На фото: Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, настоятельница Горненской обители в Иерусалиме игумения Георгия, В.П. Филимонов и протоиерей Алексий Коровин. 2000 год
При исследовании жития Вырицкого старца иеросхимонаха Серафима (Муравьёва) и написании книги о нём, Валерий Павлович Филимонов опросил более ста очевидцев и живых свидетелей подвигов и чудотворений преподобного. Миряне и священнослужители, военные, владыки Русской Православной Церкви, дети и подростки, начальники и совершенно простые люди десятилетиями находили помощь, совет, молитву, сведения о своих родственниках, с которыми разлучила война, находили духовную и материальную помощь, работу и очень часто – благословение Вырицкого старца на свою дальнейшую жизнь. Благословение преподобного на монашество с указанием мест, где придётся нести своё служение Господу, получила и молодая девушка Валечка Щукина, ставшая впоследствии игуменией Георгией, настоятельницей Горненского женского монастыря в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в городе Иерусалиме.
В течение свой кропотливой и скрупулёзной работы над исследованием жития Вырицкого старца, работы, ставшей основанием для канонизации святого в лике преподобных для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, В.П. Филимонову удалось снять на видео
многих свидетелей, рассказывающих и подвигах преподобного Серафима Вырицкого. Довелось общаться с игуменией Георгией в Вырице в конце 90-х годов и в 2000 году; довелось несколько раз встретиться с матушкой Георгией для видеосъёмок на квартире её родной сестры матушки Лидии на проспекте Просвещения в Санкт-Петербурге и заснять довольно объёмное повествование игумении Георгии о её общении с Вырицким старцем. Позже некоторые фрагменты из этого видео рассказа вошли в 4-х серийный фильм В.П. Филимонова «Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа».
Знакомство и тёплое общение с матушкой Георгией, начавшееся в конце 90-х годов прошедшего уже века, продолжилось на долгое время. А подробный рассказ игумении Георгии о благословении преподобного Серафима - вошёл в книгу В.П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». Вот это подробное воспоминание игумении Георгии о судьбоносной встрече с Вырицким старцем с некоторыми дополненими к этой главе из личного архива В.П. Филимонова.
...Родилась я в 1931 году в Санкт-Петербурге. Когда разразилась военная гроза, всей семьёй остались в блокадном городе. В 1942 году погиб папа, а в 1943 – мама. До 1944 года мы с младшей сестрёнкой Лидочкой были в детском доме, а затем нас взяла на воспитание тётушка, Матрона Степановна. С нами жила также осиротевшая двоюродная сестра Нина, которая была на три года старше меня.
Родители мои и все наши родственники были людьми верующими. У тётушки Матроны были духовные книги – Библия и Жития святых святителя Димитрия Ростовского. В праздники к ней приходили её подруги и читали Священное Писание и жития подвижников благочестия. Очень любила я слушать Слово Божие, да и сама читала при всяком удобном случае. В пятнадцать лет у меня появилось сильное желание уйти в монастырь – подвизаться и подражать святым угодникам Божиим. Всё больше и больше возгоралась моя душа, но когда человек становится на путь спасения, тогда-то и начинаются для него искушения. Так и для меня начались дни тяжёлых испытаний и горьких слёз.
Тётушка Матрона категорически воспротивилась моему благому намерению. Сначала она сказала, что нужно получить благословение от правящего архиерея епархии. Тогда у нас на кафедре был митрополит Григорий (Чуков). Владыка Георгий принял меня и с радостью благословил. Тогда тётя вновь стала возражать, говоря, что надо теперь знать волю Божию и иметь благословение от старца.
Немало пролила я слёз и постоянно просила Царицу Небесную, чтобы смягчила Она тётушкино сердце. Я посещала все питерские храмы и меня знали многие батюшки. Они видели мое искреннее стремление к монашеской жизни и духовно поддерживали меня. Это стремление становилось порою столь горячим, что я тогда думала: «Уж лучше умереть, чем в монастырь не попасть...» Не раз советовалась я с известными протоиереями – Николаем Фомичёвым, отцом Михаилом Гундяевым, отцом Филофеем Поляковым и другими. Все они единодушно направили меня в Вырицу, к батюшке Серафиму, но предупредили, что он очень слаб и почти никого уже не принимает. Я во всём положилась на волю Божию.
Это было летом 1948 года. Когда я приехала в Вырицу, то, буквально, ужаснулась – дом старца и ближайшие подходы к нему окружало великое множество людей. Кто-то прохаживался по улице, кто-то сидел на траве, кто-то стоял у дверей дома и молился, ожидая, когда выйдет келейница батюшки, мать Серафима. Когда же она, наконец, вышла, я впервые увидела монахиню в апостольнике и скуфье. У меня дрогнуло сердце – она была словно Ангел! Я сразу подумала: «Смогу ли я быть такой? Ведь я такая грешница, а эти люди святые... Вдруг произошло чудо – матушка Серафима подошла ко мне прямо и спросила: «Девочка! А ты что приехала? Что у тебя случилось?» Я тут же ответила: «Дело у меня очень важное – мне надо знать волю Божию». Она пошла к батюшке, тут же вернулась и, взяв меня за руку, сказала: «Батюшка благословил зайти!» В этот момент весь народ встрепенулся и люди бросились к двери, но мать Серафима никого не пустила.
С молитвой я вошла в келлию. Меня сразу поразил вид старца, такой он был весь светлый, поистине сияющий и необыкновенно ласковый. Я упала перед ним на колени и разрыдалась. Очень долго не могла успокоиться – видно, всё, что у меня накопилось – вылилось. Батюшка успокоил меня, благословил, погладил по голове и говорит: «Ну, расскажи о себе». Я подробно стала говорить, что работаю теперь в архиве; рассказала, где работала раньше, а про монастырь боюсь и заикнуться. Старец всё слушает и молчит. Его молчание стало меня смущать и я опять начала плакать... И вдруг вырвалось из глубины души: «Батюшка! Я очень хочу в монастырь!» Отец Серафим сразу оживился и ласково говорит: «Вот, деточка, это твой путь. Сама Матерь Божия тебя избрала!» Он показал рукой на фотографию, которая висела на стене. Я увидела чудную обитель. Это была Пюхтица. «Вот сюда и лежит твой путь,» - сказал батюшка. Я не могу передать словами состояние, которое тогда меня охватило. Душу мою наполнила радость, хотелось непрестанно благодарить Господа, я опять припала в слезах к рукам святого старца. Он благословил меня, дал просфору и сказал, что будет за меня молиться. Я вышла от батюшки самым счастливым человеком.
Когда я приехала домой, тётушка ещё более, чем прежде, воспротивилась моему решению: «Никуда я тебя не пущу, мало ли, что старец сказал!» Вновь сердце моё переполнили тяжёлые скорби. Чего мне только не пришлось услышать от Матроны Степановны: «Я на тебя в милицию заявлю! Я все меры к тебе приму! Я тебя из детдома взяла, и ты обещала меня старую досмотреть, а теперь бросаешь и меня, и свою младшую сестру...»
Осенью в город на Неве приехала из Пюхтицы матушка-игумения Рафаила. Мне удалось встретиться с ней. Увидев меня, настоятельница стала сокрушаться: «Ты ещё такая молоденькая да слабенькая, а у нас тяжёлые послушания – хлеб сами выпекаем, дрова пилим, на скотном дворе работаем». Я упала на колени и говорю: «Матушка! Я всё буду делать за святое послушание, вы меня только научите». Видя моё искреннее желание, настоятельница благословила меня: «Бери расчёт и приезжай». Благословила она и мою сестру Нину, за которую я просила.
Вскоре я подала заявление на увольнение в связи с выездом из города. Но когда тётя Матрона узнала об этом, она тут же пришла к директору архива и сказала, чтобы расчёт мне не давали: «Она в монастырь хочет!» В ту пору это было, конечно, из ряда вон выходящим явлением. Вот здесь, кажется, поднялась на меня вся преисподняя, и я была вынуждена вторично поехать к батюшке Серафиму. Было это перед Рождеством Христовым. Вновь произошло чудо – он принял меня, хотя был очень слаб. Я поведала милому старцу о своих бедах, рассказала всё, как есть: тётушка скандалит и не отпускает. Отец Серафим опять повторил мне, сказанное в первый раз: «Ты должна жить в монастыре. Матерь Божия тебя призывает! Твою тётю и младшую сестрёнку Господь не оставит». На прощание старец сказал, чтобы тётушка Матрона обязательно к нему приехала.
Вернувшись домой я тяжело заболела. Меня лихорадило. Температура была выше 40 градусов Цельсия, и от нервного потрясения случилось на ноге сильное воспаление. Матрона Степановна несколько дней не могла собраться с духом, чтобы поехать к батюшке Серафиму, но не выполнить благословение старца она не могла. Вернулась она из Вырицы совершенно другим человеком. Все дивились её перемене. Она только тихо плакала, приговаривая: «Ты ведь ещё совсем ребёнок, но да будет воля Божия!»
С большими трудностями мне всё-таки удалось уволиться с работы. 24 января 1949 года наш духовник, отец Николай, отслужил у нас дома молебен и в ночь на 25 января мы с Ниночкой, наконец отправились в Эстонию.
Как знак особой милости Божией мы впервые в жизни увидели в пять часов утра на станции Йыхве дивное северное сияние. Оттуда нашли попутную машину до Куремяэ и благополучно прибыли в монастырь. Здесь нас сразу устроили к старицам по келлиям и началась наша монашеская жизнь.
Весной 1949 года отец Серафим прислал мне ещё одну просфору с благословением и вскоре скончался. Со временем мы приняли с Ниной монашество. Я – и именем Георгии, она – с именем – Арсении. По воле Божией, мне пришлось нести самые различные послушания в нескольких обителях. Порою бывало совсем непросто, случались тяжёлые обстояния и скорби, но всегда становилось легче на сердце от одного только воспоминания о великом Вырицком старце. Слава Богу за всё!
Дополнение из личного архива В.П. Филимонова
Валерий Павлович:
- Матушка Георгия, а впоследствии Вы призывали в своих молитвах на помощь отца Серафима?
Игумения Георгия:
- Да, конечно... Верю до сего времени в его святые молитвы, в его благословение...
- Молились с сестрами до сего времени, до прославления отца Серафима, об упокоении его души. До сих пор осталось незабываемое воспоминание о посещении старца. Я не могу даже передать этого чувства – как Господь тогда утешил через батюшку Серафима.
Многие сёстры бывали в те времена у отца Серафима в Вырице: матушка Варвара была у него один раз, бывала матушка Викторина (в миру Зоя Сошальская). Зоя Сошальская тоже по благословению
отца Серафима несла послушание в Иерусалиме, в Иерусалиме и скончалась... Многие сёстры бывали у отца Серафима.
Матушка Серафима (Морозова) келейница отца Серафима – очень духовная старица, очень нас молодых сестёр поддерживала. Впоследствии эта монахиня стала схимницей Пюхтицкого монастыря Серафимой. Отошла в 1974 году.
Валерий Павлович:
- А как Господь устроил судьбу Вашей тёти, Матроны Степановны?
Когда она приехала в Пюхтицу, очень обрадовалась. Она очень меня любила и заботилась, и из детдома взяла. Сестра её похоронила. Господь всё устроил.
Валерий Павлович:
- Матушка Георгия, Вы были на прославлении?
Игумения Георгия:
- И я, и другие сёстры, и священство светло и радостно переживали эту радость. Многие учились в Академии, многие знали отца Серафима и для всех нас это была большая духовная радость.
Я сподобилась через 52 года побывать на могилке отца Серафима. Это милость Божия! Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Глава из книги Филимонова Валерия Павловича «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» с дополнениями из архива агиографа преподобного Серафима
Подготовила Кудряшова Лариса Пахомьевна