Это тот самый собор, где перед отправкой в казачью бригаду «Дон» проходил молебен с учебными сотнями донских казаков осенью 2022-го. Третий православный храм по величине и масштабам архитектурного проекта после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Высота – 74,6 метров. Новочеркасский войсковой Вознесенский Патриарший кафедральный собор – одно из самых святых и намоленных мест моего родного Новочеркасска, не только столицы Всевеликого Войска Донского, но и казачьей столицы мирового значения. Ведь донское казачество исторически является колыбелью всего казачества как такового. Сибирью приросла Россия, как известно, благодаря донскому удалому казаку-атаману Ермаку Тимофеевичу. Яицкие казаки охраняли границы Российской империи по над рекой Яик, ныне Урал там, где казахские ультранационалисты в лихих 90-х переименовали русский купеческий город Гурьев в Атырау. Оренбургские казаки стояли форпостом чуть поодаль, оберегая русских людей от набегов кочевников и всяческих остатков некогда могучей Орды. Терские казаки вместе с регулярной армией вели изредка прекращающуюся 100-летнюю войну с горцами-разбойниками того времени, представлявшими серьезную угрозу спокойствию других народов Кавказа и проживающих на приграничных территориях соотечественников. Нынешнюю столицу Донского региона, город Ростов-на-Дону сначала в виде крепости во имя святого Димитрия Ростовского основали, естественно, все те же донские казаки. Об этом рассказывал здесь.
Где казачество, там и вера наша православная – факт исторически выверенный и однозначный. Более века именно Новочеркасск, не Ростов-на-Дону являлся городом донской административной, купеческой и духовной элиты: войсковых атаманов и войсковой администрации, священства, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. Ростов славился лишь своими коммерческими, купеческими, банковскими и прочими «делишками». Изобиловал армянами и евреями, что, собственно, и подтверждает такой его статус. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию из тех, кто выжил после кровавого ленинско-троцкистского террора.
24 января 1919 года была подписана так называемая директива о расказачивании и истреблении казаков, как единственной на тот момент силы, способной к самоорганизации. Видеонапоминание для еще не отрезвившихся правдой о советском «добром государстве» и мечтающих об утопическом проекте «СССР 2.0».
В ВК. На крови построить не дадим, память убиенных предков не оскверним.
Подписанная в январе 1919-го председателем ВЦИК Свердловым (Бухманом) Я.М., директива положила начало преступной политике большевиков на Дону и в других казачьих регионах.
Безпощадные расстрелы, массовое взятие заложников и расправа над ними, разграбление куреней и конфискация имущества стали воплощением курса, взятого большевиками в отношении казаков. В той директиве прямым текстом говорилось об истреблении казачества: «Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти;
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам…
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…
8. Разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли…»
Полное физическое истребление боеспособной части казачества, ликвидация экономической базы существования казачьих хозяйств, насильственное переселение в чужие места, заселение казачьих земель выходцами из малоземельных районов России, массовый террор и насильственный слом национального самосознания – такие деяния характеризуют первый этап советской государственной политики – геноцида казачьего народа.
Явные «успехи» красных в расказачивании, а также поражение Белого движения сделали возможным к 1924 году убавить пыл большевиков в их антинародных действиях. Тем не менее, результаты расказачивания говорят сами за себя: в 1926 году на Дону осталось не более 45% от дореволюционного казачьего населения, в Уральском войске около 10%, в других войсках – до 25%. Были уничтожены практически все казаки старше 50-ти лет – православные воины-казаки были лишены памяти и традиций. По свидетельствам историков, в годы Гражданской войны донцы потеряли из 1,5 миллиона человек (гражданского населения) 250 000 убитыми. Что касается донских боевых частей, они сражались за прежние порядки и устои, но несли потери и отступали вплоть до ноября 1920 года, а затем, кто выжил, как и часть населения, вынужденно эмигрировали. История того лихого времени о том, как умерщвляли казачество, почерпнута здесь.
О земле родной, о корнях, что нас питают, вспоминал не раз. Не так давно здесь. Еще до всех событий вместе с вами донскими вечерами совершал прогулки по знаменитой ростовской набережной, сравнивая с набережными других исхоженных мною городов, в пользу первой. Прогуливался по Театральной площади Ростова-на-Дону в разгар Чемпионата мира’2018. Показывал вам летний Новочеркасск. Кратко пересказывал историю донской столицы. Восхищался у Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, колыбели своего восхождения ко Христу, где был крещен, донскими пейзажами. Снимая на Дону вместе с московскими журналистами фильм о синтетических наркотиках-убийцах, не забывал поделиться впечатлениями о своем впавшем в промышленную депрессию родном регионе, чуть в стороне от центра. При этом как бы ни было тяжело здесь жить, о чем мы рассказали в том фильме, эта земля и сегодня плодит героев СВО, грудью становящихся против нацистов, взращенных на соседней осатаневшей Украине. Отпевали ребят, кстати, в этом же соборе – историческом храме во имя славы и доблести Донского казачества.
Казакам биться в кровь с супостатом, антихристовым племенем до последнего патрона не привыкать. Так нас воспитали отцы, деды и прадеды. Автор не мог не последовать их пути и разоблачил успешно тех, кто местами пока еще остается у власти. Нацизм в погонах с российскими орлами во взаимодействии с сектантами укромайданного розлива на порядок взрывоопаснее и токсичнее укронацизма. Война за справедливость продолжается по сей день, несмотря на достаточно непростой путь освобождения из заточения длиной в 32 месяца, «заказанного» все той же русофобской нечистью, рядящейся в овечьи шкуры. Есть, пусть и небольшие, но победы. Постоянно возникают закономерные трудности. Но мы их преодолеваем и двигаемся настойчиво вперед. Варианта иного нет, ни шагу назад! Не забываем помогать и бойцам нашим, «живот свой не щадящим» и готовым погибнуть за то, чтобы мы с вами жили, как говорится, не тужили. Сотрудничаем с брянскими волонтерами, краснодарскими, стараемся по мере сил своей небольшой инициативной группой помогать одному из отрядов специального назначения Минобороны. Объявлен НОВЫЙ СБОР, на полноприводный «Соболь», 4х4, строго дизель, год выпуска 2011 – 2014.
Еще свежи и глубоки воспоминания о посещении ростовского военного госпиталя, где ребят наших доставляют почти что с поля боя, порой с очень серьезными ранениями, без рук, ног, с частичной потерей зрения, тяжелыми контузиями.
Сам с одной рукой наперевес два раза по неделе посещал и новочеркасский госпиталь, где условия, конечно, похуже, но ребят работающие на износ военные медики вытягивают чуть ли не с того Света и восстанавливают.
Как тут не вспомнить о погибших наших воинах, о тех, кто, увы, не дожил до нашей неминуемой новой Великой Победы над нацизмом и его западными кураторами?! Как тут вновь не призвать, пусть и не своими словами, но горячо и пламенно сплотиться единым фронтом тыла и на порядок энергичнее, а значит – эффективнее помогать нашим там, за ленточкой, на передовой? Делаем, пытаемся, стараемся.
И вот мой родной город, с детства знакомый и родной собор. Пора выезжать обратно на Краснодар. Пока еще Новочеркасск. Панихида о погибших и убиенных в кафедральном соборе.
В городе много воинских частей, ремонтируют технику, два госпиталя, до Луганска рукой подать. Есть о чем задуматься и что вспомнить…
О военных действиях и том страшном кровавом расказачивании с десятками тысяч убитых и вывезенных насильно в дальние регионы богоборческой «Страной Советов» казаков и их семей напоминают две иконы. Одна из них известна многим, написана в память о явлении во время Первой Мировой войны русским воинам Пресвятой Богородицы. Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. На целые десятилетия русского позора и поражений эта икона как будто ушла от нас, спряталась за пылью времен – и теперь с новой силой и мощнейшим подтекстом являет себя сегодня, в дни тяжелой и для многих неожиданно затянувшейся войны с неонацистами и коллаборационистами-русофобами. Подробности о ней.
О второй иконе знают не так много те, кто редко бывает в этих краях.
В Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска икона «Казачья Голгофа» появилась в канун скорбной для Дона и всего казачества даты – 100-летней годовщины начала геноцида казачества. Написана по благословению духовника Оптиной пустыни схиархимандрита Илии (Ноздрина) и освящена в московском Благовещенском храме ныне отошедшим ко Господу членом совета по делам казачества при Президенте России, известным далеко за пределами нашего Отечества протоиереем Димитрием Смирновым. По некоторым данным, всего за несколько лет политики «расказачивания» ставленниками все тех же англосаксов, «комиссаров в кожанках и с маузерами» погибло более 55% всех российских казаков. Кто сомневается, тому сюда. Центральной частью иконы «Казачья Голгофа» является средник, где представлен традиционный собор новомучеников и исповедников Российских на фоне храма – собирательного образа Церкви, символа Царствия Небесного. Вокруг средника расположены иконы Божией Матери, особо почитаемых казачеством: Покрова Божией Матери, Августовской, Азовской, Ахтырской, Донской, Моздокской, Самарской, Табынской. Внизу средника надпись в память столетия указа «о расказачивании». По периметру иконы размещены гербы всех войсковых казачьих обществ Российской империи, возрожденных в постсоветское время. О том знаменательном событии – обретении столь знаковой для всего казачьего мира иконы читайте на сайте Ростовской-на-Дону епархии.
Рядом с собором в 2005 году, в год 200-летия столицы Донского казачества – Новочеркасска открыт памятник Согласия и Примирения. По замыслу авторов проекта памятник символизирует единение казаков, их примирение друг с другом вне зависимости от политических взглядов и убеждений. Монумент представляет собой скульптурную композицию, состоящую из большого гранитного православного креста, вокруг которого полукругом установлены 12 скошенных гранитных камней. На камнях написаны названия казачьих войск: Всевеликое войско Донское, Кубанское Казачье Войско, Терское Казачье Войско, Оренбургское Казачье Войско, Сибирское Казачье Войско, Забайкальское Казачье Войско и др. Справа от креста лежат символы белого казачества – бронзовые казачья фуражка, башлык и шашка, а слева красного – винтовка и буденовка. Разного цвета и цветы памятника – белого и красного. Перед крестом установлена фигура казачки с прижатой к груди рукой и скульптурой мальчика впереди со снятой фуражкой в руке. Памятник установлен на круглом возвышении из восьми бетонных ступенек. Высота креста составляет около семи метров.
Как известно, в годы Гражданской войны часть казаков из верховьев Дона, малообеспеченных бедняков приняла все же советскую власть, другая – стала их непримиримыми противниками, встав на защиту монархии, Русской православной веры и всего традиционного уклада Русского мiра. На мраморной плите перед скульптурами выбиты слова: «Во имя памяти о прошлом. Во имя настоящего и будущего казачества мы пришли к примирению и согласию. Слава Богу, что мы казаки». Идея памятника и самого примирения следующих поколений «палачей» и «жертв» была выдвинута на тот момент атаманом Всевеликого Войска Донского, ныне депутатом Государственной Думы Виктором Водолацким и главой Российского императорского дома, княгиней Марией Владимировной Романовой. Мы с моей племянницей не смогли не подойти к этой на самом деле чрезвычайно важной для современного казачества и его будущего монументальной скульптурной композиции. Она в гостях будет всего ничего, отбудет в далекие края, и не рассказать о всех тех переломных событиях в судьбах ее предков никак нельзя.
Как нельзя было не поделиться этим знанием и воспоминанием и с вами, дорогие мои читатели! Примирились ли потомки «красных» и «белых» – судить нашим современникам. Наблюдая неутихающую полемику вокруг совсем недавно освобожденного от неонацистской нечисти исконно русского казачьего города Бахмута и неуемную активность администрации ДНР по сохранению наименования в честь «красного карателя», «пламенного революционера» Федора Сергеева, вошедшего в историю под партийной кличкой «товарищ Артём», оставляет в целом массу нерешенных и пока нерешаемых вопросов по данной проблематике.
Стоя на панихиде о погибших на полях сражений нашего времени и невинно убиенных жертв террора «укрорейха», хочется отключить разум и включить сердце. Получается, к сожалению, с трудом. В духовном плане еще расти и расти! Помоги Господи и помяни во Царствие Твоем всех ушедших и головы на поле брани склонивших, убиенных воинов наших и замученных их родных! Солдатам, которых уже нет с нами, Вечная Память и со святыми упокой.
Николай Владимирович Каклюгин, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач-психотерапевт, руководитель проекта «Попечение»: https://popechenie.com