Памяти великой трагедии казачества

Поклонникам искажения истории к 105-й годовщине декрета о расказачивании

Традиционные духовно-нравственные ценности России  «Могильщики Русского царства»  300-летие Российской Империи  Бывший СССР 
2 Человек  наталья чистякова 
151
Время на чтение 39 минут

Источник: Попечение

105 лет со дня подписания директивы ВКП (б) «Об отношении к казакам». 24 января 1919 года нажат спусковой крючок многолетнего кровавого геноцида казацкого рода, всех казаков России. Но особенно жестко, правильнее сказать – жестоко, попали под удар Дон и Кубань. Предельно трагическое событие, которое стоит держать всем нам в памяти. Сам я из донских казаков. Рожден в колыбели всего современного казачества – городе Новочеркасске. Именно здесь 6 октября 1991 года на Большом Круге казаков Дона атаман Михаил Михайлович Шолохов, сын автора «Тихого Дона», знаменитого писателя М.А. Шолохова добровольно подал в отставку, а вторым атаманом войска Донского был избран Сергей Алексеевич Мещеряков. Тогда же за моим родным Новочеркасском был восстановлен и закреплен статус исторической и современной столицы донского казачества, а по сути и всего мирового казачества. Ведь после станицы Старочеркасской это второй город, являвшийся эпицентром, духовной столицей всего казачьего движения. И в годы Гражданской войны он в какой-то момент стал одним из последних очагов сопротивления «красному» богоборческому и антимонархическому режиму. Качественно собранный материал о том лихолетье и моем родном городе среди осколков былого величия Российской империи и Донского казачества подготовлен и опубликован моей землячкой Галиной Кисляковой, преподающей историю воспитанникам Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса, размещенного в Новочеркасске. Ей удалось бережно собрать из различных источников по крупицам отрывочные сведения, словно мозаика, соединенных в единое цельное художественное полотно. Проведенная историком кропотливая работа дала нам возможность увидеть картину событий Гражданской войны глазами очевидцев, ее современников. Рекомендую. Часть 1 и часть 2.

Поэтому каждый год этот день, 24 января – День поминовения казаков и казачек Войска Донского, невинно убиенных в годы Гражданской войны и репрессий, вспоминаю с особенно тяжелым осадком на душе, с глубокой печалью и скорбью о замученных одержимыми комиссарами в кожаных тужурках и с частенько далеко не русскими и не казачьими фамилиями.

Ключевые моменты этой одной из самых трагических страниц в истории казачества отражены в видеообзоре «О директиве ВКП(б) “Об отношении к казакам” 24.01.1919 г. Хроника ликвидации казачества как сословия».

А теперь подробности, о которых кто-то забыл, кто-то старается забыть сам и помочь не вспоминать другим, называя черное – белым, а белое – черным, а кто-то и вовсе никогда не слышал об этом в силу тех или иных проблем с учебным процессом в юности. Исправляем ошибки вместе.

* * *

На территории Российской Федерации Министерством юстиции официально зарегистрировано и действует в легитимном правовом статусе 11 реестровых казачьих войск:

1. Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» (Ростовская область);

2. Волжское войсковое казачье общество (Нижегородская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Ульяновская область);

3. Енисейское войсковое казачье общество (Красноярский край, Республика Тува, Республика Хакасия);

4. Забайкальское войсковое казачье общество (Республика Бурятия, Забайкальский край);

5. Иркутское войсковое казачье общество (Иркутская область, Республика Бурятия);

6. Кубанское войсковое казачье общество (Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика);

7. Оренбургское войсковое казачье общество (Курганская, Оренбургская, Свердловская и Челябинская области, Республика Башкортостан);

8. Сибирское войсковое казачье общество (Сибирский федеральный округ);

9. Терское войсковое казачье общество (Ставропольский край, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Чеченская Республика и Республика Ингушетия.);

10. Уссурийское войсковое казачье общество (8 субъектов Дальневосточного федерального округа: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область;

11. Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» (Центральный федеральный округ и 1 субъект Северо-Западного федерального округа: Вологодская область).

24 января по ставшей уже давней традиции во всех войсковых казачьих обществах России, в казачьих общинах ближнего и дальнего Зарубежья проходят памятные мероприятия, панихиды, к местам захоронений возлагаются цветы и венки, в казачьих кадетских корпусах, классах и клубах проходят уроки, посвященные этой трагической дате. Вспоминают об этом траурном дне кубанские казаки и во всех отделах Всевеликого Войска Донского. В храмах и соборах казачьих областей проводятся поминальные службы, казачьи общества, казаки всех возрастов, кадеты, воспитанники казачьих образовательных учреждений торжественно возлагают цветы и венки к памятникам и мемориалам, свое слово говорят атаманы.

Расказачивание стало одним из самых ярких эпизодов Гражданской войны, в которой правящая партия большевиков наглядно показала и применила подсказанный явно внешними кукловодами: сценаристами, продюсерами и режиссерами принцип «разделяй и властвуй». У большевиков имелись свои счеты с казаками, но их ответ стал несоизмеримо яростнее и страшнее, во сто крат безчеловечнее. Если в Февральскую революцию 1917 года казачество в тылу и на фронте в своем большинстве, конечно, не все, сразу перешло на сторону восставшего народа, то во время антиправительственного вооруженного госпереворота, инициированного партией лютого русофоба и яростного врага монархии Ульянова-Ленина в Петрограде, начиная с июльских дней 1917 года произошли первые серьезные столкновения стоящих за Царя, помазанника Божиего казаков с пробольшевицкими силами. Эти бои дали начало Гражданской войне 1917 – 1922 годов.

Смертоносное циркулярное письмо

Подписанная 24 января 1919 года председателем ВЦИК Яковом Свердловым директива положила начало преступной политике большевиков на Дону и в других регионах. Безпощадные расстрелы, массовое взятие заложников и жесточайшая расправа над ними, беззащитными детьми, женщинами, стариками, разграбление куреней и конфискация имущества стали воплощением курса, взятого большевиками в отношении казаков.

В указанном документе прямым текстом указывалось на необходимость истребления казачества: «Последние события на различных фронтах в казачьих регионах – наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск заставляют нас дать указания партийным работникам о характере работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли».

Следует, однако, отметить, что эта директива была плодом коллективного творчества, а не одного только Свердлова. В создании документа существенное значение сыграло Донское бюро ВКП(б) во главе с Френкелем и Ходоровским. Сразу же после принятия данного циркулярного письма, иначе называемого директивой, оргбюро Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) или ВКП(б) рассылает его на места, то есть, в регионы с указанием решительно скорого осуществления всех предписанных в нем мер.

Павел Задорожный, Верховный атаман Союза казаков России, крупнейшей казачьей общественной организации на постсоветском пространстве, справедливо отмечает в одной из своих публикаций: «Данный документ поражает не только своей очевидной категоричностью и жестокостью, не укладывавшимися даже в экстремальную ситуацию Гражданской войны, но и явной расплывчатостью и неопределенностью многих ключевых формулировок. Последнее обстоятельство позволяло, а отчасти и прямо нацеливало, существенно расширить масштабы репрессий по отношению к казакам, включая и ни в чем неповинное мирное население. Например, если первая часть фразы первого пункта циркуляра “провести беспощадный массовый террор” более чем ясна и понятна, то вторая часть – “по отношению ко всем вообще казакам (!), принимавшим какое-либо прямое или косвенное (!!) участие в борьбе с Советской властью”, совершенно не определена. Что значит “косвенное участие”? Кто должен был определять степень причастности станичных жителей к борьбе с советской властью? Каковы критерии этого участия? Кроме того, данная фраза весьма красноречиво свидетельствует, что в большевистской политике по отношению к казачеству отсутствовал постоянно подчеркивавшийся советскими лидерами так называемый “классовый подход или принцип”. Ведь в документе четко указано: “… ко всем вообще (!) казакам”, в какой-либо (т. е. совершенно не определенной и не ясной) степени причастности к шедшему вооруженному противоборству». Подробнее c его подробным описанием последствий гибельного для сотен тысяч казаков циркулярного письма Янкеля Мовшевича, он же Яков Свердлов, можно ознакомиться здесь.

Долговременные последствия «расстрельного» циркуляра

16 марта того же, 1919 года, это постановление было отменено Пленумом ЦК РКП(б), как ошибочное. На чем часто ставят акцент современные защитники убийц Русского в целом и казачьего, в частности, мира. Однако, они умалчивают, что этих пятидесяти двух дней рьяным исполнителям «партийной воли» – Реввоенсовету Советской республики (Л. Троцкий, Э. Склянский, И. Ходоровский, И. Смилга), РВС 8-й армии (И. Якир), Донбюро РКП(б) (С. Сырцов, А. Френкель), другим прописанным в директиве организаторам террора на местах хватило времени для кровавой расправы над казаками, что привело к втягиванию всей массы казачества в Гражданскую войну, и как следствие – к окончательному расколу общества. Договариваться здесь никто не собирался, в планы данного организованного преступного сообщества это не входило. Казачество, не примкнувшее к путчистам-заговорщикам, было обречено.

Каждый из этих облеченных партией большевиков властью лиц, являясь ее официальным представителем в воинских формированиях, исполняя должности членов революционных военных советов соединений и объединений, основываясь на Постановлении, подписанном Яковом Свердловым, в свою очередь сам наделялся правом издавать документы со своей корректировкой, применительно к местным условиям.

Далее имеет смысл выборочно процитировать фрагмент из только что вышедшей в свет книги Елены Семеновой «Хроника антирусского века». Привожу без кавычек, смешиваю с другими фактами, наблюдениями очевидцев того времени.

Данное издание, уникальное по своему содержанию и достоверности приведенных в нем исторических фактов, документов, свидетельств современников тех событий, их потомков, является попыткой восстановить правдивую летопись последнего столетия и, безусловно, достойно внимания каждого, кто желает знать историю своего Отечества в неискаженном теми или иными политическими, конъюнктурными моментами виде. И особенно рекомендую ее тем, кто пытается боготворить партийных деятелей того времени. Прежде всего речь идет об Ульянове-Ленине, Троцком-Бронштейне, Дзержинском и Свердлове-Мовшевиче. О заговоре первых двух при участии русофобствующих мировых держав выпускал в свое время отдельные краткие обзоры. О первом – аналитику «Кому выгоден раскол современной России: чему учит история?». О втором, одной из самых зловещих фигур ХХ века – статью «Лев Троцкий. Тайна Мировой революции».

Итак, после выхода в свет директивы, 3 февраля 1919 года появляется секретный приказ председателя Революционного Военного Совета (РВС) Республики Советов Троцкого-Бронштейна, «Казачество должно быть уничтожено, как народ, способный к самоорганизации». Так повторно на одном из заседаний партийного актива Воронежской губернии подтверждается цель, указанная в «расстрельном» постановлении Свердлова от 24 января. Жаждущий утопить в крови «царскую Россию», о чем неоднократно открыто высказывался до всех этих событий, Лейба Бронштейн, стыдливо спрятавший свое происхождение под партийным псевдонимом «Лев Троцкий», как ему сейчас несладко Там, за что ответ каждый из нас понесет по все строгости Высшего Суда мироздания.

5 февраля 1919 года издается приказ № 171 Революционного Военного Совета Южного фронта «О расказачивании». Маховик репрессий в отношении казачества раскручивается…

8 апреля 1919 года, когда на Дону происходила болезненная смена государственной власти с массой жертв с обеих противоборствующих сторон, казачество за неподчинение и восстания решено было «…быстро и решительно уничтожить как особую бытовую экономическую группу, разрушить его хозяйственные устои, физически уничтожить казачье чиновничество и офицерство…обезвредить рядовое казачество» (из решения Донского бюро РКП(б) «Об основных принципах отношения к казачеству»). Директива Донбюро ВКП(б) абсолютно ясно и понятно предписывала: «Применение репрессий, массового террора должно носить характер обоснованной кары… По отношению к южному… казачеству должен быть произведен экономический террор». А также следующие шаги:

а) Физическое истребление по крайней мере 100 000 казаков, способных носить оружие, т.е. от 18 до 50 лет,

б) физическое уничтожение так называемых «верхов» станицы (атаманов, судей, учителей, священников), хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях,

в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области,

г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц.

В результате масштабного претворения в жизнь свердловской директивы и последующих дополнительных разъяснений на местах, в некоторых станицах было уничтожено до 80% жителей. На Дону жертвами стали в общей сумме по разным подсчетам экспертов от 800 000 до 1 000 000 человек – около 35% населения региона. О том, как это происходило, свидетельствует коммунист М. Нестеров, оказавшийся в это время в Донской области: «Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60 – 80 человек… Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом…».

Другой коммунист, с целью агитации направленный на Дон из Москвы, К. Краснушкин, подтверждает: «Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали… Люди расстреливались совершенно невиновные – старики, старухи, дети… расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать…».

Вспомним к слову один фрагмент из его полного собрания сочинений: «Никакой пощады этим врагам народа, врагам социализма, врагам трудящихся. Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом – поставить их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, — желтыми билетами… В четвертом – расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…» (Ленин В.И. Как организовать соревнования? // Полн. собр. соч. Т. 35, с. 200, 201, 204). Как вам, поклонники Ленина и его одержимой команды русофобов???!!! И тот точно знал, что происходит!

«В силу приказа о красном терроре, на Дону расстреляны десятки тысяч безоружных людей. Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество», – писал в своем воззвании к казакам и в письме тов. Ленину в августе 1919 года командарм Рабоче-Крестьянской Красной Армии, РККА Филипп Кузьмич Миронов. Он стоял у истоков создания 2-й Конной Армии, но поддержать расказачивание отказался. Тогда же в доверительном письме Ленину он напишет: «Требую именем революции и от лица измученного казачества прекратить политику его истребления». И двинется на помощь казачеству. Не усматривая связи между победой революции и уничтожением казачества, он обвинил во всех тяжких комиссаров и бюрократов во главе с Троцким. Добраться с частью своего корпуса на Дон Миронов не успел, был арестован и осужден. Его голос впоследствии смолкнет навсегда в казематах Бутырской тюрьмы (РЦХИДНИ ф. 5, оп. 2, д. 160, л. 22-23; Лосев Е., Миронов. М. 1991, с. 349, 340 – 341).

Михаил Александрович Шолохов, единственный советский писатель​, которому вручение Нобелевской премии​ согласовало руководство СССР с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время», в своем письме одному из главных и самых популярных писателей советской эпохи Максиму Горькому в 1931 году признавался: «Сознательно [в своем «Тихом Доне»] упустил такие факты… как бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков (бывшие выборные хуторские атаманы, георгиевские кавалеры, вахмистры, почетные станичные судьи, попечители школ и проч. буржуазия и контрреволюция хуторского масштаба) в течение 6 дней достигло солидной цифры – 400 с лишним человек…». Кстати, не всем известный исторический факт. Первым из советских писателей, кто в открытом доступе через свое художественное произведение рассказал о расказачивании на Дону, был именно Михаил Шолохов. О событиях 1919 года автор «Тихого Дона» написал в третьей книге романа, где в первой версии разместил и документ того самого циркулярного письма, описав и конкретных лиц, причастных к беззакониям. Вследствие этого публикация произведения в 1930 году была приостановлена. Для того, чтобы получить «добро», Шолохов обратился к своему «литературному отцу» Серафимовичу (А.С. Попову) и влиятельному, вхожему в высшие круги Горькому (А.М. Пешкову), даже к самому Иосифу Виссарионовичу! Товарищ Сталин дал указание редакторам готовить к публикации продолжение романа…

Комиссара Малкина, за которым стоит реальная личность – деятель ВЧК-ОГПУ-НКВД И.П. Малкин, также известный как «Ванька-зверь», Шолохов описал так: «… комиссар у них стоит с отрядом, Малкин фамилия… Собирает с хуторов стариков, ведет их в хворост, вынает там из них души, телешит их допрежь и хоронит не велит родным…».

О неописуемых зверствах, творимых большевиками, с другой стороны свидетельствовали в докладе Войсковому Кругу летчики Бессонов и Веселовский: «В одном из хуторов Вешенской старому казаку за то только, что он в глаза обозвал коммунистов мародерами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер. В станице Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки подходили к станице, выгнаны вперед окопов и расстреляны… С одного из хуторов прибежала дочь священника со «свадьбы» своего отца, которого в церкви “венчали” с кобылой. После “венчания” была устроена попойка, на которой попа с попадьей заставили плясать. В конце концов батюшка был зверски замучен…».

«В тылу наших войск и впредь будут разгораться восстания, если не будут приняты меры, в корне пресекающие даже мысли о возможности такового. Эти меры: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрел на месте всех, имеющих оружие, и даже процентное уничтожение мужского населения. Никаких переговоров с восставшими быть не должно», – настойчиво требовал исполнения циркулярного письма на местах неутомимый член РВС 8-й армии Иона Якир (ЦПА ИМЛ, ф.17, оп. 65, д. 34).

Рассказывает историк Донского края Виктор Астапенко: «Приговоры выносились самым чудовищным образом. Есть сведения о том, что трибунал разбирал в день по 50 дел. Уже только по этому можно сделать вывод, как выносились дела. Смертные приговоры сыпались пачками. Причем часто расстреливали людей совершенно невиновных: женщин, стариков и даже детей. Они расстреливались по подозрению в спекуляции и шпионстве. Также подлежали расстрелу все бывшие добровольцы, буржуа, атаманы, офицеры, старые и вновь произведенные урядники. Практически вся элита». Террор на Дону шел под лозунгом «Чем больше вырежем казачья, скорее утвердится советская власть на Дону».

Следует отметить, что казаки достаточно быстро сплотились и уже 12 марта 1919 года вспыхнуло вооруженное Вешенское восстание, так ярко и близко к достоверности описанное в знаменитом романе Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон», уроженцу той самой станицы Вешенской. «Причем, в короткие сроки повстанческая армия расширилась до 30 00 бойцов, когда свели пять дивизий», – уточняет историк-краевед Астапенко, – «Кстати, это циркулярное письмо было перехвачено и переправлено в Новочеркасск. Там оно было опубликовано в донских войсковых ведомостях, что сыграло колоссальную роль в сплочении казачества». По словам собеседника, до ноября 1918 года большевики еще пытались укрепить на Дону власть революционного казачества. Но потом были разгромлены ноябрьские революции в Германии и Венгрии. И это стало крахом надежд большевиков на мировую революцию. Именно тогда большевиками было принято решение удерживать власть в России любыми способами, в том числе и самым беспощадным массовым террором. Другие значимые подробности тех страшных для донских казаков лет отражены в недавнем интервью знатока Донской вольницы в эфире радио «Комсомольская правда – Ростов».

На двух стульях не усидеть

Показательна история сначала ошибочно принявшего власть Советов Семиреченского казачьего войска (СКВ) на далеком юго-востоке распавшейся на куски Российской империи. Войско размещалось на территории Семиреченской области, которая примерно соответствовала большей части современного юго-востока Казахстана и северо-востока Кыргызстана. Вот как описывают те кровавые события историки. Февральский государственный переворот 1917 года логически завершился переворотом октябрьским, в результате которого к власти в стране пришло большевицкое руководство. Если февральский переворот, спустя некоторое время большинство семиреченских казаков все же признало, то октябрьский, за исключением небольшой кучки отщепенцев, признан не был. После его свершения в Петрограде, на территории Семиреченской области власть в свои руки взяло семиреченское казачество в лице созданного им 1 ноября 1917 г. Войскового правительства, встав на пути распространения в Семиреченском крае большевизма. Его тактика стала ошибочно пассивной, выжидательной, с надеждой, что все как-то само собой разрешится, чем и воспользовались большевики.

В конце января 1918 года в город Верный (ныне г. Алма-Ата), столицу Семиреченского казачьего войска из Ирана прибыл 2 Семиреченский казачий полк, дезориентированный большевицкими агитаторами еще на фронте. Будучи уже в областном центре, казаки второго полка окончательно попали под влияние большевиков. Еще молодые, без жизненного опыта, возрастной мудрости, легко поверили они щедрым посулам большевиков, обещавших неприкосновенность казачьих земель, сохранение казачьего уклада жизни, представительство в новых органах, власти и тому подобные привилегии. 2 марта 1918 года казаки 2-го полка под руководством большевиков подняв мятеж, совершили в городе Верном переворот, свергнув власть Войскового правительства. Сами того еще не понимая, казаки привели к власти своих будущих палачей. Захватив власть, большевики сразу же заявили, что за совершенное в прошлом в отношении них противостояние они никого не будут преследовать. Но это был всего лишь обычный для коварных, управляемых из центра командой Ульянова-Ленина, комиссаров подлый обман, которым они повсеместно пользовались по стандартной для себя схеме. И это было лишь начало массового антиказачьего террора, вспыхнувшего в Семиречье еще задолго до печально известного циркулярного письма-директивы Оргбюро ЦК РКП(б) от 29 января 1919 г. о расказачивании, подписанного председателем ВЦИК Я.М. Свердловым.

16 апреля 1918 года в Верненском уезде из-за острой нехватки зерновых культур после очень плохого урожая 1917-го Семиреченские казаки поднялись на восстание. Причиной ему послужило то, что после мартовского переворота власть в Семиреченской области в связи с отсутствием в ней рабочих перешла в руки крестьян. Грабить самих себя крестьяне естественно не собирались. Поэтому выход из продовольственного кризиса был найден по их мнению самый простой – отобрать хлеб у казаков. Для этого в Верном был сформирован продовольственный отряд и направлен в станицу Софийскую, где от казаков потребовали сдать 1000 пудов хлеба и все имеющееся у них оружие. После этого, для устрашения станицу обстреляли из двух пушек. Казаки поднялись и совместными действиями повстанцев был разгромлен продотряд, а районный центр, город Верный Напомню, теперь это Алма-Ата), оказался в осаде.

В начале июня 1918 года выходит серия жесточайших по своей сути декретов Советской власти Семиречья по вопросу казачества:

  • 2 июня – приказ командующего войсками Семиреченской области Л.П. Емелева об упразднении Войскового Правления и всех станичных правлений СКВ;
  • 3 июня – декрет № 1 Семиреченского облисполкома об аннулировании навсегда сословия казаков, должности Войскового атамана, Войскового Правления и прочих казачьих учреждений и должностных лиц, конфискации принадлежащего им имущества, инвентаря и денежных сумм;
  • 6 июня – постановление Семиреченского облисполкома о конфискации пенсионных земель казачества и лишении казачества избирательных прав.

Из Ташкента против повстанцев выдвигается хорошо вооруженный Ташкентский экспедиционный карательный отряд под командованием А. Мураева. Несмотря на героическое, упорное сопротивление, восставшие казаки не смогли противостоять более сильному противнику, и были вынуждены уйти в Китай и Северное Семиречье. Казакам – тем, кто остался, запретили даже называть себя казаками, их обязали называться только гражданами. Тех же, кто осмеливался назвать себя казаком, расстреливали на месте без суда и следствия. Расстрелу подлежали также и все казаки, у которых каратели находили оружие. В честь взятия Мало-Алматинской станицы Мураев устроил для отряда грандиозное застолье, в ходе которого станица подверглась повальному грабежу, насилию и убийствам. Несколько казаков станицы, поддержавших большевицкую власть, Мураев, дабы избежать их гибели в ходе погрома, посадил на сутки на гауптвахту. Каратели убивали казаков, несмотря на их принадлежность к большевикам, только за то, что они по происхождению казаки. В станице Надеждинской мураевцы на глазах у жителей на центральной площади казнили несколько десятков захваченных в плен казаков. Их поставили на колени, после чего отрубили шашкой головы. Исполнять казнь поставили подростка, который из-за своей физической слабости отрубал головы только после нескольких ударов, подвергая обречённых казаков страшным мучениям. Просьбы приговоренных казаков назначить для казни взрослого палача были проигнорированы. Жён и детей казаков, участвовавших в восстании, мураевцы сажали в каменные подвалы домов, заколачивая выход гвоздями и обрекая людей на долгую и мучительную смерть от жажды и голода. В результате пострадали, в основном, женщины, старики и дети, ибо сами казаки ушли за пределы уезда. Количество казаков, погибших от рук мураевских изуверов, до сих пор остаётся неизвестным.

Апрельское восстание потерпело поражение, но в деле борьбы Семиреченского казачества с большевизмом оно имело огромное значение. Главным его результатом явилось прекращение раскола семиреченских казаков на белых и красных. Казаки, которые после октябрьского переворота стали на путь поддержки большевицкого режима, или проявляли колебание после жестокого подавления апрельского восстания, увидев истинную сущность новой власти, встали в ряды белогвардейцев. Это событие послужило началом второго этапа Белого движения в Семиречье. Из пассивно-оборонительной позиции оно перешло в фазу агрессивного повстанческого противостояния, ставшего ответом на проводимую большевиками явно антинародную политику. Начавшись в Верненском уезде, Гражданская война вскоре перекинулась в расположенные в Северном Семиречье Копальский и Лепсинский уезды, где она продолжалась еще целых два года. Главной причиной подъема народного антибольшевицкого движения явилось острое неприятие казаками установившейся на их земле власти, несшей людям одни только страдания и смерть. В этом кровавом противостоянии семиреченские казаки боролись за право устраивать свою жизнь по обычаям своих предков, за свою свободу, против жестокого насилия, за порядок, против произвола и анархии. Плохо вооруженные казаки, чьи станицы находились на большом расстоянии друг от друга, не сумев противостоять более многочисленным и хорошо вооружённым отрядам красных, были вынуждены прекратить сопротивление.

После неизбежного подавления восстаний, ведь силы были неравны, по северным станицам Семиречья прокатилась волна жесточайших репрессий. Из трех действовавших на севере Семиречья «красных» отрядов особенно отличился в насилии над мирным казачьим населением отряд Мамонтова. Кроме этого, мамонтовцы повсеместно проводили поголовное уничтожение станичных священников за то, что те благословляли казаков на подвиг и жертву во имя победы над сатанинской властью. Ими же 16 сентября 1918 году за городом Верным в роще Баума за проповеди, направленные против новой власти, без суда и следствия был зверски убит священномученник епископ Верненский и Семиреченский Пимен (Белоликов), ныне причисленный к лику местночтимых святых.

Отход большевиков от политики геноцида семиреченских казаков, ставшей запредельно кровавой после выхода в свет 24 января 1919 года свердловского циркулярного письма о расказачивании, начался только через год, в декабре 1919 года, с момента принятия командования 3-й Туркестанской стрелковой дивизии прибывшим из Ташкента командармом И.П. Беловым, бывшим до этого главкомом войск Туркестана. Он категорически запретил проводить расстрелы взятых в плен семиреченских казаков. Вслед за этим им был издан еще один приказ, запрещавший насилия, грабежи и убийства в станицах: «…Все зависит от вас или поможете прикончить фронт или подтолкнете казаков на дальнейшую борьбу… Не насилуйте, не издевайтесь, не глумитесь…» (Фурманов Д. А. «Мятеж». Алма-Ата, 1982. С. 250).

Более подробно с хронологией Белой борьбы Семиреченского казачества с красным террором в 1917 – 1922 годах можно ознакомиться в одноименной статье казака, очень хорошо знакомого с историей казачества, Максима Ивлева, опубликованной ранее на «Русской народной линии».

Не дремали и на Урале исполнители свердловской «кровавой директивы». Революционный Военный Совет Восточного фронта во главе с Иосифом Ходоровским на основе Постановления Оргбюро издал 28 февраля 1919 года местную Инструкцию (для секретного и служебного пользования) войскам фронта, направленную на поголовное истребление Оренбургского и Уральского Казачества. В ней все было расписано до мелочей, по пунктам:

«1. Все, оставшиеся в рядах казачьей армии после 1 марта, объявляются вне закона и подлежат беспощадному истреблению.

2. Все перебежчики, перешедшие на сторону Красной Армии после 1 марта, подлежат безусловному аресту. ЧК предписывается строжайшим образом расследовать обстоятельства их перехода.

3. Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками.

4. Объявленные заложниками поступают на учёт местного Совета: членам указанных семей и их имуществу производится учётная перепись.

5. Выезд семьям и их членам, объявленным заложниками, безусловно, воспрещается.

6. Все члены семей, объявленные заложниками, дают, во исполнение пункта 5, подписку.

7. В случае самовольного ухода одной из семей, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учёте данного Совета.

8. Имущество расстрелянных конфискуется и распределяется среди беднейшего населения.

9. Все сражавшиеся против Красной Армии с оружием в руках и перебежчики, перешедшие после 1 марта, и освобождённые из-под ареста, лишаются права голоса, находясь на положении деревенской буржуазии.

10. Казаки в возрасте свыше 45 лет, не имеющие сыновей в Красной армии и не стоящие на стороне Советской власти должны быть расстреляны.

11. Расстреливать на месте вместе с семьями казаков, не сдавшихся в плен по истечении недельного срока» (РЦХИДНИ с. 60, 69 70).

Кто бы что ни говорил, то был явный и неприкрытый многолетний заранее спланированный геноцид казачьего сословия, как бы сегодня ни пытались обелять эту позорную страницу истории ранней советской власти, назвать ее кратковременной, быстро исправленной руководством партии ошибкой, неподтвержденной достоверностью оригинала циркулярного письма Свердлова-Мовшевича, а то и вовсе «высосанными из пальца историями», и тому подобное пустословие.

Важную «заметку на полях» оставили нам авторы сборника «Казачество. Энциклопедия» [2008] на его страницах, пояснив, что жестокость расказачивания по Я.М. Свердлову и его единомышленникам объясняется не только условиями Гражданской войны, но и тем, что значительную часть проводников этой политики на местах осуществляли лица не русского происхождения (евреи, прибалты, мадьяры, чехи, словаки и другие), которым были чужды культура, история и боевые традиции казачества. Так, после занятия большевиками земель Кубанского и Терского казачьих войск красными горцами было истреблено 35 000 стариков, женщин и детей. За один лишь прием были вывезены на север и расстреляны 6 000 кубанских офицеров. Опустевшие дома занимались представителями «братских горских народов». В станицы на место уничтоженных казаков приезжали бывшие каторжане и городские бродяги. Большевики, опираясь по большей части на иногороднюю часть населения, а в кавказском регионе – и на горцев, стравливали их с казаками.

Все это исторические, достоверные, документально подкрепленные факты. Как и фактом является то, что и в наши дни продолжают находить останки безвинно замученных и расстрелянных кубанцев. Так, в 2013 году на территории Краснодара были обнаружены останки 128 погибших в годы репрессий казаков. Их с почестями перезахоронили на старом городском Всесвятском кладбище.

Кубанская Голгофа: через прошлое к настоящему

«Кубанская Голгофа» – так называется мемориал в память о замученных и убиенных христианах руками «красных комиссаров» в Гражданскую войну и нацистов в Великую Отечественную 1941 – 1945 годов. Он расположен на самом старом кладбище Краснодара, Всехсвятском, где в 2013 – 2015 годах на моих глазах восстанавливался разрушенный в 30-е годы прошлого века большевиками-богоборцами храм во имя Всех Святых. 10 мая 1922 года из него вынесли все церковные ценности, и он был опечатан.

Продержался дольше всех краснодарских, оказавшись последним из закрытых городских храмов после установления в городе советской власти. Кубанская Голгофа на Всехсвятском кладбище Краснодара – это аккуратно уложенная плиткой площадка с часовней и крестами-кенотафами, то есть выполненными пустыми внутри. Мемориал открыт в 2010 году как памятный знак жертвам политических репрессий первых советских лет.

Монумент воздвигнут на могиле епископа Краснодарской епархии Памфила (Лясковского). Возглавлял кафедру он недолго, в 1935 – 1936 годах. В то время Русская Православная Церковь была расколота на 2 части – ортодоксов и обновленцев. Если обновленцы активно сотрудничали с сотрудниками НКВД, то ортодоксы выступали за восстановление Патриархии, отказывались от реформирования богослужений, иных неканонических нововведений, и не желали сотрудничать с «антихристовой» властью, богоборцами и осквернителями всего христианского. 10 января 1936 года тело епископа Памфила было найдено повешенным на дереве во дворе дома, где он жил, в яблоневом саду. В кармане лежала записка: «В моей смерти прошу никого не винить». При этом вдруг оказалось, что ни в городском архиве, ни в церкви, ни у него дома не удалось найти ни одного документа с его почерком.

Неподалеку от этого считающегося святым для многих горожан и гостей города места, поскольку есть зафиксированные факты исцелений болящих людей у этой часовни, в 2014 – 2015 годах настоятель восстанавливаемого рядом храма Всех Святых, архимандрит Трифон (Плотников), ныне покойный, и группа волонтеров созданной при Екатеринодарской епархии общественной организации «Доброе сердце. Кубань» вместе со мной, по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского ее возглавившим, стали проводить ежемесячные акции в помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Помогало нам и местное казачество. На военно-полевой кухне готовили для наших бездомных вкуснейшую кашу на костре!

Наша благотворительная акция «Помоги бездомному!» набирала обороты, привлекая все больше волонтеров из Краснодара и близлежащих районов. Видеосюжет как раз о том времени.

Соответственно, стало больше внимания и к часовне, и к памятнику «Кубанская Голгофа», и к фигуре такого стойкого в вере епископа. Тогда мы вместе с отцом Трифоном решили поискать в архивах УФСБ России по Краснодарскому краю сведения о причинах смерти, раскрыть эту будоражащую умы многих загадку, поскольку речь шла о сборе свидетельств об исцелениях на могиле епископа Памфила и иных чудных делах Божиих, происходящих рядом с ней, для причисления его сначала к лику местночтимых святых, а там уже как Бог даст. Однако на наше удивление эти сведения оказались до сих пор засекречены. По крайней мере, несмотря на наши просьбы и обращения через правящего архиерея, на руки эту информацию так и не выдали. Значит, доказать факт убийства или самоубийства, в которое конечно же мало кто на Кубани верит, не представилось возможным. И, соответственно, подать заявку в Синодальную комиссию по канонизации святых. Вот так то покрытое пеленой страха и кошмара для верующих людей, казаков и мирян, православных священников время продолжает влиять на наши с вами будни.

Пытаясь стереть старую историю и написать новую, большевики уничтожали не только неугодных, неудобных им людей, целые социальные группы, классы, сословия, но и привычные всем старинные названия казачьих станиц. Так потеряли свои имена кубанские станицы Уманская, Полтавская, Урупская, Поповическая, став Ленинградской, Красноармейской, Советской, Калининской. На карте сейчас вы не найдете Баталпашинскую, Гундаровскую и многие другие станицы. Такая же участь постигла 7 декабря 1920 года и сам Екатеринодар. Причем сделано это было с присущим всем локомотивам «народного бунта» из Петрограда и Москвы цинизмом, ведь 7 декабря в нашем прекрасном южном городе празднуется в день его небесной заступницы, Ангела-хранителя, святой великомученицы Екатерины.

Екатеринодар, центр города. 1919 год.

Инициатором переименования этого замечательного южного города, основанного в 1793 году императрицей Екатериной II, в Краснодар стал «усмиритель казачества», руководитель Кубанского чрезвычайного революционного комитета Ян Полуян, который занимался уничтожением самой истории казачества как культурно-исторического уклада жизни. А ведь название город неслучайно так и назвали – Екатеринодар, или «дар Екатерины». 10 ноября 1920 года в Москву ушла телеграмма за подписью Полуяна, в которой было указано следующее: «Считаем название Екатеринодар напоминающим рабские времена, совершенно бессмысленным в республике труда навсегда освободившихся от потомков Екатерины и их приспешников. В связи с этим Кубчероблревком постановил просить ВЦИК именовать город Краснодаром». Сам этот одержимый идеей расказачивания персонаж, как это ни парадоксально, происходил из казачьей семьи. После окончательного установления советской власти он попал по партийной линии на государственную службу, что, однако, не спасло его от репрессий и расстрела в 1937 году. В 1955 году руководитель кубанских большевиков Ян Полуян был реабилитирован, а спустя некоторое время на карте Краснодара появилась улица его имени. В станице Елизаветинской, где родился будущий региональный «ликвидатор царского режима», одна из центральных улиц также до сих пор носит его имя. Эти два момента по сей день вызывают вполне понятные споры и дискуссии с требованием исключить какие-либо памятные знаки внимания к этому предателю кубанского казачества, прямо участвовавшему в его геноциде.

Поголовное истребление казачества продолжалось вплоть до 1924 года, после чего стало ослабевать – так, к тому моменту на Дону осталось не более 45% прежнего казачьего населения, в других казачьих войсках – до 25%, а в Уральском казачьем войске – лишь 10%… Либо зверски замучены и расстреляны, либо сосланы в тяжелейшие для выживания условия. К примеру, в казахские степи. Ликвидация экономической базы существования казачьих хозяйств, насильственное переселение в чужие места, заселение казачьих земель выходцами из малоземельных районов России, массовый террор и насильственный слом национального самосознания – такие деяния характеризуют первый этап советской государственной политики – геноцида казачьего народа. Но этот же момент стал и объединяющим казаков – явные «успехи» красных в расказачивании, а также поражение Белого движения, сделали возможным к 1924 году убавить пыл большевиков в их антинародных действиях по отношению к казачьему сословию.

Однако дело уже было сделано – результаты большевицкой диктатуры, политики расказачивания говорят сами за себя: к 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – православные воины-казаки были на долгие десятилетия лишены своих духовных истоков, корней, родовой памяти и традиций. Это и было одной из основных задач «красных» террористов того времени. Такие же задачи сегодня ставит правительство Украины со своим президентом Зеленским тех же кровей. Психопатология нацизма по отношению к своему народу в годы становления молодой Советской Республики и тот кошмар, те зверства, что творят в наши дни и на территории Самой Украины, и на не пожелавших поддержать укромайдан 2014-го землях Донбасса и Луганщины, если внимательно всмотреться в факты и ход истории, особых различий не имеют. Это важно знать и понимать, смело смотря правде в глаза.

Не забывается такое никогда

По свидетельствам историков, в годы Гражданской войны донские казаки как основная мишень триады Ленин-Свердлов-Троцкий потеряли из 1 500 000 человек гражданского населения 250 000 убитыми. Что касается донских боевых казачьих формирований, то они сражались за прежние порядки и устои, но несли серьезные потери, отступая вплоть до ноября 1920 года, затем, как и часть не принявшего тоталитарную диктатуру «пролетариата» населения, вынужденно эмигрировали, ценой еще десятков тысяч жизней уйдя на Крым и оттуда через Черное море в Турцию и далее осев в Европе. Оставив все самое святое и безценное там, куда вернуться уже было нельзя, смертельно опасно.

Давайте не будем забывать об этих трагических страницах нашей истории, передавать память о них следующим поколениям жителей Дона и Кубани, казачатам во всех регионах страны и постараемся больше не допускать подобной трагедии. Казачество должно оставаться опорой России и в наши дни, особенно – ее южных рубежей. Это сегодня с учетом полного хаоса на Украине и торжества там нацизма чрезвычайно важная задача! Казак – убежденный православный воин и никак не язычник, коих развелось не без поддержки Запада и проплаченных оттуда глашатаев неоязычества пруд пруди на некогда исконно христианских землях. Да и сект самого разного оккультного, протестантского и неопротестантского толка здесь теперь количество, которое невозможно подсчитать. Затягивают в них и казаков. Только укрепление духа казачества в правильном русле, если угодно, Суворовского духа, обеспечит дальнейшее укрепление южных рубежей России.

Помнить о геноциде казачества – это означает не выкладывать раз в году картинку или видео на своих страницах в социальных сетях и не стоять на поминальной службе, ни разу лоб не прекрестя. Формально так отстоять и домой поехать разговляться. А сделать все, чтобы грязные безбожные мошенники-атеисты, рядящиеся в шкуры апологетов социальной справедливости, гуманизма, а теперь и трансгуманизма, не пришли к власти еще раз, дабы не развить в очередной раз виток антинародной и антицерковной политики.

Тревожный симптом здесь – это сохранение памяти о патологическом русофобе Свердлове-Мовшевиче в отечественной топонимике. Очень странно, исходя из всего этого исторического повествования, почему на карте Российской Федерации до сих пор можно увидеть такой территориальный субъект, как Свердловская область, почему во всех более или менее крупных городах России есть улицы, парки, переулки и площади, названные в честь самого натурального террориста и экстремиста, чей партийный псевдоним в тысячи раз мощнее своим мрачным масштабом убийств россиян, русских людей, казаков затмил преступления такого известного на весь мир серийного маньяка как Чикатило. Тот убил в тысячи, десятки тысяч раз меньше безвинных людей, детей и подростков, этот – выдал разрешение на страшные, зверские убийства сотен тысяч, если не миллионов жертв, среди которых стариков, женщин и детей на порядки больше. Чем он этот кровавый злодей заслужил право быть поименованным в наших городах, станицах, селах, деревнях, поселках, областях, краях и республиках? Стоит надеяться, что этот вопрос в скором времени будет закрыт, эта чудовищная историческая ошибка будет исправлена и в нашу память вернуться исторические названия, а партийную кличку этого монстра забудут в России раз и навсегда. Историческая справедливость должна быть восстановлена!

Примирились ли потомки «красных» и «белых» – об этом судить нашим современникам, нам с вами. Мне так не кажется. Когда закончится новой Великой Победой над снова возродившимся и набравшим невиданную силу при поддержке англо-саксов у соседей смертельно ядовитый для всех вокруг и их самих, такой острый, но снятый пока с повестки боевыми действиями, где один за всех и все за одного, вопрос – он вызовет серьезное обострение в патриотической среде. Это, к сожалению, неизбежно. Об этом размышлял в начале лета 2023 года, стоя на панихиде в Новочеркасском войсковом Вознесенском Патриаршем кафедральном соборе своего родного города. Позже провел небольшую экскурсию по главному казачьему храму в стране, третьему по величине в России, а также обратил внимание на один очень важный для нашей беседы, символический памятник Согласия и Примирения на близлежащей территории (он на титульном фото), поделившись с читателями своими впечатлениями об очередном посещении этого святого для каждого казака места и мыслями о возможности совмещения в современной истории нашего народа двух полярных взглядов на мироздание. Вспоминал и эту «расстрельную» директиву 1919-го, ставшую непреодолимой стеной для многих тысяч казаков, насильно изгнанных со своих родовых земель (кого не расстреляли на месте и насмерть не замучали) и не имеющих в советское время права вернуться обратно.

Что тут говорить, когда по факту в наши дни и сами казаки между собой не могут найти общего языка – реестровые и родовые, которые по крови, по происхождению казаки, привыкшие к вольнице и принципиально на службу к царю ли, к губернатору или еще к кому на жалование, за зарплату не желающие идти. Кроме того, не все знают, но факт уже исторический – в реестровое казачество еще в лихие 90-е записалось немало мошенников, желающих кормиться из бюджетных денег. А кто-то из атаманов, используя данное государством в те же годы право на законное ношение оружие, сколачивал банды и вершил свои криминальные дела в рамках как бы легальных ОПГ, «крышуя» рынки, мелких коммерсантов и заодно пытаясь «отжать» у унаследовавших от предков-казаков новых поколений Донцов и Кубанцов родовой бизнес.

Ярчайший показательный пример – недавняя история с Хадыженским хуторским казачьим обществом, которое при поддержке вышестоящих атаманов в Краснодаре пытаются переписать на своих подельников Майкопский атаман с Апшеронским. Нет, господа казаки, так дело не пойдёт! Сами своих расказачить пытаются. Детали всей этой неприглядной истории приводил в аналитике «Неверный в малом, неверен и в большом». Часть 1, историческая, очень интересная и полещная для общего знакомства с кубанским казачеством, здесь. И окончание, по сути пока о так и не решенном вопросе. Впереди суды. Быть может, они поставят в этом мутном деле точку.

«Помнить Веру Христианскую и хранить верность Святой Православной Церкви. Быть неизменно преданным своему Отечеству, Казачьему Братству, казачеству России, Станичному казачьему обществу “…”. Служить им до последней капли крови, всеми силами способствуя их славе и процветанию. Повиноваться казачьему Кругу, избранному им Атаману и всем поставленным надо мной начальникам, а данные мне права и власть не употреблять во зло», – это слова из присяги казака, вступающего в любое Станичное или хуторское казачье общество на Кубани. Позабудут эту клятву казаки, перестанут понимать ее смысл, зазубривая наизусть словно роботы – не устоит от искушений мiра сего казачество, погибнет и вряд ли возродится, оставшись лишь в неком театрализованном, лубочном виде. Чего желают очень и очень многие, даже не за рубежом, а в «престольном граде» Москве.

Будем помнить и об этом. А сегодня, вспоминая эту трагическую для всего казачества дату, просто посидим, погрустим, помолчим, да вспомним, просматривая видеосюжеты и душевные горестные песни на эту до сих пор очень болезненную для всего русского народа, для всех народов России тему – о том самом трагическом для всего казачества историческом периоде. Ведь испили горькую чашу террора сполна от большевиков не только казаки, многие и многие народы.

Напоследок. «Песнь души за убиенных десятков тысяч казаков после директивы ВКП(б) 24.01 1919 г. о расказачивании». Здесь никаких слов не нужно, все будет лишним.

Посмотрите, послушайте. Пробегитесь еще раз по тексту. И воспомяните, друзья дорогие, ребятушки, отцы, матери, браты, кумы, да сестры, казаков, казачек и казачат, невинно убиенных. Помолитесь за их упокой, если о ком знаете, поименно. А если есть выходы на монастыри, батюшек, попросите молитв о воинах нашего отряда на СВО, которому помогаем с лета 2022 года – им там сейчас особенно тяжело, как никогда. И берегите себя, друзья. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире». Это из очень поучительного Первого послания апостола Петра (1 Пет, 5: 8, 9).

Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России, потомственный донской казак

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Каклюгин
«Бiсово плем'я» в Красноярском суде
Добиваться полноценного разбирательства
09.04.2024
Церковь не останется в стороне
К судебному процессу с сектой ИПЦ подключилась Красноярская митрополия
05.04.2024
Вы требуете вернуть смертную казнь?
Позвольте рассказать вам одну историю. Свою, на личном опыте выстраданную
03.04.2024
Героям нашего времени Вечная память
Родительская суббота призывает: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…»
01.04.2024
Все статьи Николай Каклюгин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
О попытках «реабилитировать» Киркорова и Моргенштерна*
11.04.2024
Путин поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам
А в Татарстане отменили занятия даже в федеральных вузах
10.04.2024
Все статьи темы
«Могильщики Русского царства»
Гелий Рябов - первооткрыватель
лжецарских останков
10.06.2023
Информационная мистификация
Об одном загадочном событии Февральского государственного переворота
15.03.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи темы
300-летие Российской Империи
О народном просвещении в Российской Империи
Новозыбков. Первые библиотеки и публичные чтения
14.03.2024
Монархия – совершенная форма власти
25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство
26.01.2024
Император во главе армии
«Гибель империи. Российский урок»
13.12.2023
Михаил Романов – заложник императорского статуса
22 ноября (5 декабря) - 145 лет со дня рождения последнего де-юре императора России
04.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от С. Югов
11.04.2024 16:36
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от АБС
11.04.2024 16:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от учитель
11.04.2024 14:25
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.04.2024 14:21
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Новый комментарий от Владимир Петрович
11.04.2024 13:29