«Я вышла от батюшки самым счастливым человеком...»

Воспоминания игумении Георгии о встречах с преподобным Серафимом Вырицким

Вечная память 
0
1935
Время на чтение 7 минут

На фото: Архиепископ Брюссельский  и Бельгийский Симон, настоятельница Горненской обители в Иерусалиме игумения Георгия, В.П. Филимонов и протоиерей Алексий Коровин. 2000 год

 

 

При исследовании жития Вырицкого старца иеросхимонаха Серафима (Муравьёва) и написании книги о нём, Валерий Павлович Филимонов опросил более ста очевидцев и живых свидетелей  подвигов и чудотворений преподобного. Миряне и священнослужители, военные, владыки Русской Православной Церкви, дети и подростки, начальники и совершенно простые люди десятилетиями находили помощь, совет, молитву, сведения о своих родственниках, с которыми разлучила война, находили духовную и материальную помощь, работу и очень часто – благословение Вырицкого старца на свою дальнейшую жизнь. Благословение преподобного на монашество с указанием мест, где придётся нести своё служение Господу, получила и молодая девушка Валечка Щукина, ставшая впоследствии игуменией Георгией, настоятельницей Горненского женского монастыря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в городе Иерусалиме.

 

В течение свой кропотливой и скрупулёзной работы над исследованием жития Вырицкого старца, работы, ставшей основанием для канонизации святого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, В.П. Филимонову удалось снять на видео

многих свидетелей, рассказывающих и подвигах преподобного Серафима Вырицкого. Довелось общаться с игуменией Георгией в Вырице в конце 90-х годов и в 2000 году; довелось несколько раз встретиться с матушкой Георгией для видеосъёмок на квартире её родной сестры матушки Лидии на проспекте Просвещения в Санкт-Петербурге и заснять довольно объёмное повествование  игумении Георгии о её общении с Вырицким старцем. Позже некоторые фрагменты из этого видео рассказа вошли в 4-х серийный фильм В.П. Филимонова «Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа».

 

Знакомство и тёплое общение с матушкой Георгией, начавшееся в конце 90-х годов  прошедшего уже века, продолжилось на долгое время. А подробный рассказ игумении Георгии о благословении преподобного Серафима  -  вошёл в книгу В.П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Вот это подробное воспоминание игумении Георгии о судьбоносной встрече с Вырицким старцем с некоторыми дополненими к этой главе из личного архива В.П. Филимонова.

 

...Родилась я в 1931 году в Санкт-Петербурге. Когда разразилась военная гроза, всей семьёй остались в блокадном городе. В 1942 году погиб папа, а в 1943 – мама. До 1944 года мы с младшей сестрёнкой Лидочкой были в детском доме, а затем нас взяла на воспитание тётушка, Матрона Степановна. С нами жила также осиротевшая двоюродная сестра Нина, которая была на три года старше меня.

 

Родители мои и все наши родственники были людьми верующими. У тётушки Матроны были духовные книги – Библия и Жития святых святителя Димитрия Ростовского. В праздники к ней приходили её подруги и читали Священное Писание и жития подвижников благочестия. Очень любила я слушать Слово Божие, да и сама читала при всяком удобном случае. В пятнадцать лет у меня появилось сильное желание уйти в монастырь – подвизаться и подражать святым угодникам Божиим. Всё больше и больше возгоралась моя душа, но когда человек становится на путь спасения, тогда-то и начинаются для него искушения. Так и для меня начались дни тяжёлых испытаний и горьких слёз.

 

Тётушка Матрона категорически воспротивилась моему благому намерению. Сначала она сказала, что нужно получить благословение от правящего архиерея епархии. Тогда у нас на кафедре был митрополит Григорий (Чуков). Владыка Георгий принял меня и с радостью благословил. Тогда тётя вновь стала возражать, говоря, что надо теперь знать волю Божию и иметь благословение от старца.

 

Немало пролила я слёз и постоянно просила Царицу Небесную, чтобы смягчила Она тётушкино сердце. Я посещала все питерские храмы и меня знали многие батюшки. Они видели мое искреннее стремление к монашеской жизни и духовно поддерживали меня. Это стремление становилось порою столь горячим, что я тогда думала: «Уж лучше умереть, чем в монастырь не попасть...» Не раз советовалась я с известными протоиереями – Николаем Фомичёвым, отцом Михаилом Гундяевым, отцом Филофеем Поляковым и другими. Все они единодушно направили меня в Вырицу, к батюшке Серафиму, но предупредили, что он очень слаб и почти никого уже не принимает. Я во всём положилась на волю Божию.

 

Это было летом 1948 года. Когда я приехала в Вырицу, то, буквально, ужаснулась – дом старца и ближайшие подходы к нему окружало великое множество людей. Кто-то прохаживался по улице, кто-то сидел на траве, кто-то стоял у дверей дома и молился, ожидая, когда выйдет келейница батюшки, мать Серафима. Когда же она, наконец, вышла, я впервые увидела монахиню в апостольнике и скуфье. У меня дрогнуло сердце – она была словно Ангел! Я сразу подумала: «Смогу ли я быть такой? Ведь я такая грешница, а эти люди святые... Вдруг произошло чудо – матушка Серафима подошла ко мне прямо и спросила: «Девочка! А ты что приехала? Что у тебя случилось?» Я тут же ответила: «Дело у меня очень важное – мне надо знать волю Божию». Она пошла к батюшке, тут же вернулась и, взяв меня за руку, сказала: «Батюшка благословил зайти!» В этот момент весь народ встрепенулся и люди бросились к двери, но мать Серафима никого не пустила.

 

С молитвой я вошла в келлию. Меня сразу поразил вид старца, такой он был весь светлый, поистине сияющий и необыкновенно ласковый. Я упала перед ним на колени и разрыдалась. Очень долго не могла успокоиться – видно, всё, что у меня накопилось – вылилось. Батюшка успокоил меня, благословил, погладил по голове и говорит: «Ну, расскажи о себе». Я подробно стала говорить, что работаю теперь в архиве; рассказала, где работала раньше, а про монастырь боюсь и заикнуться. Старец всё слушает и молчит. Его молчание стало меня смущать и я опять начала плакать... И вдруг вырвалось из глубины души: «Батюшка! Я очень хочу в монастырь!» Отец Серафим сразу оживился и ласково говорит: «Вот, деточка, это твой путь. Сама Матерь Божия тебя избрала!» Он показал рукой на фотографию, которая висела на стене. Я увидела чудную обитель. Это была Пюхтица. «Вот сюда и лежит твой путь,» - сказал батюшка. Я не могу передать словами состояние, которое тогда меня охватило. Душу мою наполнила радость, хотелось непрестанно благодарить Господа, я опять припала в слезах к рукам святого старца. Он благословил меня, дал просфору и сказал, что будет за меня молиться. Я вышла от батюшки самым счастливым человеком.

 

Когда я приехала домой, тётушка ещё более, чем прежде, воспротивилась моему решению: «Никуда я тебя не пущу, мало ли, что старец сказал!» Вновь сердце моё переполнили тяжёлые скорби. Чего мне только не пришлось услышать от Матроны Степановны: «Я на тебя в милицию заявлю! Я все меры к тебе приму! Я тебя из детдома взяла, и ты обещала меня старую досмотреть, а теперь бросаешь и меня, и свою младшую сестру...»

 

Осенью в город на Неве приехала из Пюхтицы матушка-игумения Рафаила. Мне удалось встретиться с ней. Увидев меня, настоятельница стала сокрушаться: «Ты ещё такая молоденькая да слабенькая, а у нас тяжёлые послушания – хлеб сами выпекаем, дрова пилим, на скотном дворе работаем». Я упала на колени и говорю: «Матушка! Я всё буду делать за святое послушание, вы меня только научите». Видя моё искреннее желание, настоятельница благословила меня: «Бери расчёт и приезжай». Благословила она и мою сестру Нину, за которую я просила.

 

Вскоре я подала заявление на увольнение в связи с выездом из города. Но когда тётя Матрона узнала об этом, она тут же пришла к директору архива и сказала, чтобы расчёт мне не давали: «Она в монастырь хочет!» В ту пору это было, конечно, из ряда вон выходящим явлением. Вот здесь, кажется, поднялась на меня вся преисподняя, и я была вынуждена вторично поехать к батюшке Серафиму. Было это перед Рождеством Христовым. Вновь произошло чудо – он принял меня, хотя был очень слаб. Я поведала милому старцу о своих бедах, рассказала всё, как есть: тётушка скандалит и не отпускает. Отец Серафим опять повторил мне, сказанное в первый раз: «Ты должна жить в монастыре. Матерь Божия тебя призывает! Твою тётю и младшую сестрёнку Господь не оставит». На прощание старец сказал, чтобы тётушка Матрона обязательно к нему приехала.

 

Вернувшись домой я тяжело заболела. Меня лихорадило. Температура была выше 40 градусов Цельсия, и от нервного потрясения случилось на ноге сильное воспаление. Матрона Степановна несколько дней не могла собраться с духом, чтобы поехать к батюшке Серафиму, но не выполнить благословение старца она не могла. Вернулась она из Вырицы совершенно другим человеком. Все дивились её перемене. Она только тихо плакала, приговаривая: «Ты ведь ещё совсем ребёнок, но да будет воля Божия!»

 

С большими трудностями мне всё-таки удалось уволиться с работы. 24 января 1949 года наш духовник, отец Николай, отслужил у нас дома молебен и в ночь на 25 января мы с Ниночкой, наконец отправились в Эстонию.

 

Как знак особой милости Божией мы впервые в жизни увидели в пять часов утра на станции Йыхве дивное северное сияние. Оттуда нашли попутную машину до Куремяэ и благополучно прибыли в монастырь. Здесь нас сразу устроили к старицам по келлиям и началась наша монашеская жизнь.

 

Весной 1949 года отец Серафим прислал мне ещё одну просфору с благословением и вскоре скончался. Со временем мы приняли с Ниной монашество. Я – и именем Георгии, она – с именем – Арсении. По воле Божией, мне пришлось нести самые различные послушания в нескольких обителях. Порою бывало совсем непросто, случались тяжёлые обстояния и скорби, но всегда становилось легче на сердце от одного только воспоминания о великом Вырицком старце. Слава Богу за всё!

 

Дополнение из личного архива В.П. Филимонова

 

Валерий Павлович:

 

- Матушка Георгия, а впоследствии Вы призывали в своих молитвах на помощь отца Серафима?

 

Игумения Георгия:

 

- Да, конечно... Верю до сего времени в его святые молитвы, в его благословение...

- Молились с сестрами до сего времени, до прославления  отца Серафима, об упокоении его души. До сих пор осталось незабываемое воспоминание о посещении старца. Я не могу даже передать этого чувства – как Господь тогда утешил через батюшку Серафима.

 

Многие сёстры бывали в те времена у отца Серафима в Вырице: матушка Варвара была у него один раз, бывала матушка Викторина (в миру Зоя Сошальская). Зоя Сошальская тоже по благословению

отца Серафима несла послушание в Иерусалиме, в Иерусалиме и скончалась... Многие сёстры бывали у отца Серафима.

 

Матушка Серафима (Морозова) келейница отца Серафима – очень духовная старица, очень нас молодых сестёр поддерживала. Впоследствии эта монахиня стала схимницей Пюхтицкого монастыря Серафимой. Отошла в 1974 году.

 

Валерий Павлович:

 

- А как Господь устроил судьбу Вашей тёти, Матроны Степановны?

 

Когда она приехала в Пюхтицу, очень обрадовалась. Она очень меня любила и заботилась, и из детдома взяла. Сестра её похоронила. Господь всё устроил.

 

Валерий Павлович:

 

- Матушка Георгия, Вы были на прославлении?

 

Игумения Георгия:

 

- И я, и другие сёстры, и священство светло и радостно переживали эту радость.  Многие учились в Академии, многие знали отца Серафима и для всех нас это была большая духовная радость.

 

Я сподобилась через 52 года побывать на могилке отца Серафима.  Это милость Божия! Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

 

Глава из книги Филимонова Валерия Павловича «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» с дополнениями из архива агиографа преподобного Серафима

Подготовила  Кудряшова Лариса Пахомьевна

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Павлович + Филимонов
Светлый Ангел Петрограда
«Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...» О непостижимых подвигах и мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина
12.08.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
«Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную...»
Глава из книги Валерия Павловича Филимонова, посвящённой преподобному Серафиму Вырицкому
02.04.2022
Загадочный и любимый старец
Ко дню прославления преподобного Феодосия Кавказского (8 августа 1995 года)
05.08.2021
Воскресение Христово – краеугольный камень святой нашей веры
Глава из новой книги, посвящённой памяти Валерия Филимонова
07.05.2021
Все статьи Валерий Павлович + Филимонов
Игуменья Георгия (Щукина)
Рассказы матушки игумении Георгии
Светлой памяти почетной настоятельницы Горненского монастыря
10.02.2022
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Светлой памяти почетной настоятельницы Горненского монастыря
07.02.2022
Все статьи Игуменья Георгия (Щукина)
Лариса Пахомьевна + Кудряшова
Покров
Стихи
13.10.2024
«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»
Существует ли православная поэзия? О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 - 28.09.2014)
29.09.2024
Свет святого Валаама
11 июля - День преподобных Сергия и Германа Валаамских
10.07.2024
Все статьи Лариса Пахомьевна + Кудряшова
Вечная память
Все статьи темы
Последние комментарии
Культурку в массы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.01.2025 07:51
Так Русская Церковь борется с сектами или сотрудничает?
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.01.2025 06:42
Так победим?
Новый комментарий от РОНОЛ
18.01.2025 05:01
Государствоцентричность Русской истории и конец времён
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2025 01:50
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
17.01.2025 23:45
Путин – не Горбачёв, а Россия – не объект сделок!
Новый комментарий от Elenaelena
17.01.2025 20:21