Вырицкий храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы отмечает 21 июля свой престольный праздник. Место земного упокоения и духовных подвигов преподобного Серафима Вырицкого (в миру Василия Николаевича Муравьёва) во многом, как и сам преподобный, связано с этим знаменательным днём. Даже родовой иконой семьи Муравьёвых была Казанская икона Пресвятой Богородицы.
В этот день по милости Божией и Его непостижимому промыслу родился Валерий Павлович Филимонов, писатель-агиограф – автор жизнеописания вырицкого старца. Его труды по изучению жизни и подвигов вырицкого подвижника, по благословению Синодальной Комиссии по прославлению святых, и послужили материалом для прославление отца Серафима в лике преподобных для общецерковного почитания – на Освященном Архиерейском Соборе 2000 года.
Многие десятилетия свой день рождения биограф преподобного Серафима встречал в Вырице.
Валерий Павлович очень любил и почитал Пресвятую Богородицу, и вся его жизнь сопровождалась как будто невольными знаками предстательства нашей Владычицы: родился Валерий Павлович в день Казанской иконы Божией Матери и писал о святых, чей жизненный путь был связан с предстательством Царицы Небесной. А отпевали и провожали в последний земной путь раба Божия Валерия ( 21.07.1946 – 30.11.2020) в День Введения во храм Пресвятой Богородицы. 40-й день по упокоении пришёлся на Собор Пресвятой Богородицы. Место своего земного упокоения обрёл писатель-агиограф у часовни преподобного Серафима, на церковном погосте возле храма Казанской Божией в посёлке Вырица, по словам одного из его духовных друзей, «явно обнаружив для всех нам награду за его труды – единство в Вечности со святыми».
А вот слова из воспоминания игумении Иларионы (Феоктистовой), настоятельницы Константино- Еленинского монастыря: «Валерий Павлович всегда мыслил и говорил именно как агиограф: жизнеописатель подвижников благочестия. Святость – это явление Царства Божия на земле, и говорить о ней можно только имея в душе камертон вечной правды Божией...
При молитвенном воспоминании о рабе Божием Валерии не оставляет удивительное чувство продолжающейся жизни поборника церковной истины, теперь уже жизни вечной вместе с теми святыми, о которых он писал».
Валерий Павлович во многом в своём личном духовном опыте искренне старался подражать своим Небесным наставникам, но никогда не афишировал этого и более того старался скрыть это за своею обычной для всех знавших его летучей лёгкой общительностью и боевым, по-детски жизнерадостным характером. Многое узнаёшь о его духовном устроении, когда читаешь небольшую книгу, вышедшую в 2016 году «О смертоносном духе мира сего», где писатель разместил свои духовные размышления о жизни, Вечности и о путях к спасению души для Небесных обителей: «Жить – Богу служить»; «Всё земное суетно и ничтожно. Назначение человека – не для земли, а для Неба»; «Молитва – это нескончаемый разговор души с Богом, который можно и нужно вести на всяком месте владычества Его»...
Многое говорят и многочисленные записи на листках, в тетрадях и записных книжках: «Единение в духе нам надо держать со святыми, а не с миром сим»; «А ведь всё дело в духе! Дух сильнее плоти! Так вот, не смотри на мир глазами плоти!» Так и жил сам Валерий Павлович.
Валерий Павлович никогда не рассказывал даже самым сам Валерий Павлович близким о своих духовных переживаниях и состояниях, происходящих из его личного духовного опыта, из молитвенного опыта. Состояния эти известны и знакомы каждой искренне верующей душе, чающей Господа, когда она явственно ощущает и понимает с удивлением, благоговением и радостью, что «близ Господь». Состояния эти свойственны, милостью Божией, и священнику, и мирянину, и образованному, и простецу. О глубоких духовных переживаниях писателя можно было только догадываться по тому тонкому богословскому анализу духовного делания святых, о которых он писал. Взять, хотя бы главу «У горних высот» из книги В.П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа»:
«Святые отцы указывают, что невозможно описать словами то состояние, когда человек соединяется в духе с Господом. Таковой обретает истину не посредством плотского рассудка, а непостижимой мудростью Святаго Духа. Мысли его – это искры благодати Божией. Отделяясь умом от вещественного, подвижник видит несозерцаемое, слышит глаголы жизни вечной, а мир духовный становится для него большей реальностью, чем мир материальный, земной. Входя в область невещественного света, такой человек становится его причастником, и сам начинает этот свет источать. Этот свет порою ощущают другие люди, хотя чаще всего он невидим для телесных очей. Такой подвижник становится орудием Святаго Духа, в нём обитающего и его преобразующего. Исполненный Божественной любви, избранник Божий напояет ею всё и вся...». Так Валерий Павлович говорил о духовном делании и минутах молитвенного созерцания отца Серафима. Возможно ли понять и духовно объяснить эти неведомые плотскому рассудку духовные состояния только лишь из теоретических знаний, из архивных исследований, из обширного познания творений святых отцов и церковной истории? Конечно, нет. Только из своего личного духовного опыта. Но так только и возможно создавать истинные произведения агиографии.
А вот слова из Записных книжек: «Невозможно познать умом то, что даруется Духом Святым»; «Когда в человеке начинает говорить Небесное, умолкает земное»; «Неизмеримо велика сила благодати Божией! Как она изменяет человека! Духовные состояния воистину неописуемы – они невещественны и безвидны, а познаются только опытом. Это не плод воображения, а дар милости Божией».
Зачастую, люди, не задумываясь, обращались к Валерию Павловичу: «Батюшка»...
Валерий Павлович умел очень сложные вещи объяснить просто и доступно, говорил всегда с гражданским и человеческим мужеством, но и с духовным рассуждением. А что такое рассуждение, как не духовная мудрость или, как говорили святые отцы – смиренномудрие. Он и жил так, как говорил в своих литературно-духовных произведениях, выступлениях и радиопередачах – честно, мужественно, ответственно, талантливо и – духовно. Из Записных книжек: «Среди множества людей можно жить, как в пустыне, если не скитаться по распутьям мира сего и ограждать себя от пристрастия к земному. Тогда сам Господь поможет хранить то Царство Божие, которое внутрь нас есть».
Валерию Павловичу удалось прожить свою жизнь с полной отдачей себя Богу, людям, Отечеству. В одной из своих записей он сказал: «Небо совсем рядом с нами, только нужно открыть ему своё сердце...» Он и прошёл свой земной путь, не приковывая себя к земле, безпокоясь и радуясь о духовном, горнем, Небесном, подготавливая себя и всех, с кем свёл Господь в нашем недолгом земном странствии – к Царствию Небесному...
Сегодня звучат молитвы о рабе Божием Валерии и слова: «Спасибо Вам за всё, дорогой Валерий Павлович! Как же нам Вас не хватает...».
Хочется привести слова В.П. Филимонова, сказанные им о России ещё в 2016 году.
О России. Историческое призвание России – быть хранительницей Православной веры, культуры, традиций. Эти ценности имеют вселенское значение. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где главной целью всего сущего является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своём юродство Креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая Его в сердце своём, есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего искала Царства Божия и правды Его и находила в живом общении с Небом. Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве Небесного и Земного. В России Небо неотделимо от земли.
Именно Православие всегда было основой русского национального самосознания.
Русский дух всегда приводил «просвещённый» Запад в бешенство. В основе отношения Запада к России лежит именно духовная несовместимость с вечными ценностями Святого Православия, которые заложены Богом в душу русского народа, которые не смогли уничтожить ни походы завоевателей, ни годы кровавых гонений на Православную Церковь. Поэтому главные удары Запада в когнитивной войне против России и русского народа, направлены против Православия, сосредоточены на переформатировании сознания русского человека. Это удары по духу нации, направленные на уничтожение национального самосознания, национального достоинства, здорового патриотизма, на уничтожение исторической правды и памяти.
Убить русский дух – вековая мечта захватчиков России. Не получится, господа реформаторы! Не получится, господа защитники либеральных ценностей! «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот дух будет жить всегда! Он вечен и непобедим!
Россия – единственная в мире страна, способная существовать в режиме автаркии – максимально возможной самодостаточности и самоизоляции от опасных внешних влияний при опоре на собственные силы и средства, конечно, без ущерба для развития всех полезных взаимоотношений с внешним миром. Наша Родина занимает первое место в мире по совокупности природных богатств, дарованных Господом Богом нашему народу ( но не так называемым «олигархам»).
В последнее время много говорится о возрождении России с помощью новых политических и экономических реформ. Ни политика, ни экономика не помогут возрождению нашего земного Отечества, если не будет главного. Более тысячи лет православный русский народ жил верою и Церковью: только вера и Церковь могут его спасти.
Именно Православие Россию сделало Россией.
Все великие святые последнего времени, в Земле Русской просиявшие, единогласно пророчествовали о том, что Россия должна идти своим особым путём, не преклоняясь перед мировой мамоной и западными лжеценностями. Слепое следование за Западом есть для русского народа прямой путь в погибель, как в земной жизни, так и в Вечности
Без искреннего покаянного возвращения к Богу и Православной вере, без духовно-нравственного возрождения нации будут суетны и безплодны все усилия и попытки самых благонамеренных патриотов, направленные на спасение нашей Родины.
Без искреннего покаяния и молитвы мы просто-напросто пропадём. Без помощи Божией мы – ничто!
До тех пор, пока у нас не будет поставлено во главу угла служение Единому Истинному Богу, пока не научится наш народ хранить всецелую верность и преданность заветам и установлениям Святой Православной Церкви, тщетны будут все наши надежды на возрождение и спасение России.
Времени на исправление остаётся всё меньше и меньше».
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Подготовила Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист