В четверг, 19 марта, в г. Санкт-Петербурге в гостинице «Россия» состоялся круглый стол «Система тотального электронного контроля и цифровая трансформация общества: опасные тенденции законодательства и правоприменительной практики».
На мероприятии выступили эксперты Комитета по защите персональных данных и Общественного уполномоченного по защите семьи: юристы, богословы, специалисты в области кибернетики и машинного управления.
Введение
Вводимые в связи с объявленной ВОЗ пандемией по коронавирусу ограничения могут стать прекрасной ширмой для усугубления цифровой трансформации общества, которая происходит в России в последние годы. В прошлом году нас всех, не спросив нашего согласия, уже пронумеровали (48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 2019 года закрепил статус СНИЛС как основного идентификатора человека в сфере госуслуг, дающего доступ к его персональной информации). Сейчас Дума готовится принять во втором чтении законопроект № 759897–7 «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ», лоббисты цифровой трансформации пытаются протолкнуть законопроект «О цифровом профиле гражданина», параллельно внедряются все новые и новые механизмы аутентификации (сбор биометрических данных, а в перспективе — чипирование людей, о чем открыто говорят СМИ) и контроля (система контроля расходов, он-лайн кассы, электронные мед.карты и трудовые книжки, образовательные «траектории», повсеместные системы видеонаблюдения и т. п.). Нам говорят, что это делается для нашей безопасности и удобства, но на самом деле это не так: цифровизаторы создают новую реальность, которая описана в Апокалипсисе и в произведениях фантастов.
В строящемся «новом дивном мире» (О.Хаксли) не будет места ни вере, ни культуре, ни даже государству: ведь операторами «больших данных» становятся не столько государственные структуры, сколько банки и корпорации, а решения принимаются не людьми, а бездушной машиной — искусственным интеллектом, алгоритмы которого прописываются на Западе. При этом сам Запад, в отличие от России, не торопится в глобальный электронный концлагерь: там элита старается дать своим детям классическое образование (которое у нас подменяют натаскиванием на ЕГЭ и цифровыми суррогатами вроде проекта «Цифровая школа»), ограничивает пользование сотовой связью особенно у детей, в элитных кварталах городов практически нет камер. Множество развитых стран, таких как Великобритания, на законодательном уровне отказались от идеи введения универсальных реестров и номеров человека по соображениям национальной безопасности, в Португалии запрет номеров прямо прописан в Конституции.
Выступление общественного деятеля, писателя-агиографа Валерия Филимонова
Выступление общественного деятеля Андрея Цыганова
Выступление адвоката, к.ю.н. Анны Швабауэр, доклад на тему: «Юридическая база для построения тотального электронного контроля»