На «Русской народной линии» опубликованы проекты: «Концепция воспитания человека в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования».
О Концепции воспитания человека для РНЛ рассказал руководитель коллектива разработчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (стаж научной деятельности – 53 года, стаж экспертной деятельности – 33 года) Виктор Иванович Слободчиков:
В раскрытии существа Концепции воспитания человека в Российской Федерации важно расставить в ней смыслообразующие акценты, так как само её содержание уже опубликовано, в том числе, и на Русской народной линии.
Очень важно, что эти смыслы формулировались и оттачивались в интервале двух исторических событий в отечественном образовании: появлении Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 года и Указа Президента «Об Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 года.
Именно в этом временном интервале в общественном пространстве нашей страны, по сути, впервые стали обсуждаться фундаментальные мировоззренческие основы отечественного образования. И главное! Ставился и обсуждался вопрос: как возможно образование и воспитание человека именно Русского мира, человека Российской цивилизации. Не больше, но и не меньше. Так, первая версия Национальной доктрины образования была разработана и явлена в 2018 г. (сегодня опубликована 4-я редакция), но развернуто обсуждаться по существу она стала лишь в 2021-2022 гг. на разных площадках: на Рождественских чтениях, в Общественной Палате, в Совете Федерации, на Международных научно-практических конференциях, на страницах журналов. В свете происходящих событий – острое внимание к состоянию и перспективам нашего образования не удивительно.
Известный политолог, доктор исторических наук В.Багдасарян достаточно чётко и точно, на мой взгляд, наметил необходимую последовательность принципов разработки научно-методологических основ любой гуманитарной практики (культура, образование, просвещение и др.). Так, всякая практика проистекает из явленной или неявной мировоззренческой концепции; концепция – из смыслов; смыслы – из ценностей. А ценности имеют глубинные истоки в генетическом культурно-историческом коде тысячелетней Российской цивилизации.
Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволяющий ей и её народу развиваться, а в критические периоды истории сохранять свою цивилизационную основу, очищаясь от накопленного внутреннего духовно-нравственного и культурно-деструктивного балласта. Необходим синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь российского общества в XX столетии, очевидное стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Этот синтез позволит раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу общества, что впервые даст возможность сформулировать воспитательный идеал и педагогическую цель воспитания человека Русского мира.
Воспитательный идеал – это самостоятельный, творческий и созидающий, грамотный и умелый человек, заботливый семьянин, осознающий себя сыном/дочерью Российского отечества, обладающий мировоззрением, основанным на системе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и идеалов; стремящийся к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству; любящий отечество и принимающий его судьбу как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России, осознающий себя его неотъемлемой частью, заботящийся о его самосохранении и воспроизводстве. Соответственно, педагогическая цель заключается в воспитании такого человека, который способен к самостоятельному совершенствованию в его устремлении к воспитательному идеалу.
Концепция воспитания человека в Российской Федерации была разработана в преддверии Указа Президента от 09.11.22 г. и счастливом образом оказалась в полном соответствии с его исходными культурно-историческими представлениями о началах высших смыслах бытия человека в России – Вера, Народ, Отечество. На этих началах и строится вся система традиционных российских духовно-нравственных ценностей: вера, народ, отечество, жизнь, человек, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и добрая воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство каждого. Именно этот свод традиционных духовно-нравственных основ жизни народов России задает и утверждает уклад, строй и смысл бытия Российской цивилизации во времени истории и в вечности.
И в заключение. Концепция воспитания человека в РФ — это разрабатываемый в рамках единого с Доктриной целеполагания документ стратегического планирования, адресованный профессиональному педагогическому сообществу. Именно теперь, опираясь на базовые принципы государственной политики в социокультурной сфере нашей страны (Конституция, Законы, Указы и Послания Президента Российской Федерации) и научно-методологические основы организации образовательной практики в РФ (Национальная Доктрина образования и Концепция воспитания человека в РФ), возможна разработка внутриведомственных нормативных инструментов прямого действия в рамках регуляции и управления системой отечественного образования.
Все вышесказанное – и есть базовые смыслы Национальной доктрины образования и Концепции воспитания человека в Российской Федерации, которые должны широко обсуждаться в нашем обществе и нормативно закрепляться на высшем политическом уровне.
1. Вот и воспитывай... Формируй душу...
Здесь реально реализованы в жизни "законы" противоположные дьявола-антихриста... Одна реклама и СМИ чего стоят.
"Всё это дам вам..."...