы. Думаю, что Церковь тоже несет за них ответственность, она не раз давала пищу подобным настроениям. Очевидно, что езда духовенства на элитных марках мерседесов автоматически превращается в антиклерикальный автопробег. Как это ни печально говорить, но самые эффективные проповедники атеизма порой являются сами представители Церкви. Мы не показываем образцы подвижничества и святости, наоборот, даём повод людям для критики и насмешек. А ведь Господь учил другому: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфей,5,16).
Но что делать в конкретных ситуациях проявления кощунства? Как относится к его активистам? Мы - не судьи и не законодатели, и не можем прибегать к рычагам судебной системы. От нас зависит другое. В миру говорят, что прежде чем ответить - досчитай до 10-ти. Христианин должен сказать: прежде чем ответить — загляни в Евангелие. А в Евангелии сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Это замечательное указание может стать руководством к действию в нашем пастырском отношении к ним.
Именно этого первого действия в последние годы при конфликтах с обществом или какими-то индивидами у Церкви как раз не хватает. Уже не первый раз подростки и девицы совершают кощунственные действия, но я ни разу не слышал, чтобы к ним применялся именно этот метод пастырской педагогики. Прежде чем громко возмущаться, писать в интернете или же требовать суда над кощунниками, может быть, вначале просто встретиться и побеседовать, чтобы понять их мотивы — зачем они это сделали, просто посмотреть им в глаза, рассказать им, «что такое хорошо и что такое плохо».
Известный случай в Храме Христа Спасителя дал старт пятилетки кощунства и святотатства. Но почему-то этих девиц никто не пригласил просто поговорить, донести до них, что это просто безобразный поступок, который не только оскорбляет религиозные чувства, но действительно причиняет сердечную боль верующим людям. Если они не бесчувственные существа, они бы поняли боль других людей. А если они так хотят самовыразиться, то на Цветном бульваре есть цирк — там вполне допустимо их художество: можно поплясать, попрыгать и заняться акробатикой. Но их никто не пригласил на пастырскую беседу, никто не пришёл к ним, никто не посмотрел им в глаза.
Имена последних кощунников также известны, можно позвонить им, можно пригласить и сказать: «Давайте поговорим по душам. Что вас заставило это сделать? Представьте, как вашим дедушкам или бабушкам больно это видеть. Ведь вы это делаете не на другой планете, а на своей родной земле, среди своего народа. Вы оскорбляете ваших братьев и сестёр».
Нужна встреча, ведь это, в конце концов, наша паства. Нужна беседа с целью понять друг друга. Проблема в том, что они нас не понимают, не понимают, насколько больно для верующего такие оскорбительные снимки на фоне храма. А если и понимают, то не чувствуют нашу боль, насколько это оскорбляет не только религиозное, но, прежде всего, нравственное чувство.
Почему же мы не исполняем этот евангельский совет – поговорить с грешником наедине, просто по душам? Но мы сразу же требуем применения закона. Конечно, легче всего включить статью, наложить штраф, посадить, но, как видим, это не действует.
Да, они неправы, но евангельская грешница тоже была не права, однако Христос с ней просто поговорил по душам и она покаялась.
После кощунства в Храме Христа Спасителя прошло уже 10 лет, но эпизоды кощунства не прекратились. Как мы видим, особенно никого не пугает наказание, наоборот, ставя целью хайп, они достигают ещё большего хайпа, когда их начинают преследовать по закону. Понятно, что всё равно это будет косметическое наказание, в интернете они могут заработать денег больше, чем наложенный на них штраф. Поэтому не надо давать повода для дополнительного хайпа. Давайте побеседуем с ними, постараемся понять, чем они руководствуются, совершая кощунственные действия. Пусть они лучше расскажут об этом пастырям, чем покажут в интернете.
К сожалению, я не вижу церковной активности в этом направлении.
Как известно, в древнейшем произведении русской письменности «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, автор провозглашает благодать как основу жизни Церкви, однако в реальной жизни всё происходит чаще по закону. Христианство – религия не закона, а благодати. Надо задействовать механизм благодати, то есть живое слово, беседу, общение, понимание, память о том, что Христос не разгонял грешников и грешниц, а, наоборот, спрашивал: «Кто из вас без греха?» И Господь показал, что это действует.
Отношение к ним должно быть, как у отца к нашалившим детям. Любой отец, прежде чем дать ремня, поговорит с шалуном, попытается понять его, может и увидеть слёзки на глазах ребёнка, и только при повторной шалости может и «всыпать» по закону.
На моей памяти был один прецедент подобной встречи с участниками кощунственных действий — о.Андрей Кураев встречался с участницами небезызвестного «ансамбля». Но, к сожалению, этот случай не был успешным и вдохновляющим примером. Известный миссионер не смог достучаться до их сердец и они «остались в прежней идее», как говорил Достоевский.
Думаю, что это не должны быть медийные священники, иначе все будет походить на пиар-акцию. В Церкви есть сильные духовники, опытные пастыри. Сейчас в стране около 30 тысяч священников, неужели никто из них не способен побеседовать с этими молодыми людьми? Господь говорил о добром пастыре, который ищет одну пропавшую овцу.
Если бы был хоть один случай такой беседы, хотя бы один пример покаяния, пусть даже не покаяния, но хотя бы понимания, человеческого отношения. Может так получиться, что при встрече со священником человек сам поймёт, что он не то делает, не туда лезет и задастся вопросом — нужен ли ему хайп такой ценой? Уверен, что слово любого священника обладает благодатной силой и беседа с любым священником не прошла бы для них даром.