К вечным обителям
...плод ваш есть святость,
а конец – жизнь вечная.
(Рим. 6, 22)
Летом 1948 года положение Церкви вновь усложнилось. В ЦК ВКП(б) было разработано секретное постановление «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды», а уже в сентябре прокатилась первая в послевоенные годы волна арестов священнослужителей. Началась новая кампания по закрытию храмов с целью последующей передачи их под клубы, кинотеатры и другие учреждения. Массовыми тиражами стали издаваться атеистические брошюры с резкими нападками на Православие. Новые удары по Церкви были, несомненно, слабее, чем пережитые ею в 20-30-е годы. Но в конце 40-х
уцелевшее в предыдущие два десятилетия русское духовенство вновь разделило судьбу своего народа – о репрессиях того времени не понаслышке знают многие из ныне здравствующих пастырей.
И вновь с вопросами и недоумениями направились в Вырицу многочисленные паломники. Старец, святых молитв которого испрашивали высшие иерархи Церкви во главе со святейшим Патриархом, не нарушил своего обетования, данного почти двадцать лет назад: «Пока моя рука поднимается для благословения, я буду принимать людей».
В последние годы отец Серафим был совершенно прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья батюшки ухудшалось настолько, что он даже не мог отвечать на записки, которые передавали через келейницу. Но как только наступало хотя бы небольшое облегчение – подвижник сразу начинал приём страждущих. В ту пору отец Серафим завещал многим своим духовным чадам не смущаться успехами зла, сохраняя верность Матери Церкви и святоотеческому преданию. Воистину любовь долготерпит.... не раздражается... всё покрывает (1 Кор. 13, 4, 5, 7). Людей, которые служат орудиями зла, он называл самыми несчастными и, по-прежнему, возносил горячие молитвы за всех заблудших – да познает весь мир Духом Святым радости грядущего Царствия.
Время земного странствия подвижника подходило к концу. Старцу был открыт час его перехода к Вечности. За день до этого он благословил родных и близких иконками Серафима Саровского, а своей келейнице, матушке Серафиме (Морозовой), сказал: «Во время моего погребения береги рёбрышки...»
(Это предостережение оказалось пророческим: в день погребения праведника, при большом стечении народа, матушка Серафима из-за сильной давки получила перелом двух рёбер).
Ранним утром отцу Серафиму в проёме его келлии в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица (как сказал сам преподобный по смирению своему – Жена неземной красоты) и жестом правой руки указала на небо. Сообщив об этом родным, батюшка объявил: «Сегодня принять никого не смогу, будем молиться», - и благословил послать за отцом Алексием Кибардиным. С благоговением были прочитаны Акафисты Пресвятой Богородице, Святителю Николаю и преподобному Серафиму Саровскому. После того, как отец Алексий причастил старца Святых Христовых Таин, отец Серафим
благословил читать Псалтырь и Евангелие. Ближе к вечеру преподобный попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» отошёл к вечным обителям.
Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс.115, 6)... После кончины благословенного старца открылось два удивительных факта. Прежде всего оказалось, что его не в чем хоронить – у преподобного была только та одежда, в которую он был непосредственно одет. У батюшки не нашлось никаких запасных одеяний и даже белья, поскольку отец Серафим постоянно раздавал нуждающимся всё имевшееся у него и попадавшее к нему от благодетелей. Во-вторых, будучи весьма хрупкой женщиной, Маргарита Николаевна одна, без всякой посторонней помощи, перенесла дедушку на руках с ложа во гроб! Великий постник был практически невесомым...
Облачение и гроб прислал в Вырицу митрополит Григорий (Чуков). Три дня шёл ко гробу великого праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и тёплыми, словно у живого. Некоторые ощущали у гроба благоухание. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела её ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела. Этот случай хорошо известен вырицким старожилам.
Отпевание преподобного Серафима Вырицкого отличалось редкой торжественностью. Его совершал по монашескому чину епископ Лужский Симеон (Бычков) в сослужении известных протоиереев – Алексия Кибардина, Владимира Шамонина, Филофея Полякова, Михаила Славницкого, Евгения Лукина, Константина Верзина и других священнослужителей и монашествующих.
Пели три хора – вырицких Казанской и Петропавловской церквей и хор Духовных Академии и семинарии, где по благословению митрополита Григория в день погребения вырицкого подвижника были отменены занятия. Одним из четырёх воспитанников Духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был будущий Святейший Патриарх Алексий II.
«Можно узнать, что почивший под милостью Божией, если при погребении тела его, печаль окружающих растворена какою-то непостижимою отрадою», - говорит святитель Игнатий. Подобное испытали духовные чада отца Серафима. «Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную», - говорят многие из них.
Непостижимая духовная сила, которая соединяет время с Вечностью, собрала на погребение старца многочисленных его почитателей. Эта сила – любовь. Она же навеки соединила вырицкого праведника с великим Саровским чудотворцем, к которому батюшка Серафим с необычайным благоговением относился до последних минут своей земной жизни. Они воистину были родными по духу...
При погребении преподобного Серафима Вырицкого впереди гроба несли образ преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого угодника Божия, как и предсказал вырицкий подвижник ещё в довоенные годы.
Святой преподобный Серафим Вырицкий отошёл к Вечности 3 апреля 1949 года, в четвёртую неделю Великого Поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Град небесный – горний Иерусалим – распахнул свои врата пред новым небожителем, навсегда приняв его в свои Божественные чертоги. Ныне предстоят они с преподобным Серафимом Саровским Престолу Пресвятой Троицы, воспевая достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и предстательствуют о заблудших детях Земли.
Из книги Валерия Павловича Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». – САТИСЪ, Санкт-Петербург, 2019, стр.198-201. Глава «К вечным обителям (в сокращении)