Как воспитать человека Русского мира?

О проекте «Концепция воспитания человека в Российской Федерации»

Семейно-ориентированное образование  Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Семья 
0
1159
Время на чтение 5 минут
Фото: из свободных источников Интернета

На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования».

О Концепции воспитания человека для РНЛ рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности – 53 года, стаж экспертной деятельности – 33 года) Виктор Иванович Слободчиков:

В раскрытии существа Концепции воспитания человека в Российской Федерации важно расставить в ней смыслообразующие акценты, так как само её содержание уже опубликовано, в том числе, и на Русской народной линии.

Очень важно, что эти смыслы формулировались и оттачивались в интервале двух исторических событий в отечественном образовании: появлении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 года и Указа Президента «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 года.

Именно в этом временном интервале в общественном пространстве нашей страны, по сути, впервые стали обсуждаться фундаментальные мировоззренческие основы отечественного образования. И главное! Ставился и обсуждался вопрос: как возможно образование и воспитание человека именно Русского мира, человека Российской цивилизации. Не больше, но и не меньше. Так, первая версия Национальной доктрины образования была разработана и явлена в 2018 г. (сегодня опубликована 4-я редакция), но развернуто обсуждаться по существу она стала лишь в 2021-2022 гг. на разных площадках: на Рождественских чтениях, в Общественной Палате, в Совете Федерации, на Международных научно-практических конференциях, на страницах журналов. В свете происходящих событий – острое внимание к состоянию и перспективам нашего образования не удивительно.

Известный политолог, доктор исторических наук В.Багдасарян достаточно чётко и точно, на мой взгляд, наметил необходимую последовательность принципов разработки научно-методологических основ любой гуманитарной практики (культура, образование, просвещение и др.). Так, всякая практика проистекает из явленной или неявной мировоззренческой концепции; концепция – из смыслов; смыслы – из ценностей. А ценности имеют глубинные истоки в генетическом культурно-историческом коде тысячелетней Российской цивилизации.

Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволяющий ей и её народу развиваться, а в критические периоды истории сохранять свою цивилизационную основу, очищаясь от накопленного внутреннего духовно-нравственного и культурно-деструктивного балласта. Необходим синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь российского общества в XX столетии, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Этот синтез позволит раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые даст возможность сформулировать воспитательный идеал и педагогическую цель воспитания человека Русского мира.

Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью Российского отечества, обладающий мировоззрением, основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов; стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству; любящий отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве. Соответственно, педагогическая цель заключается в воспитании такого человека, который способен к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.

Концепция воспитания человека в Российской Федерации была разработана в преддверии Указа Президента от 09.11.22 г. и счастливом образом оказалась в полном соответствии с его исходными культурно-историческими представлениями о началах высших смыслах бытия человека в России – Вера, Народ, Отечество. На этих началах и строится вся система традиционных российских духовно-нравственных ценностей: вера, народ, отечество, жизнь, человек, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и добрая воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство каждого. Именно этот свод традиционных духовно-нравственных основ жизни народов России задает и утверждает уклад, строй и смысл бытия Российской цивилизации во времени истории и в вечности.

И в заключение. Концепция воспитания человека в РФ — это разрабатываемый в рамках единого с Доктриной целеполагания документ стратегического планирования, адресованный профессиональному педагогическому сообществу. Именно теперь, опираясь на базовые принципы государственной политики в социокультурной сфере нашей страны (Конституция, Законы, Указы и Послания Президента Российской Федерации) и научно-методологические основы организации образовательной практики в РФ (Национальная Доктрина образования и Концепция воспитания человека в РФ), возможна разработка внутриведомственных нормативных инструментов прямого действия в рамках регуляции и управления системой отечественного образования.

Все вышесказанное – и есть базовые смыслы Национальной доктрины образования и Концепции воспитания человека в Российской Федерации, которые должны широко обсуждаться в нашем обществе и нормативно закрепляться на высшем политическом уровне.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Вот и воспитывай... Формируй душу...

Хорошо, что милосердие, дружба, смирение, правда, воздаяние, молитва, память Божия.., т е абсолютные, объективные конкретные Законы Божии не являются чётко выраженными ценностями России... МАГАЗИН-ПОЛИКЛИНИКА-ТЕЛЕК-ЭНЕРГЕТИКА-СОЦИАЛКА-ФИНАНСЫ-СУДЫ...
Здесь реально реализованы в жизни "законы" противоположные дьявола-антихриста... Одна реклама и СМИ чего стоят.
"Всё это дам вам..."...
Сант / 08.12.2022, 07:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Иванович Слободчиков
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
В обществе произошла удивительная консолидация
В 2023 году выкристаллизовалась формула Русского мира
02.01.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
О национальной доктрине образования в
Российской Федерации
20.06.2023
Время пришло
О началах и основаниях воспитания человека Русского міра
04.05.2023
Все статьи Виктор Иванович Слободчиков
Семейно-ориентированное образование
Общество поражено мировоззренческим инфантилизмом
В образовании и воспитании детей нужно использовать опыт церковно-приходских школ
25.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Предотвратить демографическую трагедию во что бы то ни стало!
О причинах катастрофического падения рождаемости, рисках замещения русского населения мигрантами и нужен ли предмет «Семьеведенье»
10.09.2024
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Предмет «Семьеведение» в школе не нужен
09.09.2024
Все статьи темы
Национальная доктрина образования
Война смыслов - в тылу горячее, чем на
передовой: Россия должна окончательно определиться сама в себе
02.11.2024
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Депутаты от Чечни учат целый регион России – Владимирскую область
31.10.2024
Либеральная провокация!
О ситуации вокруг запретов и разрешений хиджабов и никабов во Владимирской и Рязанской областях
30.10.2024
Не бывает работы с молодёжью отдельно
от общей стратегии и от общественного климата
30.10.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Все статьи темы
Последние комментарии
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Фиалковский
08.11.2024 20:10
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.11.2024 20:00
Хватит ныть!
Новый комментарий от Рабочий
08.11.2024 19:56
Молитва 7-го ноября
Новый комментарий от Владимир С.М.
08.11.2024 19:23
До 300-летнего юбилея со дня рождения Суворова осталось 6 лет
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.11.2024 19:07
Россия – идейный центр незападного мира
Новый комментарий от Рабочий
08.11.2024 19:06
«Элиты ожидаемо отстают от исторических прорывов»
Новый комментарий от Рабочий
08.11.2024 18:28