*
Казалось бы, в юбилей Великой Победы, когда есть ещё среди нас её герои, всё сердечное внимание общественности должно быть направлено на их подвиг, на их ратный труд, закончившийся 9 мая 1945 года. Но уже не впервой, накануне праздника, с новой силой зазвучал мотив «задрапированного Мавзолея». Бесспорно, в теме ВОВ Мавзолей стоит в одном победном ряду с Домом Павлова, с Брестской крепостью, с Рейхстагом, с Могилой Неизвестного солдата. Но только потому, что с трибуны гробницы 7 ноября 1941 года напутствовал русскую рать образами великих предков (отнюдь не большевиков) Сталин, а спустя без малого 4 года здесь, под ноги победителей, были брошены знамёна побеждённых. Мумия же Ленина к победе над фашистской Германией (считай, над Европой) имеет такое же отношение, как прах Петра I в Петропавловском соборе СПб.
Прерываюсь ради самосохранения. Ибо уже вижу моих оппонентов, бросающихся на меня с намерением пробить мне голову (в лучшем случае), как мечтают открыто некоторые из диспутантов в комментаторских подвалах сайтов. Остановитесь, умоляю вас, господа товарищи! Я против драпировки Мавзолея в дни парада. Я вообще против сноса Мавзолея и перезахоронения Ленина. В этих вопросах мы единомышленники. Вы поняли? - Против! Так я продолжу? Можно?
**
Эта тема миновала бы меня, если бы я случайно не наткнулся на сайте «За науку» на статью В.Туманова, написанную под впечатлением «драпировки Кремля» к 9 мая 2015 года. Насчёт драпировки мы оказались единомышленниками. Однако резкое неприятие вызвало во мне вступление в статью. В нём автор с нескрываемым злорадством сладострастно живописует злоключения нашего новейшего супер-танка «Армата» на генеральной репетиции парада. Он-де не случайно заглох как раз супротив Мавзолея, «замаскированного фанерными щитами». Знак Свыше для безбожников! Представляю, как приплясывал бы В. Туманов, если бы подобное приключилось не с одним танком, а с целой колонной машин, да направляющейся, скажем, на фронт. Вот вам, «драпировщики», в назидание, получайте по заслугам!
Дабы усилить свой благородный гнев и заразить им читателя, автор напомнил, чем является Ленин для нас, ныне живущих: «в Мавзолее покоится прах основателя нашего государства». Позвольте, позвольте, какого государства? Наше государство, принято считать, основано в 861 году ильменскими словенами (при правлении Гостомысла или Рюрика - это частный вопрос). В конце XV века, при Иване III, Государство Российское (Великое княжество Московское, а от Грозного деда Ивана III - царство) по всем признакам было уже империей. Назову его Первой Империей. В 1712 году это название закрепил за ним Пётр Великий. Можно сказать, наступил 205-летний период Второй Империи. В 1917 году она пала. 8-месячный республиканский перекур проигнорируем. В октябре того же года энергичный, не отягощённый нравственными нормами большевистский юноша, изнасиловав старушку Россию обещаниями рая на земле, зачал Третью империю, красную. Два блистательных пика были в её краткой истории - Победа над фашистской Европой и полёт Гагарина. Но её хватило лишь на ¾ века. Внуки зачинателей, не выдержав тягот «развитого социализма», сами же обменяли её на недоразвитый капитализм. Последний длится пока что 24 года. У меня нет сомнения, что, потеряв четверть территории и половину населения, Россия по всем признакам остаётся империей (Крым в 2014 году подтвердил), хотя нуждается в закреплении этого статуса. Четвёртой империей, получается. К ней Ленин имеет весьма слабое косвенное отношение в том, что созданную им империю (3-ю, красную) разрушили сами же ленинцы, называвшие себя «верными». Но это другая тема. Тем не менее, удалённость фантомной тени Вождя от дел последнего государства - совсем не повод огораживать трибуну со склепом фанерными щитами.
***
В.Туманов неточен, напоминая, что «нынешняя Россия - правопреемница и правопродолжательница СССР». За нынешней Россией все три перечисленные державы. У неё не может быть «привилегированных святынь». «Табель о рангах» в их отношении каждый из нас устанавливает индивидуально. Для меня, например, главная святыня страны и мира - могила Пушкина в Святых горах. Туда я приезжаю именно поклониться. Могу поклониться ещё могиле Суворова. И всё, пожалуй.
В.Туманов назвал фанерную маскировку Мавзолея «кощунственной практикой, начатой в 2005 году». Я бы выразился не столь эмоционально: глупость, недальновидность. Но кто заводила «кощунственной практики» на Красной площади? С 1818 года её украшал памятник Минину и Пожарскому. Первоначально его поставили напротив Сенатской башни Кремля, ближе к Торговым рядам. Он идеально вписывался в окружающие строения. Нижегородский староста Минин указывал правой рукой князю Пожарскому на конечную цель их похода. Но громада Мавзолея нарушила идеальные пропорции архитектурного комплекса, разделила площадь на две части. Парадам и демонстрациям при власти «слуг народа» стало тесно в проходе между усыпальницей вождя и памятником. Притом, бронзовый Минин стал указывать рукой на Мавзолей, что дало повод острякам отпускать идеологически вредные шуточки.
Пролетарская власть решила убрать старорежимных героев с глаз долой. Ведь кто они такие? Ну, избавили Отечество от внутренней Смуты и польской интервенции в 1612 году. Так ведь посадили на шею народа новую династию кровопийц. Ленин же эту династию извёл под корень. А то, что покойный вождь успешно агитировал за поражение Родины в 1914-17 годах, так то ж была царская Россия, антинародная. Такую Родину и продать незазорно. И пару национальных героев задвинули в дальний конец площади. На фоне пёстрого Покровского собора они теряются. Если смотреть от Исторического музея, кажется, памятник находится будто в яме. Словом, «кощунство» в полном смысле. Только не для В. Туманова. В народном сознании Минин и Пожарский такие же фигуры непрерывной национальной истории, как Кутузов и Сталин, - защитники и освободители Москвы. Но на Красной площади они «задвинуты», а для фельдмаршала и генералиссимуса места не осталось. Свободное пространство подчинено бурой, с траурной полосой, громаде ступенчатой пирамиды. Маскировка же её только сужает зрительно площадь. Возможно, В.Туманов хочет «как лучше». Однако не получилось бы «хуже», чему он способствует ещё одним пассажем своей статьи.
****
Здесь борцом против зла представляется депутат Госдумы И.И.Никитчук. «По мнению Ивана Игнатьевича, нужен федеральный закон об особом статусе Красной площади. Чтобы постыдные «фанерные безобразия» и всякие увеселительные действа здесь были невозможны». Могу согласиться только с выражением «фанерные безобразия». Остальное - плод дремучести, полное незнание русских народных и государственных традиций. Ибо изначально площади в городах Руси - это торжища, места народных гуляний и увеселений, в первую очередь. Но уж никак не кладбища, во что превратили главную площадь страны под Кремлёвской стеной большевики. До них покойников хоронили в оградах церквей и под полом храмов, но никогда под стенами и в стенах оборонительных укреплений (кремлей и кромов). Федеральный закон об особом статусе Красной площади нужен, только не для того, чтобы закрепить за ней статус некрополя. Иначе не то что народные шествия, но и военные парады окажутся под запретом. Покажите мне хоть один пример отечественной истории, где бы стрельцы маршировали по погостам под барабанный бой, и там же гражданская публика выражала свою радость по тому или иному поводу. На Красной площади только в ограде храма Василия Блаженного да в восстановленном Казанском храме можно опустить покойника в землю или в подпол. И то лишь теоретически.
*****
Выход из такого положения подсказывает наша послевоенняя история. Ещё не остыло тело Сталина, как ЦК КПСС и Совет Министров СССР поспешили с совместным постановлением от 6 марта 1953 года. Опубликованное на следующий день центральными газетами, оно гласило: «В целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлёвской стены, соорудить в Москве монументальное здание - Пантеон - памятник вечной славы великих людей Советской страны. По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В.И. Ленина и саркофаг с телом И.В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся» (текст из «Вечерней Москвы», 7.03.1953). Вскоре был объявлен конкурс проектов. Образцами служили пантеоны в Риме и Париже. Таким образом, всерьёз, на самом высшем уровне заговорили о ликвидации кладбища у Кремлёвской стены и о превращении Мавзолея Ленина-Сталина в архитектурный памятник с трибуной.
Отмечу, что идея такого Пантеона принадлежала не наследникам Сталина, а самому Сталину ещё в конце 30-х годов. «Был представлен доклад в Госплан о "Парке-памятнике" лучшим людям человечества и о создании "Красной книги народов СССР", куда бы заносились имена видных деятелей и их дела». Осуществлению замысла действующего вождя помешала война, потом все силы страны были брошены на преодоление её последствий. Смерть победителя фашизма, ставшего в народном сознании неизмеримо выше самого прославленного из русских царей, возбудила прежние идеи. Называли места строительства: на месте снесённого для этой цели ГУМа, на Воробьёвых (тогда Ленинских) горах, в том месте, где сейчас вновь поднялся храм Христа Спасителя. Но уже 23.04.1955 года А.Твардовский записал в дневнике, что разговоры о Пантеоне сошли на нет. Тогда сворачивались масштабные архитектурные проекты сталинского времени, и новый вождь готовился к осуждению культа личности своего предшественника, строил планы, как вынести из Мавзолея саркофаг с телом Сталина (между нами: я сильно сомневаюсь, что «ученик» мечтал оказаться по ту сторону бытия рядом с «учителем»; первый был самолюбив, а прижизненная неприязнь между вождями №1 и №2 лишь усиливало это черту сталинского характера).
*** ***
Мне сегодня видится несколько иное решение этой проблемы.
На живописной местности за околицей столицы не Пантеон возвести, а создать именно Некрополь. Туда перенести все захоронения с Красной площади. Мавзолей не разрушать, но и не превращать его в «памятную трибуну». Торжественно, бережно, под звуки «Интернационала» переместить гробницу (вместе с саркофагом и открытой на дальнейшее обозрение мумией) на одно из почётных мест Некрополя. Там ступенчатую пирамиду можно установить в архитектурном согласии с иными заупокойными объектами. И не станет оснований для «драпировок», возмущающих даже противников симбирского освободителя.
В Некрополе же, над перенесённым прахом Сталина, возвести православную часовню. Там душа бывшего семинариста, вновь, после гонений на церковь, повернувшегося к ней лицом, будет коротать вечность, молясь за нас и отмаливая свои грехи, вольные и невольные. Скажете, в копеечку обойдётся? Да, придётся повременить с парочками стадионов. Зато на фанере сэкономим.
На упразднённом кладбище под Кремлёвской стеной разбить бульвар. Памятник Минину и Пожарскому вернуть на законное место. Напротив, перед Сенатской башней, возвести титановую монумент-иглу в виде русского штыка. На нём короткая надпись:
ВЕРХОВНОМУ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ
1941-1945 ГОДОВ
ГЕНЕРАЛИССИМУСУ СТАЛИНУ
ВЕЧНАЯ РОССИЯ
Места между памятниками будет вполне достаточно для вольного прохода войск, военной техники, для беспрепятственно течения по площади колонн демонстрантов. А для гуляний и сценических действ откроется простор, не стеснённый кладбищенскими объектами, как и положено в русских городах. И место для памятника Кутузову найдётся. Бронзовый фельдмаршал заслужил стоять именно здесь, на Красной площади. Он - один из четырёх освободителей Москвы в ранге главнокомандующего. Вы спросите, где именно? Архитекторы найдут. Народ наш талантлив, если его головы не свихнуты заморскими учениями, приводящими к кровавой практике.
5. Re: Четвёртая Империя и Мавзолей
4. Ортодоксу
3. Re: Четвёртая Империя и Мавзолей
2. Вопрос назрел и его надо решать без идеологических истерик и политических спекуляций.
1. Целили в коммунизм- попали в Россию. Ах, какая жалость ! Затевая "обустройство России",начали с развала СССР- а закончить желают ОБУСТРОЙСТВОМ КЛАДБИЩА и покойников. Это-их конечная и патологически- вожделенная цель. О которой они уж