Источник: Россия - Ноев Ковчег
Со «скверной» истории 2019г. меня сильно занимает содержание имени нынешнего Екатеринбурга. Нет общего мнения, какая конкретно Екатерина в имени: святая, или императрица Екатерина I. Это раздваивает общественное сознание и останавливает развитие. Захотелось выяснить, как решали вопрос с именем 300 лет назад и что изменилось.
Чьим именем нарекли город в 1723-м году основатели? И какая Екатерина была в имени «Екатеринбург» для общества в период империи? Назовем город «имперским» в период с 1723-го по 1924-й год. И еще применим старое слово «нарекать». «Нарекают» именем один раз, затем именем «зовут», «называют», «именуют».
Разобраться оказалось сложно, а специалистов по истории региона – нет, за это не платят. Заказал книгу-исследование Александру Шорину (2022-23гг), потом – архивное исследование Юрию Матросову (2024г), изучал переписку В.И.Геннина, понял логику, излагаю. Хотел покороче, но не получится.
Начну с мнения историков России. Они хором говорят, что в 18-м веке было немыслимо наречь город именем не православного святого. Александр Шорин писал, что если город нарекли именем любого человека, то для всех вокруг имя города автоматически становилось именем святого. Может и так, но почему – непонятно. Понять логику именования помогло сравнение наречения города с наречением детей.
Вспомним, как нарекали детей в Екатеринбурге имперском. Что было по другому тогда в 1723-м году, в год основания города? Основное и удивительное отличие – общество было тотально православным, включая элиту. Западнические реформы Петра шли недолго, дворянство и общество осталось русскоговорящим и искренне верующим. И православие определяло логику именования для русских.
Сейчас родители выберут любое иностранное имя – государство зарегистрирует. В имперском Екатеринбурге все иначе, – имя нарекает священник, он и покрестит и зарегистрирует. Священник наречет ребенка ТОЛЬКО ИМЕНЕМ СВЯТОГО, без вариантов. Родители могут подобрать имя, а наречет его священник. Без святого имени и крещения — не станет регистрировать. Вроде и сейчас русским детям дают традиционные имена, – как у святых. Но — а) далеко не всем, б) без крещения, и главное в) без наречения имени конкретного святого. Мы отличаемся тем, что не знаем своих святых.
В имперской России все русские — православные. Каждый знал и своего святого, и святых у знакомых. Никто не отмечал день рождения. Отмечали именины — день своего святого. Пример в литературе — именины Татьяны, где Ленский поссорлся с Онегиным. По святому имени все знают, когда поздравлять именинника, очень удобно.
Сейчас иначе, например я узнал своего святого Александра Невского в 42 года, воцерковляясь. Родители дали имя деда, и уже не знали, что деда нарекли именем святого. Имя мы выбираем случайно, иногда по родственнику, или по знаменитости. В 18м веке все иначе, – каждый русский был православным, и знал своего святого тезку.
Следствием было всеобщее представление, что содержание имени Екатерина — это ВСЕГДА святая Екатерина. Ну просто не было ни одной Екатерины, которую священник не нарек бы именем святой Екатерины. И естественно считали, что город, нареченный «городом Екатерины» (Екатеринбург) – безусловно наречен «городом святой Екатерины».
Вернемся к наречению детей. Обычно родители брали имя из церковного календаря. Но в верхних сословиях родители часто выбирали имя по родственнику, или по благодетелю. Для чего? Вот у семьи есть богатая тетушка, может оставить наследство. Родители, с ее согласия, выберут имя той же святой. Зачем это благодетельнице? Ей, как верующей, нужна память, поминание в молитвах. Девочка поминает благодетельницу, молится о здравии и об упокоении ее души. Православные знают насколько важно, чтобы за них молились после смерти. Цель практическая – молитва живого облегчает посмертные страдания души покойной.
Такая же логика для Екатеринбурга. «Новорожденный» здесь — город. Богатая «благодетельница» — это Екатерина – супруга Петра I, она поможет со строительством. «Родители» – основатели города, выбрали имя, как у императрицы в надежде получить помощь. В свою очередь Геннин обещал «память». В письме Екатерине, от 12 июня 1723 года, Геннин пишет: «оную крепость и завод осмелился именовать до указу Катериненбурх, а заводы Катериненбурские, в память высокославного имяни вашего величества». Она согласилась назвать город «во имя нас». Позже имя зарегистрировали с формулировкой «назвать в память имяни императрицы».
«Во имя нас» сразу указывает на святую Екатерину, – нет другого имени у крещеной православной императрицы. А что значит «именовать в память»? «Память» в православии конкретна — это молитва о живом и о мертвом. «Помнить» покойного в православии означает — молиться о душе, облегчать посмертную участь. И память об императрице исполнялась, – священники постоянно поминали императрицу Екатерину на службах в городском Екатерининском соборе. Собор закрыли в 1924г, молитва на столетие остановилась. Должок за городом.
Как город «крестили» и нарекали? Имя городу Геннин и Татищев подобрали еще весной. Разрешение на имя от «благодетельницы» Екатерины Геннин получил в письме от 2 сентября. А вот разрешения Петра – не было. Петр сомневался, короновать ли Екатерину. А если решит – нет, то полетят — и имя, и головы.
Дальше все было, как в сказке. 1-го октября заложили храм святой Екатерины. 7-го ноября пустили завод. 15-го ноября — Петр выпустил манифест о будущей коронации Екатерины, предопределив согласие на имя города. И вот 24-го ноября, в день святой Екатерины, началось «крещение ребенка» – освящение города Екатеринбурга. Было воскресенье, собрался народ и начальство — Геннин и Татищев. Священники служили литургию, потом молебен святой Екатерине, освящали город и завод. После был праздник, попойка, и палили из пушки. Так «крестили» и нарекли город святой Екатерины — Екатеринбург.
Имя города зарегистрировали к Рождеству. Указа Петра не было, но 23-го декабря вышел указ тобольской губернской канцелярии, в котором «новую крепость, которая построена в Угорской провинции при реке Исеть, и в ней заводы … назвали во имя Экатеринбурхъ, для памяти вечныя роды и для вечной славы ее величества всемилостивейшей государыни императрицы». Славы у императрицы не случилось, но 200 лет ее поминали – молились в Екатерининском соборе, пока его не закрыли и не взорвали.
Теперь к вопросу, а кого городское общество считало содержанием имени города? Тут все просто. Именины города праздновались 24 ноября в день святой Екатерины, сейчас это 7 декабря. Это был главный городской праздник, который сейчас называют Днем города и проводят в августе. Екатерининский собор был именно городским собором, в нем хранились знамена воинских частей из города, участвовавшие в сражениях. К революции горный Екатерининский собор имел самую большую общину в городе – 5 тысяч прихожан, весь топ городского общества. То есть для общества Екатеринбург был городом святой Екатерины.
Нынешнее представление многих, – что Екатеринбург носит имя императрицы, – возникло в результате уничтожения православия. Стерли из памяти православие — стерли всех святых и святую Екатерину. Но зато постоянно в фильмах и учебниках пиарили Екатерину I, ее путь по военным обозам генералов плюс измену мужу. Так Екатерина I в отсутствие святой, надолго стала единственным содержанием имени бывшего Екатеринбурга, тогда уже Свердловска.
Еще ввели привычку давать имена городам по фамилиям — Свердловск, Ленинград, Киров. Не называли Яковск, Владимирград, Сергейск, – чтоб никаких пророков и святых. Приучили, что имя города — это имя конкретного властителя. Привычка укоренилась — многие считают императрицу содержимым возвращенного имени Екатеринбург. А многие считают Петра I именем города Санкт-Петербург (город святого Петра).
Но в Екатеринбурге имперском – было православие, была признана святая Екатерина, был горный городской Екатерининский собор, где поминали и благодетельницу города – Екатерину I. Екатеринбург имперский носил имя святой Екатерины.
Резюме простое. Имя святой Екатерины — нареченное имя «крещенного» в ее день города. Имя, которое признавалось обществом 200 лет. Екатерина I — благодетельница и причина выбора имени города. И у города и у его благодетельницы было одно имя — святой Екатерины, покровительницы горного дела, семейного устройства, науки и образования.
Вернемся в настоящее. Пусть у города было имя святой Екатерины, но времена изменились, мы же не обязаны возвращать прежнее содержание в имя города? Почему не сделать именем Екатерину I и забыть про святую? Нельзя никак. Судьбу несчастной Марты Скавронской изломала война, лишив ее чести и нормальной семейной жизни. Марту окрестили и нарекли именем святой Екатерины, и она подарила свое прекрасное имя городу. Мы будем молиться за упокой ее души, но мы НЕ должны делать ее именем города, его главным символом. Такое имя – камень преткновения, «противотанковыйй еж» на пути города. Сделать символом города Екатерину I — лишить город всякого будущего.
Но и вернуть городу имя святой – не просто. Необходимо слаженное и широкое просвещение. Нужно много и талантливо рассказать о святой и об истории города, — и детям, и взрослым. Нужны интересные книги, красочные комиксы, современные муралы, экскурсионные маршруты, гастрономия, викторины, лекции школьникам. Надо рассказать и про «город святой Екатерины», и про «город бесов в 90-х», показать обратную сторону города, и что не надо повторять. Горожанам также придется восстановить Собор, не будет города святой Екатерины без Собора.
Необходимо вернуть обществу память и имя «города святой Екатерины», с которым жили 200 лет. «Екатерининское общество» своими проектами помогает городу вспомнить историю и святую Екатерину. Посмотрите что мы делаем в ТГ канале «Санкт-Екатеринбург» @saintekaterinburg. Деньги на проекты частные. Есть новые проекты и исполнители, нужна ваша поддержка в развитии города.