Материал выражает мнение автора, редакция может не разделять эту позицию
Какие программы, образовательные технологии и школьные предметы нужны России?
На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью нашему изданию отвечает известный ИТ-предприниматель, глава совета директоров компании NAUMEN, эксперт сайта “Россия – Ноев ковчег” Александр Давыдов.
– Александр Анатольевич, наука и технологии развиваются семимильными шагами, образовательные технологии за ними явно не успевают. Что необходимо сделать для повышения качества российского образования? Что мешает ему соответствовать требованиям времени?
– В последние десятилетия составители школьных учебников стараются втиснуть в них максимум научных данных. Программы по каждой дисциплине чрезмерно усложнены, каждая “тянет одеяло на себя”, не задумываясь, какой объем в состоянии усвоить школьник. Согласно публикациям в педагогической прессе, усвоение учебного материала по различным дисциплинам составляет менее 20%, а конкретно по геометрии – единицы процентов.
Объем учебников вырос в несколько раз (более чем вчетверо), а технологии обучения почти не изменились. Классно-урочная система, размер класса, число уроков, фронтальные опросы для проверки знаний – всё прежнее. Школьник старается, зубрит, загружает оперативную память, сдаёт – и благополучно забывает на следующий день.
Порочность нынешней учебной программы в том, что она, во-первых, формирует у учеников комплекс неполноценности. Школьник, который не может усвоить стандартный школьный курс, изо дня в день ощущает себя недоумком. У таких детей массово исчезает интерес к научно-техническим профессиям, которые без уверенности в своих силах не освоить. Школьники гаснут на старте. Поэтому идут в «экономисты и менеджеры».
Во-вторых, массовая неусвоенность материала программы закладывает сомнения в необходимости такой программы, а также – знаний вообще, как таковых. Возникает ощущение ненужности программы и школьного образования.
В третьих, – приучает к лицемерию, фальши. И педагоги, и дети понимают, что школьные знания — это не настоящее, не жизненная необходимость, подделка. Но раз все (учителя, родители, школьники) закрывают на это глаза – значит, так и нужно. И у человека остается установка нормальности поддельного занятия. Такой человек не сможет работать в полную силу.
По моему мнению, в числе первоочередных задач средней школы – необходимость изменения учебного материала к возможностям его усвоения. Программа должна усваиваться как минимум на 80-90%.
– Это не фантастика?
– Программы с таким показателем усвоения учебного материала в России были – в школах до революции, и в 1930-60-х годах, когда стране нужны были созидатели и творцы, а не “квалифицированные потребители”, по определению министра образования Фурсенко. Необходимо вернуть старые учебники русской классической школы, которые отработаны десятилетиями и являются произведения педагогического искусства. В них найден хрупкий баланс сложности программы, который необходимо восстановить. Необходимо искоренить «научность» программы. Школьники не обязаны формировать «научный» подход, они обязаны знать главные смыслы предметов. Строгий научный подход — дело специализированных продвинутых классов, а не обязательной программы.
Классно-урочная система с фронтальными опросами предполагает движение всех учеников по усвоению материала с одной скоростью. Но способности и скорость усвоения у всех детей разные! Кто-то всё схватывает на лету и пол-урока скучает, мешает другим, а кому-то и урока мало. Неусвоенный материал мешает пониманию следующих частей.
Технологии обучения должна быть изменена таким образом, чтобы обеспечить разно-скоростное прохождение учебной программы. Интересную систему предложил Рикардо Зелмер из Бразилии. Он разделил образовательную программу на 650 частей, так сказать, «капсул». Прошёл ученик одну часть – приступает к следующей, видит перед собой ясную цель. Оценка качества достигается через тестирования знания по каждой «капсуле» в обязательном порядке. Таким образом, достигается почти 100-процентное усвоение учебного материала. Обязательная программа каждого предмета должна быть пройдена, сколько бы времени ни понадобилось. Все закончившие программу — знают ВСЕ по программе.
Для одаренных школьников по всем предметам должна быть дополнительная необязательная программа, добровольно изучаемая школьниками. Ее прохождение и оценки необходимо отражать в аттестате наравне с обязательной. Эта часть программы вполне может быть заочной (дистанционной). Такой программой в СССР служили заочные физические, математические, химические школы при известных вузах.
– Но современный учитель и так перегружен, он один на 30 учеников, и всех вызвать к доске он в принципе не сможет. Где взять ресурсы?
– Ресурсы — это сами учащиеся. Сегодня учитель может проконтролировать знания учеников лишь фрагментарно, технологии опроса не позволяют. Но эта проблема решается, если привлечь в помощь учителю наставников и помощников из числа старшеклассников. Старшеклассник, который прошел эту программу 2-3 года назад, будет вести группу из 3-5 учеников более младших классов, контролировать усвоение учебного материала, проверять задания.
Такой подход позволяет решить сразу несколько задач. Существенно снижается нагрузка на учителя при заметном повышении эффективности учебного процесса. Материал усваивается на порядок лучше. Объясняя что-либо, старшеклассник, во-первых, сам глубже понимает материал, во-вторых нарабатывает навыки наставничества, социальной коммуникации. Такие навыки жизненно необходимы, особенно – для современных подростков, которые с утра до вечера сидят, уткнувшись в свои гаджеты. Более того, эти же навыки им пригодятся и в вузе, и на будущем рабочем месте – для скорейшей социальной адаптации в коллективе.
И кстати такой подход приспособлен к периодам дистанционного образования. Старший помощник и наставник может «встречаться» со школьником как очно, так и заочно. Даже при заочном образовании школьник получает достаточно индивидуальной помощи, не остается один на один с непонятным предметом.
Еще один крайне важный эффект такого подхода: человек со школьной скамьи осознаёт, что его долг и ответственность при получении знаний – передавать их дальше! Учиться самому и передавать знания – необходимо всегда, в течении всей жизни, – это нормально и естественно. Так мы частично замещаем семейный опыт при отсутствии братьев и сестер, которых надо уметь опекать и наставлять.
– Как стимулировать школьников заниматься наставничеством?
– Чтобы технологизировать наставничество, его необходимо сделать самостоятельным школьным предметом, выставлять оценки, которые будут отражаться на общей успеваемости ученика по итогам школьного образования. Таким образом, школьники-наставники получат дополнительный стимул для своей деятельности. Имеет смысл ввести два предмета: “наставничество” и “помощь учителю”.
Эти оценки будут иметь особый вес и при поступлении в вуз, и для будущего работодателя. В любой современной компании такие кадры – самые ценные: они работают более эффективно в команде, их поведение осознанней, стабильней. Они целеустремленней и способней в долгосрочных задачах.
В вузах должна быть продолжена эта же технология. Младшие студенты должны помогать старшеклассникам, а старшекурсники — младшекурсникам. Это в интересах вузов – притягивать абитуриентов.
– В учебной программе средней школы сегодня явно избыточно представлен естественно-научный блок дисциплин, в ущерб всем остальным. Как сделать программу более сбалансированной? Из каких основных частей она должна состоять?
– По моему мнению, школьная программа должна состоять из трех основных блоков, гармонизированных и взаимоувязанных. К естественно-научному блоку предметов (математика, физика, химия, биология) и выразительному блоку (словесность, изобразительность, музыка, медиа) необходимо ввести дополнительный смысловой блок.
В группу смысловых предметов войдут литература, история, география и ряд новых для средней школы. Сегодня в преподавании истории делается упор, прежде всего, на исторические факты, по этому критерию выставляются оценки. Гораздо более важно научить школьника понимать смысл и взаимосвязь этих фактов и дат, их значение для развития страны и общества. Точная дата при таком подходе – дело второстепенное. Под этим же прицелом следует преподавать географию, связывая ее с цивилизационным подходом, историей и обществоведением.
Также в смысловой блок необходимо включить базовые предметы самопознания, такие как история религии, включая основы православия, основы семейных отношений, человековедение. Историю религии в школе не преподают, и это серьезное упущение. Именно религия лежит в основе развития любой цивилизации, это ее главный смысловой костяк. На основе религий созданы все мировые цивилизации и культуры. Противоречия между различными конфессиями – причина опустошительных войн и вооруженных конфликтов, с незапамятных времен и до наших дней.
Изучение истории религии дает школьнику возможность осознания своей идентификации, понимание, к какой именно культуре и народу он принадлежит. Позволяет задуматься над сущностными вопросами смысла жизни и смерти человека. Для чего он живет? Зачем ему получать образование, заводить семью, рожать и воспитывать детей?
Сегодня эти вопросы не то, что не рассматриваются – они табуированы в системе образования, находятся под негласным запретом, как будто их не существует. В результате выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь, остается в поле потребительской идеологии, включается в гонку за наслаждениями и наживой
Ценность семейных отношений упала ниже некуда, молодые люди не торопятся вступать в брак, около 80% молодых пар распадаются. Очень важно, преподавая предмет “основы семейных отношений”, рассказывать о преимуществах личности в рамках традиционной семьи. Сегодняшние подростки могут не различать секс и любовь. Большинство не знают, что сохранение девственности до брака – это не предрассудок, а основа крепкой семьи. Что выбор в пользу “свободных отношений” почти в 100% случаев приводит к депрессии и несчастью.
Сейчас это уже не общественная норма и не жизненная аксиома. Огромное количество детей выросло в неполных семьях, мало общаясь с бабушками и дедушками, и не имея опыта построения отношений с сестрами и братьями. Навыки межличностного общения и передачи жизненного опыта стремительно утрачиваются, дети и подростки предоставлены сами себе, компьютерным играм и социальным сетям.
Такие дисциплины как обществоведение также очень важно наполнить смысловой нагрузкой Марксистское понимание обществоведения сегодня уже не актуально – важней давать молодым людям понимание устройства современного государства, его защитных и охранительных функций. Для чего предназначены прокуратура, следственный комитет, ОВД, их функции и возможности, куда и как именно обращаться в случае нарушения своих прав, почему важна борьба с коррупцией? Ответы на все эти вопросы человек должен впитать со школьной скамьи.
Очень важно также понимать устройство управления мировой финансово-экономической системой, которая является отдельной ветвью власти внутри страны.
Вся система школьного образования должна базироваться, как минимум, на двух столпах – опоре на традиционные ценности и доминировании общественных интересов над частными. Нужно передавать ценности российской цивилизации, в том числе понимание, что причиненная другим польза приносит больше радости, чем личный гедонизм.
– Как вы оценивает балльную систему в рамках ЕГЭ, которая используется для на выпускных экзаменах?
– В системе ЕГЭ главная ценность – поступление в вуз. Вся школьная программа при таком подходе теряет смысл, поскольку она не нужна для ЕГЭ. Важнее научиться быстро угадывать, куда поставить галочку при прохождении теста.
Выпускные экзамены в средней школе являются вступительными экзаменами в вуз. В таком случае ЕГЭ автоматически становится только вступительным экзаменом. Что также автоматически обесценивает школьную подготовку до подготовки ЕГЭ. Теряется сам смысл многолетней школьной работы ученика и школьного коллектива. Учителя становятся не важны. Что автоматически вызывает пренебрежение школьников и школой и учителями.
Это принципиально неверно, экзамены надо разделить. Необходимо придать школьной работе самостоятельный смысл, отличный от подготовки к поступлению в вуз.
Собственно, при условии стопроцентного усвоения всех отдельных составляющих частей образования, сама необходимость выпускных экзаменов в школе может исчезнуть или существенно снизиться. Экзамены можно будет рассматривать лишь как тренинг для повышения стрессоустойчивости в экстремальных условиях, при цейтноте и тд. Эти навыки тоже крайне необходимы.
Подготовке к ЕГЭ можно посвятить половину или весь 11й класс, и считать это отдельной от школы деятельностью, частью вузовской системы. Система оценки знаний абитуриентов при поступлении в высшую школу – это отдельная тема.
– Какими Вы видите цели школьного образования?
– Целью школьного образования должно стать не подготовка к поступлению в вуз, а формирование общности российского народа, поддержка его цивилизационной идентичности. Сегодня в воздействии на российское общество по факту доминируют либеральное мировоззрение и потребительские ценности. В их основе – индивидуализм и поощрение конкуренции. Но они не способствует формированию общности.
Образование и современная культура (прежде всего медиа) не дают единого языка, не создают общей культурной и знаниевой базы для взаимопонимания. Общество разделяется на множество страт, не понимающих и не желающих понимать друг друга. Единство российского народа — уже под вопросом, общество всё больше атомизируется потребительскими интересами и ценностями.
В советские времена именно школьная программа обеспечивала базу единства страны, общероссийского менталитета. Дети учились по единой для всех программе, читали одни книжки, смотрели одни фильмы. Благодаря этому выпускники школ из разных регионов и национальных республик прекрасно понимали друг друга.
Задача средней школы – вернуться к формированию глубинной идейно-культурно-смысловой общности народа. Школьная программа должна обеспечивать единство народа. Это очень сложная и важная задача школы и страны.
подготовил Валерий Борисов