Как воспитать человека Русского мира?

О проекте «Концепция воспитания человека в Российской Федерации»

Семейно-ориентированное образование  Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Семья 
0
1181
Время на чтение 5 минут
Фото: из свободных источников Интернета

На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования».

О Концепции воспитания человека для РНЛ рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности – 53 года, стаж экспертной деятельности – 33 года) Виктор Иванович Слободчиков:

В раскрытии существа Концепции воспитания человека в Российской Федерации важно расставить в ней смыслообразующие акценты, так как само её содержание уже опубликовано, в том числе, и на Русской народной линии.

Очень важно, что эти смыслы формулировались и оттачивались в интервале двух исторических событий в отечественном образовании: появлении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 года и Указа Президента «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 года.

Именно в этом временном интервале в общественном пространстве нашей страны, по сути, впервые стали обсуждаться фундаментальные мировоззренческие основы отечественного образования. И главное! Ставился и обсуждался вопрос: как возможно образование и воспитание человека именно Русского мира, человека Российской цивилизации. Не больше, но и не меньше. Так, первая версия Национальной доктрины образования была разработана и явлена в 2018 г. (сегодня опубликована 4-я редакция), но развернуто обсуждаться по существу она стала лишь в 2021-2022 гг. на разных площадках: на Рождественских чтениях, в Общественной Палате, в Совете Федерации, на Международных научно-практических конференциях, на страницах журналов. В свете происходящих событий – острое внимание к состоянию и перспективам нашего образования не удивительно.

Известный политолог, доктор исторических наук В.Багдасарян достаточно чётко и точно, на мой взгляд, наметил необходимую последовательность принципов разработки научно-методологических основ любой гуманитарной практики (культура, образование, просвещение и др.). Так, всякая практика проистекает из явленной или неявной мировоззренческой концепции; концепция – из смыслов; смыслы – из ценностей. А ценности имеют глубинные истоки в генетическом культурно-историческом коде тысячелетней Российской цивилизации.

Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволяющий ей и её народу развиваться, а в критические периоды истории сохранять свою цивилизационную основу, очищаясь от накопленного внутреннего духовно-нравственного и культурно-деструктивного балласта. Необходим синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь российского общества в XX столетии, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Этот синтез позволит раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые даст возможность сформулировать воспитательный идеал и педагогическую цель воспитания человека Русского мира.

Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью Российского отечества, обладающий мировоззрением, основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов; стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству; любящий отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве. Соответственно, педагогическая цель заключается в воспитании такого человека, который способен к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.

Концепция воспитания человека в Российской Федерации была разработана в преддверии Указа Президента от 09.11.22 г. и счастливом образом оказалась в полном соответствии с его исходными культурно-историческими представлениями о началах высших смыслах бытия человека в России – Вера, Народ, Отечество. На этих началах и строится вся система традиционных российских духовно-нравственных ценностей: вера, народ, отечество, жизнь, человек, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и добрая воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство каждого. Именно этот свод традиционных духовно-нравственных основ жизни народов России задает и утверждает уклад, строй и смысл бытия Российской цивилизации во времени истории и в вечности.

И в заключение. Концепция воспитания человека в РФ — это разрабатываемый в рамках единого с Доктриной целеполагания документ стратегического планирования, адресованный профессиональному педагогическому сообществу. Именно теперь, опираясь на базовые принципы государственной политики в социокультурной сфере нашей страны (Конституция, Законы, Указы и Послания Президента Российской Федерации) и научно-методологические основы организации образовательной практики в РФ (Национальная Доктрина образования и Концепция воспитания человека в РФ), возможна разработка внутриведомственных нормативных инструментов прямого действия в рамках регуляции и управления системой отечественного образования.

Все вышесказанное – и есть базовые смыслы Национальной доктрины образования и Концепции воспитания человека в Российской Федерации, которые должны широко обсуждаться в нашем обществе и нормативно закрепляться на высшем политическом уровне.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Вот и воспитывай... Формируй душу...

Хорошо, что милосердие, дружба, смирение, правда, воздаяние, молитва, память Божия.., т е абсолютные, объективные конкретные Законы Божии не являются чётко выраженными ценностями России... МАГАЗИН-ПОЛИКЛИНИКА-ТЕЛЕК-ЭНЕРГЕТИКА-СОЦИАЛКА-ФИНАНСЫ-СУДЫ...
Здесь реально реализованы в жизни "законы" противоположные дьявола-антихриста... Одна реклама и СМИ чего стоят.
"Всё это дам вам..."...
Сант / 08.12.2022, 07:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Иванович Слободчиков
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
В обществе произошла удивительная консолидация
В 2023 году выкристаллизовалась формула Русского мира
02.01.2024
«Хэллоуин» необоснованно воспринимать как праздник
Комплексное заключение по содержанию и направленности мероприятия «хэллоуин», характеру его воздействия на детей и о правовой допустимости вовлечения детей в участие в нём
23.10.2023
О национальной доктрине образования в
Российской Федерации
20.06.2023
Время пришло
О началах и основаниях воспитания человека Русского міра
04.05.2023
Все статьи Виктор Иванович Слободчиков
Семейно-ориентированное образование
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Советский опыт – это не просто так возникшее духовное состояние общества
12.02.2025
Почему русские не рожают?
О демографии, миграционной политике и идеологии
22.01.2025
Учитель и ученик
Депутат Госдумы Ф.С.Тумусов предложил на суд читателей своё видение системы воспитания в школе
06.12.2024
«Нас должно быть очень много»
Состоялась торжественная церемония вручения Общественной награды Союза Женских Сил «Мать-героиня 2024»
29.11.2024
Все статьи темы
Национальная доктрина образования
Учитель не нужен
Его заменят на цифровые технологии
19.03.2025
Отечественная школа в первое послевоенное десятилетие
Из воспоминаний старого человека
05.02.2025
Какой вред от гаджетов?
Объясняем по пунктам: бедные дети, зависимые взрослые. Не говорите, что вас не предупреждали
22.01.2025
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
«Движение первых» должно быть везде
Владимир Путин предложил создать при АП рабочую группу по вопросам развития системы воспитания
27.03.2025
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики Правительства планирует вместо роста сокращение русского населения на 5 миллионов человек!
25.03.2025
«Нам нужны игрушки, которые воспитывают детей в наших традициях»
Министр Сергей Кравцов предложил законодательно закрепить процедуру экспертизы игрушек
11.03.2025
Почему русские не рожают?
Часть 3. Гендерные войны
25.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как православным относиться к советскому наследию
Новый комментарий от С. Югов
31.03.2025 11:54
Православные кресты кому-то черный глаз слепили
Новый комментарий от учитель
31.03.2025 11:41
Попса подпортила шоу
Новый комментарий от С. Югов
31.03.2025 11:19
Монархия как средство от смуты
Новый комментарий от Дмитриев
31.03.2025 11:17
Восславить подвиг русского оружия
Новый комментарий от Апографъ
31.03.2025 10:15