ОБЪЕЗД - место, по которому можно объехать.
Дорога плохая, но объезды есть, проехать можно.
Толковый словарь Ушакова
Если страны Запада одобрят новые секторальные санкции против РФ, Москва вынуждена будет ввести ограничения на пролет иностранных самолетов.
Об этом заявил председатель российского правительства Дмитрий Медведев.
"Будут ли новые санкции - нужно у них (стран Запада) спросить, но если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придется отвечать асимметрично", - сказал премьер-министр РФ в интервью газете "Ведомости".
"Например, ограничения в транспортной сфере", - сказал Медведев.
Премьер пояснил, что полеты вне воздушного пространства России приведут к банкротству многих западных авиакомпаний. Вместе с тем, Медведев высказался против такого развития событий.
«Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнерами, и поэтому небо над Россией открыто для пролета. Но если нас ограничивают, нам придется отвечать», - сказал премьер-министр, отметив, что введение ограничительных мер - «плохая история», так как санкции «точно не помогают установить мир на Украине», а «бьют мимо»."Мы же понимаем, что санкции сначала экономические, а потом - в ответ - политические, а политические вещи всегда асимметричны. И это уже пострашнее ограничений поставок: возможен взлом системы безопасности в мире. Надеюсь, что наши западные партнеры этого не хотят и сумасшедших среди тех людей, которые принимают решения, нет", - сказал Медведев.
Медведев также сказал, что Россия могла принять ответные меры раньше, но у властей была позиция не реагировать на действия Запада. По его словам, решение об эмбарго на поставки продовольствия принималось после консультаций и может еще корректироваться в интересах российских компаний: "Не мы это начали. Мы и так очень долго терпели. Хотелось ответить раньше, но была позиция президента - не реагировать на эти действия. Но когда уже прошло несколько волн санкций, пришлось принимать решение".
Экспертные оценки:
Анатолий Вассерман. Технически такое закрытие воздушного пространства возможно.
Практически оно, разумеется, возможно только для транзитных рейсов,
поскольку для граждан Российской Федерации следствием многолетних усилий
реформаторов, в том числе исходящих от правительства Дмитрия
Анатольевича, просто не хватит собственной авиации, чтобы обеспечить
нормальные перевозки. Поэтому для перевозки наших граждан мы вынуждены
прибегать к поддержке западных компаний.
Наши санкции против западных авиакомпаний сейчас могут быть
ограничены только транзитом. Для них это, конечно, тоже очень
чувствительно, поскольку транзит между западной Европой и юго-восточной
Азии через российскую территорию намного выгодней и дешевле, чем любые
другие варианты. Но это, на мой взгляд, крайняя мера, поскольку до сих
пор мы старались ввести санкции только такого рода, что серьёзно бьют по
финансовым интересам оппонентов и в то же время минимально болезненные
для нас самих.
Эта же мера чревата и большими неприятностями для нашей страны,
поскольку, как уже упомянуто, мы сильно зависим от западных
авиаперевозчиков. Гораздо сильней, чем, от тех же западных фермеров.
Поэтому, если мы введём такую санкцию, они, скорее всего, ответят тем,
что перестанут возить граждан Российской Федерации вообще. А это будет
для нас, действительно, болезненно.
Поэтому, я думаю, что эта мера останется на крайний случай. И очень
надеюсь, что у Запада хватит ума не доводить до того, чтобы мы
употребляли столь тяжёлое оружие.
Максим Калашников. Последствиями закрытия неба могут стать ответные санкции по
воздушному пространству, то есть авиатранспортная блокада Российской
Федерации. Плюс с советских времён, когда было одно Министерство
гражданской авиации и одна суперкомпания «Аэрофлот», за пролёт
иностранных воздушных кораблей над территорией страны шли так называемые
«пролётные» деньги именно «Аэрофлоту». Сейчас этот порядок сохранился. В
предлагаемой ситуации «пролётных» денег уже не будет. Кроме того, можно
ещё нарваться на санкции по обслуживанию воздушных судов Российской
Федерации, поставки туда запчастей к этим «самолётам-иномаркам» и так
далее. В отличие от Советского Союза, Российская Федерация практически
полностью зависима от поставок пассажирских авиалайнеров Европы и США.
В данном случае правительство Медведева и вообще кремлёвская
администрация показывает полный непрофессионализм. Гораздо страшнее для
Запада был бы выход России из ВТО, и введение нормальной
протекционистской промышленной политики, нацеленной на развитие страны.
Этого не происходит. Взамен они идут практически на самоубийственные
шаги, что лишь демонстрирует глубину той деградации высшего
управленческого аппарата Российской Федерации, которой удалось достичь.
Это падение страшно.
Так что, друзья мои, я уже умываю руки, я просто взял попкорн и
смотрю, как они будут заваливать экономику страны. Я сижу и смотрю,
потому что как-то повлиять на это невозможно. Сам факт сохранения
правительства Медведева в условиях войны - это тоже вопиющее
свидетельство полного торжества непрофессионализма, дилетантизма в
высшем руководстве Российской Федерации.
Медведев в интервью говорит: мы сейчас изучаем возможности, и будем
повышать налог на доходы физических лиц (НДФЛ); мы будем смотреть, либо
вводить налог с продаж, либо повышать НДС. Понимаете, насколько уже
страшный управленческий провал? Они даже просчитать не могут последствия
предпринимаемых шагов. Есть Центральный экономно-математический
институт. Там при советской власти умели считать последствия принимаемых
решений для экономики. Они даже туда дойти не могут. Так что, к
сожалению, всё это кончится очень плохо.
Владимир Винников. Заявление Дмитрия Медведева можно рассматривать только как
очередной выстрел в длящейся вот уже полгода «гибридной войне» между
Россией и Западом. На это указывает и время, и место его появления: утро
понедельника 8 сентября, когда должно состояться отложенное с пятницы
заседание ЕС по введению секторальных санкций против РФ; газета
«Ведомости», совместный с британской Financial Times и американской The
Wall Street Journal медиа-проект, входящий в референтный круг любого
западного правительства.
Понятно, что подобный шаг с российской стороны будет означать не
только введение «зеркальных» запретов на полёты российских авиакомпаний
через воздушное пространство Европы и США, но и в целом расширение
«воронки санкций».
Возможных причин для такого демарша два. Первая - в Кремле настолько
опасаются дальнейшего расширения западных санкций, что пугают Европу
явным политическим неадекватом. И вторая - Европа настолько не хочет
накануне зимы ссориться с Россией как одним из главных поставщиков
энергоресурсов, что ей нужен любой повод, чтобы отказаться от нового,
расширенного пакета антироссийских санкций, и чем абсурднее этот повод,
тем лучше.
Лично я склонен считать более близким к истине второй вариант, в
пользу которого говорит, кстати, и срочное принятие 5 сентября в Минске
не менее абсурдных 12 пунктов об урегулировании конфликта на Украине.
Но для «отмазки» сойдёт и то, и другое.