itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Соображения по школьному образованию

0
435
Время на чтение 3 минуты

Источник: Россия - Ноев Ковчег
 

 

Вначале — разоблачение («дисклеймер»). У меня нет опыта работы в школьном образовании. Соображения у меня возникали постепенно, по мере осмысления различных социальных систем с точки зрения православного человека. При этом по профессии я всю жизнь строил системы — информационные и организационные.

У меня поинтересовались мнением, какие важные изменения нужны в школьном образовании сейчас. Вот тезисно 4 соображения.

Первое системное соображение — целью и положительным результатом школьного образования не должно быть «Успешное поступление выпускника в ВУЗ».

Эта подмена настоящей цели разрушила прежнее школьное образование. Поступление в ВУЗ — цель частная, не содержит общей, общественной цели. Поэтому принятие ее, как основной цели системы, неизбежно приводит к распаду общества. В частности, – то разделение общества на множество групп, не понимающих и не желающих слушать и слышать друг друга — результат выбора данной цели школьного образования. Перед школьным образованием должна быть поставлена другая цель, общественная, рассмотрим ее позже.

Здесь я просто фиксирую, что системная ошибка по назначению ложной цели была совершена в момент, когда решили в одном ЕГЭ оценить сразу два результата — результат школьного образования и результат вступительных экзаменов. Что приравняло цель образования к цели поступления.

Чтобы появилась возможность придать образованию другую цель, надо разъединить оценки результатов школьного образования и поступления в ВУЗ. Если мы принимаем такое системное решение, то надо четко отделить процесс подготовки к ЕГЭ от непосредственно школьного образования, отделить и по времени, и по ответственности.

Практически разделение целей поступления в ВУЗ и школьного образования будет означать:

  1. ЕГЭ должно стать не выпускным, а исключительно вступительным экзаменом в ВУЗ.
  2. Школьное образование должно иметь свои экзамены и закончиться, например 10-ым классом. После школьных экзаменов заканчивается ответственность Минпросвещения и школ за результат.
  3. Подготовка к ЕГЭ должна начаться после окончания школьного образования и школьных экзаменов и занимать выделенный период, например 11-й класс. Школа становится «опциональной», возможной, а не обязательной.
  4. Ответственность за подготовку к ЕГЭ и за результат ЕГЭ снимается и со школы, и с Минпросвещения. И возлагается на Министерство высшего образования, которое привлекает заинтересованные ВУЗы. Школы предоставляют инфраструктуру и наставников для подготовки к ЕГЭ. Если вспомнить опыт СССР, именно заочные школы ВУЗов несли большую нагрузку по подготовке к поступлению.

Второе системное соображение. Какова же цель школьного образования? Если рассматривать русскую цивилизацию, как систему, то главной задачей системы является ее воспроизводство, то есть воспроизводство русской цивилизационной общности.

Целью школьного образования должно быть сохранение и развитие русской цивилизационной общности. С учетом локальных особенностей и разнообразия.

Эта задача крайне интересна и сложна. Здесь я бы выделил некоторые важные черты решения.

Третье системное соображение. В школьное образование (как впрочем и в высшее) необходимо ввести обязательный принцип самовоспроизводства образования в виде принципа «старшие учат младших».

Такой принцип создает мультипликативный эффект на:

а) развитие взаимной ответственности, что и есть общность, которая ранее вырабатывалась в многодетных семьях,

б) повышение качества обучения с переходом к системе – «ВСЕ знают ВСЮ (то есть полную) школьную программу»,

в) приобретают осознанное знание школьной программы. Нет лучшего способа узнать, как кого-то научить,

г) приобретают навыки наставничества, снижают барьер к созданию семьи.

Продолжением этой системы должно стать наставничество выпускников над школьниками, перенос знаний и компетенций на «малую родину».

Четвертое соображение. Необходимо преодолеть «научность» школьного образования, стремление к избыточной научной форме. Необходимо вернуться к смыслу, к пониманию смыслов, сути школьных предметов.  Это упрощает школьные предметы, исключает лишние слои абстракции, непосильные и ненужные для незрелых умов школьников. И одновременно создает полноту понимания предметов, системность представления о мире.

Можно существенно упростить школьную программу, без потери смыслового качества. Что позволит достичь полной усвояемости программы. Программа должна быть усвоена и сдана (оттестирована) на 100% всеми школьниками. Это возможно только с привлечением ресурса старших школьников, выступающих помощниками учителей. Классические учебники и задачники позволяли соблюсти тонкий баланс полноты знаний и массового усвоения предметов.

Для тех, кто заинтересовался предметами и хочет узнать больше, должны быть организованы треки развития, с привлечением возможностей удаленных активностей.

 

Александр Давыдов,  ИТ-предприниматель, эксперт сайта “Россия – Ноев ковчег” (РНК).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Давыдов
Все статьи Александр Давыдов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09